Орловские поэты

Агранович Е.Д.
Блынский Д.И.
Гильгоф А.
Перовский Н.М.
Потапов Л.Н.

Интернет-ресурсы о Евгении Аграновиче

| Стихи |

Евгений Данилович Агранович
(13.10.1918 – 29.01.2010)

С поэзией, с песнями Евгения Даниловича Аграновича, участника Великой Отечественной войны, мы познакомились гораздо раньше, чем узнали, что он уроженец нашего города. Так сложилась человеческая и творческая судьба этого удивительного человека.

Право рассказать о нашем легендарном земляке предоставляем Марине Петуховой – человеку, в 2009 году открывшему для орловчан имя и творчество Евгения Аграновича.

Этот текст, ранее размещённый на Форуме в "Поэтических посиделках", был подготовлен автором в 2015 году на основе одноимённых публикаций в сборнике «Евреи Орловщины. Пути и судьбы»: составители Вишневская Б.С., Смолякова Г.И. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2015. – с. 317-336 и газете «Орловский вестник» – №39 (1149) от 14.10.2015 г., №41 (1151) от 28.10.2015 г., №42 (1152) от 11.11.2015 г.

Специально для сайта автор любезно пересмотрела текст и внесла некоторые дополнения.

Евгений Агранович. Возвращение

Евгений Агранович – фронтовик, поэт, прозаик, драматург, автор песен – вплоть до своих 80-ти лет был «пропавшим без вести в мирное время», человеком «из скобок», «из сносок».

Орёл стал ему родиной дважды. Первый раз – 13 октября 1918 года, второй - 14 ноября 1919 года. Из-за суровых обстоятельств Гражданской войны матери не удалось зарегистрировать сына своевременно, пришлось «перенести» дату его рождения на более спокойное время. Так вышло, что ровно на один год, один месяц и один день вперёд.

Детские годы Гесуни – так дома звали Евгения – прошли на орловских улочках: 4-й Курской, Новосильской, Дзержинского (теперь Покровской). В памяти мальчика ярко запечатлелись трели трамвая и перезвон церковных колоколов, набережные Оки и Орлика, Левашова гора, здание Орловского централа, Банный мост. Куст белой сирени под окнами материнского дома, вишни в саду и калитка, выходившая к самой воде. Катание на лодке и первые мозоли от вёсел. Круглое с вафлями мороженое в зоопарке, где видел жирафа и обезьян. Походы в цирк и театр, после которых с братом Лёвой во дворе разыгрывали представления на самодельной арене из песка, что «с Оки тележкою возили».

С раннего детства Гесуни сам воздух, вся атмосфера вокруг него были пропитаны многозвучием удивительно красивых народных песен, скрипичных мелодий. Глубоко западая в душу ребёнка, они оставались там навсегда. Завораживали и стихи. Научившись читать, мальчик искал их в книгах, понравившиеся запоминал легко, «с одного касания», и мог декламировать подряд целыми страницами. В удачно зарифмованных строчках тонко чувствовал музыкальную природу стиха, внутренние ритмы – всё более властно в нём пробуждался поэт. Покидая вспоившие его «мелкие воды» провинциального Орла, одиннадцатилетний Женя Агранович увозил с собою главное – неутолимую жажду личного творчества...

В Москве стали рождаться его стихи и песни. Во время учёбы в Литературном институте несомненно выдающийся поэтический талант Евгения отмечали и друзья-студенты, и преподаватели, в том числе Константин Симонов, Павел Антокольский. Но уже тогда глаза, улыбка, голос и само творчество Евгения Аграновича начали всё глубже уходить под страшную маску «неизвестного автора». С взыскательностью истинного мастера писал он не в угоду обстоятельствам, а только о том, что действительно волновало, и только так, как требовала совесть. Отсюда и результат: многие его песни пелись как народные, а имя не звучало, стихи ходили в списках, в самиздате, но не печатались, проза рождалась и оседала в столе. Неудачник? По его же собственным словам – да, ибо из-за верности избранным принципам и ради высшей, не сиюминутной правды своих произведений он терпел ежедневные обиды, «реальные вполне», «не продвинулся нисколько ни в литфонды наши, ни в печать»:

Я бы верил, что услышит завтра
Тот, кто нас не слышал до сих пор.
Только ведь неизданный – не автор,
Так же, как непойманный – не вор...

И эта «безвестность» творца, создававшего подлинные литературные шедевры, длилась более полувека! При том, что Евгений Агранович как сложившийся профессиональный поэт был высоко оценён ещё в институте – удостоился диплома с отличием. При том, что в годы Великой Отечественной войны стал по праву таким же «мальчиком державы», как и его друзья, поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Борис Смоленский, Борис Лебский, погибшие молодыми. Как вернувшиеся победителями Борис Слуцкий, Михаил Львовский, Давид Самойлов.

...В первые же часы войны Евгений Агранович подал заявление добровольца. Стал бойцом 22-го Московского истребительного батальона. Его рота... поэтов была сформирована из студентов Литературного института. В ноябре 1941 года Агранович уже на действительной военной службе в редакции газеты «Бей врага» 10-й Армии. Участвовал в декабрьском контрнаступлении под Москвой. Доблестно воевал до самой Победы и ещё год после неё находился на военной службе в Берлине. Награждён боевыми орденами и медалями.

Солдат и Поэт Евгений Агранович как непосредственный участник сражений, писал о войне и человеке на войне. Искренне, честно, пронзительно – сила его слова могла поспорить с силой оружия. Его статьи и стихи оказывались сильнее вражеских пуль и страха смерти.

Вселяли веру в победу над противником видимым и одновременно укрепляли победу духовную, моральную – «в непроглядном взрывчатом аду» войны сохраняли «человеческое в человеке». Вспомним такие стихи, как «Раненый» (1941), «Первый в атаке» (1943), «После боя» (1943), «Старуха» (1943), «Контузия» (1944), «Мать» (1944), «Моему поколению» (1944), «Пограничный капитан» (1944).

Публиковавшиеся на страницах газет «Бей врага», «Фронтовая правда», «Смерть немецким оккупантам», «За нашу советскую Родину», эти произведения Евгения Аграновича не имели шансов сохраняться надолго – по требованиям военного времени эти газеты полагалось «после прочтения уничтожить». Сохранялись же и навсегда стали главными для поэта темы войны внешней и внутренней, единоборства добра и зла. Очень остро это чувствуется в его стихотворении «Рядовой» (1951).

Долгие десятилетия стихи Евгения Аграновича практически не попадали на страницы книг, литературных журналов, альманахов. Да и теперь, опубликованные лишь в трёх прижизненных авторских сборниках – не каждому доступны, известны, слышны.

А вот песни Евгения Аграновича – и слышала, и пела вся страна! Такие, как «Одесса-мама» (1938), «Солдат из Алабамы» (1939), «Пыль» (1941), «Лина» (1942), «Вечный огонь» (1970). Первая была написана в соавторстве с Борисом Смоленским, стихи ко второй – на музыку Стивена Фостера. Стихи Редьярда Киплинга «Boots» в переводе Ады Оношкович-Яцыны стали песней «Пыль» благодаря музыке Евгения Аграновича. С первых дней войны эта песня разлетелась по всем ротам, батальонам, дивизиям, фронтам. Чудесным образом предвосхитила встречу союзных войск на Эльбе, где зазвучала уже на двух языках. На основе мелодии танго, напетой ему молодым композитором Лифшицем, Агранович написал песню «Лина». В отличие от песни «Жди меня» на стихи Симонова, она призывала вдов и невест не оставаться в безутешном горе, а в память о погибшем любимом найти среди уцелевших воинов отца для будущих детей. Обжигающие душу стихи Евгения Аграновича и суровая музыка Рафаила Хозака в фильме «Офицеры» стали незабываемой песней «Вечный огонь». Но и она, и выше названные помнятся многим как народные.

Широко известно стихотворение Аграновича «Сабля-любовь» (1955):

Любовь стараясь удержать,
Как саблю тянем мы её:
Один – к себе – за рукоять,
Другой – к себе – за остриё...

Многие авторы писали музыку к этому стихотворению. Но ни один из вариантов не удовлетворил поэта, и впоследствии он создал свой – «английскую балладу».

Нет в России такого человека, который бы не слышал песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...» А ведь она тоже подарена нам Евгением Аграновичем! В 1956 году Марк Бернес должен был спеть её в фильме Владимира Сухобокова «Ночной патруль». Однако дирекция студии песню не приняла – узнав, что имя автора практически никому не известно, заказала популярным в то время поэту и композитору новые стихи и музыку. Лишь в 1971 году в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» песню Аграновича «Берёзовый сок» впервые с широкого экрана исполнил Михаил Ножкин, впрочем, как и свою шуточную «А на кладбище всё спокойненько». Имена авторов этих двух песен значились в общем титре, но кто ж успевал прочесть тот мелкий шрифт, кто мог разобраться, что именно Агранович – автор стихов и музыки «Берёзового сока»? Текст этой песни, даже с нотами, опубликован был – в 1972 году в туристском песеннике «Шагай с нами рядом». Позже, в 1996 году – в первом сборнике стихов Евгения Аграновича «Шапка на снегу». В нескольких журнальных публикациях. Но слушатели автором песни упорно считали либо полюбившегося, первого для них исполнителя Михаила Ножкина, либо... Сергея Есенина.

К сожалению, Евгений Агранович оказался «неизвестным» автором не только в этих случаях. На московской киностудии имени М. Горького он монопольно переводил песни в дубляжах в течение 15-ти лет. Практически все русские тексты песен, звучавшие в дублированных фильмах 1950-60-х годов: «Бродяга» (1951), «Возраст любви» (1953), «Уличная серенада» (1953), «Жених для Лауры» (1955), «Привидения в замке Шпессарт» (1960) и других, их было более 150-ти – принадлежат его перу. Люди же просто наслаждались прекрасными стихами, озвученными Зиновием Гердтом в паузах между голосами Лолиты Торрес или Раджа Капура. Снявшаяся во многих этих фильмах аргентинская актриса и певица Лолита Торрес, широко известная и любимая в СССР, с 1962 года приглашалась в нашу страну на гастроли 14 раз, бывала в Москве. По рассказам, её восхищали авторские переводы Евгения Аграновича. На своей родине она не знала поэта, который мог бы шестью словами сказать о жизни двоих так много:

Наши судьбы – две дороги,
Перекрёсток позади.

В сборнике песен «Поёт Лолита Торрес», вышедшем в Москве в 1959 году, многие стихи с указанием имени Евгения Аграновича представлены были. Индийский фильм Раджа Капура с песенными куплетами Аграновича «Бродяга я...» за годы проката в нашей стране посмотрели более 63-х миллионов зрителей. Но «автор русского текста песен дублируемых картин» ни известности, ни признательности тогда так и не обрёл.

Позже телезрители и радиослушатели наслаждались плодами работы Евгения Аграновича, по-прежнему не придавая значения авторству. Тексты песен для мультфильмов «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Мурзилка на спутнике» (1960), «Василёк» (1973) и других, песен для детского фильма «Тайна железной двери» (1970) по повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник», текст к мультфильму «На краю тайны» (1964) были написаны Аграновичем. Он же явился автором всех стихотворных текстов для дублированного полнометражного цветного мультипликационного фильма «Сотворение мира», поставленного в Чехословакии по рисункам Жана Эффеля (1957). Как сценарист Агранович работал над выпусками мультфильмов «Отважный Робин Гуд» (1970), «Наш друг Пишичитай» (1978-1980), «Про белую розу, которая умела краснеть» (1982), «Добрый лес» (1983) и многих других, их около 30-ти. Был автором цикла радиопьес для детей «Школа вежливых наук» (1989). В фильме «Мария, Мирабела» (1982) песни на стихи Григория Виеру звучат в переводах Евгения Аграновича и Валентина Берестова.

Фильм-эссе Галины и Сергея Брусницыных "Автор сценария - Евгений Агранович",
снятый к 100-летию Е.Д. Аграновича

Опубликовано на канале YouTube в профиле Сергея, Галины и Веры Брусницыных 12 октября 2018 г.

Смотреть онлайн работы сценариста Аграновича на сайте: kino-teatr.ru

29 работ в 29 проектах (1961-1984).

Многие произведения Евгения Аграновича – неизменно острые, свежие по содержанию и виртуозно написанные – либо не звучали вообще, либо обретали широкую известность без авторства. Дерзкое стихотворение «Еврей-священник», ходившее в списках с 1962 года, ещё до появления самиздата, приписывали то Слуцкому, то Евтушенко, то Бродскому. Впервые опубликованное в 1993 году в альманахе «Ной» под именем Евгения Аграновича, оно было подарено брату Леониду с горьким комментарием: «Лет бы на 30 раньше… А, Лёнь? Спасибо за испытательный срок». Продолжением темы стал рассказ «Евреи не воевали» – совсем маленький. Но «для написания его понадобилась мировая война, а для опубликования – крушение империи»…

В середине 1950-х годов в Москве на площади Маяковского открывался Театр Эстрады. Для своего премьерного спектакля режиссёр Александр Конников выбрал пьесу «Московская фантазия» – первую из написанных Евгением Аграновичем. Главную сценку в ней «Бухгалтер и смерть» начинал репетировать Борис Тенин, но в итоге блистательно сыграл молодой артист Евгений Весник. В этом же спектакле Марк Бернес впервые исполнил на сцене песню «Пыль», однако в программе «забыли назвать не только Аграновича, но и Киплинга».

Большинство поэтических шедевров Евгения Аграновича сразу же оценивалось по достоинству, но в печать они не попадали. Так, руководство журнала «Новый мир» велело рассыпать уже набранное в номер стихотворение «Киты» (1956) – резкое, обличающее безнравственность. Песню «Давай, давай короче» (1963), до слёз смешную на первый взгляд, всесильный Иван Пырьев предусмотрительно отверг: «Не пойдёт никогда, картину закроют».

Ещё в Литинституте Евгений Агранович написал стихотворение «Настройщик» (1939). Его герой пожертвовал всей своей жизнью,

Чтоб людям нести своё честное слово,
Чтоб звать и грозить, и приказывать нам.

Павел Антокольский с тревогой предостерегал юного автора: со словом надо быть осторожней, иначе поэт может невольно предопределить трагизм в своей собственной судьбе…

Но по-настоящему пророческими для Аграновича оказались другие его стихи – «Скульптуры из корней» (1961):

…И верю, что, пусть не скоро –
В забытом своём забое
Дождусь за работу платы,
Услышав и над собою
Спасительный звон лопаты.

Рассказы прозаика Евгения Аграновича «Сочельник в сорок первом» (1948), «Вооружённое сопротивление» (1987), «Сильное средство» (1991); повести «Без ошейника» (1975), «Диоген» (1994), «Сигнал бедствия» (1995) – отличны по датам написания и темам. Но равно притягательны силой и красотой литературного слова, мастерством психологического анализа, тончайшего проникновения в сокровенные тайны движения души. Десятилетиями нигде не печатавшиеся, изредка звучали они в авторском исполнении лишь для узкого круга друзей. Не имевший читателя, Агранович мечтал о встрече хотя бы со слушателем. В те счастливые мгновения для него «смыкался страшный разлом между активным творцом и отверженным автором».

Случавшиеся же чудом, в основном приуроченные к памятным воинским датам единичные публикации в газете «Экран и сцена», редких сборниках – цельного представления об авторе не создавали. Мелькали искрами в ночи. Вспомним некоторые из этих публикаций. Стихотворения «Возвращение» (1957), «С борта космолёта» (1977), «Воспоминания» (1994), «Чайки-берёзки» (1994), «Мельница-метелица» (1994), «Моему поколению» (1995), «Рядовой» (1995). Пьеса «Куда вы звоните?» (1968). Сценарий мультфильма «Наш друг Пишичитай» (1981). Эссе «Мелочь в дырявом кармане» (1993), «Воспоминанья – суд и совесть» (1994), «Письмецо – фронтовой треугольник» (1994), «Вещающий с креста» (2003). Рассказы «Мгновение» в соавторстве с Исаем Кузнецовым (1998), «Лёгкий хлеб (разговор о песенке)» (2000). Рассказы «Скамейка выздоравливающих» с послесловием Владимира Альера «Ещё повоюем» (2006)…

Понимая меру своего таланта, «непечатный» Агранович мечтал

…посмертное признанье
прижизненным изданьем заменить.

К счастью, долгожданные «прижизненные изданья» произведений Евгения Аграновича на свет появились и сразу же были предложены читателю. Правда, в единственном книжном магазине «Москва». И когда их автору было уже… под восемьдесят! Cборник стихотворений «Шапка на снегу» (1996), однотомник «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок» (1998) и двухтомник «Избранное» (2001) вышли в издательстве «Вагант-Москва» благодаря Сергею и Татьяне Зайцевым. Позже Центральным архивом русской авторской песни был издан сборник рассказов «Скамейка выздоравливающих» (2008). Но эти книги уже не купить в магазине, не взять в библиотеке, и по-прежнему мучительно трудно, незаслуженно долго слово Аграновича ищет путь к сердцам современников…

Шанс помочь читателю дали друзья Евгения Даниловича. В мае 2006 года по их инициативе Александр Силонов создал в интернете сайт, посвящённый творчеству Евгения Аграновича: e-agranovich.narod.ru

Все желающие смогут найти на его электронных страницах тексты стихов и ноты, звуковые мелодии песен Аграновича. Увидят его фотографии. Смогут прочесть прозаические произведения, опубликованные при жизни автора. А работу над литературным архивом Евгения Аграновича продолжает по-настоящему родной для него человек – Анна Яковлевна Пиотровская.

Счастливцами считают себя те, кто успел увидеть вживую произведения скульптора Евгения Аграновича. Это необыкновенно трепетные композиции из оленьего рога, мамонтовой кости, оникса, самшита, ореха, секвойи, квебрахо, можжевельника, красного дерева. Многие отобразили в себе конкретные образы и наделены автором неповторимыми поэтическими именами, будто имеющие сердце, живые, дышащие существа: «Лебедь на солнце», «Кричащая ветру», «Стоящая у дороги», «Девочка и девушка», «Ненаглядная», «Девочка со зверьком», «Девочка, отпускающая орлёнка», «Уличный скрипач и балерина». Многие – иллюстрировали, дополняли собою духовные искания и открытия поэта, прозаика, мыслителя Аграновича: «Свобода слова», «Вещающий с креста», «Холокост», «Прощание», «Парламентёр», «Первый в атаке», «Мальчик, снимающий маску старости»…

Творец искренне верил:

Мои скульптурные скрижали –
Их кроткой плоти тёплый свет –
Уже над смертью одержали
Десятки крохотных побед…

Так оно и случилось!

К нашей великой радости, скульптуры Аграновича блестяще запечатлел на своих фотографиях его друг Андрей Викторович Яновский.

Многие из этих скульптур рождались в часы отчаяния, когда на последней редакционной ступеньке вдруг отвергались стихи, повести, сценарии их создателя – именно так Агранович отвечал судьбе на жестокие удары, исцеляясь спасительным творчеством.

Мог ответить и холоду смерти – теплом возрождённого в барельефе образа Евгения Урбанского, погибшего трагически, но не забытого. Выполненный из скульптурного воска на срезе дерева, этот маленький памятник артисту был предложен в качестве модели для создания кинематографического приза СССР за лучшую мужскую роль, подобно главной американской кинопремии Оскар. Эскиз памятника стоял на видном месте в кабинете секретаря правления Союза кинематографистов в ожидании обсуждения на очередном пленуме. Но Александр Караганов так и не успел осуществить столь заинтересовавший его проект. Агранович посвятил Урбанскому и свой любимый сценарий – «Вооружённое сопротивление». А в память о Борисе Пастернаке создал проект памятника ему и подарил нам песню «Пью горечь тубероз…» – одним из первых дерзнул «сделать Пастернака песенником», положив на свою музыку стихотворение великого поэта «Пиры».

Скульптуры Аграновича не побывали ни на одной художественной выставке, но в домашнем музее их в полной мере оценил каждый, кто хоть раз увидел. Одна из них была подарена Марине Влади в тот счастливый день, когда она и Владимир Высоцкий – влюблённые, ещё не имевшие своего дома – рады были «погреться у дружеского очага» в квартире поэта Евгения Аграновича, откликнувшись на приглашение режиссёра Михаила Богина.

Советский и российский кинодраматург, сценарист, член Союза кинематографистов – это тоже Евгений Агранович. Помимо разноплановой работы с мультфильмами, он написал множество сценариев игровых фильмов, но лишь один – «День последний, день первый» стал полнометражным художественным фильмом. Его снял в 1959 году режиссёр Семён Долидзе на студии «Грузия-фильм». В этой картине главную роль сыграл Серго Закариадзе. Среди невоплощённых в фильмы сценариев Аграновича – «Последняя пуля войны», один из сильнейших, и он обязательно будет востребован, оживёт для кинозрителей.

Как однажды «ожил», появился на экране и сам Евгений Данилович. Это произошло в 1995 году, когда молодой режиссёр Олег Дорман на студии «Софир» создал о нём первый документальный фильм. И мастерски точно назвал его «Евгений Агранович. Победитель» – вопреки тому, что десятилетиями уязвляло честь и достоинство не замечаемого никем талантливого человека, завоевавшего нам Победу. Сегодня этот фильм доступен в интернете, но в конце девяностых, после премьерного показа в Доме кино и единственного по телевидению, увидеть его было трудно, практически невозможно. Так же, как и в течение долгих лет собирать, соединять в одно целое результаты усилий многих людей, стремившихся поодиночке в разное время по-разному помочь Евгению Аграновичу обрести известность.

Документальный фильм Олега Дормана "Евгений Агранович. Победитель" (1995)

Воистину, «в России надо жить долго»! И «безымянный» творец дожил до того часа, когда его имя и человеческое достоинство были, наконец, отвоёваны у людской невнимательности, чёрствости, равнодушия. Добыты, как победа в бою. Совершил этот нравственный, гражданский подвиг Владимир Борисович Альер (Альтшуллер) – исследователь и исполнитель классической авторской песни, её подвижник. Владимир ещё до того, как впервые пришёл к Евгению Аграновичу, уже восьмидесятилетнему, открыл для себя его, всеми невидимого. Подобно тому, как Урбен Леверье точными научными расчётами, «на кончике пера» вычислил существование Нептуна – скрытой от глаз восьмой планеты Солнечной системы, одной из самых крупных.

Владимир сумел оценить масштаб личности и степень поэтического и музыкального таланта Евгения Аграновича, собирая по крупицам то, что удавалось увидеть вживую или найти в разных источниках: отдельные нотные публикации «Пыли» и «Берёзового сока» в разрозненных сборниках, авторство «Одессы-мамы», «Сабли-любви», «Еврея-священника». Владимир сделал всё возможное, чтобы вывести на сцену этого скромного человека с уникальными исполнительскими способностями и дарить каждому из нас эту радость узнавания, это чудо живого общения. А самому Аграновичу, как творцу, подарил счастье ощущать себя востребованным, нужным, желанным. Подарок более чем щедрый – космический! И всё это длилось целое десятилетие, триумфальное для Евгения Аграновича.

Счастливым и творчески активным человеком предстал он перед московскими зрителями. В 1999 году, в июне, состоялось его первое в театре песни «Перекрёсток» выступление в концерте с другими классиками авторской песни Георгием Лепским, Александром Дуловым и Альфредом Соляновым. В октябре – 80-летие на двоих с Лепским в Центре авторской песни. И вскоре – первый сольный концерт. Ликующий, на девятом десятке, Агранович восклицал: «Не бойтесь старости!» Ведь новая, удивительная жизнь для него лишь начиналась.

В 2001 году на поэтическом празднике в Шахматово журналисты засвидетельствовали не только открытие главного дома усадьбы Блока, но и «открытие» Аграновича, который вместе с Владимиром блистательно там выступил. Вскоре голос Аграновича вовсю зазвучал и в Центре авторской песни, на музыкальных рейсах «Синего троллейбуса» по Садовому кольцу столицы, в павильоне «Республика песни» на ВВЦ, и в доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине, залах Политехнического музея, ЦДРИ, ЦДЖ, ДК МГУ на Воробьёвых горах, в Центральном театре Российской Армии. И даже на главной сцене страны – в Государственном Кремлёвском дворце.

Имя Евгения Аграновича по праву заняло почётное место в антологиях авторской песни наряду с Окуджавой и Высоцким. Он постоянно выступал на фестивале в Коломенском. И даже на фестивале «Второй канал», который проходил в лесу. Евгений Данилович жил там в палатке, пел с лесных сцен и у костров.

В 2006 году триумфально прошли гастроли Евгения Аграновича в Германии. 87-летний ветеран войны и бард – правда, уже не с автоматом в руках, а с мастерским аккомпанементом гитариста Александра Костромина – вновь стал Победителем в этой стране! Мюнхен, Нюрнберг, Франкфурт, Марбург, Вецлар, Трир, Вупперталь были потрясены этими выступлениями.

В 2005 году на всероссийском телеканале «Культура» Агранович исполнил свои песни в одном из выпусков программы «Под гитару». В 2007 году на телеканале «Ностальгия» встречи с Евгением Аграновичем были показаны в передаче Татьяны Визбор «Споёмте, друзья» и в прямом эфире передачи Владимира Глазунова «Рождённые в СССР». В 2008 и 2009 годах телеканал «Культура» демонстрировал фильм Григория Шестакова «Счастливый неудачник». В 2008 году в качестве дипломной работы студент МГУКИ ИДПО Михаил Грушин представил документальный фильм о Евгении Аграновиче «Боец. Поэт. Бард».

Были записаны авторские диски Аграновича. Среди них аудиодиск «Последний рыцарь», диск MP3 «Евгений Агранович». Осуществилось участие Аграновича в сборном диске MP3 «Российские барды». На этих дисках – более семи часов звучания голоса Евгения Аграновича: песни, стихи, устные рассказы и воспоминания, некоторые песни других авторов в его исполнении.

На сайте myzcloud.me можно прослушать и скачать 44 песни из 54-х с диска MP3 «Евгений Агранович» в авторском исполнении:

Московские газеты и журналы всё чаще печатали интереснейшие интервью с легендарным «Многограновичем», как его вполне справедливо теперь называли. Среди них: «Уважаю свободный полёт» Владимира Альтшуллера (2003), «Неизвестный автор знаменитых песен» Игоря Бедерова (2004), «"Берёзовый сок" пела вся страна» Ирины Долгополовой (2008), «Фальшь долго не живёт» и «Мальчик, снимающий маску старости» Ольги Кузьминой (2009), «Евгений Агранович: стихи, окопы, мультфильмы и сцена» Михаила Липкина (2009). Но главное – появлялись новые стихи, песни, прозаические произведения.

Одно из своих эссе Агранович посвятил Владимиру Альеру: «Итак, за какой-то час рождена была песня тактом, вкусом и удивительной музыкальностью Володи…» Благодаря «бесценной режиссуре» Альера возникла музыка «Лебединой песни» на небывалые стихи о любви. Это стихотворение, по мнению Семёна Фрейлиха – кавалера шести боевых орденов, доктора искусствоведения, – «непременно войдёт в хрестоматию поэзии XX века»:

Просто крылья устали,
А в долине война…
Ты отстанешь от стаи,
Улетай же одна.
И не плачь, я в порядке,
Прикоснулся к огню…
Улетай без оглядки!
Я потом догоню.

Звёзды нас обманули,
Дым нам небо закрыл.
Эта подлая пуля
Тяжелей моих крыл.
Как смеркается, Боже,
Свет последнего дня…
Мне уже не поможешь!
Улетай без меня.

До креста долетели,
Ты – туда, я – сюда.
Что имеем – поделим,
И – прощай навсегда!
Каждый долю вторую
Примет в общей судьбе:
Обе смерти – беру я,
Обе жизни – тебе.

Ждать конца тут не надо.
Нет, пока я живу,
Мой полёт и отраду
Уноси в синеву!
Слышишь – выстрелы ближе?
Видишь – вспышки огня?
Я тебя ненавижу!
Улетай без меня.

Счастливейшее для Аграновича десятилетие, увы, не вместило в себя важнейшего события – предстоявшей встречи с городом рождения и детства. 29 января 2010 года сердце Евгения Аграновича остановилось… Но имя и творчество его возвратилось на родину!

Первая встреча с именем Евгения Аграновича для многих жителей Орла произошла в апреле 2010 года в литературном музее Тургенева на юбилейной выставке «Рядовые культуры». Евгений Данилович был приглашён заблаговременно. Он готовился, хотел представить личные рукописи, документы, печатные издания, спеть свои замечательные песни. Но не смог стать живым участником выставки – впервые день 9 мая человечество торжествовало без него, победителя… В год празднования 65-летия Великой Победы имя Евгения Аграновича – Солдата и Поэта – прозвучало салютом его памяти. И для Орла, города воинской славы, событие это стало честью.

29 июля 2016 года во вновь открывшемся после реставрации Музее писателей-орловцев на стене одного из залов появилась и фотография Евгения Аграновича, мастерски сделанная Вадимом Кантором, чьи портреты Аграновича последних лет жизни по праву считаются лучшими. Материалы о Е.Д. Аграновиче включены в раздел постоянной экспозиции зала, посвящённого выдающимся писателям XX-XXI веков.

А живые песни Аграновича привезли орловцам московские барды Владимир Альер и Михаил Альтшуллер 10 июня 2010 года. Владимир Альер исполняет святую миссию сбережения памяти Евгения Аграновича всюду, где звучит поэтическое слово и авторская песня. На концертах Владимир не только исполняет песни Евгения Даниловича, но и рассказывает о нем. На том первом концерте, состоявшемся в просторном светлом зале библиотеки имени Бунина пришедшие, затаив дыхание, буквально впитывали в себя музыкально-поэтический рассказ Владимира о жизни и судьбе нашего легендарного земляка. Впечатление было огромно. Многие давно известные и любимые песни не связывались раньше для зрителей с именем Аграновича. Зал очень тепло, бурно отзывался на каждую из прозвучавших песен. Но главное – все задумывались над тем, как мужественно и достойно прожил свою жизнь Агранович, как боролся и побеждал.

Концерт Владимира Альера "Невероятная жизнь Евгения Аграновича",

(21 сентября 2017 года, театр "Русский стиль")

…За прошедшие годы были новые встречи с Владимиром Альером, снимались репортажи на телевидении и радио, книги Аграновича появились в областной библиотеке им. И.А. Бунина, вышли публикации в периодической печати и научных сборниках областного архива и музея Тургенева.

На месте рождения поэта (ул. 4-я Курская, д. 2) была открыта мемориальная доска.

Интернет-ресурсы о Евгении Аграновиче

Стихи

На одноименной странице нашего форума вы можете найти дополнительную информацию о нашем земляке, посмотреть фотографии других его скульптурных работ, а также узнать свежие новости о мероприятиях, посвященных его творчеству.

Сканы машинописных текстов стихотворения "Еврей-священник" взяты из блога yablor.ru.

2006-2018 © Орел. Краеведение  
© Валерий Васильевич (1949-2018)