Краеведы

Алексина Р.М.
Афонин Л.Н.
Власов В.А.
Емельянов В.Г.
Ерёмин В.П.
Катанов В.М.
Кирилловская Н.М.
Полынкин А.М.
Попов О.Н.
Потапов Л.Н.
Пясецкий Г.М.
Сидоров В.Г.

Неизвестные знаменитости

Болотов А.Т.
Булгаков И.А.
Ермолов А.П.
Клушин А.И.
Косенков С.С.
Потёмкин П.П.
Устрялов Н.Г.

Из истории города, его домов, улиц, площадей

Орловский бой 1615 г.
Струговая пристань
Орел в заметках Зуева
Ильинская площадь
Церковь Смоленской Божией Матери
Церковь Михаила Архангела
Александринский институт
Гостиница Иордан
О чем рассказывают
названия улиц

Дом Серебренниковых
О Курских улицах, Пеньевской слободе и Тургеневском бережке
Дом Фомичёвых
Дом Лобановых
Дом Потемкина
Дом Велигорских

Неизвестные музеи


Орловская ДЭТС

ДЭТС - кузница патриотов Орловского края
Ветераны ДЭТС

Из истории церкви Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела (Успенская) находится на правом берегу реки Орлика, в старом центре г.Орла, на территории бывшей Посадской слободы. В XVI веке на этом месте существовало старейшее культовое деревянное сооружение г. Орла – Успенская церковь, предположительно пятиглавая, с шатровой колокольней. В 1678 году за ветхостью церковь разбирают, и на ее месте стараниями посадских людей Овчинникова и Грибачева строится каменный пятиглавый храм с примыкающей шатровой колокольней. На всем протяжении своего существования Успенская церковь была самым монументальным, величественным и наиболее вместительным культовым сооружением в г. Орле. В XVIII веке при церкви находилось двенадцать церковно­служителей и 261 приходский двор. Ближайшим «конкурентом» по благолепию и представительности была Богоявленская церковь, построенная в первом десятилетии XVIII века, она имела 220 приходских дворов.

В 1730 году рядом с Успенской церковью купцом Калашниковым возводится каменная, прямоугольная в плане, двуглавая Михаило-Архангельская церковь с приделом Святого Иоанна Воина. Церковь была построена для совершения ранних литургий и имела единый приход с Успенской церковью. Две церкви с двухэтажной каменной ратушей администрации формировали центральную площадь города в XVIII веке. На плане г. Орла 1788 г. показана построенная часовня при церквях, первоначально она располагалась рядом с современным мостом через реку Орлик. В 80-х годах при церквях строится каменная ограда с въездными воротами, рядом с церковью на реке Орлике были построены мельница и салотопня.

В конце XVIII века церкви уже маловместительны, морально устаревшие и ветхие. Оба храма разбираются, и на пожертвования прихожан строится новый, ныне существующий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Святого Архистратига Михаила и Святого Иоанна Воина. Церковь заложена 19 сентября (1 октября) 1801 года, окончательные работы завершились в 1817 году. На новом месте восточнее церкви в стиле высокого классицизма строится ныне существующая часовня, единственный сохранившийся ротондональный культовый памятник на Орловщине. Надо сказать, что за Успенской церковью с XVIII века и до наших дней в народе устойчиво закрепилось название церкви по ее второму престолу – церковь Михаила Архангела. Подобное не редкость, когда прихожане озвучивают в названии тот престол, который им более близок. Дело в том, что в Посадской слободе с XVI века расселялся служивый ратный люд. Небесный воитель Архангел Михаил считается покровителем воинов, он был покровителем московских князей в ратных делах. В России храмам Михаила Архангела государство всегда уделяло повышенное внимание: древняя белокаменная Архангельская церковь, построенная в 1333 г. в Московском Кремле, и ныне существующий, построенный на ее месте Аливизом Новым Архангельский собор (1505 — 1508 гг.) со времен Ивана Калиты (1340 г.) были усыпальницей 60-ти московских и удельных князей. В России Архангельские церкви были практически во всех городах-крепостях. В Орле в 1843 году появилась еще одна Архангельская церковь при Орловском Бахтина кадетском корпусе, московские князья и царствующие особы посещали эту церковь в XIX веке в общей сложности около десятка раз.

В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года 21 — 22 января 1826 года в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года).

Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859 – 1908 гг.), Покровская церковь (1853 – 1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860 – 1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м (!).

В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад.

В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров (!) с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью...».

Михаило-Архангельская церковь – первое культовое сооружение на Орловщине, возвращенное общине верующих в 80-е годы. В 1989 году при стечении горожан начальник управления культуры области вручил символические ключи от церкви Владыке Паисию. По заказу Орловско-Брянской Епархии выполняется проект реставрации и проект противоаварийных работ. По согласованной и утвержденной документации в этом же году церковная община приступила к выполнению первоочередных противоаварийных работ, потребовалось около 1 тыс. куб. м бетона для придания зданию надлежащей прочности и стабилизации основных несущих конструкций. Усилиями ВООПИК Орловской области были расчищены от поздних наслоений сохранившиеся 5% живописи середины XIX века. Общиной верующих устроен мраморный пол, в настоящее время устраивается деревянный иконостас.

Время безжалостно: деревянные чердачные конструкции пришли в крайне ветхое состояние, завершение с крестом отклонилось на 7 градусов с угрозой обрушения всех конструкций. Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, с обшарпанными фасадами, с облезлым сусальным золочением 1979 года, с неблагоустроенной территорией. Неумолимо продолжавшееся общее разрушение святыни не могли остановить постоянные заботы епархии в лице архиепископа Паисия и настоятеля храма – протоиерея Владимира Дороша: ресурсов орловских приходов уже не хватало на проведение столь масштабной работы даже по восстановлению, а речь уже шла о спасении храма.

Несколько месяцев назад орловцы стали свидетелями начала активной фазы реставрации храма: губернатор области Е.С. Строев поручил руководство реставрацией своему заместителю Е.Н. Вельковскому. При всемерной финансовой поддержке ряда организаций и храмов города дорогой орловцам памятник архитектуры российского значения стал быстро покрываться строительными лесами. Решено провести его капитальный ремонт с использованием металлических конструкций и лучших современных материалов. Самые ответственные и сложные виды работ по восстановлению покрытия и завершения церкви поручены бригаде С. Болоцких. Сам Сергей Болоцких имеет двадцатилетний опыт реставрации завершений и покрытий культовых сооружений.

Памятник истории и культуры – церковь Михаила Архангела – является незаурядным архитектурным произведением высокого классицизма. Это и литературный памятник, связанный с именами выдающихся писателей-орловцев. В церкви был крещен Л.Н. Андреев, храм описывается в его произведениях «Младость», «Баргамот и Гараська», «Когда мы, мертвые, просыпаемся», «Весенние обещания». Посвящали храму свои произведения И.А. Бунин и Н.С. Лесков. Все известные орловские художники XIX - XX веков запечатлели храм на своих полотнах.

Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил.
И храм этот темный и старый,
Где ты мое сердце пленил.
(И.А. Бунин. «Михаил», 1919 г.).

Выполнение противоаварийных и ремонтно-восстановительных работ, придание зданию надлежащего достойного и благолепного вида – градостроительная необходимость, и наша общая задача – сделать это качественно и с наименьшими потерями.

Статья М. Скоробогатова «И храм этот тёмный и старый...»
«Орловская правда» 2 апреля 2004 г.


С тех пор прошло несколько лет. Храм Михаила Архангела отреставрирован, в нём давно возобновились службы, он стал одним из немногочисленных старинных зданий XIX века, украшающих город и в XXI веке.


2006-2018 © Орел. Краеведение  
© Валерий Васильевич (1949-2018)