___ Окский мост Дружбы. ___Как-то прогуливаясь по улочкам старого Болхова я, невольно задумался над названиями его мостов. В этом небольшом городе их оказывается довольно большое количество и многие со своими оригинальными старыми названиями: Джакеллиев мост, Синицын, Деевский, Земляной, а так же существовавшие когда-то мост Святых, Бобков мост. Замечательные самобытные названия! И как-то невольно мысли начали уноситься в Орёл, а в памяти один за другим появились мосты нашего славного города. Да, в Орле их тоже весьма большое количество. Но вот, что же так неважно в этом городе с названиями данных произведений инженерного искусства?!
Если мы сейчас наскоро вспомним их, а ещё лучше углубимся и в историю, то вырисовывается совсем не радужная картина. Из всех городских переправ мы с уверенность можем подтвердить название - «Красный» мост, переименованный в 1919 году из Мариинского. И пожалуй ещё - «Тургеневский». А вот по поводу других не всё так однозначно.
Уже не один год идут споры, как правильно называть ещё один монументальный мост в центре города - Александровский или Ленинский.
Такая же участь и у большого моста через Оку, который называют то Октябрьским, то Герценским (кстати, исторически верно первое). А у некоторых названия и вовсе потерялись, и их не называют никак. Мало кто знает, что подвесной вантовый мост за Торговыми рядами называется «Юбилейный». А высокий железнодорожный мост через Оку на линии брянского направления когда-то звался Витебским.
Но этим сооружениям ещё повезло. Иные орловские путепроводы (пешеходные и автомобильные), построенные во второй половине ХХ века, и вовсе не имеют официальных названий. По непонятным причинам руководство города считало ненужным присваивать таковые и вносить их в обиход горожан. И лишь сами жители спустя какое-то время закрепили за безымянными переправами удобные им названия: Ботанический мост, Мясокомбинатовский, Колхозный, Царёв брод и т.п.
Среди всех казусов, связанных с орловскими мостами, особняком стоит история ремонтируемого в настоящее время моста через Оку. Его в последнее время называют просто «Дружба». История этого названия тоже весьма запутана и до конца непонятна. Но то, что раньше оно было другим, это факт!
А начался мой пристальный интерес к этому инженерному сооружению случайно. Как-то попал мне в руки сувенирный значок орловского производства, на котором был изображен большой железобетонный мост и подпись «Орёл, Окский мост, 1965».
Не сразу удалось понять, о какой же именно орловской переправе идёт речь. Помогла дата. В том году в Орле был сдан в эксплуатацию лишь один мост - в створе улиц Розы Люксембург и 5-го Августа. Выходит, он на момент открытия назывался Окский? Но как подтвердить эту гипотезу? Вдруг на значке допущена ошибка?
Просмотр подшивок газет 1965 года в областной библиотеке результата не дал. Да, об открытии моста есть заметка, но в ней не упомянуто никаких названий и всё сводится к лаконичному - ... «мост в створе улицы Розы Люксембург». Опрошенные знакомые старшего поколения также не смогли вспомнить каких-либо деталей.
Помогла же найти ответ на вопрос изданная нашим областным архивом «Летопись города Орла». Оказывается, название мосту присвоили не сразу, а лишь спустя два года после сдачи в эксплуатацию. В летописи сказано: 12 апреля 1967 года в рамках подготовки к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в городе будут установлены памятные знаки и присвоены новые названия, в том числе и мостам: подвесному через Орлик - «Юбилейный»; в створе улицы Розы Люксембург - «Окский»; в створе улицы Колхозной - «Обводной».
Там же приведена ссылка на фонд ГАОО, в котором и хранится данный документ. Так что ошибки тут быть не может.
Однако, по всей видимости, данное тогда название «Окский» не прижилось у горожан, и мост в обиходе так не называли. Но вот когда появилось его новое название и при чем здесь дружба, пока точно узнать не удалось.
Известно только, что в конце 1970-х - начале 1980-х годов недалеко от того места строился большой микрорайон новых девятиэтажных домов, который предлагали назвать Разградским (в честь города-побратима Орла, болгарского Разграда). При новом микрорайоне разбили и обустроили Разградский парк, ныне более известный как Козий. В эти же годы сам мост пережил первый в своей истории крупный ремонт. На нем были установлены новые, более монументальные перила с медальонами, на которых были изображены символы, связанные с русско-болгарской дружбой. Вероятно, именно под этот ремонт и новое окружение решили переименовать и сам мост.
При этом, похоже, что официальным переименованием тогда заниматься не стали. Есть даже информация, что под старым именем «Окский» мост числится в государственном реестре «Росавтодора» и сейчас. Но в статьях орловских СМИ, редких туристических брошюрах и на картах с тех пор мост именуют уже либо Дружбы народов либо просто Дружбы.
К сожалению, сами перила с чугунными медальонами, изображавшими рукопожатия, голубей и башню-памятник на перевале Шипка, сооруженную в 1934 году в память павших за освобождение Болгарии в русско-турецкой войне, до наших дней не сохранились. Их украли в 1990-х, просто выломав вместе с частями конструкций ограждения.
Но и на этом трансформация названия многострадального моста не закончилась. Уже в наше время он стал именоваться просто «Дружба». Звучит весьма загадочно и непонятно, но между тем это название теперь фигурирует во всех официальных документах, касающихся ремонта данного мостового объекта.
Откуда взялось это название, уже совсем не понятно. Скорее всего, это укоренившаяся в документах опечатка.
Вот такие парадоксы и неопределённости преследуют большинство орловских мостов со дня сдачи в эксплуатацию и по сей день.
Сам же Окский мост Дружбы в этом году претерпел очередной ремонт и полную замену конструкций и остатков старых чугунных перил, окончательно лишившись последних упоминаний о дружбе народов и причинах своего полуофициального названия.