| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Реки и водные объекты Орла и области

 
 
Страница  Страница 11 из 24:  « Назад  1  ...  10  11  12  ...  23  24  Дальше »

Автор Zyuzin86

Участник 
#151 | Дата: 18 Май 2020 18:56 | Поправил: Zyuzin86 
В части реки Оки стоит упомянуть про один несостоявшийся проект, так сказать собрата Рыбинского водохранилища или Орловского моря:
Проект обводнения Оки.
По этому проекту планировалось начать строить Калужскую ГЭС,
https://ru.wikipedia.org/
ГЭС создала бы на Оке вплоть до города Орла большое водохранилище, а сам участок Калуга - Орёл сделала бы судоходным. Это позволило бы подключить Орёл к единой глубоководной сети СССР, сделать портом 5 морей.
2
Журнал "Техника Молодёжи" (№2-3 за 1940 г.)
2
2
Учитывая этот проект, в Генеральном плане г. Орла 1938 года было заложено строительство в г. Орле крупного речного порта в Нижнем Щекотихине, предусматривающем причалы для швартовки судов и барж, склады, подъездные пути, портовые краны...
2
Калужскую ГЭС начали строить по плану в 1939 г., но после ВОВ больше не возобновляли.
некоторая дополнительная информация https://smolbattle.ru/threads/

https://nedelya40.ru/

Автор Человек 19

Участник 
#152 | Дата: 19 Май 2020 01:56 | Поправил: Человек 19 
Жесть, скольким деревням и бы конец пришёл. В том числе в районе стрелки Оки и Зуши. Отраду и Тельчье бы скорее всего затопило.
Белёв точно.

Я так понял южная часть "Калужского моря" как раз располагалась бы в районе стрелки Оки и Зуши, может чуть южнее. А до Орла был бы самый верхний судоходный участок Оки, в любое время года и с гарантированными глубинами.

Только в материалах написано, что судоходная часть только от Калуги до Горького. А про путь до Орла непонятно.

Кстати относительно недавно возможность грузового судоходства была от самой Калуги без всяких плотин. Там вроде губернатор Артамонов пытался это возродить, дноуглубительные работы проводить и т.д.. Сейчас судоходство только от Чекалина или Коломны. Но из Калуги в Алексин "Луч" ходит. Не знаю точно как сейчас.

Автор Kireev

Модератор 
#153 | Дата: 19 Май 2020 02:38 | Поправил: Kireev 
Обалденная тема! Спасибо!
Слышал когда-то про планы этого водохранилища, но увязать его с Орлом - мысли не было.

А так, думаю хорошо, что не построили. И без этого, сколько над природой поиздевались, над реками, организовывая эти огромные водохранилища и затапливая всё вкруг. Одна печальная история Мологи чего только стоит.
Понятно конечно, что нужна была электроэнергия. Но такой ценой...

Автор Человек 19

Участник 
#154 | Дата: 19 Май 2020 04:20 | Поправил: Человек 19 
Kireev:
Понятно конечно, что нужна была электроэнергия. Но такой ценой...

И ещё Орёл был бы "подключен" к общей речной судоходной системе страны. Как когда-то в XIX веке. Но то что исчезли бы все деревни вдоль Оки и частично Зуши (включая родину моих предков) я даже мысли такой не допускаю. И один Белёв чего только стоит!

Конечно это типичный советский проект в духе поворота сибирских рек. Или уничтожение Аральского моря.

Интересный вопрос, ну по генплану Орла 1938 года порт должен быть. А так сказать в "общих проектах" по ГЭС предусматривалось грузовое судоходство до Орла? И какое, регулярное всесезонное?

Автор Ворчун

Участник 
#155 | Дата: 19 Май 2020 20:00 
Человек 19:
Жесть, скольким деревням и бы конец пришёл

А им и так конец пришел. И без затопления....

Автор Zyuzin86

Участник 
#156 | Дата: 19 Май 2020 22:09 | Поправил: Zyuzin86 
Человек 19:
в материалах написано, что судоходная часть только от Калуги до Горького. А про путь до Орла непонятно.

Чётко указано: "Судоходство по Оке почти до Орла" (прим. До нижнего Щекотихина).

Человек 19:
по ГЭС предусматривалось грузовое судоходство до Орла? И какое, регулярное всесезонное?

Да
На плане ГЭС показан судопропускной шлюз для пропуска судов в верхнее течение (к Орлу и Туле).
2

Человек 19:
Жесть, скольким деревням бы конец пришёл.

Человек 19:
исчезли бы все деревни вдоль Оки и частично Зуши

Ворчун:
А им и так конец пришел. И без затопления....

Ну так они и так исчезли. Это факт. А так была бы в Орле совсем другая ситуация с этим проектом, так как наличие водохранилища позволило бы построить намного больше различных производственных объектов.

От себя добавлю ещё две важные детали:
1. Генплан Орла 1938 г.
Андрей уже подзабыл, но сам писал когда-то об этом проекте. Собственно я именно оттуда о нём и узнал в первый раз.
Цитата из Пояснительной записки Генплана Орла 1938 г.:
"Большая плотина через Оку на много обогатит город водой. Она поднимет уровень Оки и Орлика в районе города почти на два метра. В далекие времена Ока была судоходной рекой, и когда-то Орел имел свои пристани, у причалов которых останавливались пароходы [про пароходы автор немного преувеличил - Kireev]. В недалеком будущем снова встретит первые пароходы, пришедшие с низовья Оки., Проблема судоходства в верховьях Оки будет положительно разрешена после окончания грандиозного гидросооружения в районе Калуги".
https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=9&topic=1030#msg39224

Кстати говоря, удивительно, но факт: попробовал найти аналогичный довоенный Генплан Тулы, чтобы также выявить там наличие речного порта. Но не нашёл, причина нелепа: вТуле не было генеральных планов до 1971 г.!
Никаких упоминаний об этом нет.
У нас в Орле, (да и у соседей в Курске) о таких документах очень много написано, они известны, можно сказать изучены (в том числе на страницах этого сайта).

2. Орловский сталепрокатный завод
Есть основания полагать, что в Орле до войны планировалось строительство крупного металлургического комбината полного цикла (на базе КМА, так как освоение Михайловского рудника предполагалось ещё в 1940-е гг.). Косвенно на это указывают следующие факты:
- В генплане 1938 г. уже была заложена рудовозная ж.д. линия с Михайловского рудника (5-е направление узла). Её реализовали только к середине 1970-х гг.
- В генеральном плане 1938 г. заложен крупный жилой район на Мезенке/Жилино, то есть вплотную к порту и водохранилищу. Одно из ключевых условий расположения металлургического комбината полного цикла - наличие крупного водохранилища.
- Также предусматривалось развитие Станции Орёл - обгонный путь параллельно вокзалу, по оси которого в послевоеные годы проложили ул. Михалицына.
Всё это указывает, что именно Орёл должен был стать крупным металлургическим центром. В итоге в конце 1950-х гг. приняли решение построить в Орле урезанное предприятие (только передельное производство), для которого вода не требовалось. Я слышал и читал, что в 1970-е гг. планировалось расширение СПЗ с возведением нового завода полного цикла в Орле и реализацией водохранилища, но это не реализовали. В итоге в 1974 г. на базе КМА было принято решение о строительстве нового металлургического комбината полного цикла в г. Старом Осколе (Белгородской области).

Автор Человек 19

Участник 
#157 | Дата: 20 Май 2020 01:03 | Поправил: Человек 19 
Ну про деревни вдоль Оки и Зуши правильнее так сказать.
В ВОВ частично или полностью были уничтожены. Потом возродились - отстроились. В 50-60-х развивались, были густонаселенны. С 70-х пошёл массовый отток населения в города, на всесоюзные стройки (выдача паспортов колхозникам повлияла). Перестройка - начало явного упадка и почти полный отток населения, живущего круглый год. С 90-х - использование деревень как дачи при редких жителях (бабульки) круглый год. Последние лет 15 чисто как дачи, постоянного населения почти нет (Дежкино, Верхнее Ущерево, Нижнее Ущерево и т.д.) или урочища на месте бывших деревень (Прилепы, Коссово, Грибово и т.д.). А с постройкой ГЭС всё бы исчезло разом в начале 1940-х годов.
Да и затопление древнерусского Белёва чего только стоит.

А с другой стороны вообще сомнительно, что на в реальности судоходный уровень (для грузовых барж) дошёл бы до самого Орла (до порта). Летом иной раз на участке Оки перед стрелкой с Зушей можно перейти реку по пояс в воде. А по-хорошему для нормального судоходства река должна быть как после стрелки с Москвой за Коломной.

Но многие деревни все равно были бы уничтожены. Они и так затапливаются часто во время весны.

Автор Zyuzin86

Участник 
#158 | Дата: 20 Май 2020 10:36 | Поправил: Zyuzin86 
Человек 19:
Летом иной раз на участке Оки перед стрелкой с Зушей можно перейти реку по пояс в воде.

Ну так и на Оке такое было в центре города, пока плотину не ввели. А сейчас? Что-то я сомневаюсь, что можно в центре Орла Оку вброд перейти. Речные трамваи вовсю плавали по фарватеру (это с учётом того, что реку не чистили после ВОВ и там много металлоконструкций и прочего мусора под водой).
Есть все основания полагать, что подобный проект вполне реализуем был. Собственно река Москва в Москве такой же узкой и была, пока её не обводнили (точь в точь как по представленному выше проекту, только обводняли не ГЭС, а каналом).

Автор Человек 19

Участник 
#159 | Дата: 20 Май 2020 22:31 | Поправил: Человек 19 
Zyuzin86, я конечно не сравниваю нашу ТЭЦ с проектом Калужской ГЭС по масштабам. Но Ока от ТЭЦ судоходна где-то до Шахово. Расстояние крохотное. И пассажирские теплоходики ходили. А не грузовые баржи. А от Калуги (плотины) до Орла (порта) расстояние большое, даже очень, если считать не напрямую, а по извилистому руслу реки. Мне кажется судоходность была бы максимум до стрелки Оки и Зуши, там и так уже река после стрелки более полноводная. И то при условии дноуглубительных работ. Я видел как по Оке ходят грузовые баржи с щебнем в Муроме, но там уже река "ого-го".

Интересна в рамках проекта специалистами проводились подробные расчеты по этим вопросам, или только общие планы. Мне кажется порт на генплане - это была чисто местная самодеятельность. Дойдёт до Орла большая вода - хорошо, будут строить порт, не дойдет - это не главное, электричество будет и тот водный путь по "Калужскому морю", как в статье писали. Ну и ещё наверное в 1930-х годах реки были полноводнее всё же, последние десятилетия обмеление очень сильное, об этом везде пишут. Вроде по этой причине теперь нет судоходства от Калуги.

Ну с деревнями понятно, их особо во внимание не принимали, на отселение. А с Белёвом что хотели сделать?

Автор Zyuzin86

Участник 
#160 | Дата: 21 Май 2020 07:48 | Поправил: Zyuzin86 
Человек 19:
обмеление очень сильное

Доводилось беседовать на эту тему со специалистом из Московского водного управления.
Общий смысл разговора: речники виноваты сами, обмелению рек поспособствовали.
Реки действительно ранее более полноводными (Ока в особенности), но где-то начиная с 1970-х гг. стала практиковаться повсеместная добыча речного песка самими же речниками. В1990-е гг. речной песок со дна стал чуть ли не единственным источником дохода в этой отрасли, поскольку этот песок имеет кратно лучшие фракции, чем карьерный с суши (основной потребитель - строительство). В итоге таких постоянных "выскребаний со дна", реки мелеют, становятся немного шире и мелководнее. Также вода уходит в подземные горизонты. В итоге имеем, что имеем: небольшое эффект Аральского моря.

Автор Человек 19

Участник 
#161 | Дата: 21 Май 2020 10:23 | Поправил: Человек 19 
Zyuzin86, да про это читал. Но не только эта причина. Ещё вырубка деревьев по берегам и коррупционное строительство фазенд мажорами в водоохранной зоне.

Хотя до середины XIX века в Орле было судоходство. И в Дежкино пристани были. А потом река в иной засушливый год почти в ручей превращалась. Значит были ещё какие то причины.

Небольшое отступление от темы, ни кто не в курсе: восстановленная Лыковская ГЭС экономически окупилась?

Автор Kireev

Модератор 
#162 | Дата: 30 Май 2020 23:10 
В карьер доливают водичку из Оки.
KireevFoto2867

Автор пешеход

Участник 
#163 | Дата: 1 Июн 2020 20:52 | Поправил: пешеход 
Ещё вырубка деревьев по берегам
Ужос, только до появления газа деревьев не было совсем никаких.

восстановленная Лыковская ГЭС экономически окупилась?
там идея иная- субсидия за гринэнерджи

Автор Kireev

Модератор 
#164 | Дата: 30 Июн 2020 02:29 | Поправил: Kireev 
Щекотихинский или Силикатный пруд.

KireevFoto3018 KireevFoto3019

Рассказы про Ленивец и Пересыханку на 3 стр. ещё в 2014 году планировались к продолжению.
В том году провёл обследование Щекотихинского или как его ещё почему-то называют - Силикатного пруда на Раздольной улице. А именно обойдя пруд вокруг и все притоки - попытался выяснить, откуда он подпитывается водой. Попробую вспомнить ту проделанную работу и наконец-то представить отчёт.

Начнём привычно с карты.
KireevFoto3002

И отдельно по ручьям.
Сделал основной вывод, что пруд подпитывается в основном водой из ливневой канализации. Выпуск из пруда под Раздольную улицу сухой. Ручей здесь появляется только редкой весной в период таяния большого снега, когда в пруду сильно поднимается уровень воды.
KireevFoto3003 KireevFoto3004

Итак, по карте.
Один из притоков, как мы можем видеть, уходит в сторону улицы Бурова. Это ручей, протекающий в овраге вдоль гаражей. Потом он ещё некоторое время течёт по трубе. Выходит к проезжей части улицы Бурова. Пересекает её.
KireevFoto3005 KireevFoto3006

И некоторое время течёт по канавке, устроенной на обочине дороги.
KireevFoto3007 KireevFoto3008

А вот откуда берётся в нём вода - это отдельная история. В 2000-х годах и ранее - часто в СМИ выходили заметки о том, что подвал ТЦ "Звёздный" постоянно подтапливается водой. Мол, построили его на болотистой местности, а дренаж не сделали. Вот там всегда вода и стоит. Другие говорили, что это банально течёт канализация.
Из здания ТЦ это выглядело вот так. И далее по описываемой выше трассе ручей тёк в сторону пруда.
KireevFoto3009 KireevFoto3011

Так же можно отметить, что течение в этом рукаве не постоянно. Конечно рукав наполняется водой в сильные дожди. В последнее время наблюдал это место возле ТЦ вообще сухим.

Второй приток идёт от улицы Космонавтов. И вот он единственный имеет постоянное течение. Ручей так же тянется в овраге вдоль гаражей. И выходит к улице Космонавтов. Здесь разделяется на два рукава.
KireevFoto3012

Один совсем короткий и ведёт к люку, из которого выведена маленькая труба и постоянно течёт вода. Владельцы гаражей тут набирают воду для своих нужд.
KireevFoto3013

А вот другой рукав приводит к выпуску большущей трубы.
KireevFoto3014 KireevFoto3015

Труба проложена под улицей Космонавтов и выводит на другую сторону. На другой стороне видим квадратную сбойку. Одна труба это под улицу Космонавтов, а вот две другие уходят в сторону территории завода УВМ. Дальше ручей прослеживать невозможно.
KireevFoto3016

Предполагаю, что эти две большие трубы выводят сюда ливнёвку со всей территории бывшего завода. Возможно, сюда же идёт сброс всевозможных автомоек, которые могут быть на территории завода и с мойки пожарной части.
Так же в этом месте можно увидеть несколько люков, которые заполнены водой.
KireevFoto3017
Вот в этом русле течение постоянное и именно оно питает пруд водой. Какой водой - можно только догадываться...

У верхней границы пруда в него впадают ещё два сухих ручья. Русло одного в овраге тянется в сторону Прокуровского лесопарка. Постоянного течения в этом русте нет. Оно так же принимает дождевые воды с ул Орловских партизан и окружающих девятиэтажек.

Самое длинное русло тянется в сторону Московского шоссе. Ближе к пруду течение в нём отсутствует. Хотя, сам овраг почти на всём протяжении заболочен. Потпитывает это болото ливневые стоки с Московского шоссе. Но и в сухую погоду в районе шоссе и в трубе под ним слабое течение имеется почтив всегда. Берётся эта вода из группы люков, расположенных в овраге на противоположной стороне. Предположительно - люки канализационные.

Так же в это длинный овраг впадают два овражка поменьше. В обоих на концах (в районе Межевого переулка) расположены небольшие прудики. Выхода воды из прудиков нет и эти овраги всегда сухие.

Никогда не доводилось купаться в этом пруду. Но как-то и желания вообще нет.
Старожилы рассказывали, что пруд был создан в некогда сухом овраге при строительстве завода УВМ. И что на старых топосъёмках он даже именовался никак иначе, как - пруд-отстойник завода УВМ. То есть пруд, где вода (ливнёвка и другая сбрасываемая заводом) отстаивалась какое-то время, прежде чем дальше течь по ручью в сторону Оки.

Автор Швейк

Участник 
#165 | Дата: 2 Июл 2020 12:06 | Поправил: Швейк 
Все детство провел на микрорайоне, и всё время родители жестко запрещали купаться в этом пруду. Спасибо им.

Страница  Страница 11 из 24:  « Назад  1  ...  10  11  12  ...  23  24  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Реки и водные объекты Орла и области

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 1 [ Olga Markina ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх