Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"Полярный исследователь
(Владимир Русанов)1875 – 1913? 
Однажды в юности он сказал:
«Мною руководит только одна мысль: сделать все, что я могу, для величия Родины», а за год до своего исчезновения в письме матери и отчиму уточнил:
«...я ясно увидел, что в России мне нечего делать. Я буду работать для России и дальше, но жить там я не могу и не хочу». Рано лишившись отца, он в детстве рос трудным ребенком: его исключили вначале (после двух неполных лет обучения) – из Орловской мужской гимназии, а потом и из Александровского реального училища, и лишь в 22 года он сумел закончить курс наук в Орловской духовной семинарии.
Уже в 14-летнем возрасте его впервые привлекли к допросу и дознанию, а в декабре 1900 года департамент полиции составил обширную справку, в которой были перечислены все антиправительственные действия молодого революционера.
Сосланный в 1901 году в Вологодскую губернию, он начал заниматься там научной деятельностью, и именно в этом революционер увидел тогда цель своей жизни.
Выехав с женой после отбытия ссылки во Францию, он поступил в Сорбоннский университет и закончил его по специальности «геология», уже во время учебы проводя научную работу на вулканах Центральной Франции.
В течение пяти лет он участвовал в полярных экспедициях на малоисследованную Новую Землю – вначале как геолог во французской экспедиции, а потом как начальник отряда и руководитель, сумев впервые пересечь Северный остров Новой Земли пешком и составить первую полную карту этого острова.
В 1912 году возглавил Шпицбергенскую экспедицию на судне «Геркулес», во время которой ему удалось открыть для России несколько новых месторождений каменного угля, эксплуатирующихся российскими шахтерами до настоящего времени.
20 августа 1912 года в Санкт-Петербурге была получена от ученого телеграмма:
«Исследования на Шпицбергене закончены, вся программа выполнена, поставлено 28 заявок. Собраны палеонтологическая, зоологическая и ботаническая коллекции. Обследована вся горная промышленность острова. Много льдов. Иду на восток. Русанов». Владимир Александрович Русанов, бывший революционер и действующий ученый, геолог и землепроходец, к этому времени совершивший уже 6 плаваний, отмеченных наградами Франции и России, на 63-тонном «Геркулесе» с экипажем в 11 человек, совсем не приспособленном для долгого плавания в полярных водах, попытался пройти от Шпицбергена до устья одной из великих сибирских рек (а может быть, пройти вдоль всего побережья Ледовитого Океана), но бесследно пропал в 1912 году, как и еще две российские экспедиции того же года.
Следы судна Владимира Русанова искали и продолжают искать уже почти сто лет самые разные экспедиции, в том числе и путешественники Орловского клуба «Русь», есть новые находки, однако главного – что случилось с самим Русановым – мы до сих пор не знаем.
В середине 30-х годов XX века писатель Вениамин Каверин написал замечательный роман – «Два капитана», главным героем которого является капитан Татаринов, а прообразом его послужили полярные исследователи – Георгий Брусилов, Валериан Альбанов, Георгий Седов и Владимир Русанов.
В Орле на улице Русанова, в доме №43, в 1982 году был открыт Дом-музей человека, которого до сих пор ищут, но заслуги которого в освоении Севера сейчас признаны всеми: благодаря ему началось освоение природных богатств Арктики, а Северный морской путь превратился в постоянно действующую магистраль.
Рожденный в Орле, своим положением никак не связанным с арктическими землями и морями, избрав суровое поприще и оставшийся русским до мозга костей, Владимир Александрович Русанов успел за отпущенные ему судьбой 37 лет многое сделать для величия Родины, и Родина не забыла о своем верном сыне.
В городе Печора стоит памятник, на постаменте которого надпись: «Исследователю Печорского края В.А. Русанову», на доме, стоящем на Шпицбергене - мемориальная доска в память о пребывании здесь исследователя, а один из заливов в Арктике носит его имя.