"Первая"Репортаж с Орловской студии телевидения.
Наблюдательные телезрители, вероятно, заметили, что в течение недели в дневное время на экранах телевизоров появлялась заставка с надписью «Орел», демонстрировались художественные фильмы. Это шла «обкатка» аппаратуры Орловского телецентра.
Вчера в 18 часов 20 минут жители Орла и области смотрели первую передачу Орловской студии телевидения. Сорокаминутная программа началась с демонстрации «Панорамы недели». Авторы передачи рассказали о социалистических обязательствах орловских и ливенских рабочих, с помощью телевидения мы побывали в колхозе «Заря мира» Должанского района, заглянули к студентам, посетили областную библиотеку и картинную галерею. Один из разделов «Панорамы» был посвящен спорту.
Пройдет некоторое время, и мы привыкнем к орловским передачам, как привыкли к радио, запомним имена дикторов и ведущих, будем хвалить, а может, и сетовать... Все бывает, но первая передача — всегда первая.
Журналистов пригласили, когда уже был готов сценарий и предстояло лишь «сыграть» его. Мы не случайно употребили это слово, потому что на телевидении много от театра и игрового кино. Нашему диктору Виталию Пустотинцеву в этом смысле повезло. Он молодой специалист, окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства по отделению речевых жанров. Его напарница сейчас находится на практике при Центральном телевидении и в первых передачах мы ее не увидим.
Итак, первая репетиция. У режиссерского пульта — человек десять «лишних», но ни один не уходит — всем хочется увидеть, «как это делается». Режиссер Розалия Качуровская бросает взгляд в огромное окно слева. Там за толстыми двойными стеклами — море света: студия. Шестьдесят ламп и десять «юпитеров», подвешенных высоко под потолком, скрыли его и видны лишь пластиковый пол и громадные звукопоглощающие стены все в мелких дырочках.
Телеоператоры — Владимир Ветров и Александр Шинков — уже надели наушники и в ожидании команды прильнули к камерам. Высоко над их головами завис «журавль» — подвесной микрофон. Он предназначен для подвижных передач: спектаклей, концертов, встреч. В студии с площадью в сто квадратных метров, как наша, это вполне возможно.
Наконец, из динамиков раздается долгожданная команда: «В студии тишина. Приготовить музыку к «Панораме недели». Пленка на магнитофоне, звукорежиссер кладет руку на регулятор. Красным огоньком вспыхивает лампочка на первой камере — она сигнализирует, что, выбрав на двух контрольных экранах необходимый для данного момента кадр, Розалия Качуровская включает его в передачу.
С режиссерского пульта, усеянного всевозможными кнопками и ручками, можно мгновенно или постепенно сменить кадр, не произнеся ни единого слова, подать команду диктору ускорить, замедлить или вовсе прекратить чтение. Вся техника — под рукой. В двух шагах от пульта—стационарные магнитофоны, чуть подальше — шкафы с электронной аппаратурой. У семи светящихся контрольных экранов «колдуют» электромеханики. В их задачу входит не выбор кадра, как у режиссера, а доведение качества изображения до нормы. Виктор и Римма Эберт исправляют огрехи освещения или телекамеры. Техник Виктор Дороничев следит за качеством звука.
— Интересно, а какова четкость изображения? — спрашиваем мы у старшего инженера Юрия Гагина.
Щелчок — и на небольшом экране появляется знакомая таблица, для настройки. 600 строк. Четкость идеальная. Это — результат отличной работы отечественного оборудования, специалистов из Харькова, смонтировавших его, и, конечно, наших эксплуатационников во главе со старшим инженером А. П. Ратмановым и начальником телестанции Г. Н. Холодовым.
Самой современной аппаратурой оснащена телекинопроекционная. Отсюда можно демонстрировать фильмы на нормальной и узкой пленке как обратимой, так и негативной. В отличие от кинопроекторов, изображение разлагается не на 24, а на 25 кадров в секунду.
Передача Орловской студии транслировалась только в пределах нашей области и по тому же шестому каналу, что Центральное телевидение; мы, так сказать, вклинились в московскую передачу. На первый взгляд эта операция не представляется сложной, однако это не так. Строителям СМУ-2 треста «Орелстрой» пришлось построить двухэтажное здание для аппаратно-студийного комплекса. Оно находится в пятидесяти метрах от телевизионной вышки и передатчиков. Конечно, было бы удобнее расположить его где-нибудь поближе к центру города, но тогда бы пришлось увеличивать длину кабеля. Площадка телецентра находится на пятьдесят метров выше основания самого высокого в Орле здания — Дома Советов. Это увеличивает радиус действия телецентра.
Начало передач Орловской студии телевидения — большое событие в жизни областного центра и всей области. Знаменательно, что произошло оно в юбилейном, пятидесятом году Советского государства.
Чем же порадует телезрителей Орловщины наша студия в декабре? Позавчера мы побывали на репетиции ансамбля песни и пляски профтехобразования. Юноши и девушки, с успехом выступившие в Югославии, скоро покажут свое мастерство многотысячной аудитории орловских телезрителей. Готовится передача, посвященная 50-летию установления Советской власти в Орле. В канун Нового года будет показана праздничная программа, регулярной станет «Панорама недели». Любители кино увидят художественные фильмы.
До новых встреч в эфире!
__________________________________________
В. Пехтерев. На снимке: рабочий момент в Орловской студии телевидения. Фото Б. Галкина. "Орловская правда", 03.12.1967 г.