| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Железнодорожные вокзалы Орла и области

 
 
Страница  Страница 8 из 13:  « Назад  1  ...  7  8  9  ...  13  Дальше »

Автор andymackey

Участник 
#106 | Дата: 1 Июн 2021 12:40 
Также на территории Земской больницы в Яковлево есть большой одноэтажный кирпичный флигель, который по внешним признакам и по стилю оформления может оказаться постройкой 1860-х годов. Там внутри даже печи оригинальные, отделанные белым кафелем сохранились. Он стоит во дворе. Может ли эта постройка иметь отношение к железной дороге - вопрос.








Автор andymackey

Участник 
#107 | Дата: 1 Июн 2021 13:15 | Поправил: andymackey 
Kireev:
И в последнее время приходит понимание о том, что вся та история с ж/д вокзалом Шварца тоже является ничем не подтвержденной раскрученной газетной легендой.

Похоже на легенду. Перечитал о Шварцах, об усадьбе в с. Белый Колодезь.
Кроме того, наткнулся на вот такую статью, там много фотографий места и фантазии
http://www.drive2.ru/l/479807908859609448/

Вот кстати та самая газетная вырезка со статьёй Юрия Оноприенко «Вокзал помещика Шварца» из Орловской правды 07.12.1996 г., размещённая здесь на форуме 3 июля 2012 года.
KireevFoto2406
ССЫЛКА

Автор Zyuzin86

Участник 
#108 | Дата: 1 Июн 2021 15:54 | Поправил: Zyuzin86 
Благодаря появившейся возможности почитывать литературку по самым разным вопросам, позволю себе процитировать Максима Шаненкова (книга "Орловские магистрали") по вопросу вокзала в Белом Колодезе. Помимо отсылке к статье того же Оноприенко, утверждается, что существует насыпь к вокзалу, что как бы является неоспоримым доказательством планов железнодорожного строительства.


Автор andymackey

Участник 
#109 | Дата: 1 Июн 2021 21:24 
Zyuzin86:
Помимо отсылки к статье того же Оноприенко, утверждается, что существует насыпь к вокзалу

Если эта насыпь действительно существует, то это весомый повод к предположительному строительству железной дороги, если нет, то легенда всё ближе.

Автор Kireev

Модератор 
#110 | Дата: 2 Июн 2021 02:42 | Поправил: Kireev 
Давайте взвесим, что нам говорит ЗА.

Источник№1.
Шаненков авторитетный источник в плане железнодорожной истории региона. Особенно дореволюционного периода. Большая часть упомянутой книги написана на его кропотливом исследовании. Но. У издания значатся два автора. Второй А.И. Кондратенко - писатель, литератор, историк. Можем ли мы точно сказать, кем именно была написана глава о вокзале Шварца? Книга вышла в 2006 году.

Источник №2.
Так или иначе, написавший эту главу ссылается на то, что информацию о несостоявшейся дороге была найдена в издании "Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки". Е.В. Холодова, Курск. 1997 г.
Самый главный вопрос - на что ссылается та самая Холодова? Можно ли найти это издание в интернете и проверить?

Источник № 3.
Орловский журналист Ю.А. Оноприенко. "Вокзал помещика Шварца", Орловская правда, 1996 г. Он, вроде бы, ни на что не ссылается.

Источник №4.
Нашлось очень весомое подтверждение "ЗА".
Каталог памятников архитектуры Орл.обл под издательством В.И. Плужникова. Человек явно авторитетный. Он указывает именно на железнодорожное предназначение вокзала. И это самый ранний источник - 1985 год.
А может всё с него и пошло и Холодова приняла к сведению именно его материал?

Почему закрались мысли ПРОТИВ.

В первый раз задуматься о том, а "был ли мальчик" пришлось, когда в Моховом (имение Шатиловых) довелось увидеть почти аналогичное здание. Бывал там два раза, но по не понятной причине так его и не сфотографировал. Найти у себя снимков не могу. В сети тоже внятных фотографий мало (может мало поискал ,а дольше совсем не хватает времени). Вот то самое здание
548098
https://www.infoorel.ru/user_foto/shatilovy_06.jpg

548099
https://imgprx.livejournal.net/

548102

Повторюсь, увидев его - сразу вспомнил то здание В Белом Колодезе
548100
Но Шатилов-то явно не собирался строить у себя железную дорогу и вокзал к ней. Встречалось очень похожее здание и ещё раз, но где - вспомнить пока не могу.

Воксалъ в комплексе дворянских усадеб раньше, если не ошибусь, это помещение для танцев.
Мысли материализовались в виде найденного подтверждения это версии. Не менее авторитетное здание "Архитектурные древности Орловщины - 1" под авторством В.М. Неделина и В.М. Ромашова в главе о усадьбе указывает именно на танцевальное предназначение здания, не упоминая железных дорог вообще
548101

Вот такое столкновение гигантов архитектуры Плужников & Неделин и Ромашов пока у нас получается. Кто же прав?

Что ещё от себя могу отметить, что ни в одном из источников ЗА не приводится ни единого старого оригинального текстового или графического материала, который говорил бы о планах строительства здесь железной дороги.

Автор andymackey

Участник 
#111 | Дата: 2 Июн 2021 10:30 | Поправил: andymackey 
Kireev
Андрей, спасибо за подробный разбор источников.
Действительно интересно, 100% удостоверимся только если в одном из архивов обнаружится информация у кого было заказано здание Вокзала/Воксала, кто архитектор. Вот про авторство Тибо-Бриньоля в Орловско-Витебском вокзале сколько лет было неизвестно? Наталья Шашкова нашла в РГИА полный комплект чертежей пассажирского здания вокзала, подписанных И. Ф. Тибо-Бриньолем.

По Моховому в сети есть такие фото.










Автор andymackey

Участник 
#112 | Дата: 2 Июн 2021 11:31 
Kireev:
Встречалось очень похожее здание и ещё раз, но где - вспомнить пока не могу.

Вот есть похожий в плане дом в усадьбе Здроевских в Межице Витебской области, построен в 19 веке.

Усадьба Ролле, конец XIX века. Расположена в центре села Гришки Хмельницкой области. Состоит из усадебного дома и парковой территории. Усадебный дом двухэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный. Возведён из красного кирпича, общая композиция фасада симметричная.

Межица
Межица
Межица
Межица
Гришки
Гришки
Гришки
Гришки

Автор Kireev

Модератор 
#113 | Дата: 2 Июн 2021 14:29 
andymackey
Хорошие фото, спасибо!
Как бы сказали в соседней теме - прямо типовой проект получается. На усадебный дом тянет с большой натяжкой - скромноват. Флигель, там, какой-нибудь и т.п.
А книгу Курские усадьбы не удалось найти? Что там написано у Холодовой.

Автор andymackey

Участник 
#114 | Дата: 2 Июн 2021 16:27 | Поправил: andymackey 
Kireev:
Каталог памятников архитектуры Орл.обл под издательством В.И. Плужникова. Человек явно авторитетный. Он указывает именно на железнодорожное предназначение вокзала. И это самый ранний источник - 1985 год.
А может всё с него и пошло и Холодова приняла к сведению именно его материал?

Книгу Холодовой в открытом доступе пока не удалось найти и прочесть.
Заехал в книжный приобрёл, книга передо мной.
Елена Холодова пишет:
«Наиболее парадной и подчёркнутой воспринимается планировка около вокзала, который предназначался когда-то для намечаемого строительства узкоколейки. Идея въезда в усадьбу по железной дороге так и не осуществилась, и вокзал использовался для других целей (ныне в нём размещается мельница). Две идущие с запада дороги обходят вокзал с севера и юга, сливаясь перед его главным восточным фасадом, образуя основную улицу-перспективу усадьбы. В её начале расположен скотный двор, далее находится обширное пространство с поставленной в глубине конюшней. Отсюда раньше был подъезд к главному дому. Рядом по обе стороны поставлены жилые корпуса. На краю усадьбы дорога проходит по плотине между прудов, около которых - винный завод».

Ссылка действительно на: «Орловская область. Каталог памятников архитектуры. Москва, 1985 год, стр. 169-170.

Автор andymackey

Участник 
#115 | Дата: 2 Июн 2021 23:01 | Поправил: andymackey 
Вокзал. Фото и план 1980-х годов из книги «Усадьбы Курской губернии. Историко-архитектурные очерки». Е. В. Холодова, Курск. 1997 г.
Про насыпь в книге нет ни слова, только про плотину.




Автор Zyuzin86

Участник 
#116 | Дата: 2 Июн 2021 23:52 | Поправил: Zyuzin86 
Я скромно извиняюсь: а книга Плужникова, из которой тут приводились скриншоты, у кого в коллекции в бумажном экземпляре имеется? Андрей с Ботаники, признавайся, когда опись пришлёшь?

Год постройки "вокзала" 1862.. Что-то не верится, что в это время могли думать об узкоколейке.. да тем более в Орловской губернии. Не рановато ли для неё? Например станция Орёл и Курск были открыты только в 1868 г., станция Щигры открыта в 1894 г. То есть этот вокзал на 20 лет раньше построили станции Щигры и как минимум на 5 лет раньше вокзалов станции Орёл, Елец и Курск (Ямской).
Меж тем, первая в России узкоколейка была построена от Верховья до Ливен и пущена в 1871 г. (на что есть отдельная книга у того же Шаненкова). Согласитесь, территориально довольно близко к Белому Колодезю, через 9 лет после обсуждаемого вокзала.
Судя по космическому снимку само обсуждаемое здание сориентировано на северо-восток (строго на Ливны). Также к западу от здания, с высокой долей вероятности, действительно сохранился землеотвод (частично занимаемый ныне автодорогами).

Учитывая всё вышеописанное, "вокзал" в Белом Колодезе может относиться к "раннему варианту" трассировки участка "Ливны - Мармыжи" от станции Ливны-2 до хода на Щигры. Возможно, что действительно эту линию перепроектировали под трассировку Долгое-Мармыжи (проложили восточнее). Кстати участок Ливны-2 - Мармыжи также ввели в 1871 г. в узкоколейном варианте, или его построили позднее и уже широколейным сразу? Станция Долгая в каком году открыта вообще? Станция Ливны-2 вне всякого сомнения сориентирована на Колпнянский район.

Автор andymackey

Участник 
#117 | Дата: 3 Июн 2021 00:12 | Поправил: andymackey 
Zyuzin86:
Год постройки "вокзала" 1862.. Что-то не верится, что в это время могли думать об узкоколейке.. да тем более в Орловской губернии. Не рановато ли для неё? В 1862 г. Например станция Орёл и Курск были открыты только в 1868 г., станция Щигры открыта в 1894 г. То есть этот вокзал на 20 лет раньше построили станции Щигры и как минимум на 5 лет раньше вокзалов станции Орёл, Елец и Курск (Ямской).

1862 - год постройки похожего здания в Моховом, точной даты постройки в Белом Колодезе вроде неизвестно, говорят только о возможной датировке - третья четверть 19 века (1850-1875 годы).

Zyuzin86:
Станция Долгая в каком году открыта вообще?

По справочнику Железнодорожные станции СССР, 1981 года Долгая открыта в 1898 году.

Автор Kireev

Модератор 
#118 | Дата: 3 Июн 2021 01:08 | Поправил: Kireev 
andymackey
Вот спасибо! Что ж, выходит с Плужникова всё пошло. Откуда он это взял, наверное, найти не удастся.
Интересная цепочка развития "железнодорожной тематики" выявляется.
Плужников - Холодова - Оноприенко - Кондратенко/Шашенков. В 12 году статья выкладывается на форум и далее подхватывается всеми популярными нынче блогерами и группами. Вот так-то вот.

Zyuzin86:
Учитывая всё вышеописанное, "вокзал" в Белом Колодезе может относиться к "раннему варианту" трассировки участка "Ливны - Мармыжи" от станции Ливны-2 до хода на Щигры

Вторым своим отдельным трудом Максим Шаненков подробно описал историю линии Верховье - Мармыжи. Это итог архивной работы. В нём нет упоминания о том ,что линия могла идти иначе, чем сейчас.

Zyuzin86:
скромно извиняюсь: а книга Плужникова, из которой тут приводились скриншоты, у кого в коллекции в бумажном экземпляре имеется? Андрей с Ботаники, признавайся, когда опись пришлёшь?

Неуже ли её ещё нет в уже огромном списке?
Кстати, заехал когда-то в Москву, приобрёл По весьма приличной цене.

Автор andymackey

Участник 
#119 | Дата: 3 Июн 2021 10:22 | Поправил: andymackey 
Возвращаюсь к значению и происхождению слова вокзал в России, для того чтобы понять назначение здания в усадьбе в Белом Колодезе.
Воксал (устаревшее) - здание на загородном гулянье, для увеселения.
Цитаты:
«Трудно даже и сказать, почему это; видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы помутить или пообедать, как-то: клубы и всякие воксалы на немецкую ногу». Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г.
«А то вы, пожалуй, их в воксал, на рулетку, поведёте». Ф. М. Достоевский, «Игрок», 1866 г.

Самое раннее употребление слова «фоксалъ» зафиксировано в 1777 году. Воксалами в XVIII–XIX веке назывались публичные увеселительные заведения; именно это значение изначально отмечается словарями. Слово «воксал» произошло от англ. Vauxhall — названия общественного сада, располагавшегося в одноимённом пригороде Лондона. Во второй половине XVII века оно стало именем нарицательным для заведений подобного рода в английском, а затем и в других языках.
Первый платный воксал в России был создан в 1775—1776 годах антрепренёром М. Гроти, которого сменил M. Меддокс. Уже в 1783 году тот же Медокс открывает новый «Большой» воксал в Москве. В Петербурге с 1793 года действовал воксал в Нарышкинском саду.
Открывались воксалы и в XIX веке. Так, в 1850 году в Петрозаводске в городском общественном саду по распоряжению губернатора был устроен танцевальный вокзал. Вокзал построили на деньги, собранные по добровольной подписке частных лиц. В ночь на 26 марта 1872 года танцевальный вокзал Петрозаводска сгорел. Устраивались воксалы в городе, как в открытых парках и садах, так и в усадьбах и имениях знати. Вход в публичные воксалы часто был платным: обычная цена – рубль, немалые по тем временам деньги, так что зевакам из бедноты оставалось только смотреть на увеселения через забор.
В усадебные воксалы можно было попасть только по приглашению хозяев. Затем мода на воксалы распространилась по провинциальным городам, и ко второй половине XIX века заведения с вывеской «воксал» или «вокзал» можно было встретить и в губернском городе, и в усадьбах далеко от столицы.

Значение «здание железнодорожной станции» у слова «вокзал» появилось благодаря построенному в 1838 году Павловскому воксалу, служившему конечным пунктом первой в России общественной Царскосельской железной дороги. Автор её проекта Франц фон Герстнер предполагал, что появление «нового Тиволи» привлечёт пассажиров к путешествиям за город. Во время бума строительства железных дорог в Российской империи в середине XIX века новое значение слова вокзал постепенно вытеснило его происхождение и старый смысл.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Воксал

Kireev:
выходит с Плужникова всё пошло. Откуда он это взял, наверное, найти не удастся.

А Плужников при составлении свода памятников архитектуры не указал в 1985 году никакой ссылки?

Автор Zyuzin86

Участник 
#120 | Дата: 3 Июн 2021 14:02 | Поправил: Zyuzin86 
andymackey:
А Плужников при составлении свода памятников архитектуры не указал в 1985 году никакой ссылки?

Вне зависимости от этого постоянно фигурирует наличие "насыпи". Насыпь же не для закатывания рояля делалась?

Ереванская версия происхождения слова (стенд со стены станции Ереван-Пассажирский). Фотография Сергея Болашенко.
http://infojd.ru/30/otam2010_93.jpg
Полная ссылка
http://infojd.ru/30/ot-am05.html

Страница  Страница 8 из 13:  « Назад  1  ...  7  8  9  ...  13  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Железнодорожные вокзалы Орла и области

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 2
Форумчан - 2 [ Kireev, andymackey ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх