Краеведы

Алексина Р.М.
Афонин Л.Н.
Власов В.А.
Емельянов В.Г.
Ерёмин В.П.
Катанов В.М.
Кирилловская Н.М.
Полынкин А.М.
Попов О.Н.
Потапов Л.Н.
Пясецкий Г.М.
Сидоров В.Г.

Неизвестные знаменитости

Болотов А.Т.
Булгаков И.А.
Ермолов А.П.
Клушин А.И.
Косенков С.С.
Потёмкин П.П.
Устрялов Н.Г.

Из истории города, его домов, улиц, площадей

Орловский бой 1615 г.
Струговая пристань
Орел в заметках Зуева
Ильинская площадь
Церковь Смоленской Божией Матери
Церковь Михаила Архангела
Александринский институт
Гостиница Иордан
О чем рассказывают
названия улиц

Дом Серебренниковых
О Курских улицах, Пеньевской слободе и Тургеневском бережке
Дом Фомичёвых
Дом Лобановых
Дом Потемкина
Дом Велигорских

Неизвестные музеи


Орловская ДЭТС

ДЭТС - кузница патриотов Орловского края
Ветераны ДЭТС

Гостиница Иордан

Что мы знаем о своем городе, о своих улицах? Увы, немного.

Иван Сергеевич Тургенев в одном из писем Л. В. Павлову писал: «... Приезжайте в Орел: я остановлюсь у Иордана...». В сноске к письму, вошедшему в том собрания сочинений И. С. Тургенева, поясняется, что Иордан - владелец гостиницы в Орле. О существовании в городе «гостиницы Иордан» проскальзывает сообщение и в газете «Орловский вестник» в конце XIX века. Дом Иордан упоминается в документах архива. По ним прослеживается, как переходил он от одних наследников к другим. В 1917 году, как и многие частные дома, здание было муниципализировано под жилье для советских граждан. Был ли когда-то действительно гостиницей дом № 19 на улице Ленина, бывшей Болховской? Само здание с множеством комнат, расположенных анфиладой вдоль длинного узкого коридора, мощными сводчатыми подвалами и каменной двухмаршевой лестницей даже без имеющихся документов дает основание говорить о нем как о здании гостиничного типа.

Итак - ул. Ленина, 19 - бывшая гостиница Иордан. Обратите внимание на этот угловой дом напротив кинотеатра «Победа». В Орловском областном государственном архиве удалось найти его проект, выполненный одним из виднейших авторов в архитектуре города того времени, «городовым архитектором Дмитрием Васильевичем Ореховым». В проекте значится еще одно значительное имя - губернского архитектора г. Орла Ивана Петровича Лутохина. Под руководством И. П. Лутохина велись работы по перестройке церкви Михаила Архангела. В 40-е. и 50-е. годы прошлого столетия (XIX в - В.В.) он оставил большой след в истории архитектуры города. Он вел строительство жилых и казенных зданий.

На проекте дома, о котором идет речь, каллиграфическим почерком архитектор Орехов написал: «Проект на постройку каменного дома Орловской временной купчихи Евы Карловны Иордан в 3-й части города Орла на Болховской улице». Здесь изображены планы нижнего и верхнего этажей, виды фасада, дома в разрезе, каменной лестницы, ведущей на второй этаж. Проект датирован 1856 годом. И, что любопытно, при сравнении проекта с уцелевшим домом, здание, хотя оно уже во многом изменено, узнается без особого труда.

По воспоминаниям Петра Васильевича Володина, в доме в 1936 году располагалось Всесоюзное общество глухих. Отдельные его помещения и комнаты были заняты под учебные мастерские, столовую, клуб и прочее. Во дворе же дома «с тех давних, дореволюционных времен жили греки - чистильщики обуви». ВОГ занимало дом до Великой Отечественной войны. В военные годы все деревянные балки крыши были разобраны на отопление печей. В 1943 году дом подвергся сильным разрушениям при очередной бомбежке, но был восстановлен. Он мало чем изменился: та же «П»-образная композиция, почти метровая толщина стен, сводчатые подвалы, анфилада, каменная брусчатая лестница. В 50-х годах дом был капитально отремонтирован.

Вряд ли архитекторы прибегли тогда к подлинному проекту. Скорее всего, восстановление и ремонт производились по памяти, по предыдущему образцу фасадов, ибо сохранены этажность, низкая крыша, большие проемы окон.

На фасаде дома - большой нарядный металлический балкон. Его мощные кронштейны в виде сильно закрученных форм-валют поддерживают перекладины решетки с «растительным» узором в стиле барокко. «П»-образные композиции гостиницы Иордан, монументальные формы, масштабность и даже бледно-малиновый цвет в сочетании с белым сильно напоминали барские усадебные особняки первой половины XIX века, с парадными дворами, садами и оранжереями. Но в середине XIX века с ростом купечества, среднего и мелкого дворянства в городе началось строительство «домов со службами», где одновременно располагались и владельцы, и службы. И многие дома, наподобие Иордан, стали носить смешанный характер. В доме Иордан стояли кафельные печи, украшенные белыми и узорчатыми изразцами. Они были разобраны во время ремонта уже в 1953 году.

За давностью времени здание пережило многочисленные перестройки и ремонты в духе разных поколений. Но, несмотря на это, оно устойчиво сохраняет особенности архитектуры своего времени: добротность строительных методов зодчих, художественную выразительность, эстетику. Во внутреннем пространстве комнат, несмотря на их сугубо практическое назначение, много света, воздуха. Дом № 19 в настоящее время является памятником архитектуры гражданского зодчества. Он входит составной частью в исторически сложившуюся градостроительную композицию улицы Ленина, ныне являющейся заповедной в Орле.

Л. ИВАНОВА. Искусствовед.
«Орловская правда» 12 апреля 1990 г.

Улица Ленинская,19

Это двухэтажное кирпичное здание, расположенное напротив кинотеатра «Победа», на углу улицы Ленина и Георгиевского переулка, мне памятно с детских лет. В нем жил мой школьный товарищ, пятиклассник Алик Збар, с которым мы учились тогда играть в шахматы. Жил не в какой-то обычной квартире, каких много, а как раз в той, что имела единственную в доме лоджию на уровне второго этажа. Была она большая, металлическая, с богато декорированным растительным орнаментом.

Как я завидовал тогда своему однокласснику, имевшему возможность близко рассматривать демонстрантов во время первомайских и октябрьских торжеств! Приходилось мне бывать в этом доме и позже, но никогда никому из нас не приходила в голову мысль, насколько богата его история.

Двухэтажный угловой кирпичный дом был построен по проекту, составленному городовым архитектором Д.В. Ореховым в апреле 1856 года. Построил его орловский купец 2-й гильдии К.М. Иордан для своей жены Евы Карловны. Их усадьба занимала значительную часть 23-го квартала, между Болховской и Георгиевской (Тургеневской) улицами.

Усадебное место перешло Иорданам от титулярной советницы А.П. Зубковой, а ей досталось от подпоручицы Прасковьи Фалеевны Якушкиной, матери известного фольклориста. В начале 1830-х годов усадьба принадлежала генерал-майору Петру Михайловичу Каменскому, незаконнорожденному сыну фельдмаршала М.Ф. Каменского. В 1815 году он едва не женился на Варваре Петровне Лутовиновой, которая в январе следующего года вышла замуж за поручика С.Н. Тургенева. Любопытно отметить, что на время капитального ремонта собственного дома мать будущего писателя в том же 1816 году арендовала у Каменского его каменный дом, стоявший на углу тех же Болховской и Георгиевской улиц. Здесь и появился на свет первенец супругов Тургеневых - Николай, старший брат автора «Записок охотника».

Но возвратимся к поныне сохранившемуся дому Е.К. Иордан. Его проектом предусматривалось размещение гостиницы. С улицы в дом было три входа, со двора - четыре. Три лестничные клетки вели на второй этаж, где находились различные по размеру и числу комнат номера. Внизу располагались служебные помещения и торговые лавки. Построенное в 1857 году здание получило название «Гостиница Иордан».

В конце 1850-х годов, в пору работы над знаменитым романом «Дворянское гнездо», в престижной орловской гостинице останавливался И.С. Тургенев. Здесь он, в частности, встречался со своим приятелем врачом И.В. Павловым, получившим известность как литератор и журналист. В одном из писем к нему Иван Сергеевич назначал встречу: «Приезжайте в Орел: я остановлюсь у Иордан...»

В 1859 году в гостинице жил выдающийся фольклорист, этнограф и писатель Павел Иванович Якушкин, состоявший под полицейским надзором. Бывал он здесь и позже, о чем свидетельствует Н.С. Лесков: «Павел Иванович очень часто попадался всем на глаза на главных бойких пунктах этого городка. У Иордана в гостинице - он, в книжном магазине у орловского моста - он, и все стоит да знакомым рукой машет...»

В середине 1870-х годов зданием гостиницы, тремя каменными флигелями, «деревянным театром и аранжереей» (оранжереей), хозяйственными службами и большим садом владел надворный советник Афанасий Афанасьевич Красовский, сын генерал-адъютанта А.И. Красовского и младший брат революционера-шестидесятника Андрея Красовского. В 1863 году Афанасий Афанасьевич сменил амнистированного декабриста С.И. Кривцова на посту почетного попечителя Орловской губернской мужской гимназии.

Он решил переоборудовать помещение гостиницы, дав ей название «Европейская». 25 августа 1877 года газета «Орловский вестник» извещала своих читателей: «С 28 августа открывается вновь отделанная Европейская гостиница с кафе-рестораном... Номера от 1 до 5 рублей. Ванны, водопровод, воздушные звонки (т.е. телефон. - В.В.) и пр., Болховская улица, дом Красовского». Затем гостиница «Европейская» получила музыкальную машину, а при ресторане была открыта биллиардная.

Вскоре в доме Красовского открылся книжный и музыкальный магазин музыканта-любителя В.Д. Кашкина, владельца собственного книжного магазина и библиотеки в Воронеже и имевшего также магазины в Москве, Твери и Курске. В своем орловском магазине Кашкин устроил и нотную библиотеку, в которой книги и ноты выдавались по абонементу всем желающим на дом.

Во время учебы в духовной семинарии в этом магазине нередко бывал будущий известный композитор - орловец Василий Калинников. Его удивили в нем механическое пианино, которое играло само, без человека, и другие инструменты, называемые музыкальными машинами (вроде усовершенствованных шарманок с набором разных пьес). Впоследствии В.Д. Кашкин напишет воспоминания о Калинникове, которые опубликует в «Русской музыкальной газете» в 1901 году.

К середине 1880-х годов гостиница «Европейская» перешла к жене капитана О.П. Коломниной. В помещении был произведен капитальный ремонт по укреплению «железными связями» угловой части дома. Тогда-то и появился упомянутый выше балкон-лоджия на металлических балках.

В огромном угловом здании, которое в плане напоминало букву «П», в это время размещались кроме гостиницы Харьковский земельный банк и книжный магазин с библиотекой «Орловского вестника». Библиотека, имевшая специально подобранный книжный фонд, активно посещалась интеллигентной публикой.

6 июля 1886 года газета сообщала: «Выдача книг в публичной библиотеке «Орловского вестника» по случаю перехода - в дом бывший Красовского, на Болховской же улице, - будет остановлена на 2 дня, до 8 июля...«

Частым посетителем библиотеки был юный Иван Бунин, который с осени 1889 года работал в «Орловском вестнике». В качестве приложения к газете в 1891 году вышел первый сборник стихов Бунина. 25 ноября того же года он писал старшему брату Юлию Алексеевичу: «Хожу в библиотеку, доканчиваю «афоризмы Щедрина», читаю с Варей (Пащенко. - В.В.) по вечерам...»

Почти сорок лет спустя в пятой книге романа «Жизнь Арсеньева» Бунин рассказывал об одном своем посещении библиотеки. «Это была, - писал он, - старая, редкая по богатству библиотека... огромные голые сенцы, холодная лестница во второй этаж, обитая по войлоку рваной клеенкой дверь. Три с верху до низу установленных истрепанными, лохматыми книгами залы... Я проходил в «кабинет для чтения», круглую, пахнущую угаром комнату с круглым столом посередине, на котором лежали «Епархиальные ведомости», «Русский паломник»... В этой комнате я, помню, впервые прочел Радищева - с большим восхищением...»

В редкостной истории интересующего нас дома есть и театральная страница. В первых числах января 1889 года «Орловский вестник» сообщал: «В доме, находящемся на Болховской улице, принадлежавшем ранее Г. Красовскому... и теперь приобретенном Г. Коломниным, назначен любительский спектакль под управлением П.Д. Потемкина (отца поэта и театрального деятеля, уроженца Орла П.П. Потемкина. - В.В.), сбор с которого предназначается в пользу общества вспомоществования бедным ученицам орловской Николаевской женской гимназии...».

С сентября того же года в доме Коломниной проходили почти каждое воскресенье представления только что возникшего музыкально-драматического кружка, в котором режиссером и одним из ведущих актеров был все тот же Потемкин. В спектаклях, кстати, принимали участие мать и дочь Пащенки - Варвара Петровна и Варя, послужившая, как известно, прототипом Лики в «Жизни Арсеньева».

Например, в поставленной 25 февраля 1891 года драме А. Сумбатова «Листья шелестят» роль вдовы Парашиной сыграла В.П. Пащенко, а жены банкира Глебовского - ее дочь. Причем Бунин посещал не только постановки, но и бывал на репетициях. Помните: «Начались... репетиции любительского драматического кружка, которого Лика была членом...»

Какова дальнейшая история дома Коломниной? Гостиница «Европейская» перед первой мировой войной носила название «Северная». Книжный магазин В. Кашкина просуществовал до 1917 года. После революции здание передали в жилой фонд города. В 1930 году в нем размещался газетный отдел почтово-телеграфной конторы, а через шесть лет - Всесоюзное общество глухих с учебными мастерскими, столовой и клубом.

В годы Великой Отечественной войны в доме располагался штаб противовоздушной обороны. В 1943 году, во время бомбежки, дом был частично разрушен. До 1953 года в нем имелись облицованные узорчатыми изразцами печи. Последующие перестройки несколько исказили его облик, но интерьер, характерный для зданий гостиничного типа, сохранился без существенных изменений.

(Из книги В.А.Власова: "Орловские эскизы")
2006-2018 © Орел. Краеведение  
© Валерий Васильевич (1949-2018)