Илья Иосифович Клиорин (отец)
Иосиф Ильич Клиорин (сын справа)
Александр Ильич Клиорин (сын в центре)
1935 год.
Не раз упоминали мы в форуме эту фамилию. Встречалась она и в краеведческой литературе и в старых газетах. Но чаще всего с инициалами. Реже с именем. И вот имена отца и одного из сыновей даже иногда путали. Особенно в современных интернет публикациях.
Давно хотелось разобраться с этим и расставить всё по полочкам. Тем более, что в интернете информации совсем не много.
Давайте же вспомним о каждом Клиорине. Тем более, первые два были связаны с Орловщиной.
Илья Иосифович Клиорин (1877 - 1952)
Опубликую главу одной из книг, как нигде лучше рассказывающую об этом человеке:
>
После окончания медфакультета университета работал земским врачом в Тихвинском уезде Новгородской губернии, где участвовал в борьбе с эпидемиями и оказывал помощь крестьянам, не имея ни транспорта, ни достаточных средств. С 1904 года он — полковой врач действующей армии в русско-японской войне, после которой работает в Риге и Рыбинске. Повышает свой уровень знаний, овладев семью языками, читает литературу многих стран, осваивает профессию дерматолога.
В гражданскую войну он снова военврач в Польше и Галиции, а после Октябрьской революции служит в частях Красной Армии, сражающихся против Деникина, руководит 624-м Глазуновским госпиталем, затем служит в Орловском госпитале до 1924 года.
С 1924 до 1941 года Илья Иосифович заведует дерматологическим отделением губернской (затем областной) больницы, организует профилактику кожных и венерических болезней в Орловской области, по его инициативе построены лечебницы для больных детей, ликвидирована проказа, снижается уровень заболеваемости туберкулезом и вензаболеваниями.
Высококвалифицированный специалист, он готовит кадры и проводит широкую сан-просветработу среди населения в виде лекций и многих статей в газетах. Научный работник, пытливый новатор, И.И.Клиорин — автор многих печатных работ и докладов, включая зарубежные публикации. Так, в своей работе, посвященной патогенезу лейкодермы, опубликованной в немецком «Архиве дерматологии» за 1926 год, он пишет о вариациях индивидуальной восприимчивости и реактивности организма к болезни, причем на одно из первых мест ставит значение нервной системы в патогенезе, т. е. уже тогда в Европе раздается голос советского врача из Орла в пользу нервизма. Его новшества находят широкое признание врачей. Так, его металлический зеркальный усилитель солнечной радиации для лечения кожных заболеваний находит положительную оценку в техсовете Наркомздрава и направляется для использования в курортное управление.
Илья Иосифович — активный руководитель секции научно-медицинского общества. В 1944 году он возвращается из эвакуации в Орел на свою прежнюю работу, восстанавливает разрушенное отделение и профилактическую работу в области. В шестую годовщину освобождения Орла, 3 августа 1949 года, «Орловская правда» напечатала Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении ему звания заслуженного врача республики. 14 июня 1952 года в той же газете мы читаем некролог о жизни и деятельности врача, всю жизнь отдавшего больным людям.
В эти годы дерматологическая служба была выделена в специализированный диспансер и вышла из состава областной больницы.
Тепло вспоминал о И.И.Клиорине В.А.Цветков:
«Доктор Клиорин проживал в доме на Садовой (теперь — улица М. Горького) рядом с квартирой доктора Брауде. На доме весела вывеска: «Доктор И. И. Клиорин. Кожные и венерические болезни». Он занимался частной практикой, имел патент и лечил известных лиц города, тщательно соблюдая врачебную тайну. В коридоре его квартиры - единственной на 2 этаже - слева белая дверь вела в его просторный, идеально чистый кабинет со сверкающими частями процедурного стола и гинекологического кресла. В шкафу за стеклом были видны многочисленные ореховые шкатулки с урометрами, цистоскопами, зеркалами и катетерами, десятки других инструментов, бюксы, стерилизаторы стояли в другом шкафу. Я с трепетом преклонения перед таинствами медицины заходил в этот кабинет, ибо часто там бывал у моего ровесника Шурки (впоследствии — главного специалиста Министерства обороны, профессора, генерала). В случае звонка в дверь нас сразу убирала из коридора добрая, но решительная Мария Андреевна мать Шурки и Люсика, его старшего брата (впоследствии
заведующего архивным отделом облисполкома, много сделавшего для увековечения памяти о ведущих врачах и медицинских событиях). Ибо посетитель, скорее всего больной, не должен нас видеть. Мы уходили в гостиную, заставленную шкафами с книгами и экспонатами по дерматологии.
Когда больных не было, Илья Иосифович в свободное от работы время охотно беседовал с нами, иногда рассказывал на немецком языке смешные байки и стишки, поощряя мои познания в языке. Он был очень общительным и веселым, жизнерадостным человеком, любил детей, стремясь передать им свои знания через народную мудрость, богатый жизненный опыт. Рассказывая о сложных ситуациях и случаях из жизни, он предоставлял слушателям возможность самим делать вывод и интересовался, как поступил бы каждый.
Не было ни одного случая, когда Илья Иосифович не дал бы ответа на любой вопрос, и с таким человеком было интересно, увлекательно общаться и бесконечно задавать вопросы.
Последние годы своей нелегкой жизни он, парализованный, был прикован к постели. Проживал тогда на улице 7-го Ноября, где я его регулярно посещал, будучи студентом медицинского института. Он очень тяготился тем, что, все понимая, зная о своей скорой кончине, не мог объясниться, лишившись речи - главного его оружия в борьбе с дурным в жизни и инструмента для совершенствования молодых умов.
Помню, как однажды на каникулах я выловил на Оке большого судака. Снабжение продуктами было еще очень скудное, и я решил подарить рыбину этому страдающему человеку, чем-то обрадовать и поддержать психологически. Когда я принес ему судака со словами: «Вот вам, Илья Иосифович, собственноручно выловленный сегодня ночью судак для разнообразия вашего стола», то он вдруг неожиданно зарыдал, залившись слезами от избытка благодарности за внимание, так что ни сидевшая рядом с ложем Мария Андреевна, ни я долго не могли его успокоить. Мне даже стало неловко, что вместо радости я заставил плакать этого добрейшего и умнейшего человека.
Когда в 1952 году его хоронили на Троицком кладбище, я не мог сдержать слез, и понял, что эти слезы были не от страдания, а от сожаления об уходящем времени, неизбежно уходящих людях. Эти слезы облегчают душу, приводя к утешению».____________________________________________
"Путь длинною в 220 лет. Страницы истории Орловской областной клинической больницы". 2002 год.
Иосиф Ильич Клиорин (1919–1998).
Родился 6 февраля 1919 г. в Москве в семье врача. В 1922 г. с семьей переехал в г. Орел, окончил среднюю школу № 1 им. Ломоносова. В 1938 г. поступил в Московский стоматологический институт. В декабре 1939 г. был призван на службу. Участвовал в Советско-финляндской и Великой Отечественной войнах.
Работал в комсомольских органах Орла (1946 - июнь 1951). В июле 1951 г. вновь призван в армию, направлен на 6-ми месячные курсы усовершенствования офицеров в Риге. С декабря 1951 по ноябрь 1953 г. – пропагандист 5-го гвардейского СП Прибалтийского ВО. С ноября 1953 по октябрь 1967 г. – работал на разных должностях в партийных органах Орла, затем – зам. председателя Орловского областного комитета по радиовещанию и телевидению. В 1961 г. заочно окончил географический факультет Орловского государственного педагогического института (ОГПИ). Был секретарем партбюро ОГПИ (1969-1972), зав. архивным отделом Орловского облисполкома (1972-1979); после выхода на пенсию – ст. редактором Орловского облгосархива.
Находясь во главе архивной службы области, участвовал в написании книг «Летопись города Орла (1566 - 1977)» и Подвиг ратный, подвиг трудовой». Автор многочисленных публикаций на краеведческие темы в центральных и местных периодических изданиях.
________________________________________
https://gaorel.ru/Александр Ильич Клиорин (01.01.1924 — 13.03.2022).
Советский (российский) педиатр, профессор, начальник кафедры детских болезней Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова; Главный специалист-педиатр Министерства обороны СССР; председатель правления Общества детских врачей Ленинграда (Санкт-Петербурга) (1974—1995 гг); Генерал-майор медицинской службы, участник Великой Отечественной войны.
Родился в Орле, в семье известного в городе дерматовенеролога и общественного деятеля, Заслуженного врача РСФСР Ильи Иосифовича Клиорина (1877—1952) и его жены Марии Андреевны ур. Серебряковой (1893—1970), принадлежащей к одному из дворянских родов Серебряковых.
В молодые годы Илья Иосифович успел поучаствовать врачом сначала в Русско-японской, затем в Первой мировой войнах. В Гражданскую войну он был начальником полевого военно-санитарного поезда. Позже, в 20-х годах прошлого века, И. И. Клиорин оказался у истоков организации дерматовенерологической службы Орла, где его помнят, в частности, как первого, кто объяснил, что симметричность поражения кожи при сифилитической лейкодерме является следствием заинтересованности нервной системы.
С 1932 года А. И. Клиорину посчастливилось учиться в самой престижной в Орле средней школе № 1, которая с 1923 года носила имя М. В. Ломоносова. Основанная на месте бывшей Николаевской женской гимназии, она ещё долго сохраняла лучшие черты классической российской школы.
К началу Великой Отечественной войны Александр Ильич успел закончить 9-й класс. Уже в первые дни войны в соответствии с директивой Совнаркома СССР от 23 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» в Орле преимущественно из числа старшеклассников стали формироваться истребительные батальоны. В один из таких батальонов был зачислен 17-летний А.И. Клиорин. В задачу истребителей входили: борьба с парашютным десантом врага, охрана предприятий, сооружений и учреждений.
Орёл был сдан 3.10.1941 г. практически без боя. Его судьба была предрешена ещё 30 сентября, когда немцами была прорвана оборона Брянского фронта. Накануне прихода немцев часть истребительных батальонов, в том числе и тот, в котором служил А.И. Клиорин, была расформирована, другие ушли в леса. За сутки до сдачи города семья выехала в эвакуацию.
10-й класс Александр Ильич окончил в Соликамске. Вопрос выбора профессии был давно решён, но шла война. Вдруг стало известно, что сравнительно недалеко, в Кирове объявлен набор в эвакуированную сюда из блокадного Ленинграда Военно-морскую медицинскую академию. Так А.И. Клиорин оказался курсантом 1-го курса этого, хотя и молодого, но уже прославившегося своими научно-педагогическим потенциалом медицинского вуза.
Весной 1944 года, после полного снятия блокады Академия вернулась в Ленинград. В 1947 году Александр Ильич получил диплом об её успешном окончании и в числе пятерых выпускников был оставлен в адъюнктуре.
Ещё курсантом ВММА А.И. Клиорин увлекся педиатрией, поэтому выбор кафедры для дальнейшего совершенствования был давно определен. Руководил кафедрой крупный педиатр, основатель собственной медицинской школы академик АМН СССР, профессор Николай Иванович Красногорский. С этого момента дальнейшая судьба Александр Ильича так или иначе была связана с этим выдающимся ученым.
Летом 1961 года скончались оба его учителя. В июне умер М.С. Маслов, а в августе — Н.И. Красногорский. А.И. Клиорин покинул кафедру и по приглашению директора Научно-исследовательского института педиатрии АМН СССР Митрофана Яковлевича Студеникина уехал в Москву заведовать научной лабораторией. Там же в 1967 году он защитил докторскую диссертацию: «Деятельность сигнальных систем здорового и больного ребёнка», работу над которой начал ещё в Ленинграде под руководством Н.И. Красногорского.
После защиты диссертации А.И. Клиорин продолжил работу в Научно-исследовательском институте физиологии детей и подростков АПН СССР академика АПН СССР Акопа Арташесовича Маркосяна, где возглавил одну из физиологических лабораторий.
Возглавив кафедру, генерал-майор А.И. Клиорин был назначен на должность Главного специалиста-педиатра Министерства обороны СССР. Теперь, помимо повседневной научно-педагогической и лечебной работы он должен был регулярно выезжать в командировки для помощи в организации медицинской помощи детям в войсках. В свою очередь опыт, приобретаемый в армейских подразделениях, был необходим для совершенствования образовательного процесса.
Несмотря на то, что возрастной ценз, обязывал выйти в отставку по достижении 60-ти лет, А.И. Клиорин продолжал заведовать кафедрой вплоть до 1988 года. Но и после этого его творческая деятельность не только не прекратилась, но, по мнению коллег, существенно возросла.
_______________________________________________________
Полная статья:
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Клиорин,_Александр_Ильич