Прошу прощения, Вы какой мост на Орлике имеете ввиду?
Вот все же я думаю, что речь шла опять-таки о монастырских плитах. Дело в том, что когда в 1770 году с церковной инспекцией прибыл преосвященный Кирилл, он обратил внимание своих подчиненных на том, что "при градских церквях -- Богоявленской, Поскровской и Пятницкой (Преображенской) кладбища так тесны и переполнены телами, что когда случается погребать вновь, то не обходится без нарушения прежде погребенных тел; и что, сверх того, около этих кладбищ весьма близко поселены обывательские дома, которые от того, осоебнно в весеннее время, по необходиомсти наполняются заразительным воздухом". Кирилл запретил похороны в пределах этих храмов, а производить их велел только при двух отдаленных церквях по правую и левую стороны Оки. Если же при церквях еще были свободные места, Кирилл требовал их огородить. Преосвященный Кирилл, архиепископ Орловский и Севский, резиденция которого располагалась в Севске, человек был серьезный, и нрава решительного: знаете, небось, как он, то и дело наезжая в Орел, разобрался, как "тут у вас все дышит расколом"! И вообще, он страдал лунатизмом, и когда луна была полная, становился особенно настойчив и раздражителен. Светское начальство, среди которого не было, разумеется, ни одного атеиста, в 1771 году повелело "впредь по городам при церквях никого не хоронить, а отвесть для того особые кладбища за городом на выгонных местах и построить при оных, на первый случай, хотя небольшие дерервянные церкви". В Орле под это дело отвели земельные участки в 1772 году: под Крестительское кладбище, под Ахтырское (где сейчас Никитский собор) и около медсанчасти УВД современной, на Салтыкова-Щедрина, где потом построили Борисоглебскую церковь, в которой крестили Тургенева в 1818 году. На прежних местах хоронить кого бы то ни было было строго запрещено, кладбища там были сокращены, а у священников отобраны подписки о недопущении в традиционных местах похорон под угрозой лишения их места. Таким образом, никакого кладбища у Георгиевской церкви в начале 20 века уже не было, как не было его в районе современного Универмага, где находились Покровская и Преображенская церкви, как не было и в других местах. Косы, кстати, при перезахоронении у Покрова выискивались в земле, извините -- по 10 см каждая. Вот оцените состав тамошнего воздуха, творога, молока, сметаны и сливок; также морковки, капусты и др. мирных продуктов, идущих на пользу населению! Так вот: когда капитализм в Орле, как и везде, стал набирать полные обороты, улица Болховская в первых рядах пропиталась этим духом респектабельного капитализма. Ни о каких кладбищах в местах, подобных центральному, и речи быть не могло. Ну, где-нибудь, за спиной Георгиевской церкви, я не исключаю, и имелось несколько плит, но вряд ли их хватило бы на укрепление Александровского (?) моста! Знаете, где могли сохраниться тогда еще какие-то плиты? На горе или ее склоне, где ныне типография "Труд". До 3 октября 1941 года там стоял последний осколок старого женского монастыря -- Введенская церковь. Вот есть известие, что когда маленький Леонид Андреев обижался на родных, он бежал на кладбище староверов и там рыдал всласть! Родители именно там находили его по обыкновению. А кладбище у строверов официально было Лутово, около "Ботаники". И что же он в свои 7 лет, чтобы наплакаться, должен был бежать через весь город со своей 2-
Пушкарной? Случайно задела выход. Продолжаю. А вот если представить, что он мчался через деревянный мостик через Орлик на сторону бывшего Введенского монастыря, то там точно староверы кого-нибудь подхоранивали долгое время спустя пожара 1841 и 1843 годов! И на это кладбище долгое время, видимо, не покушались. Там-то скорей его могли найти родители! Вот Р.М.Алексина с моей точкой зрения не согласна: этого кладбища нет на плане! А директор музея Андреева милейшая О.В.Вологина как раз думает, что я права: на каком же это плане незаконное кладбище, к тому же маленькое, его остаточки, но с плитами должно было быть отмечено? Там же город не как сейчас -- выстраивался домик к домику! Архитектор был у нас академик архитектуры Тибо-Бриньоль! Ну, вот все же, если и было такое укрепление берега, то где? -- оно все же могло состояться при тамошнем-то уровне нравственного порога. Однако, скорее всего -- крупные мраморные плиты возили с горы. Возили, кстати, на лошадях. Об уровне нравственного порога: что-то поломано у них было в головах после революции. Я уважаемой Натали писала, как мой свекор, будучи крошечным мальчиком, со своим отцом ходил к советскому кладбищу, что было у совр. библиотеки Бунина (об этом как-нибудь позже) и там была еще колокольня, с которой орловские люди прыгали: такой был аттракцион. Вот так вот: тут -- кладбище, и здесь же -- аттракцион! Помните, у Михалкова про дядю Степу: "вышка с вышки прыгать хочет"! Вот такая была в Орле у Петропавловского нашего собора предбывшего! Стоит мальчик у колокольни рядом с могилками, лижет леденчик -- буденновца на палочке (или лижет пистолетик с рифленой щечкой на палочке) и смотрит, как папа прыгает. Да, не кот начихал. Ох, и трудно мне переходить то и дело на английский, чтобы вписать Ваше имя, уважаемый Inohvat! Будьте Вы благополучны и благонадежны! |