Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"Владыка Филарет
(Федор Амфитеатров)1779 - 1857 
Он сам так определял свой образ действий:
"Иди всегда прямым путем, это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств, сверху давят, и со стороны теснят, а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди ни хитрят и ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит".Будучи митрополитом Киевским и Галицким, он, проезжая из Оптиной Пустыни через Орел, зашел в собор, поздоровался, благословил и сказал:
"Здравствуйте, мои земляки! Ведь я сам орловский уроженец..."Родился владыка Филарет (Федор Георгиевич Амфитеатров) в 1779 году в селе Высокое Кромского уезда (ныне - Троснянский район), в семье священника Орловской епархии и, будучи четвертым ребенком, в раннем детстве рос почти "слепенький" – под присмотром и неусыпным вниманием деда, тоже священника, что как бы и предопределило жизненный путь внука – стать честным и преданным служителем Богу, вере Христовой и людям православным.
В 1788 году Федор Амфитеатров (ему шел 10-й год) поступил в Орловское духовное училище, во время обучения в котором отличался успехами в учении и особенной кротостью, за что был любим учителями.
В 1795 году Амфитеатрова перевели в Севскую духовную семинарию, в которой Федор учился также блестяще и был оставлен по окончании богословского класса учительствовать (здесь же, в Севской семинарии, он принял монашество).
Ученость отца Филарета, необыкновенные способности и умение убеждать прихожан скоро были замечены как последними, так и его духовным начальством: после нескольких лет преподавательской работы он назначается ректором семинарии – родной Севской, потом – Уфимской, Тобольской, а в 1816 году определен он был ректором Московской духовной академии.
С 1819 года Филарет занимает должность епископа Калужского и, по его инициативе, в Оптину пустынь переселились проживавшие в рославльских лесах монахи-аскеты, положившие начало деятельности известных оптинских старцев.
С течением времени владыка все выше поднимался по ступенькам духовной карьеры (архиепископ Рязанский, Казанский, Ростовский и Ярославский, митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Лавры), но всю жизнь оставался святителем-подвижником.
Николай Семенович Лесков в "Мелочах архиерейской жизни" писал:
"Что оставил митрополит Филарет в наследие своим наступникам? Сплошное, одноверное население, самым трогательным образом любившее своего "старенького дедусю".Только после смерти владыки Филарета в самом конце 1857 года из его завещания узнали, что он тайно принял схиму – высший образ монашеского жития и просил, чтобы его погребли в схиме под именем Феодосия.
Орловский священник Илья Ливанский в 1908 году посвятил стихи памяти владыки:
"Путь жизни, коим ты прошел,
Святитель дивный, присно славный,
И память вечную обрел
Повсюду на Руси державной".Тот же Лесков сказал, что
«жизнь таких людей, как Федор Георгиевич Амфитеатров, легко переходит в жития –- священные саги, которые благоговейно хранит и чтит память народа».