Материал выложил
ДобровВсё, что связано Стариновым, становится легендарным. Наш знаменитый земляк, уроженец села Воиново Болховского района Илья Григорьевич Старинов был инициатором создания и начальником Оперативно-учебного центра Западного фронта (сокращенно - ОУЦ). Собственно он приказ наркома обороны о создании центра и готовил. 14 июля полковник Старинов прибыл в Рославль Смоленской области и представился секретарю ЦК КПБ Г.Б.Эйдинову — ответственному за формирование партизанских отрядов, направляющихся в тыл противника. Пункт формирования партизанских отрядов находился в пионерском лагере на окраине города. 17 июля 1941 г. Старинов получил приказ перебазировать оперативно-учебный центр в Чонки, что под Гомелем, так как накануне враг захватил Смоленск и обстановка ухудшилась. Вскоре ОУЦ развернул партизанскую школу еще и в Мозыре, направив туда ряд инструкторов. Располагаясь в Гомеле, Старинов и его подчиненные из ОУЦ помогали в разведывательно-диверсионной подготовке кадров партизанских школ в Киеве и Чернигове. 13 августа было принято решение передислоцировать оперативно-учебный центр в Орловскую область. Старинов выехал в Орел. В Орловском обкоме партии идею создания партизанской школы поддержали. Первый секретарь обкома В.И.Бойцов немедленно договорился с командованием военного округа о продовольственном обеспечении будущих партизан, а чтобы школа не пострадала из-за отсутствия кадров, денег и вещевого снабжения, в штабе военного округа ее формировали как подразделение Оперативно-учебного центра Западного фронта. Место для школы нашли в нескольких километрах от города, неподалеку от аэродрома, где посторонним лицам делать нечего. Сначала обком направил в школу двадцать шесть человек для обучения на инструкторов, а к 18 августа укомплектовал ее полностью. С целью конспирации школу стали именовать "школой пожарников". Начальником ее назначили спокойного, рассудительного партийного работника И.Н.Ларичева, его заместителем по оперативной части - Д.П.Беляка, начальником штаба человека сугубо штатского, но прямо-таки созданного для штабной работы - М.В.Евсеева.
В докладной записке УНКВД по Орловской области, составленной в сентябре 1941 года, сказано: " Для подготовки кадров диверсантов УНКВД вместе с областным комитетом партии организовали спецшколу, в которой в данное время обучено около 500 человек и созданы кадры преподавательского состава. В школе подготовили инструкторов для Курского УНКВД. Проходит курс подготовки группа из Москвы, Тулы, Смоленска. Школа готовит кадры для партизанских отрядов, диверсионных групп и диверсантов-одиночек. Обучает спецтехнике диверсионного дела, технике действий в тылу противника".
В создании школы и подготовке партизанских кадров обкому партий постоянно помогали оперативные работники Орловщины - Г.Брянцев, ставший в послевоенные годы популярным молодежным писателем, М.М.Мартынов, В.А.Черкасов и их товарищи. Немало сделал для школы и начальник областного управления НКВД К.Ф.Фирсанов.
Среди присланных обкомом будущих инструкторов имелись партийные и советские работники, сотрудники НКВД, агрономы, учителя, даже один заведующий хлебопекарней! Очень дружно держалась "девичья команда" - шесть девушек-инструкторов, из среды которых вышли прославленная партизанка Ольга Кретова, воевавшая на Южном фронте, и Мария Белова, обучившая в годы войны диверсионной технике и методам партизанской борьбы с противником сотни людей.
В сентябре в "школу пожарников" прибыли группы из Курска и Тулы, направленные для учебы тамошними обкомами партии.
Помощник Старинова Ф.И.Ильюшенко подготовил прославившийся впоследствии отряд секретаря Брянского горкома партии Д.М.Кравцова. Сам Кравцов, тогда молодой, энергичный, инициативный, помог наладить в Брянске массовое производство инженерных мин и гранат. Кроме Кравцова готовились в "школе пожарников" будущие прославленные партизанские командиры М.П.Ромашин, А.Д.Бондаренко и Герой Советского Союза генерал М.И.Дука.
Обученные непосредственно Стариновым инструкторы в предвоенные годы подготовили свыше 1000 квалифицированных партизан. В годы Великой Отечественной войны обученные им же инструкторы подготовили в различных школах свыше 5 тыс. партизан-диверсантов. Только в Оперативно-учебном центре Западного фронта было обучено 1600 человек.
Продолжительность и содержание подготовки личного состава к выполнению боевого задания зависели от подготовленности курсантов, характера предстоящей задачи (разведка, поиск, диверсии) и имевшегося времени. Но во всех случаях подготовка была непродолжительной. Ничего не поделаешь – война...
Инструкторы учили, что гитлеровская армия полностью зависит от доставки пополнений, боеприпасов вооружения из глубокого фашистского тыла. А партизаны могут массовыми диверсиями парализовать вражеский транспорт, оставить вражеские соединения на фронте без боеприпасов и горючего. Диверсии рекомендовалось производить по возможности вдали от населённых пунктов, жители которых помогают партизанам. Объяснялось, кстати сказать, что массовость диверсий – самый надёжный способ заставить врага отказаться от жестоких репрессий против мирного населения.
За короткое время обучали подрывному делу, обращению с автоматическим оружием и основам разведки, ознакомили с некоторыми правилами конспирации, формировали спецгруппы. Гранаты и мины в значительной степени изготовлялись собственными руками по личному указанию И.Г. Старинова.
Первое время школа размещалась на дачах облисполкома и НКВД (район поселка Стрелецкий и современного института зернобобовых и крупяных культур), но вскоре о ее местонахождении стало известно немецкой разведке и школу перевели в Орел, на территорию канатной фабрики (улица Комсомольская).
Кроме того, у Орловской школы был филиал на окраине Брянска на территории бывшего Иоанно-Предтеченского мужского монастыря у посёлка Белые Берега.
По состоянию на 1 марта 1942 года Брянская и Орловская школы выпустили по 5 тыс. диверсионных и разведывательных кадров. Только 4-й отдел УНКВД Орловской области к тому времени создал до 70 партизанских отрядов и свыше 500 диверсионных групп с привлечением кадров, подготовленных в основном в орловской и брянской "школах пожарников".
Последняя, к примеру, сыграла большую роль в развитии партизанского движения и немало способствовала эффективности боевых действий партизан, там готовились квалифицированные кадры разведчиков, диверсантов, подрывников. Это и был настоящий "второй фронт". За август – начало октября 1941 года Белобережский филиал подготовил около 800 человек, ставших бойцами разведывательно-диверсионных групп.
В Орловской школе подготовлены 185 преподавателей минно-взрывного дела и обучено 2369 минеров-подрывников для разных областей России. После оккупации Орла немецкими войсками продолжала работать в Ельце. Итоги деятельности впечатляют: 90% крушений немецких грузовых составов, подрывов мостов и других диверсий на оккупированной советской территории было совершено с участием ее выпускников.
Сам Старинов, кстати, пробыл под Орлом всего несколько дней, так как из Москвы пришел приказ срочно возвратиться в Главное военно-инженерное управление, дел было невпроворот, однако первый памятник ему открыт именно под Орлом.
Имеющиеся и сейчас остатки дореволюционного парка в п.Стрелецкий, заложенного педагогом, краеведом, лесоводом и общественным деятелем и, собственно, тогдашним владельцем земли В.Н.Лясковским и служили укрытием для школы.
Памятник И.Г.Старинову в п.Стрелецкий Орловского района.
9,1 км от Главпочтамта)
