ЗДЕСЬ ЖИЛА КОГДА-ТО ЛИЗА
Появится ли в Орле музей одного романа?
В местечке Выра под Петербургом у обочины дороги приютился маленький скромный домик. Рядом – полосатые дорожные столбики. Это дом Самсона Вырина – героя пушкинского «Станционного смотрителя». Другими словами – музей одного литературного произведения. В России таких – по пальцам пересчитать. На ум приходит еще знаменитая булгаковская «нехорошая» квартира № 50 – вот, кажется, и все. Такой музей – музей одного романа — может открыться и в Орле. Если получится, конечно.
Резкий посвист.
Тень карниза.
Палисадника пила.
Здесь жила когда-то Лиза,
А быть может, не жила…
Эти строки орловского поэта Вадима Еремина о нем – о скромном деревянном двухэтажном особнячке в самом начале Октябрьской (бывшей Дворянской) улицы. В народе его называют домом Лизы Калитиной – героини тургеневского «Дворянского гнезда». Уже давно никто не спорит, а жила ли здесь Лиза (а точнее, ее прототип – Евдокия Коротнева), или нет. Дом стал местной легендой, культурным символом, достопримечательностью литературного Орла – того самого города, который «вспоил на своих мелких водах…». Но это с одной стороны. А с другой, этот же дом в своем теперешнем состоянии – красноречивый символ наплевательского отношения к уникальному культурному наследию Орловщины и бесплодных доселе попыток городской интеллигенции доказать ценность этого здания и спасти его от разрушения. По словам зам. председателя областного общества охраны памятников истории и культуры Н. Кирилловской, вот уже тридцать лет и три года на ее памяти орловские музейщики, литераторы, деятели культуры вкупе, между прочим, с представителями власти мечтают о создании в Орле единого музейного комплекса, куда входили бы Дворянское гнездо, литературные музеи города и восстановленный дом Лизы Калитиной. Правда, все тридцать три года мечты так и остаются мечтами.
И вот не далее как этим летом на дом вновь обратили внимание – и не абы кто, а сам мэр. Объезжая перед Днем города Советский район, городское начальство посетило «Дворянку». Вот тогда-то А. Касьянов и остановил свой хозяйский взгляд на кучах мусора и поваленных деревьях, среди которых виднелась полуразрушенная «легенда». Справедливо возмутившись, мэр дал указание коммунальщикам привести реликвию в порядок. Очень быстро городская администрация признала дом Лизы Калитиной памятником истории и культуры местного значения. Но это пока только на бумаге. На деле до «памятника культуры» еще далеко.
С тех пор, как отсюда несколько лет назад выехали последние жильцы, дом Лизы Калитиной официально считался нежилым. Считался, но не являлся – «легенду» облюбовали бомжи. Поэтому после мэрского распоряжения коммунальщикам сначала пришлось выселять отсюда маргиналов. Нетрудно догадаться, в каком состоянии они оставили свою «жилплощадь». Когда-то в доме были дубовые полы – сейчас они выпилены все до единой доски, разрушены изразцовые печи (изразцов, впрочем, не осталось вовсе), рушатся балки, и вот-вот рухнет крыша. Начальник ЖРЭУ № 1 С. Гусев говорит, что его специалисты сейчас делают все, чтобы уберечь хотя бы то, что осталось.
А сделать, по правде говоря, они могут немного: вокруг дома поставили ограждение, провели ночное освещение территории и выставили круглосуточную охрану. Но… охрана здесь только до нового года – с января ее некому будет оплачивать. И что тогда? Уникальный дом вновь превратится в «бомжеклуб»? Или разрушится окончательно, потому что на противоаварийные работы средств тоже нет? Или все же власть и общество объединятся, и открытие музея одного романа станет реальностью?
Именно этими вопросами и озаботилась экспертная группа «Развитие культуры» Общественного совета при мэре Орла, которая 28 ноября за круглым столом решала судьбу дома Лизы Калитиной. Впрочем, вопрос стоял не так узко. Речь шла о создании целого литературно-музейного комплекса, вроде того, о котором грезили местные интеллигенты тридцать лет назад.
Художественный руководитель театра «Русский стиль» В. Симоненко, возглавляющий экспертную группу, считает Орел удивительно красивым, но и одновременно удивительно безалаберным городом. «Если трезво посмотреть на город – все вызывает недоумение, — говорит В. Симоненко. – Все находящиеся у нас памятники, музеи, исторические здания – все обросло «скворечниками», построенными кем угодно и где угодно… Единого культурного пространства нет…» А между тем, по мнению Валерия Ивановича, в Орле существует целое «литературное кольцо», и дом Лизы Калитиной мог бы стать его энергетическим центром: «Дом этот, может быть, и не уникальный, но вокруг него создана уникальная аура». И он мог бы не только соединить Дворянское гнездо с комплексом писательских музеев города, но и стать музеем одного романа (романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»), что необычно и привлекательно.
Итак, программа-максимум: воссоздать на территории дома Лизы Калитиной городскую усадьбу XIX века, превратить полуразрушенный особняк в музей, разбить скверик с дорожками, ведущими к «Тургеневской беседке», открыть здесь же литературное кафе, летний театр, проводить костюмированные представления. Идея, безусловно, замечательная – кто бы спорил… Но, как водится, все упирается в деньги. А их нет пока даже на программу-минимум: отреставрировать дом и к 190-летнему юбилею Тургенева, который будет отмечаться через два года, открыть там выставку, посвященную роману «Дворянское гнездо». Где взять средства?
У местной власти денег не хватает ни на что. Федеральная поддержка? Поскольку будущий музейный комплекс в идеале призван нести не только культурную, но и образовательную миссию, прозвучало предложение обратиться в Минобразования и подать заявку на грант в рамках нацпроекта «Образование».
Можно, конечно, и инвесторов привлечь. Но, как справедливо заметила начальник городского управления культуры Т. Исаева, «себе в убыток работать никто не будет».
Вспомнили, как водится, и о народе. В смысле народных денег, конечно. В Орле существует «Тургеневское общество», и если на его базе открыть некий фонд – туда могли бы поступать деньги на музей – как от состоятельных меценатов, так и от простых граждан. Что ж, все в лучших традициях. Когда-то, больше ста лет назад, на общественные деньги и был собственно открыт на берегу Орлика сад «Дворянское гнездо» – его создавало Орловское общество любителей изящных искусств. И сейчас, думаю, сомневаться не приходится: если такой фонд будет, деньги в него пойдут наверняка – те же музейные работники со своей трехтысячной зарплаты сотню-другую да перечислят, и какая-нибудь старая учительница или библиотекарша бывшая от себя копейку оторвут на благое дело. Но сколько наберется тех общественных денег и в какие (бывшей Дворянской) улицы. В народе его называют домом Лизы Калитиной – героини тургеневского «Дворянского гнезда». Уже давно никто не спорит, а жила ли здесь Лиза (а точнее, ее прототип – Евдокия Коротнева), или нет. Дом стал местной легендой, культурным символом, достопримечательностью литературного Орла – того самого города, который «вспоил на своих мелких водах…». Но это с одной стороны. А с другой, этот же дом в своем теперешнем состоянии – красноречивый символ наплевательского отношения к уникальному культурному наследию Орловщины и бесплодных доселе попыток городской интеллигенции доказать ценность этого здания и спасти его от разрушения. По словам зам. председателя областного общества охраны памятников истории и культуры Н. Кирилловской, вот уже тридцать лет и три года на ее памяти орловские музейщики, литераторы, деятели культуры вкупе, между прочим, с представителями власти мечтают о создании в Орле единого музейного комплекса, куда входили бы Дворянское гнездо, литературные музеи города и восстановленный дом Лизы Калитиной. Правда, все тридцать три года мечты так и остаются мечтами.
И вот не далее как этим летом на дом вновь обратили внимание – и не абы кто, а сам мэр. Объезжая перед Днем города Советский район, городское начальство посетило «Дворянку». Вот тогда-то А. Касьянов и остановил свой хозяйский взгляд на кучах мусора и поваленных деревьях, среди которых виднелась полуразрушенная «легенда». Справедливо возмутившись, мэр дал указание коммунальщикам привести реликвию в порядок. Очень быстро городская администрация признала дом Лизы Калитиной памятником истории и культуры местного значения. Но это пока только на бумаге. На деле до «памятника культуры» еще далеко.
С тех пор, как отсюда несколько лет назад выехали последние жильцы, дом Лизы Калитиной официально считался нежилым. Считался, но не являлся – «легенду» облюбовали бомжи. Поэтому после мэрского распоряжения коммунальщикам сначала пришлось выселять отсюда маргиналов. Нетрудно догадаться, в каком состоянии они оставили свою «жилплощадь». Когда-то в доме были дубовые полы – сейчас они выпилены все до единой доски, разрушены изразцовые печи (изразцов, впрочем, не осталось вовсе), рушатся балки, и вот-вот рухнет крыша. Начальник ЖРЭУ № 1 С. Гусев говорит, что его специалисты сейчас делают все, чтобы уберечь хотя бы то, что осталось. А сделать, по правде говоря, они могут немного: вокруг дома поставили ограждение, провели ночное освещение территории и выставили круглосуточную охрану. Но… охрана здесь только до нового года – с января ее некому будет оплачивать. И что тогда? Уникальный дом вновь превратится в «бомжеклуб»? Или разрушится окончательно, потому что на противоаварийные работы средств тоже нет? Или все же власть и общество объединятся, и открытие музея одного романа станет реальностью?
Именно этими вопросами и озаботилась экспертная группа «Развитие культуры» Общественного совета при мэре Орла, которая 28 ноября за круглым столом решала судьбу дома Лизы Калитиной. Впрочем, вопрос стоял не так узко. Речь шла о создании целого литературно-музейного комплекса, вроде того, о котором грезили местные интеллигенты тридцать лет назад.
(Продолжение ниже) |