| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Немного об орловских театрах orel-story.ru форум / Немного об орловских театрах /  
 

История орловских театров

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор Vasilisa

Участник 
#1 | Дата: 10 Авг 2016 17:01 | Поправил: Vasilisa 
Театр сопровождал графа Сергея Каменского (1771-1835 гг.) с юных лет. Ему, воспитаннику Московского кадетского корпуса, исполняется девять лет, когда на русской сцене появляется первая постановка «Разбойников» Шиллера; одиннадцать, когда шумный успех сопутствует премьере «Недоросля» Фонвизина; тринадцать, когда впервые дают «Хвастуна» Княжнина; в семнадцать он аплодирует героям «Ябеды» Капниста.

Театральная жизнь Москвы захватывает его. Граф Сергей (мы позволим себе называть его так) пробует и сам сочинять пьесы, одаренный музыкально, он пишет к ним музыку. Но его отец, фельдмаршал Михаил Федотович, и слышать не хочет о театральных увлечениях своего старшего сына. Сначала пусть послужит. Отец торопится сразу же после выпуска определить его в действующую армию.

Восемнадцатилетним юношей он получил свое первое боевой крещение. Был участником освобождения польских земель от повстанцев Костюшки. Многие годы участвовал в избавлении сербов, румын, болгар от турецкого владычества. Стал главным организатором первых победных сражений с наполеоновскими полчищами в Отечественной войне 1812 года.

Когда эта война закончилась, и победители начали возвращаться домой, вернулся к себе в Сабурово и граф Сергей. За его плечами почти четверть века воинской службы. Кавалер орденов Св. Георгия III и II степени, он отмечен редкими наградами — золотым Пражским крестом и золотым крестом «За отличную храбрость при взятии приступом Базарджика», удостоен ордена Св. Владимира IV степени, Св. Анны I степени с бриллиантовым знаком и Св. Александра Невского. Теперь он мог бы сменить мундир генерала-от-инфантерии на шлафрок помещика. Но сидеть в бездействии было не в его характере. И он решил навсегда распрощаться с богом войны Марсом и стать служителем Мельпомены.

В начале XIX века театральное искусство стихийно охватило помещичьи дома и усадьбы. Оно вносило оживление в размеренную жизнь российской глубинки. Отличительной чертой русского дворянства было хлебосольство и гостеприимство: каждый считал своей обязанностью собирать к себе соседей «хлеб-соль покушать и песенок послушать».

Наряду с многочисленными усадебными театрами в Орловской губернии — князя Салтыкова, графа Головина, княгини Дашковой, в самом Орле действовало семь частных любительских театров (в других губерниях их насчитывалось не более 2-3 в каждой). Театральные затеи были и в семейной традиции Каменских. Однако граф Сергей решает создать общедоступный публичный театр, а не просто забаву, усладу для близких и знакомых. И 26 сентября 1815 г. осуществляет задуманное и приводит в действие все свои резервы на новом «поле сражения» — сценическом. Только за первые девять месяцев театр «... представил к увеселению публики 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и две трагедии....» Спектакли в первый сезон шли почти ежедневно. Впоследствии театр перешел на более размеренный темп — представления давались три раза в неделю.

Отзывы были благоприятными. Орловцы гордились, что у них есть такой театр, привлекавший к себе зрителей не только из ближайших уездов, но и из окрестных губерний. Слава театра докатилась и до столицы. Любопытство было столь велико, что театр был удостоен визита Александра I (1817). Заодно устроили смотр войск, дислоцированных в губернии. Кроме того, Государь нашел время, чтобы увидеться с вдовой покойного фельдмаршала Михаила Федотовича Каменского (матерью графа Сергея), которая в это время гостила у сына в Орле. «.....Нам давали бал, на котором самая почетная особа была графиня Каменская, вдова фельдмаршала», пишет Михайловский-Данилевский («Русская Старина» 1897, № 6, с. 480). Вслед за Государем Орловский театр посетил будущий Император, а в то время Великий князь Николай Павлович (1818г.) — с неизменным устройством смотра военных частей губернии. За ним последовал визит члена Государственного Совета графа А.А. Аракчеева (1819г.), затем — других сановников из Санкт-Петербурга, Москвы и ряда губернских городов России. На спектаклях непременно бывали офицеры полков, размещенных в губернии.

Так с графа Сергея Михайловича Каменского началась славная история орловской сцены. Созданный им первый в Орле профессиональный театр осуществлял невидимую работу по реформированию нравов.

Выполняя свой замысел, Каменский преследовал цель азартно, до одержимости, вкладывая в то, что его увлекало, максимум своих сил и средств. Окружающие считали, что он работает на свою собственную идею, на ее успех. Но плодами этой его работы пользовались все. Сам граф Сергей, казалось, даже желал, чтобы его детище -Театр — помнили дольше, чем его самого.

Будущий историк-театровед не забудет его имя, как бы не было велико расстояние между его временем и нашим....

Автор Cyrano

Участник 
#2 | Дата: 11 Авг 2016 02:17 | Поправил: Cyrano 
Vasilisa
Снимаю шляпу. Так это, оказывается, Вы сочинили данную статью четыре года назад, 23 августа 2012 г.!
http://www.theaterorel.ru/about/history_theatre/ka menskie/

Сначала пусть послужит. Отец торопится сразу же после выпуска определить его в действующую армию.
А не наоборот?
К трехлетнему возрасту папенька Михайло Федотович "поступил" своего старшего сыночка, графчика Сережу, на службу корнетом в Нижегородский драгунский полк.

Когда эта война закончилась, и победители начали возвращаться домой, вернулся к себе в Сабурово и граф Сергей.
Сия тайна велика есть. Граф Сергей после сражения при Городечно 31 июля 1812 г. из-за собственного самодурства разругался с собственным же командующим генералом-от-инфантерии графом Александром Петровичем Тормасовым, сдал командование князю А.Л.Щербатову, бросил армию и свалил в неустановленном направлении.

Теперь он мог бы сменить мундир генерала-от-инфантерии на шлафрок помещика.
Не мог, поскольку был уволен от службы только 6 марта 1822 года.

Отзывы были благоприятными. Орловцы гордились, что у них есть такой театр, привлекавший к себе зрителей
Вы меня очень порадовали добрыми для меня новостями, но не могли бы все-таки дать ссылочку. Дело в том, что в томе 4 журнала «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (№ 95 или 96, простите, более точной ссылкой сейчас не располагаю), было сказано прямо противоположное: "Игра артистов была ниже всякой критики." Поскольку граф Сергей продолжал самодурствовать, приумножая традиции своего папеньки, то ему мерещилось, будто для поправления неважной театральной игры в команду актеров нужно лишь привлечь "легионеров". В первую линию сценической атаки он неоднократно пытался прикупить великого Михаила Семеновича Щепкина. Впрочем, граф Сергей не сошелся в цене с "клубом-владельцем", поскольку первый к тому времени уже промотал значительную часть папенькиного наследства.

Любопытство было столь велико, что театр был удостоен визита Александра I (1817).
Нельзя ли ссылку на то, что же вызвало любопытство царя и посетил ли он взаправду театр?
Дело в том, что другой орловский театроман и самодур (в беседе со мной он, правда, последнее пытался отрицать, но через две недели после той моей беседы с ним его погнали от театра, и разногласие наше не пришло к общему знаменателю) Борис Наумович Голубицкий в своей архивированной статье "КАМЕНСКИЕ И ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ СЦЕНЫ" http://www.saburovo-castle.narod.ru/golubickiy.htm утверждал: "В 1815 г. граф возвел на Каменской площади необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 26 сентября (8 октября по новому стилю) поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра". Как-то не слишком симпатично.
Я не поверил бы Борису Наумовичу, но дело в том, что добрейшей души Борис Наумович спер свои театральные раздумины и размышлизмы у уважаемого мною Николая Семёновича Лескова из его рассказа "Тупейный художник", где приличный Николай Семёнович, в отличие от дипломатичнейшего Бориса Наумовича, высказался о театре более определенно: "Ребёнком, в сороковых годах, я помню ещё огромное серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр".
Что же могло привлечь императора в театре Каменского? Неужели то обстоятельство, что "билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей" (Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII—XVIII веков.-Искусство, 1958.-С. 202.)
Голубицкому вторит старинный участник этого форума по имени Peripetetik. Две недели назад в газете "Московский Комсомолец" вышла его статья "Визиты высоких лиц в зеркале истории Орловщины".
http://chr.mk.ru/articles/2016/07/25/vizity-vysoki kh-lic-v-zerkale-istorii-orlovshhiny.html
Там русским по-белому Peripatetik прописАл про царей и про Орел: "...цари Александр I и Николай I, бывали здесь многократно... Кроме военных маневров братья-цари посещали храмы, новое здание губернской тюрьмы рядом с орловским горсадом и губернскую больницу."
Вот, я и пытаюсь понять, шатался ли царь Александр Первый в Орле по театрам, или все-таки по тюрьмам и больницам?

Созданный им первый в Орле профессиональный театр осуществлял невидимую работу по реформированию нравов.
Это - архисправедливо! Помнится, проклятые коммунисты в плане воспитания меня в духе верности загнали меня же (правда, нахаляву) в так называемый "Орловский Тургеневский драматический", тогда еще, правда, не академический, театр смотреть театральную постановку по тургеневским "Отцам и детям". Я выполнил наставление коммунистов и смотрел на сцену во все глаза. А увидел я то, что представлявший на сцене театра господина Базарова известный в ту пору большой ценитель борзых собак и по совместительству - театральный "лицедей" (это - не я, это - определение академика живописи Андрея Ильича Курнакова), белорусский слесарь Петр Сергеевич Воробьев играл (по-моему, слегка "под мухой") совсем не то, о чем рассказывала мне в школе на уроке литературы о Тургеневе и Базарова моя любимая учительница. Меня это несколько озадачило, поскольку бабушка говорила мне, что "блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся".
Я возжелал насытиться истиной и... (слава великому театральному искусству!) засел, и внимательно перечитал роман И.С.Тургенева. Я понял, что врут и в школе, и в театре. Правда, ложь эта несколько различна по способу ее лгания. Если учительница просто малость не договаривала о том, что писАл И.С.Тургенев, то театр в лице его лицедея-актеришки в трактовке образа Базарова врал безбожно. Вот тогда я впервые и пожалел, что какой-то, очевидно, жулик с моей милой воровской и ментовской Ленинской спер из театра и безвозвратно прОпил упомянутый здесь мною выше набор плеток графа Каменского, который был бы вполне уместен в отношении Петра Сергеевича.
Одним словом, наша многовосхитительнейшая Вэзайлайза, "любите ли вы театр так, как я люблю его" (и немножко художественный руководитель Московского Художественного академического театра имени Максима Горького Татьяна Васильевна Доронина)? Вот так (и только так, особливо, когда на сцене театра Каменского можно отыскать рюмочку винца):

Всего доброго,
Cyrano

Автор Vasilisa

Участник 
#3 | Дата: 11 Авг 2016 18:40 
конечно, я ее не сочиняла, а только поместила сюда.
на авторство изначально не претендовала)

Автор admin

Администратор Муж.
#4 | Дата: 11 Авг 2016 19:28 
Vasilisa
Спасибо за статью, найденную на просторах интернета. У нас тема театров не является самой посещаемой. Поэтому материалов мало. Если найдёте что-нибудь ещё, скажем об истории ТЮЗа, о театре студии из дома учителя в 1970-е годы, то было бы интересно узнать их историю.

Автор Cyrano

Участник 
#5 | Дата: 11 Авг 2016 19:30 
Vasilisa
я ее не сочиняла
Так сочините что-нибудь! Просим, просим!
Всего доброго,
Cyrano

Автор Vasilisa

Участник 
#6 | Дата: 12 Авг 2016 14:16 
Я смотрю, форум здесь не особо гостеприимный. Могу вообще ничего не писать с таким отношением к новичкам.

Автор Cyrano

Участник 
#7 | Дата: 12 Авг 2016 15:44 
Vasilisa
А как Вам нравится такой театр?

Всего доброго,
Cyrano

Автор Vasilisa

Участник 
#8 | Дата: 15 Авг 2016 17:26 
Cyrano
я вообще не капризная, и мне все интересно

Автор Cyrano

Участник 
#9 | Дата: 16 Авг 2016 00:49 | Поправил: Cyrano 
мне все интересно
Знакомьтесь!
Дама-командор Британской империи, кинорежиссер, актриса, продюсер, лауреат премии "Оскар" Американской академии кинематографических искусств и наук, дважды лауреат премии "Золотой Глобус" Голливудской ассоциации иностранной прессы года за кинофильмы и телевизионные картины, четырежды лауреат американской телевизионной премии «Эмми», пятирежды лауреат премии ("БАФТА") Британской академии кино и телевизионных искусств Хелен Миррен в роли Цезонии в фильме Тинто Брасса "Калигула".

Она же Елена Викторовна Миронова.
Она же графиня Каменская (прапраправнучка Михаила Федотовича, увы, не знаю, по чьей из его детей линии).
Всего доброго,
Cyrano
PS В минувшую пятницу с прогульщиками прогуливали недавно обнаруженный каменный параболоидальный купол Троице-Васильевской церкви и особенности кирпичной кладки восемнадцатого века в окружающих гражданских постройках. Промокли и продрогли. Подписали петицию на имя губернатора и др. А Вас, Василиса, почему-то не было. Все прогульщики (на сей раз нас было немного - человек тридцать) просто огорчены Вашими прогулами наших прогуливаний.

Автор admin

Администратор Муж.
#10 | Дата: 16 Авг 2016 10:30 
Vasilisa
Я смотрю, форум здесь не особо гостеприимный. Могу вообще ничего не писать с таким отношением к новичкам.
Вообще-то форум довольно гостеприимный, но есть процента 2-3% форумчан, которые умеют создавать такую атмосферу, когда не только новички, но и некоторые ветераны форума, предпочитют уйти и не подвергаться иезуитски-вежливому издевательству со стороны такого интеллектуала-говоруна, как, например, Cyrano.
Vasilisa, не покидайте нас!

Автор Cyrano

Участник 
#11 | Дата: 17 Авг 2016 01:06 
Vasilisa
Этот злыдень admin обидно обозвал меня интеллектуалом. Да еще и Вы исчезли. а я без Вас уже соскучился.
Всего доброго,
Cyrano

Автор Cyrano

Участник 
#12 | Дата: 12 Сен 2016 15:04 | Поправил: Cyrano 
Vasilisa
я вообще не капризная, и мне все интересно

39-й театральный сезон Орловского народного театра сатиры, глубокоуважаемая Василиса, открылся серией закрытых показов триптиха о правде "Вавилонская башня" в камерном исполнении молодежной студии театра. Хочу пригласить Вас на закрытый показ четверга 15 сентября, на 19-00.
Думаю, что за пультом звукозаписи или кинооператора там будет сидеть руководитель одной из популярных радиостанций. На сцене, возможно, будет болтаться в качестве одного из главных героев руководитель одной из киностудий. Представляете, как будет здорово, если временно отсутствующая в корреспондентском корпусе Василиса напишет отзыв о спектакле и даст обзор сорокалетней истории народного театра, а восторженные руководители станции и студии срочно возьмут корреспондента Василису под свое крыло. Тотчас же Василиса починит свою машинку, и мы съездим на ней в район Кукуевской катастрофы, чтобы взять интервью у бабушки-разведчицы.
Я надеюсь, что Вы будете в четверг в добром здравии и всенепременно прибудете ко входу в "Неучприбор", лучше минут на пятнадцать пораньше, ибо тела вип-персон, посещающих сии закрытые показы, там будут в порыве зрительской страсти бодаться друг с другом за каждый квадратный сантиметр камерной посадочной площади, чтобы быть ближе к телам же простых рассейских сатирных актеров, и нам с Вами придется продираться через баррикады, составленные из упирающихся конечностей означенных персон.

Всего доброго,
Cyrano

Автор klavdiy

Участник 
#13 | Дата: 12 Сен 2016 17:16 
Cyrano
Наверно, все-таки 15 сентября.
Vasilisa
Поосторожнее, Сирано - известный ловелас! 8-)

Автор Cyrano

Участник 
#14 | Дата: 12 Сен 2016 19:56 | Поправил: Cyrano 
klavdiy
Осторожнее! Я ведь тоже кое-что знаю о Синем Коте. Один Русский Пионер выдал мне под пытками страшную тайну о том, какой аморальный образ жизни вели на Вашей фазенде двое китайских юношей - Вань и Сань. А Вы, вместо того, чтобы терпеливо блюсти международные приличия, используя одно лишь грубое физическое насилие, просто заткнули тело Ваня в высокий пень от старой яблони, а тело Саня - в трубу, стоящую среди прочего хлама возле Вашего сарая (и это на том сАмом месте, где я так метко стрелял из пистолета по пустым бутылкам). В результате загубленная Вами беспросветная (!) жизнь двух китайцев скатилась под откос. Вы же, вместе с Вашим испачканным мазутом (очевидно, для отвода глаз) супругом, вместо того, чтобы помочь несчастным, просто задрали головы вверх, отвели глаза и сделали вид, что ничего не замечаете, окромя звезд.
Всего доброго,
Cyrano

Автор klavdiy

Участник 
#15 | Дата: 12 Сен 2016 20:45 | Поправил: klavdiy 
Сказка
Сирано еще и невероятно болтлив. Да, я отправляла свою сказку на литературный конкурс в журнал "Русский пионер". Такую страшную тайну раскрыл неутомимый Сирано. Урок учла.

Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
Немного об орловских театрах orel-story.ru форум / Немного об орловских театрах /
 История орловских театров

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 3
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх