Дорогие друзья! Вот и у меня назрела идея о создании темы, на этот раз о самом ближайшем к Орлу районном центре, расположенным всего лишь в каких то двадцати киллометрах к западу, от нашего города по автодороге "Орёл-Брянск", и на 30-ом км. дублирующей её ж.д. линии, по которой впрочем, как покажет нижеприведённая историческая справка и возникло почти полутора столетия назад сиё поселение.
Честно говоря, листая очерки форума был крайне удивлённ что до сего момента об этом чудесном районе Орловской области, и самом посёлке никто не писал. Лишь изредка, в иных темах, упоминалось его имя.. в своё время Киреев, и другие создали темы о Болхове,Ливнах, Шаблыкино и Мценске. Теперь я решил, что я как никто другой просто обязан заполнить этот несправедливый пробел темой о Нарышкино.
Почему я? Да потому что в детстве и юности, был частым посетителем самого поселения, и его окрестностей.До недавнего прошлого в самом Нарышкино, у меня жила бабушка по отцу, после смерти дяди её перевезли в областной центр. В 1990-ые и 2000-ые частенько ездил к ней на каникулы погостить. Также, в самом начале 90-ых, когда я только собирался пойти в школу, в Урицком районе(под пос.Ледно) была приобретена дача. И у меня остались ностальгические воспоминания про коллективный труд нашей семьи на ней, ночевки, и просто веселое провождение времени там. Мой дед, как ветеран труда и войны, по льготным проездным удостоверением,буквально "прожил" последние лет 15 жизни на той самой дачи. Был истинным энтузиастом земельного дело, и вкладывал в это все свои силы, время, финансовые средства, и конечно душу!
Даже когда он заболел, и не мог уже туда ездить, мысли об этом участке не покидали его до последних дней жизни.Он прожил 85 лет.
Кстати, о транспорте! Ныне, как и везде вцелом по городу и области- население в райцентр из Орла, и обратно из Нарышкино в обл. центр,добирается вездесущими ПАЗиками. Тем не менее в 90-ые, классическим автобусом соединяющих эти 2 населеных пункта, был незабвенный Икарус-"гармошка", чуть реже выходили ЛАЗы-695Н, очень не любимые дачниками, и прочими пассажирами за свою небольшую вместительность. А народу, в те годы(1990ые- нач.2000-ых), на тот маршрут с автовокзала забивалось больше чем на другие направления! Привсём что автобусы ходили, с наименьшими интервалами, и чаще чем другие, да и по вместимости, как писал выше, были покрупнее, чем скажем ходившие тогда автобусы на Болхов или Тросну(теже ЛАЗ-695Н). Причём народ этот был в прямом смысле дикий, и невменяемый. Воинственный дачники,вооружившись лопатами, тяпками и прочими орудиями земельного труда, буквально кидались как звери, и чуть ли не под колёса ещё не подъехавшему Икарусу. Матерясь, и оскорбляя всех и вся, народ: от детей и миловидных девушек, до брутальных пролетарского вида мужиков, бабулек-колхозниц, и дедушек старались буквально штурмом взять лучшие места в салоне автобуса. Очень часто бывало, даже "Венгерцы" шли по этому маршруту битком, и были случае поломки техники в пути..
По чугунке, в тот период, добраться до райцентра было спокойнее,хотя и несколько подороже, и подальше по киллометражу(30-ть, против 22-ух км, автобусного сообщения). С 1989г. как писалось в уже других темах, курсировали автомотрисы с прицепными вагонами АЧ-2 сообщением "Орёл-Брянск".Весьма удобные по тем временам, против стареньких электричек, в которых даже не было туалета, АЧ2, и его прицепные вагоны имели мягкие и удобные сидения, большие светлые окна, и туалет(который впрочем, не всегда был открыт в пути). Первый раз на таком поезде в Нарышкино, мне получилось приехать в 1997 году с отцом, и путешествие тогда на меня произвело очень большое впечатление! В первой половине 2000-ых, часто ездил в поселок именно по ж.д., так как по студенческому билету, получалось доехать дешевле чем на автобусе. А автовокзал с ж.д. вокзал, кстати..до почти что недавнего времени был в Нарышкино один,совмещенный. Возвращаясь к автобусным маршрутам. нельзя упоминуть, и о маршрутах соединяющих райцентр с несколькими местными деревнями района. Как помню в 90-ых это: Нарышкино-МЮД, Нарышкино-Луначары и некоторые другие.
Ну а теперь собственно, историческая справка о посёлке, взятая мною с официального сайта пгт.Нарышкино.
Посёлок на карте области
Посёлок Нарышкино расположен в западной зоне Орловской области на Среднерусской возвышенности, в 17 км. от г. Орла. Это районный центр Урицкого района.
Посмотреть на Яндекс.Картах Посмотреть на Google.Картах Посмотреть на Mail.Картах
История посёлка
История посёлка уходит далеко в прошлое.
В 1868 году началось строительство одной из важнейших для России транспортных артерий - железной дороги Орёл-Рига. Инженеры и строители выбрали для строительства станции тихое место, где ютились несколько вросших в землю крестьянских хат. А через 18 лет, когда завершилось сооружение дороги, станции было присвоено наименование «Нарышкино». Нарышкино расположено на трассе Орёл-Брянск.
Название Нарышкино нашему посёлку присвоено в честь генерала-лейтенанта, тайного советника при царе Александра Алексеевича Нарышкина, который проживал в те годы в своём имении в 6 км от железной дороги в с. Георгиевское.
Наиболее полные данные о поселке Нарышкино относятся к периоду поле Октябрьской революции. В нем насчитывалось около 85 дворов. По данным переписи населения 1926 года в Нарышкино проживало 1309 человек: 673 мужчин, женщин 636.
Промышленность поселка Нарышкино была представлена небольшим заводом владельца Мудрова, на котором было занято от 50-70 рабочих. Завод выпускал плуги, бороны, конные молотилки. Купцы и дворяне продавали за границу зерно, крупу, мёд, воск, льноволокно, пеньковолокно, конопляное масло, мясо. В посёлке была одна железнодорожная школа.
Электричества в посёлке не было. Керосиновые фонари освещали вокзал и мануфактурные, скобяные, кожевенные лавки.
До наших дней сохранились объекты того времени, они простояли 133 года. Это подъездной мост, по соседству с ним водосточная труба, две сторожевые будки, водопровод.
О том как устанавливалась советская власть именно в посёлке Нарышки-но, документов не сохранилось. Ведётся отчёт истории с 1928 года.
В июле 1928 года на территории Красно - Рябинского, Богдановской, Верхне-Боевской, Сосковской волостей был образован Урицкий район с райцентром в посёлке Нарышкино, вошедшим в Центрально-Черноземную область РСФСР.
В ноябре 1938 года райцентр поселка Нарышкино был преобразован в посёлок городского типа.
В дни тяжёлых испытаний
Со 2 октября 1941 года по 5 августа 1943 года Урицкий район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.
Документы архива, вобравшие в себя сведения о злодеяниях гитлеровцев, не поддаются описанию.
Захватчики уничтожили, разграбили всё имущество предприятий и организаций посёлка, проводили массовые грабежи имущества и скота у мирного населения, угоняли молодёжь в Германию, арестовывали и расстреливали мирных граждан. Полностью был сожжён посёлок Нарышкино.
Февральской ночью 1942 года, Марию Медникову и Евдокию Иванички-ну, каратели увели в Нарышкинскую комендатуру на допрос. Измученных и растерзанных их расстреляли на лесной опушке, подходившей вплотную к улице имени Горького.
К 55-летию Великой Отечественной войны на месте их захоронения установлен памятник на улице Горького, за которым ведётся тщательный уход. И спустя 65 лет на могильных плитах появляются всё новые и новые имена.
От немецко-фашистких захватчиков посёлок освобождён 8 августа 1943 года ценой огромных человеческих жертв.
В освобождении Нарышкино принимали участие две дивизии -129 и 397.
После удачной операции « Кутузова» командир 129 стрелковой дивизии полковник И.В.Панчук продолжал своё наступление вдоль Брянского шоссе и уже к исходу 7 августа подошли к Нарышкино. Тут произошла встреча организованным огнём заранее подготовленного рубежа обороны противника. Дивизия упиралась в сплошные минные поля. Пришло время закрепиться.
Встала задача: как брать поселок, стоящий, в основном, из деревянных построек и оказавшимся на переднем крае?
Решение было принято: Нарышкино брать ночными действиями, обходным путем. Будет меньше жертв и разрушений.
Ответственные офицеры штаба дивизии с боевыми распоряжениями направились в полки, и началась непосредственная подготовка к ночным боям. Во второй половине ночи сапёры сделали проходы в минных полях противника и подразделения заняли исходные позиции. Последовал сигнал. Орудия прямой наводки открыли огонь по разведанным огневым точкам, а пехота тут же устремилась в проходы. Бой длился недолго.
Подразделения 438-го и 518-го полков обходными действиями к рассвету 8 августа 1943 года решили судьбу нашего поселка.
Трудящиеся Урицкого района хранят добрую память о тех тревожных днях. В 1969 году одной из улиц было присвоено название 129 -ой Орловской стрелковой дивизии, в память о тех, кто своим ратным трудом, а может быть и самой жизнью, отстоял свободу нашей Родины.
Название пяти улиц посёлка - напоминают о подвиге наших земляков -Героях Советского Союза: улица имени И. Н. Машкарина, улица имени Г. Г. Гуськова, улица имени Е. М. Гагарина, улица имени И. А. Немкова, улица имени И.И. Ревкова.
Прах лётчика Гуськова Гаврила Гавриловича покоится у вечного огня на площади имени Ленина. Рядом с бюстом Г.Г. Гуськова, в 50 метрах западнее здания районного Дома культуры расположена братская могила. Захоронено 4 офицера, 27 бойцов из 448-го стрелкового полка, погибших в 1943 г при освобождении поселка Нарышкино. На могиле установлен памятник в виде 5 стрел, сделанных из серого мрамора, символизирующих 5 лучей пятиконечной звезды. Автор не известен.
В итоге войны сожжены и разрушены 5 столовых, 4 МТС и МТМ , 2 телефоно-телеграфные станции и много других зданий и сооружений.
Немецкими захватчиками уничтожено и угнано 117986 лошадей, 17161 голова крупного рогатого скота, 38004 овцы, 334415 голов птицы, 82054 тонны зерна и других продуктов.
Стоимость имущества испорченного и уничтоженного боевыми действиями и при эвакуации -5375224 рубля. После отступления немцев ущерб составлял 577783816 рублей (в ценах до 1947 г.)