Похожие темы: —
От ЦНТИ до автовокзала или Стрелецкая слобода—
909 квартал, Кромское шоссе и окрестности*
—
Парк "Ботаника".—
От Лутова хутора до микро-на Новая Ботаника.—
Военный городок, аэродром, ВОВ.*****************Хочу написать об уже не существующем районе города, хотя район конечно никуда не пропал, а даже разросся. Просто давно уже нет предприятия, давшего название этому району. Сейчас его называют микрорайон «Уют», а раньше он назывался «кирпичка». Типичный диалог двух молодых людей в недалёком прошлом. Ты откуда? – С Карачёвки, А я с Кирпички. Кого знаешь? И т.д.
Район ограничивался улицами Комсомольской, Авиационной, Широко-Кузнечной (сейчас Латышских стрелков), и гаражами напротив дома 270. Не знаю когда в этом районе появились первые 9-этажки, но это были по Комсомольской д. 282 и д.2 по Авиационной. Далее появились Комсомольская д.284 и Авиационная д.6. В 1978 году эти дома уже были, т.к я тогда пошел в первый класс, и со мной учились ребята из этих домов.
Родители получили квартиру в доме 270 по Комсомольской (Уют) в 1975 году.
(раньше я жил по адресу ул. 7 ноября д. 43 - хотя это был и не жилой дом - сейчас здание ОГТРК).
Магазина Уют еще не было. Был котлован и стройка. Кирпичный завод работал на всю катушку. Постоянно туда-сюда сновали ЗиСы - самосвалы
http://denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zismmz585. htmlиздавая характерный звук. Квартира у нас была 3-комнатной на 7-этаже. Окна выходили на ул. Комсомольскую, кирпичный завод и школу №28. Обзор был великолепный. Бараки кирпичного завода в то время уже начали сносить. Жителей расселяли по пятиэтажкам, вплоть до самолёта. Когда я в 78 году пошел в школу, в нашем классе было несколько таких «переселенцев». Первым снесли барак который находился между современным Эльдорадо и домом Комсомольская 272. От него остался один угол, и этот угол сразу превратился в стихийную помойку. Туда волокли крупногабаритный мусор со всего квартала. Мусорка на том месте до сих пор. Следующим снесли дом находящийся ближе всех к остановке. От остановки он был отгорожен забором. Перед домом росло некоторое количество яблонь. Помню одним из «невинных развлечений» было сидя на яблоне - перебрасывание огрызков на остановку.
Остановка трамвая в обратную сторону находилась дальше, практически на нынешнем месте. Двигаясь с этой остановки трамваи (в сторону автовокзала) снижали скорость, т.к. линия имела ощутимый зигзаг, практически повторяя контур Комсомольской улицы в районе её расширения. В этом месте часто меняли рельсы, похоже что из-за повышенного износа. Позже переложили большой отрезок рельсов, спрямив этот участок.
Хотя на кирпичном заводе была проходная, забор находился в сильно фрагментированном состоянии, и практически доступ был свободным. Со стороны домов 2 и 6 по Авиационной вообще забора не было. Завод был основной игровой площадкой местных мальчишек. Аттракционов было множество. Самый крутой из них – кататься на ленте конвейера подающего уголь к печам. Сами печи занимали 1-ый этаж, а уголь засыпался сверху со 2-го. Почему-то кочегаров я там ни разу не видел. Возможно просто не совпадал график
. Кататься мы шли сразу после школы, а уголь, возможно, засыпали утром. На первом этаже вверху была сделана из рельсов направляющая под люльки с кирпичами. В каждой помещалось по 4 штуки. На этих люльках кирпичи проезжали цех обжига (печь). Ближе к дому Комсомольская 282 были мастерские. Там стояли пара больших токарных станков, фрезерный и еще много чего. Пол весь был залит машинным маслом. У мастерской всегда стоял оранжевый бульдозер ДТ-75. Этим бульдозером кучковали уголь и ровняли дорогу в карьере.
Самое интересное, что нас, пацанов, никто с территории не гонял, мы могли спокойно зайти в мастерскую и наблюдать как работает токарь. Но в некоторые цеха мы смогли попасть только когда завод стали сносить. Например, в «большом» цехе на полу был поворотный круг для вагонеток. Рельсы там были во многих цехах, вагонеток предостаточно – на них мы тоже катались. На том месте где сейчас дом 290, котельная и хоккей площадка – находился глиняный карьер. Там тоже было весьма интересно. Глубина была метра 4, склоны почти отвесные. Можно было играть в альпинистов. Осенью в карьере собиралась вода, а когда замерзал лед, некоторые смельчаки, желающие прокатиться по льду, проваливались по пояс. Рядом с угольным конвейером была наполовину зарыта в землю цистерна с соляркой. На ней был ручной насос и шланг. Тогда помню, все постоянно плавили свинец в консервных банках и выливали его в спичечные коробки, а если не было коробка – форму делали прямо в земле. А горючее для костра всегда брали в этой бочке. Кто выплавлял свинец с практической целью – всякие там грузила, и т.п. но большинству был просто интересен сам процесс.
Еще кирпичный завод нас очень выручал со сбором металлолома. В нашем классе из 29 человек было 20 пацанов (причем некоторые переселенные из вышеописанных бараков), и недостатка в грубой физической силе не было. Мы просто брали на кирпичном заводе вагонетку, прикатывали её во двор школы, нам этот «металлолом» и засчитывали, на глаз прикинув вес. Потом, правда, приходили рабочие с завода, и с матюками забирали свои железяки. Макулатуру мы тоже собирали не как все. Никаких обходов квартир в поисках старых газет. Мы шли в магазин Уют, брали под честное пионерское у них большую грузовую телегу для перевозки мебели, грузили на него несколько рулонов упаковочной бумаги и картон, и первое место по школе было обеспечено.
У кирпичного завода был клуб, здание в классическом стиле, с колоннами, в то время он уже не работал. Не помню, в какой год на кирпичном заводе был серьёзный пожар. Полностью выгорело здание с мастерскими. Было большое пламя, и страшный треск лопающегося шифера. Пожарные тушили издалека сначала водой, потом пеной, близко было не подойти. Осколки шифера летали с дымным следом. Пожар произошел из-за самодельного нагревательного прибора, в народе именуемого «козел».
После этого жизнь на заводе стала постепенно затихать, и его окончательно закрыли. Вот тогда мы уже излазили всё вдоль и поперек. Не забуду, как залезли втроём на крышу большого цеха, а она оказалась гнилая, деревянная, и вдруг начала трещать и проваливаться под нами. А высота была на уровне 3-го этажа. Еле добежали до края, и потом по стене (она уже была ступеньками) слезли.
На заводе жили летучие мыши. Часто видели днем, как они вылетали из развалин, потревоженные ковшом экскаватора. Брат даже столкнулся с одной из них нос к носу, и от неожиданности прыгнул со стены цеха. Хорошо, что внизу была куча песка. В общем, экстрима там было хоть отбавляй. Когда завода не стало, пришлось осваивать другие территории. Например, строящуюся АТС на Авиационной. Часто ходили на окраину аэродрома, лазили по самолётам. Там была большая свалка самолётов МиГ-19. Это место было просто Клондайком. Чего мы только оттуда не притаскивали! Эти же самолёты служили неиссякаемым источником магния для всевозможных взрывпакетов.
Последним напоминанием о кирпичном заводе еще несколько лет оставался старый погреб (на месте д.272 ) На карте у него почему то №278. В погребе по-видимому когда-то хранили запасы жители бараков, а при переселении всё бросили. Там были большие (под 100 л) бочки с капустой огурцами, и т.п. Со временем это всё протухло, разнося «аромат» по округе. Погреб сгорел уже в 1986 году. Мы как раз сидели на уроке, и видели в окно процесс тушения.
Территорию оставшуюся от кирпичного завода стали застраивать домами. А от Комсомольской к школе решили сделать аллею с фонарями. Что из этого вышло я писал в теме
ССЫЛКА