Забытый краеведКаплинский М. В. родился 2 октября 1892 года, умер 21 августа 1973 года.
Что меня удивляет и очень настораживает в последнее время? Какая-то странная «забывчивость» по отношению к относительно еще недавнему прошлому... Нежелание проверить, уточнить, переспросить, к сожалению, стало характерно для многих фактов нашей краеведческой жизни. Ошибаемся в датах, событиях, именах...
Архитектор, художник, музейщикСпасибо журналистке Е. Н. Годлевской, что некоторое время тому назад она вспомнила о краеведе Михаиле Викторовиче Каплинском в связи с именем Ермолова. Но о Каплинском мы обязаны вспоминать, говоря о многих фактах орловского краеведения. Сейчас, в канун 125-летия со дня его рождения, мне и хочется это сделать.
Я познакомилась с Михаилом Каплинским в 1959 году, когда он был инспектором госконтроля по строительству и архитектуре в облисполкоме. Елизавета Николаевна Коренева, тогдашний директор краеведческого музея, настоятельно рекомендовала мне, начинающему сотруднику музея, пообщаться с Каплинским, который еще в конце 20-х годов работал в орловском краеведческом музее. Михаил Викторович занимал почетное место среди лоцманов орловского краеведения. «Архитектор, художник, музейный работник», – так определяет его в своем издании «Орловские краеведы» В.П. Еремин.
После окончания Первой орловской мужской гимназии, в 1914 году Михаил Каплинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1916-м был призван в армию, направлен в школу прапорщиков. Во время Февральской революции 1917 года (он служил в это время в 192-м Сибирском запасном полку, расквартированном в Москве) по просьбе солдат привел полк в распоряжение революционного правительства. Октябрь 1917 года встретил на Западном фронте. Был избран членом полкового комитета, затем был направлен в армейский ревтрибунал, где исполнял обязанности военного следователя. В Гражданской войне участвовал в качестве командира конной разведки, позже был переведен в разведотдел при штабе дивизии. В конце 1922 года демобилизовался. Работал учителем рисования и черчения. С образованием в 1925-м Орловского общества краеведения стал его активным членом.
В 1928 году Михаил Викторович возглавил Орловский окружной музей. В 1931-м был арестован по так называемому «делу краеведов», но в ходе следствия был освобожден из-под стражи. В 1936–1938 годах работал директором краеведческого музея в городе Вольске Саратовской области.
До и после войныВ свое время я как-то не очень-то задумывалась о путях интеллигенции в революцию, о выборе той или иной профессии, в частности музейного дела и т.д. И сейчас меня как бы осенило. А почему, собственно говоря, Михаил Викторович не был членом партии, почему ушел в краеведение, а не в политику? Ведь для того времени он был весьма образованным человеком. Но такие вопросы тогда не принято было задавать.
В 1939 году как офицер запаса Михаил Каплинский был призван в ряды Красной Армии и направлен на должность помощника начальника штаба в 125-й стрелковый полк 6-й Орловской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Бресте. В мае 1940 года, по окончании срока призыва, возвратился в Орел и стал работать заместителем директора областного краеведческого музея по научной работе. В августе 1941-го был призван в действующую армию. В звании майора командовал отдельным батальоном 12-й автодорожной части на Брянском, а затем Воронежском фронтах. Был ранен.
После освобождения Орла Михаил Викторович работал в Орловском облисполкоме. Странно, но в отличие от других участников Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны, которых в те годы так много бывало в краеведческом музее, Каплинский, так по крайней мере запомнила я, не любил вспоминать о войне, он говорил о мире, о достопримечательностях Орловского края... Говорил тихо, без лишнего пафоса, как бы с извиняющейся улыбкой.
Естественно, мне было очень интересно разговаривать с человеком, который работал в этом же музее на 30 лет раньше меня. То, что можно услышать, задать вопрос и тут же получить ответ, безусловно, интереснее, чем просто прочитать. Да тогда и публикаций было не очень-то много. Главным фактором овладения профессией был личный опыт, мы им и пользовались.
Любимая тема – СабуровоКаплинский был по тем временам специалистом по Ермолову, по Сабуровской крепости и ряду других тем. Диапазон познаний Михаила Викторовича был очень обширен. Интерес к краеведению захватил его еще в юности, в начале 20-х годов. Работы Каплинского, будь то заметки в газетах, статьи в книгах, в основном были посвящены памятникам архитектуры Орловщины. Много внимания он уделял знаменитым землякам. Немало усилий приложил Михаил Викторович, чтобы вскоре после окончания войны, в 1949 году, на Троицком кладбище скульптором Б.Д. Бологовым была установлена доска из белого мрамора с изображением генерала А.П. Ермолова. Ее художественная, эстетическая ценность не утратила своего значения и по сей день.
Среди любимых тем Михаила Каплинского всегда значилась Сабуровская крепость. В 1957 году в газете «Орловская правда» от 14 июня была опубликована его статья «Сабуровская крепость», написанная совместно с П. Николаевым. Помню, как мы тогда с интересом восприняли ее.
Сейчас перечитала этот материал в очередной раз. Многое воспринимается иначе. Кроме архитектуры, автор писал и о крепостном праве, и о положении крестьян, и о современной ему жизни колхоза-миллионера «Идея Ленина». «Сабуровскую крепость – усадьбу, построенную по прихоти графа Каменского, часто посещают многочисленные экскурсии студентов, рабочих и служащих, колхозников и учащихся. Сейчас в селе Сабурово, где расположена крепость-музей, живет одна из бригад передового в Орловском районе колхоза-миллионера «Идея Ленина»... Все это далекая-близкая история, о чем следует вспоминать и тем, кто сейчас занимается Сабуровской крепостью.
Нельзя не вспомнить такую статью Михаила Каплинского, как «Архитектурное наследие», опубликованную в газете «Орловская правда» 9 января 1966 года. «Сохранившиеся на Орловщине памятники архитектуры – незаурядные произведения русского зодчества XVI–XIX веков. Они свидетельствуют о силе и мудрости народа, о духовной его красоте». Автор делится своими размышлениями о памятниках архитектуры Болхова, Мценска, Ливен, Орла, Дмитровска, в очередной раз пишет о храме в селе Сабурово. Думаю, что для студентов архитектурного факультета и для всех любителей старины эта статья и по сей день не утратила своего познавательного значения.
Назову и другие публикации М.В. Каплинского: «Памятник под угрозой» – о Троицком соборе Оптина монастыря в Болхове («Орловская правда» от 22 ноября 1967 года); «Из глубины веков» – о старинных домах Орла («Орловская правда» 1969 год, 25 мая); «Памятники зодчества» («Орловская правда» 1971 год, 29 августа); «О культовых памятниках архитектуры г. Орла» («Орловский комсомолец» от 2 мая 1973 года). Это была последняя статья Михаила Викторовича. По сути, его духовное завещание нам, потомкам. Меньше чем через четыре месяца Каплинский умер. Он ушел из жизни 21 августа 1973 года.
Последняя статьяСчитаю нужным более подробно остановиться на этой, последней статье Михаила Викторовича, ибо то, о чем он писал в 1973 году, и по сей день не утратило своей актуальности. Он пишет о жилом доме № 11 по Московской улице – «прекрасном здании простых выразительных форм, построенном в 1937 году по проекту архитектора Александра Самсоновича Тодорова, человека больших знаний и опыта». Он пишет о кинотеатре «Родина», о Дворце культуры железнодорожников и о других архитектурных объектах.
Поскольку и по сей день эти здания, судьба их использования продолжают не без основания волновать общественность, считаю необходимым напомнить современным читателям об одном из наших предшественников, Михаиле Викторовиче Каплинском, который еще в 1973 году отмечал: «В послевоенное время, в самом конце 40-х и в 50-е годы, в Орле было построено немало общественных зданий с большим или меньшим влиянием архитектурного стиля русского классицизма, в чем усматривается некоторая преемственность архитектурного наследия – памятники конца XVIII–XIX веков в нашем городе. К таким зданиям, характерным для истории застройки Орла в середине XX века, следует отнести железнодорожный вокзал, построенный в 1948–1949 годах по проекту архитектора Мхитаряна, и второе его здание – Дворец культуры железнодорожников; драмтеатр с сохранившейся от старого здания ротондой – по проекту архитектора Б.В. Антипова. Дом книги (арх. И.А. Иванов, скульптор Лавро), библиотека имени Крупской (арх. Е.В. Трубецкая), пединститут, а также здание исполкома городского Совета. В архитектурных формах указанных строений города, в их конструкциях отразились поиски форм, созвучных нашей современности. Бесспорно, эти здания интересны для города, и сохранены они должны быть без переделок».
Во многих дебатах нашего сегодняшнего дня очень чувствуется отсутствие такого знающего объективного эксперта, каким был М.В. Каплинский, с его спокойной манерой «доказывания» своих мыслей и оценок...
Нина Кирилловская
Орловский Вестник 12.10.2017http://orel.bezformata.com/listnews/zabitij-kraeved/61616995/Легенды и тайны Каплинского15 декабря Орловское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отметило свой полувековой юбилей. Активистам вручали грамоты и благодарили за работу. Вспоминали об ушедших радетелях сохранения старины.
Но не о Каплинском — удивительном орловце-краеведе, плывшем против общепринятого идеологического течения: именно он спас в лихие годы прах царского генерала Ермолова и немало сделал для увековечения его имени как героя Отечественной войны 1812 года; отстоял от разборки на кирпич Сабуровскую крепость — уникальную с точки зрения архитектуры усадьбу другого царского генерала времен Екатерины Великой Михаила Каменского, придумав открыть в ней Музей крепостничества; рискуя быть расстрелянным, спас Воскресенский храм, выдав его за дом родни А.С. Пушкина, что вынудило НКВД изменить проект федеральной трассы, пролегающей через церковь, и сделать в этом месте петлю.
Жизнь Михаила Викторовича Каплинского вообще похожа на детектив. Даже его могила исчезла, хотя всем известно, что похоронен он в Орле. Этот материал — о поисках утерянного.
Как Пушкиным храм спаслиЧтобы хоть немного понять человека Каплинского, наверное, надо знать хотя бы немногие факты его биографии. Родился в 1892 году. Окончил первую Орловскую мужскую гимназию — лучшее учебное заведение для мальчиков того времени и три курса юрфака Санкт-Петербургского университета. В Первую мировую был военным следователем, в Гражданскую — командиром конной разведки. Потом учительствовал, в 1928-м возглавил Окружной музей, а в 31-м был арестован по так называемому «Делу краеведов», когда осудили 92 ученых-историков и краеведов лишь за то, что были не того сословия. Избежав печальной участи, в 1938-м возглавил Орловский краеведческий музей. В августе 41-го отправился на фронт, был контужен, вернулся в Орел и остаток жизни, вплоть до 21 августа 1973 года, занимался охраной памятников.
Первая легенда о Каплинском, которая была опубликована, — о том, как он спас Вознесенскую церковь, что под Мценском.
Церковь эта имет давнюю историю. В XVII веке на ее месте был девичий монастырь, который сгорел 6 мая 1695 года. Несчастье понудило построить здесь каменную соборную церковь. В сентябре 1744 года во Мценске побывала императрица Елизавета Петровна вместе с наследником, которая пожаловала обители денежное пособие на постройку колокольни, после чего крест храма увенчала императорская корона. Но в 1757-м здание вновь сгорело и было восстановлено усилиями купцов и военных в 1764 году. Храм действовал до 1938 года.
А потом здесь организовали клуб. Тогда же храм утратил венчавший его световой барабан и верхний ярус колокольни. А в годы войны фашисты превратили здание в огневую точку, и оно значительно пострадало в ходе боев.
После изгнания немцев над Вознесенской церковью нависла угроза полного уничтожения, поскольку в 1945 году через Мценск строили государственную шоссейную дорогу Москва — Симферополь, а храм встал на пути. Понимая, что отстоять культовое здание, каким бы замечательным памятником истории и архитектуры оно ни являлось, невозможно, Михаил Каплинский пошел на подлог, выдав церковь за... светскую постройку XVII века, благо, военные, ведущие строительство дороги, в этом не разбирались, а внешний вид церкви, утратившей главу и верх колокольни, не вызывал сомнений. Рискуя жизнью, — а строительство курировало НКВД, которое в случае обнаружения подлога если не расстреляло бы Каплинского, то упекло бы в лагеря на долгие годы, — он убедил «дорожников» сделать крюк и оставить храм нетронутым!
Обо всем этом никто бы и не узнал, если бы не свидетельство одного из потомков А.С. Пушкина — Григория Григорьевича Пушкина, который, тоже рискуя жизнью, участвовал в спасении храма:
«Я служил в отдельном батальоне связи в НКВД. Летом 1945 года наше подразделение прокладывало правительственную связь параллельно строившейся автодороге Москва — Симферополь... Здесь я познакомился с М.В. Каплинским, который разыскал меня и просил помочь сохранить ценную по архитектуре церковь. Мы вместе пошли к командиру батальона, и Каплинский стал его убеждать, что намеченное к разрушению здание — «дом боярина Пушки», бывшего когда-то во Мценске воеводою»...
Комбат знал, что Пушкин — наше все. А значит, и предки великого русского поэта, и их имущество — неприкасаемы. Г.Г. Пушкин подтвердил «родство» с боярином Пушкой фамильным авторитетом, и памятник был спасен! Позже Каплинский сумел даже добиться для реставрации «дома предка великого поэта» выделения денег и стройматериалов. В 1949 году под его руководством провели ремонт, здание накрыли крышей сложной формы, из-за чего оно стало действительно походить на жилую постройку XVII века и под названием «Дом боярина» даже попало в краеведческую литературу.
В 1992 году, уже после смерти Каплинского, «дом боярина Пушки» передали общине верующих, и в 1995 году Вознесенская церковь была вновь открыта.
О герое Ермолове замолвите слово...О подвиге Каплинского по спасению праха и доброго имени Алексея Ермолова — героя Бородина и Кульма, проконсула Кавказа, орловцы узнали тоже не от него самого. Об этом рассказали поэтесса Майя Луговская и письма Каплинского ее подруге — латышской поэтессе Мирдзе Кемпе, бережно сохраненные в рижском Музее литературы, театра и музыки, которые удалось найти лишь пару лет назад.
Почему подвиге? Да потому что это сегодня Ермолов — общепризнанный герой, а тогда, в 40-х, чуть ли не стыдились, что он был орловцем. И потребовалось самое настоящее мужество, чтобы имя царского генерала вытащить из забвения.
«Гроб с телом Ермолова выкинули из церкви. Какое-то время он провалялся снаружи и только после того, как немцев прогнали, гроб увезли, и он вроде бы находится сейчас в помещении главного архитектора города... Он (Каплинский — ред.) приоткрыл крышку гроба, и мы увидели скелет Ермолова, на нем сохранились остатки военной формы, кое-где поблескивала позолота, — вспоминала Майя Луговская. — ...Возникла мысль о том, что необходимо в ближайшее время захоронить Ермолова на прежнем месте... Вместе с Каплинским поставили вопрос перед горсоветом Орла о сооружении мемориала, памятника или хотя бы доски, это казалось вполне естественным и достижимым. Но тут-то и началось...»
Никто не хотел увековечивать имя Ермолова. Потребовались годы и горы писем во все инстанции, чтобы это переломить.
Барельеф А.П. Ермолову был-таки создан. Известным орловским скульптором Б. Бологовым по рисунку Каплинского. И был открыт в 1954 году. «Орловская правда» сообщила об этом более чем скупо: «...Увековечена также память героя Отечественной войны 1812 г. генерала Алексея Петровича Ермолова. На Троицком кладбище, где похоронен А.П. Ермолов, установлена мемориальная доска с мраморным барельефом работы орловских скульпторов».
За пятью газетными строчками — полная драматизма борьба, которую вели Каплинский и латышская поэтесса, бившиеся в двери практически всех органов власти — от орловского гор-исполкома до Верховного Совета СССР, от горкома — до ЦК КППС, до Института истории, лично до Тарле и Бескровного, а в какой-то мере, и самого Сталина. Он пережил доносы, разборки, предательство... Даже невозможно представить, чего все это стоило Каплинскому.
Дорогая Мирдза Яновна!
Пересылаю Вам информацию местной газеты, всего лишь несколько строк о Ермолове, выхваченных из моей большой заметки, переданной в редакцию; это еще раз убеждает в существующих в Орле отношениях к своим землякам и тех трудностях, с какими создавалось все это дело. Возможно, Вы будете счастливее меня, и Вашу заметку о Ермолове поместят в Литгазете.
...Большое Вам спасибо за добрые слова обо мне в телеграмме; поверьте, что никто, кроме Вас, не додумался поблагодарить меня. Точно все забыли, чего мне это стоило. — Ну дело не в этом, важно, что своего я добился...
1954 год.
...Я, по-видимому, скоро перееду в Смоленск на новое место работы... Надо честно сказать, что из Орла меня постарались выжить. Я не особенно об этом жалею...
С приветом Каплинский. Февраль 1955 года.
Такая вот благодарность...
Затерянная могилаК слову сказать, захоронение основной части праха Ермолова до сих пор хранит свою тайну. Несколько лет назад во время реставрационных работ склеп, где был похоронен Ермолов, вскрыли, и мало что там обнаружили. Судя по всему, Каплинский от греха подальше сам предал земле спасенные останки героя и до конца жизни скрывал эту тайну, не доверяя ни времени, ни партии, ни коллегам, ни так называемой общественности. И вот парадокс: прах и могила самого Михаила Каплинского, вернувшегося из Смоленска в Орёл и умершего 21 августа 1973 года, тоже нигде не значатся! Он словно повторил судьбу человека, против забвения которого бился многие годы. Сложным оказалось даже найти фотографию этого замечательного краеведа, столь много сохранившего для орловцев.
Но однажды раздался звонок: «Вы интересуетесь судьбой Каплинского? Я знаю, где он похоронен. Хотите — покажу! Я, наверное, единственная, кто это может сделать». Вместе со старейшим орловским краеведом Ниной Кирилловской едем на Наугорское кладбище, что в Орле.
...Церковь. Берёзка. От неё три десятка шагов — и могила близких Нины Максимовны.
— Мой папа умер 17 августа 1973 года. А через несколько дней меня пригласили на похороны Каплинского, и оказалось, что его хоронят рядом с моим папой. Не запомнить такое просто невозможно, — рассказывает Кирилловская. — Но за его могилой никто не ухаживал. Я предлагала в те годы в нашем ВООПиИК — давайте хоть оградку поставим, но в ответ услышала: «У него было много жён, вот пусть они и занимаются этим»...
А через десять лет тут похоронили воина-афганца. Наверное, это было сделано, потому что могила была заброшенной, и ее посчитали бесхозной. А потом здесь захоронили ещё и отца того парня.
Какую-то табличку, доску для увековечения памяти Михаила Каплинского здесь, наверное, уже не поставить — собственность других людей... Мне уже много лет. Так что теперь вы — хранитель этой информации...
На том и распрощались.
Впрочем, нет. Зампредседателя Центрального Совета ВООПИиК Виктор Ливцов на днях привез из Москвы большое фото Михаила Каплинского — оказывается, оно хранилось в архиве ВООПИиК среди прочих фотографий активистов общества. А еще Ливцов заявил о готовности инициировать изготовление мемориальной доски с именем Каплинского, которую, правда, пока не придумали, где установить.
Хороший и правильный был бы подарок к юбилею Орла, не правда ли?
Елена Годлевская
МК ru Черноземье 23.12.2015http://chr.mk.ru/articles/2015/12/23/legendy-i-tayny-kaplinskogo.html