Орел, которого больше нет
440 лет Поэты Книги Художники фотогалерея Копилка Об авторе форум
Архитектор и город Тургеневское общество
Краеведение
Старые альбомы Коллекционеры Воспоминания

Краеведы

Алексина Р.М.
Афонин Л.Н.
Власов В.А.
Емельянов В.Г.
Ерёмин В.П.
Катанов В.М.
Кирилловская Н.М.
Полынкин А.М.
Попов О.Н.
Потапов Л.Н.
Пясецкий Г.М.
Сидоров В.Г.

Неизвестные знаменитости

Болотов А.Т.
Булгаков И.А.
Ермолов А.П.
Клушин А.И.
Косенков С.С.
Потёмкин П.П.
Устрялов Н.Г.

Из истории города, его домов, улиц, площадей

Орловский бой 1615 г.
Струговая пристань
Орел в заметках Зуева
Ильинская площадь
Церковь Смоленской Божией Матери
Церковь Михаила Архангела
Александринский институт
Гостиница Иордан
О чем рассказывают
названия улиц

Дом Серебренниковых
О Курских улицах, Пеньевской слободе и Тургеневском бережке
Дом Фомичёвых
Дом Лобановых
Дом Потемкина
Дом Велигорских

Неизвестные музеи


Орловская ДЭТС

ДЭТС - кузница патриотов Орловского края
Ветераны ДЭТС

Смоленская церковь: история строительства и реставрации

В Орле на протяжении второй половины XIX века и до 30-х годов нашего времени существовали две Смоленские церкви. Старая Смоленская построена в 1768 году, служба в ней проходила до 1874 года. Строитель церкви — Иван Савельевич Еленин. Из-за недостаточной вместимости барочное сооружение три раза перестраивалось, расширялось с добавлением объемов в классическом стиле. Строительство новой, ныне существующей Смоленской церкви началось в 1859 году, в 1867 году была освящена трапезная, в 1899 г. освящен храм. В этом же году при церкви была открыта школа для неимущих граждан. Колокольню построили только в 1908 году. Церковь не успели полностью построить до начала войны 1914 года, не были построены каменные трехпролетные крыльца, здание не штукатурилось, роспись в интерьере только началась. В эти трудные для России времена все имеющиеся средства церкви шли на содержание церковно-приходской школы. До 1917 года при церкви существовало убежище для убогих и престарелых женщин. В 1922 году церковные ценности изымаются, в 1938 году церковь окончательно закрывается. В 1951 году разбирается колокольня.


Несколько слов об архитектурных стилях, господствовавших на момент начала проектирования и строительства Смоленской церкви

Здесь надо напомнить читателю, что на смену демократическому классическому стилю, давшему на Руси образцы мировых шедевров, пришел и безраздельно господствовал более двух десятилетий русско-византийский стиль, представляющий собой мешанину (искаженных и деформированных) архитектурно-художественных элементов, произвольно взятых из всех предыдущих стилей. Родоначальником стиля, как это ни парадоксально, стал знаменитый архитектор-классицист В. П. Стасов (1769–1848), построивший в ложно-византийском стиле скромную Десятинную церковь в г. Киеве в 1828–42 годах. Император Николай I долго и безуспешно добивался от архитекторов создания нового национально-патриотического стиля, воплощавшего три постулата — «православие, самодержавие, народность», дает прямое указание этому архитектору строить пятиглавую церковь Александра Невского в русской колонии в Потсдаме. Царствующей семьей и Синодом «патриотический» стиль утверждается как официальный, что и отмечается в законе 1841 года. Теория «официальной народности», видимо, была близка архитектору К. А. Тону (1794–1881), он становится главным идеологом русско-византийского стиля, о чем свидетельствует его основная постройка — Храм Христа Спасителя в Москве. Каждый, даже самый заштатный городок Российской империи поторопился выполнить социальный заказ и обустроиться громадными сооружениями. Эти церкви легко узнаваемы: гипертрофированное увеличение объемов, помпезность и избыточная парадность, полная потеря масштабности и соразмерности архитектуры и человека (эффект Эмерта) — стиль, который не знает и не понимает своих первоисточников. К несомненным же достоинствам этих сооружений относятся просторные, полные света помещения, прекрасная акустика, качество применяемого материала, виртуозная техника отделочных работ. Смоленская церковь несёт на себе отпечаток тех архитектурных течений, которые утвердились к тому времени в России, она эклектична по архитектурно-художественному образу: в ее декоре присутствуют барочные элементы, но есть византийские, древнерусские, готические и даже классические мотивы.

В 1995 году в честь 50-летия Победы в области прошел сбор пожертвований на восстановление Смоленской церкви как пантеона павшим в Великой Отечественной войне.


Проект реставрации, утвержденный инспекцией по охране памятников истории и культуры в 1996 году, предусматривает полное восстановление церкви в 2000 году. На радость православному люду, храм-памятник воинской славы должен засиять во всем своем великолепии: увенчанный пышным пятиглавием, в обрамлении ажурных крылец, с восстановленным внешним архитектурным убранством, окрашенный в победоносный — красно-белый цвет.


Автором исторической записки к проекту реставрации Р. М. Алексиной в различных архивах России обнаружены чертежи древней Смоленской, а также полный комплект чертежей строительства новой церкви, исчерпывающее описание всех культовых и хозяйственных предметов церковного обихода, включая простую медную лампадку. Обнаружены и фотографии, запечатлевшие объем колокольни до ее разборки. Прихожанами и благотворительными вкладчиками в строительство церкви были именитые горожане Серебренниковы, Сухановы, Плотниковы, Русановы, Перелыгины, Подшиваловы, Иноземцевы, Фроловы и другие.

Смоленскую церковь построил один из наиболее плодовитых и удачливых из плеяды орловских зодчих архитектор Никита Тимофеевич Ефимов. Он автор проектов самых крупных культовых сооружений Орловщины: Тихвинской церкви Оптина мужского монастыря (под Болховом), Троицкой церкви Успенского мужского монастыря (г. Орел).

Вернемся к нынешнему состоянию церкви иконы Смоленской Божией Матери.

Согласно реставрационному заданию от 18.05.1995 года все ремонтно-восстановительные работы по объекту планировалось завершить в IV квартале 1997 года. Но практика реставрационных работ показывает: сроки и выполнение восстановительных работ практически всегда корректируются в рабочем порядке в зависимости от финансирования. Здесь мы не можем сказать, что сроки корректируются. По существу реставрация еще не начиналась. Хлебозавод оставил после себя тяжелое металлическое оборудование: 620 кубических метров строительных конструкций, из них 219 — несущих железобетонных, демонтаж которых исключает в данных условиях применение тяжелых ударных механизмов. С вывозом всего строительного мусора это, по прикидочным оценкам, стоит около 600 миллионов рублей. На сегодняшний день приходской совет освободил церковь от чужеродных материалов на 60%.

Не выполнены первоочередные противоаварийные и консервационные работы, требующие значительных материальных затрат. Каменная замкнутая ограда территории в аварийном состоянии, культурный водоносный слой под ветхим асфальтом собирает до 30 м3 ливневых вод с площади 5 600 м2. Переувлажняется цоколь, вода проникает в подклет, идет интенсивный «многоходовой» процесс морозного пучения с разломом блоков известняка по цоколю. Агрессивная вода, несущая с собой все загрязнения крупного промышленного города, способна в течение нескольких лет превратить кирпичную кладку в труху. Покрытие стен ветхое, чердачные конструкции поражены гнилью. После горячих цехов хлебозавода с отключением отопления массив кладки полностью промораживался в зимний сезон 1995–1996 годов, сейчас отапливается только трапезная. Надо помнить, что сводчатые конструкции из кладочного материала, как всякий живой организм, чутко реагируют на малейшее изменение температурно-влажностного режима, все усилия на сжатие и растяжение постоянно меняются и перераспределяются. Запас прочности и резервных сил крестово-купольной распорной системы достаточно велик, но при «случайном», единовременном наложении неблагоприятных факторов прогнозировать деформационные процессы крайне сложно.

Следует признать, что с уходом из этих стен хлебозавода процесс разрушения памятника не только не остановлен, но и убыстряет темпы. В настоящее время приходской совет одновременно ведет богослужение и отделочные работы в трапезной. По проекту художника-дизайнера М. Е. Долгоноса устроен наборный мраморный пол, помещение оштукатурено. Штукатурное покрытие местами переувлажняется, наблюдаются шелушение, отлупы, осыпания. Не нашлось средств на выполнение лепного декора интерьера, что в дальнейшем неизбежно приведет к частичному сбитию штукатурки. Невыполнение надлежащих первоочередных противоаварийных и консервационных работ неизбежно приводит к перерасходу средств и строительных материалов.

О тех, кто принимал непосредственное участие в реставрации церкви

Координирует работы мэрия города Орла и ИТР различных строительных организаций. Общестроительные работы выполняются на основе взаимозачетов. Спецработы выполняются по договорам. При качественной работе их стоимость будет составлять не более 50% государственных расценок. Бригада Сергея Георгиевича Болоцких ведет работы исключительно экономно. Такой экономии средств в реставрационной практике на Орловщине за последние 25 лет не было. Сам Сергей Георгиевич в совершенстве овладел приемами мастеров прошлого. Такие мастера в России всегда были востребованны, имели, как правило, свои именные клейма и ставили их на свои изделия. Как медянщик-позолотчик он дает гарантию покрытия тонким сусальным золотом глав Смоленской церкви на 7 лет (в Москве, скажем, дают гарантию качества покрытия толстым золотом всего на 5 лет). Золочение им глав церкви Михаила Архангела выполнялось к Олимпиаде-80, и только через 18 лет появились первые пятна на поверхности. Последние 20 лет большинство восстановленных завершений по церквям Орловской области выполнялось им. Это не менее 30 восстановленных памятников старины.

Работами по изготовлению крестов руководил главный механик АО «Продмаш» B. C. Грущин. Непосредственными исполнителями были слесарь В. Т. Карпушин, сварщики Б. К. Борисов и С. А. Гаврилов, инженер-конструктор З. В. Коробова и другие. Ажурное поле крестов выполнялось на ООО «Янтарь-инструмент» на электроискровой установке мастерами Ю. И. Кисисевым, Б. А. Воронцовым, В. А. Коньковым. С. Г. Болоцких, принимавший работу по отделке поверхности металла под золочение, отметил, что более качественно выполненной работы ему встречать не приходилось, кресты изготовлены в точном соответствии с чертежами.

О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце

Единая форма православных крестов в официальном порядке не установлена. Наиболее широкое применение в настоящее время получили восьмиконечные кресты — с косой нижней перекладиной. Эта форма крестов известна с древнейших времен, но распространение на Руси получила начиная с XIV века. Иногда можно столкнуться с мнением, что полулунный знак в основании креста появился после татаро-монгольского нашествия как символ «поверженного» ислама — это совершенно неверно. Исследователи утверждают, что крест на полулунном основании применялся в Византии задолго до христианизации Руси и, по древнейшим источникам, имеет разное символическое прочтение. Крест — это небо, столп церкви, свет истинный, солнце. Полулуние — это земля, лоно церкви, свет отраженный, луна.

Изогнутую планку, как и косую перекла­дину, связывают еще с монашеским облачением, считающимся одеянием воина Христова: кпобук — это шлем, крест — это оружие, изогнутая планка — это гарда (щит, прикрывающий руку воина). В церковных молитвах «Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги ви­димые и невидимые», «оружие мира». От­сутствие полулуния на древних нательных крестах и применение его только на храмах указывают на наиболее точное толкование это­го символа — «церковь — ко­рабль». Согласно древнейшим постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на во­сток обращенным». Добавлю, что для Смоленской церкви наверху столпа крестов в круглом поле, в металле, написано «Ника», что в переводе с греческо­го означает «победитель». (Этот символ точно соответствует назна­чению храма-памятника!). В цент­ре крестов, в круглом поле — вось­миконечный православный крест с косой перекладиной над возвыше­нием, символизирующим Голгофу — гору, на которой распяли Христа. С XVI века вокруг этого возвышения стали писать «М. Л. Р. Б.», то есть «место лобное рай бысть», в пере­воде со старославянского — «мес­то лобное стало раем». Мы подчас не задумываемся, какой глубокий — буквальный, не переносный — смысл имеет известная фраза «Красота спасет мир».

О гармонии архитектуры прошлого и настоящего

В проектах реставрации объектов, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются возможности восстановления наилучшего об­зора памятника архитектуры с учетом сложившей­ся градостроительной ситуации. Визуальное восприятие Смоленской церкви с центральной пло­щади, по всему протяжению улицы Ленина, че­рез исторический центр г. Орла по своей значительности просто уникально.

В 60–70-е годы нагорная часть Советского рай­она застраивается престижными зданиями от гостиницы «Салют» до городского сада XIX века, город искусственно делится на две визуально изолированные части. Связь современного центра города с ис­торическим центром нарушается, исчезает широкий визуальный охват деталей с энергичным разворотом водного зеркала поймы р. Оки. Выразительный и индивидуальный ландшафтно-эстетический потен­циал г. Орла, созданный самой природой, навсегда утрачивается для современного центра города. Поэтому роль и значение сохранившегося узкого кори­дора видимости на старый город с центральной пло­щади трудно переоценить.

Пешеходная брусчатая улица Ленина — это гор­дость орловцев и визитная карточка города, поэтому крайне нежелательно встраивать «пломбы» в живую ткань рядовой застройки XIX — начала XX веков домами из силикатного кирпича, дающего сухие и невыразительные фасадные плоскости. С вы­ходом на Александровский мост вертикаль Смолен­ской церкви как бы исчезает, уходя за горизонт, но появляется «второе дыхание» пространственной связи — мгновенно раскрывается величественная панорама всего исторического центра города на 180 градусов по створу реки Орлик. Это лицо города.

Образно воссоздать панораму церквей и пре­стижных домов помогают многочисленные архивные фотографии начала XX века. Легко просматрива­лись церкви Покровская, Преображенская, Богоявленская, Николы Рыбного, Михаила Архангела с часовней, Васильевская, а также учреждения и до­ходные дома, имеющие высокую архитектурную ценность — гостиный двор, гостиница «Берлин», Ком­мерческий банк, магистрат, народное училище, Рус­ско-Азиатский банк, водяная мельница. Исчезнове­ние основных вертикалей и выпадение некоторых зданий из силуэта панорамы обедняет центральную городскую застройку. Но даже немногое, например, воссоздание шпиля магистрата и башен Коммерческого банка с надлежащей покраской старой и новой застройки, преобразит город, позволит наполнить его смысловым содержанием. Станет ясной и не­обходимость восстановления доминанты панорамы — колокольни Смоленской церкви. Очевидно, что, отреставрированная, с воссозданием колокольни, Смоленская церковь станет настоящим украшени­ем города.

Почему так притягивает взор и радует душу красота православного храма? Потому что эта рукотворная красота создана по божественным принципам гармонии, которыми руководствовался сам Творец, Создатель. Созерца­ние божественных пропорций гар­монизирует весь наш строй — и ду­шевный, и физический. Так почаще любуй­тесь нашими храмами!

***

Материал подготовлен на основе статей:
М. Скоробогатов. Смоленская церковь. «Просторы России», 23.05.1997 г.;
Т. Павлова. Почаще любуйтесь нашими храмами. «Орловская правда», 6.01.2000 г.

***

Статья Р. М. Алексиной, автора исторической записки к проекту реставрации Смоленской церкви.

***

История в фотографиях


До 1917 г.


До войны


В годы войны


1968 г.


1968 г.


1970-80-е гг.


2004 г.


2006 г.


2008 г.

© Валерий Васильевич (1949 - 2018)
Письмо администратору
Создание сайта: Студия 404