Орловские пещеры: тайны и призраки
Нехитрый скарб спелеологов — топорик, кувалда, костыли, фонари и трос — распределен между нашей шестеркой согласно физическим возможностям и опыту путешествий по пещерам. Мне достается фотоаппарат и кое-что из мелочи. “Не вздумай меня снимать, — предупреждает Михаил Вячеславович. — Особенно Лешку. Если мать узнает, что мы опять пошли с ним в пещеру, будет нам настоящая темная!”
Лешка Сахаров — младший в группе, ему всего 14. Именно он будет пролезать в самые узкие норы, страхуемый отцом и Павлом Потаповым — нашим гидом. У студента Володи, как и у меня, эта “ходка” — первая, а девятиклассник Андрей занимается спелеологией уже три года. Всех нас, и ребят, и взрослых, заразил “пещерной болезнью” Михаил Вячеславович Сахаров, учитель истории орловской школы № 32, руководитель филиала военно-исторического клуба “Сыны России”.
Наверное, многие жители Орла и не подозревают, что практически весь старый город стоит на пещерах. Еще в девонский период Ока промыла под толщей земли глинистые и известковые породы, образовав многоярусные залы, террасы, бесчисленные ниши, проходы и переходы. С ХVII века воде стал “помогать” человек. При Екатерине II естественные карстовые пещеры были превращены в каменоломни. В сырой кромешной тьме, разрываемой всполохами чадящих факелов, крепостные и каторжане вырубали из стен пильняк, грузили его в тачки и волокли наверх, к свету. Колеи от вагонеток и трухлявые останки крепежного леса сохранились до сих пор. В Орле в то время стали появляться красивые каменные здания, а под ними ветвились, зарывались вглубь катакомбы, живущие своей, подземной, жизнью. Промышленные разработки известняка прекратились в начале ХХ века. Но пауза в истории орловских пещер длилась недолго: война вписала в нее свою страницу.
— Паша, ты встречал когда-нибудь духов пещеры? — спрашиваю у Потапова.
Наш “сталкер” неохотно отзывается: да, такие духи существуют. Они, по его словам, приходят туда, где творилось насилие, где страдал человек. Семь лет назад в одной из орловских пещер, называемой спелеологами “Трехкилометровкой”, погибли дети: зашли туда из баловства, проплутали несколько дней и не вернулись. Павел тоже боится “Трехкилометровки”. Там, по его мнению, все источает опасность: и странный купол наподобие церковного, и голоса, и видения… А когда однажды в луче фонаря вдруг возник абрис фигуры в балахоне с протянутыми руками, Паша бежал из этой пещеры и зарекся туда ходить.
Призраки пещеры представляют собой сгустки зла, считает Михаил Сахаров. Особенно много зла поселилось под землей, когда шла война. Тогда фашисты пытались “выкурить” газами спрятавшихся в катакомбах партизан. Обитатели пещер предпочли смерть от удушья немецкому плену. Каратели согнали к пещере военнопленных и под угрозой расстрела заставили их заложить в нее взрывчатку. Два десятка авиабомб и два ящика с аммоналом рванули под сводами пещеры, засыпав обломками сотни людей.
Не духи ли тех мучеников беспокоят гостей подземелья? Михаил Вячеславович собрал целую коллекцию фотоснимков, которые могут дать пищу для размышлений исследователям аномальных явлений. Вот клубится полупрозрачное белое облако, в котором угадывается ладонь человека. А вот туманность с четко очерченными границами. Сначала спелеологи грешили на радон — ведь только этот радиоактивный газ мог засветить пленку в аппаратах. Однако радон не дал бы таких резких перепадов света и тени. Михаил Вячеславович убежден, что объектив камеры “подсмотрел” то, что оказалось скрытым от глаза.
В следующем зале находим зубило, которым каменотес скалывал породу. Судя по всему, оно было сработано в ХIХ, а то и в ХVIII веке. Ребятам уже случалось находить старинные кайлы, костыли, лучковые пилы. Зубило отправляется на дно Пашиного рюкзака, а мы продолжаем путь дальше — к настенным знакам.
Это, пожалуй, самая сложная загадка пещеры. Историки и археологи, прикоснувшиеся к тайне этих символов, ломают голову над их расшифровкой. Как появился на своде пещеры крест внутри овала? Похожие изображения можно встретить в романских церквах Западной Европы, но для средневековой Руси они не характерны.
— И крест, и круг у язычников являются знаками Солнца, — излагает свою версию Михаил Вячеславович. — Возможно, их комбинация отразила ту эпоху, когда наши предки вятичи, образно говоря, одной ногой уже вошли в христианство, а другой еще оставались в язычестве.
Воронков Алексей. Орел. По материалам газеты "Труд"
Вестник RUFO # 9 (25) - 2001, vol.2
http://rigel.tokamak.ru/lstr/lstrv.cgi?d=aliens_my st&f=voronkov1.htm