"Орловская Хатынь".
Густым сиреневым ковром майского шалфея покрыты холмы деревни Колпачки Урицкого района. Каждую весну, будто в память о погибших на этой земле, буйным цветом распускаются луговые цветы. Орловская Хатынь — так называют эту деревню после трагических событий 1942 года, когда фашисты стерли ее с лица земли.
Памятник-мемориал «Убитая деревня» расположен в 40 километрах от Орла. Его воздвигли в 1990 году на общественные средства. Тогда еще были живы свидетели страшной трагедии, произошедшей здесь в 1942 году. 2 февраля два партизана украинец Федор Головко и житель села Красные Рябинки Хотынецкого района Николай Филюшкин вступили здесь в неравный бой с фашистами. Немцы потеряли несколько своих солдат. Партизаны спрятались в доме Макаровых — жителей деревни Колпачки. А утром следующего дня карательный отряд фашистов в отместку учинил над жителями Колпачков жестокую расправу.
— Фашисты подъехали к селу на четырех подводах,— рассказывает библиотекарь местной поселенческой библиотеки Инна Лукашевич. — Без предупреждения стали расстреливать жителей деревни из автоматов. Пятеро мужчин были расстреляны на месте. Престарелую и почти слепую Анастасию Макарову сожгли заживо в собственном доме. Двух молодых женщин (Евдокию Иваничкину и Марию Медникову) увезли в Нарышкино и там после страшных пыток расстреляли. Их прах захоронен в братской могиле на окраине поселка, но горсть с земли оттуда рассыпана в Колпачках. У оставшихся в живых жителей отобрали скот и все имущество, после чего Колпачки были сожжены дотла. Уходя, в каждый погреб и подвал фашисты бросали гранаты. Только глубокие заснеженные овраги спасли жизнь бежавшим из деревни жителям.
На одном из холмов мемориала «Убитая деревня» находится братская могила, к которой ведет тропинка из лощины. У ног погребенных — двухметровая свеча из серого гранита. После сожжения деревни немцы сутки не разрешали оставшимся в живых жителям захоронить останки погибших. Только на следующий день тела были захоронены в братской могиле. Над ней сейчас стоят три стройных березки. Они были посажены в 1943 году уже после освобождения района от фашистов.
На месте каждого дома, сожженного немцами, установлен памятный камень. Когда-то на камнях были металлические таблички с именами тех, кто жил в этом доме. К сожалению, таблички украдены вандалами. Украдены и пласты белого мрамора с братской могилы. Мемориал медленно, но верно зарастает густой травой забвения.
— Со школьниками и сотрудниками местной администрации мы стараемся ухаживать за мемориалом: высаживаем на клумбах цветы, убираем лишнюю траву. На большее средств не хватает, — с грустью говорит Инна Лукашевич. Скульптурная группа мемориала состоит из центральной статуи высотой почти в пять метров и двух стел с барельефами. Статуя изображает деревенскую женщину и прижавшуюся к ней девочку в последние мгновения перед расстрелом. Это реальные персонажи — сгоревшая Анастасия Макарова и ее внучка Татьяна Абрамова, чудом выжившая тогда в этой мясорубке.
— Мне было тогда года три,— вспоминает она.— Помню все смутно, но этого ужаса не забуду никогда!
К скульптурной группе примыкает стилизованная колокольня. На 15-метровых железобетонных трубах установлены под углом три медных колокола. В одном из них был установлен динамик, из которого здесь каждые полчаса звучали музыка с боем курантов и гонг. К сожалению, динамик давно молчит.
— Посмотрите! — показывает на деревья Инна. — Видите, одичавшие яблони, сливы. Это же колпачковские сады. Когда-то ребятня лакомилась их плодами.
Всматриваешься в отцветающие яблони,заросшие высокой, густой травой и белым диким шиповником. Пытаешься представить на месте огромных мемориальных валунов добротные дома, которые, словно колпачки, виднелись с высоких холмов (отсюда название деревни). Сердце сжимается от воспоминаний о тех страшных событиях февраля 1942 года.
Каждый должен побывать здесь. Каждый должен знать эту страшную историю и поклониться погибшим.
____________________________________________
Марьяна Мищенко, "Орловская правда" 28.05.2013 г.
