Орловский гвардейский авиационный полк самолётов-заправщиков за более чем 65-летнюю историю сменил несколько названий. Наименование "Орловский" было присвоено ему после успешно завершившейся битвы на Орловско-Курской дуге.
Тогда он назывался "25-й гвардейский Орловский тяжелый бомбардировочный авиационный полк Авиации Дальнего Действия".
Вот краткая история полка: 22 июня Германия без объявления войны вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Через несколько дней в Кремль были вызваны несколько высших офицеров ВВС. Перед ними была поставлена задача в кратчайшие сроки сформировать несколько авиаполков различного предназначения, в том числе тяжелый авиационный полк авиации дальнего действия для борьбы с наступающим врагом на нашей территории, а также для поражения объектов на территории врага.
Летный состав формировался из летчиков гражданской авиации, летчиков-полярников и штурманов боевых бомбардировочных частей. Этот летный состав имел большой опыт полетов в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Лётные и технические экипажи отправлялись в Казань для получения непосредственно на авиазаводе новых бомбардировщиков ТБ-7 конструкции Петлякова, которые впоследствии получили название ПЕ-8. В начале войны это были одни из самых современных советских бомбардировщиков.
К началу августа закончилось формирование полка, и обновленный состав летных и технических экипажей прошел в очень сжатые сроки теоретическое и практическое переучивание непосредственно на заводском аэродроме. Это позволило командиру полка ЛЕБЕДЕВУ В.И. доложить в Ставку Верховного Главнокомандующего о готовности большинства экипажей 432-го тяжело-бомбардировочного авиационного полка (такой номер носил полк в начале войны) к ведению боевых действий.
10 августа 1941 года полк был перебазирован на аэродром г. Пушкино под Ленинградом. Для выполнения первого авианалёта на Берлин было отобрано 12 самых надежных самолётов, однако после дополнительной проверки два бомбардировщика не были допущены к полёту. На подготовку было отпущено 1-2 дня. Первое боевое крещение получилось не только драматическим, но для некоторых экипажей и трагическим. Несколько самолетов не смогли взлететь с полным боезапасом и полными бензобаками. Здесь сказался недостаточный опыт экипажей взлетать с полной нагрузкой, незнакомый аэродром и короткие полосы для разбега. У некоторых самолетов при взлёте отказали двигатели. Сверхсекретность операции привела к тому, что ПВО Ленинграда и Балтийского флота были в полном неведении о возможности появлении незнакомых машин. Некоторые бомбардировщики были атакованы нашими истребителями в самом начале полёта, а один самолет был сбит зенитной артиллерией уже после выполнения боевого задания. Один самолет пропал без вести, один был вынужден совершить вынужденную посадку в Финляндии, а самолет знаменитого полярного летчика Михаила Водопьянова получил повреждения от огня зенитной артиллерии над целью, потерял часть топлива и после выработки оставшегося горючего сел на вынужденную посадку в Эстонии за линией фронта.
В дальнейшем ошибки первого полета были учтены и полк, как и вся наша армия, учился воевать против сильного, опытного и вероломного врага. Авиация Дальнего Действия, находившаяся в непосредственном подчинении Ставки Верховного Главнокомандования, главным образом использовалась для нанесения бомбовых ударов по объектам глубокого тыла врага, по его крупнейшим административным и политическим центрам, военно-морским и военно-воздушным базам, важнейшим узлам коммуникаций и другим стратегическим целям. Вслед за Берлином экипажи полка готовятся и успешно осуществляют вылет на военно-промышленные объекты Данцига, Кенигсберга и Бухареста.
В начальный период войны полк, базируясь под Москвой, принимает активное участие в оборонительных боях за столицу. Главной задачей полка в период битвы за Москву была поддержка сухопутных войск бомбовыми ударами по наступающим войскам противника, по его аэродромам для предотвращения налетов на Москву и другие промышленные центры. Активные и непрерывные действия экипажей полка днем и ночью по танковым и механизированным колоннам немцев наносили им существенный урон, создавали пробки на дорогах, снижали темпы наступления на Москву, давали возможность резервам Ставки ВГК выиграть время для перегруппировки и занятия оборонительных рубежей. В период наступления немцев на Москву полк наносил мощные бомбардировочные удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на поле боя на Калининском направлении, железнодорожному и шоссейному мостам через реку Волга у г. Калинина. В дни особенного боевого напряжения произвел дневной вылет кораблями ТБ-7 на скопление войск и техники противника в г. Калуге. За успешное выполнение задания командования по обороне г. Москвы и проявленные при этом мужество и героизм личный состав полка награжден медалью « За оборону Москвы» (награждено 325 военнослужащих полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.05.1944 г.)
С 30 августа 1941 года 432 авиационный полк 81 авиационной дивизии дислоцируется на аэродроме г. Кирова Ивановской области. 3 декабря 1941 года приказом НКО СССР № 00115 432 авиационный полк был переименован в 746 авиационный полк Дальнего Действия.
В течение зимы 1942 года дальние бомбардировщики, действуя по ночам, наносили значительный урон противнику. Крупные авиагруппы были применены для ударов по войскам и боевой технике противника, расположенными за передним краем его обороны и таким образом весьма заметно влияли на общую обстановку на фронте. Все чаще боевые задания дивизии даются непосредственно Ставкой ВГК.
Экипажи полка принимали участие во всех оборонительных и наступательных операциях Красной Армии. Во взаимодействии с фронтовой авиацией полк наносил мощные бомбовые удары по переднему краю противника, узлам сопротивления, сосредоточениям войск и техники, по его резервам. Действуя самостоятельно по железнодорожным узлам, станциям и аэродромам, личный состав полка решал задачи по срыву перевозок противника и уничтожению его авиации.
Дальние бомбардировочные полеты экипажами полка выполнялись регулярно. Даже в дни особенно напряженных боев за Москву были нанесены бомбовые удары по объектам глубокого тыла противника, которые потрясли Германию, вселяли у советских людей уверенность в победе. К концу 1942 года Авиация Дальнего Действия совершила 9 полетов на Берлин, 13 на Констанцу, 8 на Бухарест, 27 на Плоешти. Особенно напряженными были действия полка в августе и сентябре. Помимо военных объектов врага в Берлине, Кенигсберге, Будапеште, Бухаресте, Варшаве были нанесены ощутимые бомбардировочные удары по Штеттену, Ной-Югеггену, Вютегай-Вальде, Тельзеру, Мемелю и городам в глубоком тылу фашисткой Германии. Только за август 1942 года полк произвел 136 боевых вылетов, сбросил на цели 336.000 кг. бомб и 5.5 миллионов листовок, потеряв при этом один самолет и 7 человек летного состава.
В период зимнего наступления Красной Армии на Центральном фронте полк наносил бомбовые удары по крупным железнодорожным узлам: Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, Минск, Полоцк, Брянск с целью срыва подвоза живой силы и техники противника, а также по штабам группировок немцев в городах Смоленске, Старая Русса, Спасск-Деменске, Невеле. В апреле 1942 года экипажи самолетов ТБ-7 выполняли специальные задания по выброске десанта и разбрасыванию листовок в глубоком тылу противника. Личный состав полка принимал участие в ликвидации летнего прорыва немцев на Харьковском направлении. Днем и ночью полк наносил удары по железнодорожным узлам Курска, Львова, Орла, Брянска, по аэродромной сети противника в Харькове, Белгороде, Смоленске, Боровское, Сещи, по скоплению войск, техники и штабам противника в городах Харькове, Щигры, Полтаве и деревне Паханок.
С сентября 1942 года полк принимает активное участие в Сталинградской операции нанося бомбардировочные удары по живой силе и технике противника на переднем крае обороны в пригородах Сталинграда, а также по железнодорожной станции Лихая, аэродромам противника Тузов и Сталино. Каждый дальний полет был суровым испытанием мастерства, авиационной культуры всего летно-технического состава. Для более точного поражения цели в ночное время применялись светящиеся авиабомбы. Почти на все дальние цели, на которые летала Авиация Дальнего Действия, летали и экипажи тяжелобомбардировочного полка, показывая образцы мужества, отваги и преданности Родине.
Наряду с полетами в глубокий тыл врага, с выполнением боевых заданий в интересах переднего края обороны наших войск, экипажи нашего полка неоднократно привлекались для выполнения специальных правительственных заданий. Так в апреле было выполнено задание по доставке военно-дипломатической миссии из Москвы в Лондон для ведения переговоров о совместных действиях в борьбе с фашистской Германией. Полёт проходил при неблагоприятных погодных условиях, над захваченной фашистами Европой, в самолетё, не приспособленном для перевозки пассажиров.
Вслед за перелетом в Великобританию встал вопрос о согласовании действий советского правительства и США в борьбе против общего врага. Для ведения переговоров и подписания необходимых соглашений предстояло направить на американский континент нашу авторитетную, наделенную полномочиями правительства делегацию. Решено было направить в США делегацию, возглавляемую Первым заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Наркомом иностранных дел В. М. Молотовым. Вполне понятно, что в это время доставить ее было нелегко. Морем было крайне опасно, так как подводные лодки противника бороздили по всем морям и океанам и топили беспощадно военные и торговые суда СССР и сторонников по антигитлеровской коалиции. Выход был только в использовании воздушного транспорта. |