Давно лежит у меня ксерокопия статьи из книги по развитию авиации (название уже не помню, но его можно легко узнать). Выкладываю на всеобщее обозрение. Отдельные предложения, особенно с описанием конструкции вертолёта мною намеренно пропущены для краткости.
Сын орловского купца, прапорщик Иван Андреевич Эйда после ранения весной 1915 года был призван негодным к боевой службе и, вернувшись домой приступил к разработке вертолёта. Разработанный им проект первоначально он представил в октябре 1915 года на рассмотрение в Моковское Леденцовское общество. Вертолёт должен был быть соосной схемы.... Проект сопровождался сравнительно грамотным расчётом подъёмной силы винтов. Кроме того, в нём И.А.Эйда сообщал о проведении им дома в Орле исследованиях моделей соосных несущих винтов диаметром 0.25 и 0.5 м на самодельном испытательном стенде, перестроенном из электрического вентилятора... Проект И.А.Эйды рассматривал эксперт Леденцовского общества В.П.Ветчинкин, который отметил, что «хотя проект геликоптера представлен в неразработанной и неконструктивной форме, но при его описании изобретатель показал достаточное знание теории винтов и главная его тема – устройство соосного винта заслуживает внимания...» Ветчинкин разумно обосновал целесообразность проведения больших экспериментальных работ, предшествующих постройке самого аппарата. Н.Е.Жуковский также поддержал ходатайство Эйды о допуске его к производству испытаний в одной из аэродинамических лабораторий. Комиссия Леденцовского общества нашла «полезным с теоретической стороны и для будущих новых типов летательных машин произвести исследование соосного винта и допустить изобретателя для этого исследователя в аэродинамическую лабораторию Императорского Московского университета». По распоряжению Н.Е.Жуковского Эйде был предоставлен большой лабораторный стенд для испытания несущих винтов и 300 рублей для его соответствующей переделки. Обладая некоторыми собственными средствами, изобретатель взялся построить исследуемые винты за собственный счёт. На основании заключенная Леденцовского общества и результатов первых опытов с винтами И.А.Эйда внёс в свой проект ряд изменений и отправил его в Министерство торговли и промышленности для получения привилегии. В своей патентной заявке изобретатель одним из первых в мире обосновал целесообразность использования несущих винтов соосной схемы. В новый проект были внесены некоторые изменения: вместо двух двигателей предлагался один легкий ротативный двигатель «Гном» в 100-120 л.с., диаметр винта был увеличен до 3 м. В результате получилась простая конструкция вертолёта соосной схемы. Подъёмная сила винтов оценивалась в 450 кг.... К сожалению, никаких сведений о дальнейшей судьбе этой интересной попытки создать вертолёт обнаружить не удалось. Переписка патентного ведомства с И.А.Эйдой прервалась в 1917 году. Вероятно, революция и гражданская война помешали орловскому конструктору завершить постройку и испытать свой вертолёт. Испытания в аэродинамической лаборатории Московского университета винтов Эйды были первыми отечественными исследованиями вертолётной схемы. Опора на московскую научную школу, имевшую большой опыт в изучении характерных особенностей вертолёта, давала основание ожидать от конструктора достижения сравнительного успеха в случае постройки летательного аппарата. |