Историческую справку о военно-исторической реконструкции
даёт научный сотрудник Военно-исторического музея В.В.Панов.
В начале XX века в Европе появляется доселе неизвестное социальное движение получившее название эскапизм (от лат. «escape» - выход). Сущность движения заключалась в попытке освободиться от пороков и неудобств современной цивилизации и найти отдушину, выход. Такая отдушина была найдена в форме реконструкции быта, образа жизни, предметов материальной культуры ушедших эпох. Наибольший интерес тогда вызывали Древний Рим и Древняя Греция, эпоха средневековья. В 50-е годы XX века движению исторической реконструкции противопоставляется иной вариант эскапизма - толкиенизм, вызванный к жизни огромной популярностью произведений Д.Р.Р.Толкиена. Толкиенисты уходят в мир никогда не существовавший и тем самым отличаются от движения исторической реконструкции.
Огромное влияние на европейское духовное развитие оказал ранее неизвестный феномен - молодежное движение, зародившееся в Германии в начале XX века, и получившее название «Бюндиш». Являясь одним из течений «консервативной революции», оно базировалось на идее прошлого национального величия Германии, о чем говорят названия отдельных организаций: «Союз башмака», «Молодежь Шилля» (прусский Денис Давыдов), союз «Гезов». Члены «Бюндиш» уделяли значительное внимание сохранению и популяризации национальных танцев, песен, игр, ремесел, изучалась история родных мест, собирались народные обычаи.
Первая и Вторая мировые войны затормозили процесс развития данного молодежного движения (имеется ввиду историческая реконструкция) и лишь с окончанием войны эскапизм вновь набирает силу, но только в другой форме и в другой стране. Начинается эпоха военно-исторической реконструкции под лозунгом «Дорогами прошлых войн к миру».
Первые попытки участников движения военно-исторической реконструкции разыграть подлинные исторические события можно отнести к началу 1960-х годов, когда практически одновременно в США и Великобритании появились первые клубы, занимавшиеся прикладной историей гражданских войн, соответственно 1861-1865 и 1642-1651 гг..
Новым мощным толчком к развитию движения послужили торжества, посвященные 200-летию образования США. Тогда со всего мира съехались клубы и отдельные любители американской истории (всего около 4000 участников) и разыграли ряд исторических событий 200-летней давности. По возвращении в Европу участников празднований, новое увлечение с быстротой молнии распространяется по всем странам. Клубы представляют все эпохи и армии.
Помимо самих сражений, клубы воссоздают и повседневную жизнь солдат в полевых лагерях и гарнизонах, в точности копируют палатки, утварь, процесс приготовления пищи. На многие праздники участники с несоответствующим эпохе имуществом вообще не допускаются.
Зарождение движения военно-исторической реконструкции в России уходит своими корнями в май 1976 г. Тогда группа студентов из Ленинграда решила воссоздать облик офицеров наполеоновской армии. С течением времени данная группа энтузиастов объединилась в военно-историческое общество «Империя». Члены общества устраивали публичные лекции по военной истории, истории наполеоновских войн. Регулярно устраивались походы в мундирах наполеоновских войск. К сожалению, все это проходило почти полуподпольно, так как участники движения реконструкции опасались непонимания властей и соответствующей реакции. Ситуация существенно изменилась к середине 80-х годов, когда стал приближаться юбилей Бородинской битвы. К этому времени появилась первая информация о зарубежном опыте военно-исторической реконструкции, ее роли в формировании чувства уважения к прошлому своей страны. В стране намечались обширные мероприятия по празднованию 175-летия Бородинской битвы, и зарубежный опыт был полезен. Начавшаяся в СССР перестройка, заставила по новому взглянуть руководство страны на странных молодых людей в непривычном для современника обмундировании. Тем более, что движение набирало обороты и не замечать его было просто абсурдно.
В 1986 г. группа военнослужащих проходивших службу в Группе советских войск в Германии образует военно-исторический клуб «Слава Отечества». Нахождение клуба в Германии способствовало выходу отечественного движения реконструкции на европейскую арену. Осенью того же года группа принимает участие в празднике посвященном годовщине «Битвы народов» в Лейпциге. Приехавшие на родину члены клуба «разнесли» интерес к реконструкции по стране, а одному из них А.Новикову удалось практически невероятное. Осенью 1987 г. он убеждает руководство ЦК ВЛКСМ организовать открытый военно-исторический поход по местам боевой славы 1812 г. То, что произошло потом, иначе как фурором не назовешь. Средства массовой информации наперебой сообщали советскому обывателю о новомодном увлечении тех, кто интересуется военной историей, популяризируя тем самым движение военной реконструкции. Неискушенные подобными зрелищами люди восторженно приветствовали горстку первопроходцев. Естественно, после таких событий результат не заставил себя долго ждать. По всей стране стали создаваться группы военно-исторической реконструкции, воссоздающие облик солдат русской, прусской, французской армий эпохи 1805-1815 гг. Дополнительными стимулами стало празднование в 1985 г. 40-летия победы в Великой Отечественной войне (в Москве образуется военно-исторический клуб «Р.К.К.А.») и, в 1989 г., 280-летия Полтавского сражения. Клубов реконструкции стало достаточно много, что позволило в феврале 1989г. провести под эгидой ЦК ВЛКСМ, объединенный съезд, а в дальнейшем зарегистрировать Федерацию военно-исторических клубов, председателем которой стал ветеран военно-исторической реконструкции в нашей стране О.Соколов (ныне председатель военно-исторической ассоциации России).
В дальнейшем движение реконструкции ширилось: увеличивалось число клубов, расширялась их география, участники обращали свое внимание на другие эпохи и памятные даты российской военной истории.
В начале 90-х гг. в Санкт-Петербурге образуются военно-исторические клубы «Десятый легион» и «Княжеская дружина», которые объединяют любителей истории античного Рима и средневековой Руси соответственно. Демократические реформы в нашей стране пробудили интерес к теме I-ой Мировой и Гражданской войны в России, как наиболее мифологизированных и идеологизированных периодов в отечественной военной истории. Юбилейные мероприятия в память Брусиловского прорыва проходят на фоне отлично экипированных московских гренадер, «солдат» Корниловского, Дроздовского ударного полков Добровольческой армии. Не обошлось и без «противников» – химической роты кайзеровской армии. Отечественные клубы начинают более тесно общаться со своими зарубежными коллегами, выезжая за границу.
Менее масштабные даты также стали катализаторами образования групп реконструкции, но теперь уже на местах. Одним из таких событий стало празднование в 1991 г. в Орле 280-летия 36-го пехотного Орловского генерал-фельдмаршала князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полка. Эта дата побудила студентов тогда еще ОГПИ и курсантов ВИПСа организовать группу военно-исторической реконструкции с одноименным названием. Руководителем группы стал студент исторического факультета ОГПИ А.Тихомиров. В минимальные сроки была воссоздана униформа полка на период I-ой Мировой войны. Группа принимала участие в торжествах по случаю юбилея полка, открытия мемориальной доски на месте где стоял дом, в котором встречались А.С.Пушкин и А.П.Ермолов. В качестве приглашенных гостей "Орловский пехотный полк" присутствовал на праздновании 180-летия Бородинской битвы. Помимо реконструкции униформы шло изучение истории полка, истории быта русской армии. При участии членов военно-исторического клуба, на базе ВИПС была проведена научно-практическая конференция, посвященная истории российских вооруженных сил. Вскоре по ряду причин группа распалась и на ее базе была предпринята попытка создать униформированную группу "Орловский Бахтина кадетский корпус" из числа учащихся орловских школ. Планировалось проведение занятий с кадетами, чтение лекций по истории русской армии, военной истории, прикладным дисциплинам. Однако и это направление не получило дальнейшего развития и в скором времени Орловский городской военно-исторический клуб (так стала именоваться организация) вовсе отошел от движения реконструкции, проведения научно-исследовательской деятельности, став молодежной организацией, сконцентрировавшей свое внимание на военно-патриотической работе со школьниками.
В настоящее время в Орле и области существует ряд объединений, неформальных групп, которые работают в следующих направлениях: военно-историческая реконструкция, историческое фехтование, собирается информация о военном прошлом нашего края. Члены данных клубов представляли Орловщину на ежегодных мероприятиях на Куликовом поле, фестивале исторического фехтования в Туле, Выборге (клуб «Семаргл» руководитель Т.Мамонова). Есть люди увлеченные темой дворянского ополчения XVI в («Новикъ» во главе с Кореневым Д.М.). Во Мценске под руководством Сретенского С.Ю. объединились энтузиасты, интересующиеся историей ВОВ.
Движение реконструкции имеет мощный потенциал в деле укрепления национальной идентичности в здоровой, социально приемлемой форме, ибо сознательно уходит от квасного патриотизма, шовинизма или другой крайности – этнонигилизма в форме космополитизма. Оно делает историю более наглядной, лишенной с одной стороны лубочной пестроты и аляповатости, а с другой стороны монументальной помпезности. Сотканная своими руками ткань времен не позволяет этого сделать. Она прочно держит в человеке ощущение реальности истории. Оно делает прошлое близким. |