https://cadethistory.ru/orlovskiy-bahtina-kadetskiy-korpus-История
Орловский Бахтина кадетский корпус относится к тем корпусам, создание которых предусматривалось проектом учреждения губернских кадетских корпусов, подготовленном в 1829-1830 гг. по указанию Николая I. В 1830 г. в соответствии с этим проектом губернатор Тулы должен был приступить к учреждению в городе кадетского корпуса. Этот проект не был реализован, во-первых, потому что в Туле уже существовало Дворянское военное училище, основанное Александром I, а, во-вторых, в это время к Николаю I обратился орловский помещик, полковник в отставке М.П. Бахтин, предложивший учредить кадетский корпус в Орле на выделенные им для этой цели средства. Для своей благородной цели Бахтин пожертвовал полтора миллиона рублей, добавив к этому солидному вкладу ещё и имение в 2700 душ крепостных крестьян «мужеского полу».
Приняв предложение и дар Бахтина, Николай I в личном письме поблагодарил дарителя, а также известил его о награждении орденом Святого Владимира II степени, присвоении звания генерал-майора с оставлением вне службы и повелел впредь вновь создаваемый корпус именовать «Бахтинским», приписав к нему Орловскую, Курскую и Рязанскую губернии с капиталами, пожертвованными их дворянами в размере 313 тыс. руб. ассигнациями. В 1844 г. к корпусу была приписана и Тульская губерния. Потомки Бахтина могли воспитываться в корпусе за казенный счет.
Биография основателя Орловского Бахтина кадетского корпуса (ОБКК) М.П. Бахтина (1768-1838), по словам авторов воспоминаний о кадетском корпусе, до сих пор остается мало изученной. Известно, что в 1807 г. он активно участвовал в подготовке ополчения, за что был награжден орденом Святого Владимира IV степени. Существуют предположения и об активном участии Бахтина в войне 1812 г. Ясно одно: в отставку он вышел полковником.
Из тридцати с лишним кадетских корпусов дореволюционной России лишь несколько, подобно Орловскому, учреждены на личные пожертвования. Выбитая в 1838 г. Санкт-Петербургским монетным двором медаль с портретом М.П. Бахтина на обороте имеет надпись «За благотворение юношеству». Вторая такая медаль вручена генералу Н.Д. Черткову за пожертвования на Воронежский кадетский корпус. На могиле Бахтина в селе Барышье Брянского уезда установлен памятник, увенчанный крестом с фигурой ратника ополчения, а на пьедестале выбиты слова текста о бахтинских пожертвованиях для корпуса.
Для постройки корпуса был приобретен обширный участок городской земли у графа С.М. Каменского на углу Верхне-Дворянской улицы и Свербеевского переулка (в настоящее время Октябрьская и Пионерская улицы). В августе 1837 г. состоялась закладка здания корпуса в присутствии цесаревича, великого князя Александра Николаевича. Четырехэтажное здание корпуса в плане представляло букву «Н» и являлось самым крупным в городе. Архитекторы Родомский и Тибо-Бриньоль сделали многое для улучшения его внешнего вида и интерьеров. М.П. Бахтин не дожил до открытия корпуса, он скончался в 1838 г. В 1842 г. во время посещения корпуса Николаем 1, император, осмотрев развернутое строительство, распорядился высадить вокруг корпуса липовые деревья, оставив место для корпусного плаца. Эта площадь стала называться Бахтинскою. На заключительном этапе строительства в строительную комиссию по указанию императора был введен полковник Вендорф, который участвовал в строительстве Воронежского Михайловского кадетского корпуса. Здание корпуса простояло ровно 100 лет. В 1943 году, во время Великой Отечественной войны немцы, уходя из города, взорвали здание и оно было разобрано.
В мае 1843 г. последовало Высочайшее повеление об учреждении корпуса и его открытии 6 декабря того же года. Первым директором корпуса был назначен ротный командир Пажеского корпуса полковник Тиньков.[4] Как показали первые годы существования Орловского Бахтина кадетского корпуса, назначение Тинькова на пост директора было исключительно удачным выбором, поскольку Тиньков уже при формировании корпуса привнес в его деятельность опыт одного из самых привилегированных военно-учебных заведений России. Батальонным командиром был назначен подполковник А.П. Хрущов, ветеран русско-турецкой войны 1828-1829 гг. В корпус был назначен и собственный полицмейстер – капитан Полтавцев. Визиты в корпус лиц царствующей фамилии в первые годы существования корпуса и их оценки деятельности корпуса свидетельствовали о том, что в России появилось близкое к образцовому военно-учебное заведение.
Генерал-лейтенант Е.А. Милоданович, выпускник корпуса 1884 г. в своих воспоминаниях о днях, проведенных в корпусе, впоследствии писал: «Корпус находился на краю города. В плане он имел фигуру «Н» и был в три с половиной этажа, белого цвета, с зеленой крышей. Перед зданием был довольно большой плац, в форме прямоугольника, окаймленный липовыми аллеями. Плац выходил на почти такую же площадь, на которой стоял большой Петропавловский собор. В одной линии со зданием корпуса, стоял белый двухэтажный дом его директора. Между этими зданиями находились ворота, ведущие на 2-ой плац, почти такой же величины как 1-й, к трехэтажному дому служащих в корпусе, к бане и другим хозяйственным постройкам и, наконец, 3-й плац, самый тенистый; за ним были уже огороды. На 2-м и 3-м плацу стояли «гигантские шаги» и здесь же кадеты играли в лапту».
Численность воспитанников корпуса при его создании была установлена в 500 человек, в составе 5 рот, при этом 4 роты располагались на территории Орловского Бахтина кадетского корпуса, а 5 рота, неранжированная, в Тульском кадетском корпусе. Был создан и приготовительный класс. В каждой роте положено было содержать 75 казенных и 25 своекоштных воспитанников, с платою 600 рублей ассигнациями в год. К 11 января 1847 г. было сформировано 3 роты, корпусу было вручено знамя. В Орловском корпусе, как и в других губернских корпусах, учебный курс был шестилетним: два года в приготовительном классе, общий курс продолжался четыре года, охватывая все общеобразовательные предметы.
Кадетский корпус комплектовался детьми из потомственных дворянских семей, в их числе были и дети офицеров, принятых на службу в корпус. По традиции в корпус был зачислен и член императорского дом – великий князь Георгий Константинович. При поступлении в корпус поступавшие должны были показать свое умение читать и писать, а также знать четыре правила арифметики.
Были созданы все необходимые условия для учебы кадет: имелись великолепные по тем временам учебные кабинеты, гимнастический зал, столовая, собственная пекарня, производственные мастерские для занятия кадет, хорошо оборудованный лазарет. Библиотека располагала антикварными изданиями, поступившими в корпус в качестве дара от благодарных жителей Орловской и близлежащих губерний, – факсимильным изданием Остромирова Евангелия, записанного в 1056-1057 гг. (от академика А.Х. Востокова), многотомным изданием свода законов Российской империи (от товарища министра государственных имуществ Гамалея), «Филологическим исследованием над составом русского языка», переданного протоиреем Павским. Позднее в корпусе был создан музей Орловского Бахтина кадетского корпуса.
С учетом опыта уже существовавших кадетских корпусов особое внимание было обращено на комплектование преподавательского состава. Набор преподавателей проводился по конкурсу, после взыскательного собеседования. В результате первый состав педагогического коллектива Орловского Бахтина кадетского корпуса по ряду учебных дисциплин состоял из опытных высококвалифицированных педагогов, со временем ставших украшением преподавательского состава корпуса. Математику преподавал выпускник Санкт-Петербургской семинарии Михайлов; историю, географию и русский язык выпускник Санкт-Петербургской семинарии Воробьев; французский язык титулярный советник Куртнер; рисование – свободный художник Александров.
Большой вклад в дело воспитания и обучения кадет корпуса внесли братья Александр и Николай Тарачковы. Александр Степанович Тарачков (1819-1870) с первых дней существования корпуса преподавал в нем естественные науки: астрономию, физику, химию, биологию. Об А.С. Тарачкове через полвека после его кончины говорили как «о Ломоносове для Орловского края во всех областях местного исследования». Им был составлен подробный каталог растений местной флоры, собран материал для топографического и исторического очерка об Орловской губернии, впервые в Орле начинает составлять каталог местной фауны. Он был одним из ведущих орловских журналистов, являясь редактором «Орловских губернских новостей». Тарачков сделал тему краеведения одной их ведущих в газете, что заметно выделяло ее из числа других провинциальных изданий. Известный русский фольклорист Павел Якушкин, однокашник Тарачкова по Московскому университету, оценил увлеченность своего друга. Он в частности писал: «Я знаю только одного путешественника по России, приготовленного к своим работам, – господина Тарачкова, учителя естественных наук Орловского Бахтина кадетского корпуса, ездившего по средней полосе России, писавшего в «Орловских губернских ведомостях» и издавшего впоследствии свои заметки в Орле. Двадцать лет этот замечательный учёный проработал в кадетском корпусе.
Николай Тарачков начал свою преподавательскую деятельность в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, где он также как и его брат преподавал естественные науки. Переезд Н. Тарачкова из Воронежа в Орловский Бахтина кадетский корпус был с сожалением воспринят в Воронежском кадетском корпусе. Н. Тарачков быстро вписался в атмосферу Орловской военной гимназии. С участием своих воспитанников он высадил возле здания корпуса большой сад из декоративных и фруктовых деревьев, хлопотал об открытии в военной гимназии естественно-исторического музея. Н. Тарачков являлся действительным членом и членом-корреспондентом восьми научных обществ. С именами братьев Тарачковых связано целых полвека в истории Орловского Бахтина кадетского корпуса. Их учениками были известные революционеры В. Арцибашев, А. Баранников, Дмитрий и Николай Рогачевы, историк Леонид Савёлов, ректор Петербургского университета Василий Сергеевич, командарм Парский, командир армейского корпуса А. Будберг.
В кадетском корпусе учились не только православные, был в корпусе и законоучитель римско-католического вероисповедания.
Большое внимание в корпусе уделялось физической подготовке. Кадеты занимались строевой подготовкой, легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием. Кадетам преподавались танцы, при этом обращалось особое внимание на осанку, умение вести себя в женском обществе на балах и приемах. На уроках ручного труда кадеты осваивали столярное, слесарное и другие ремесла.
Нравственное воспитание предполагало привитие кадетам чувства долга, любви к Родине, почтительности к родителям, преданности Государю, уважение к старшим. Важным методом воспитания был постоянный контроль за кадетами со стороны ротных командиров, которые вели на каждого из воспитанников специальную аттестационную тетрадь, куда заносились все поощрения и проступки кадет
Наследник цесаревич Александр Николаевич, посетивший корпус в сентябре 1845 г. сравнил порядок и чистоту в корпусе с теми, которые могут быть «только во дворце».[6] В сентябре 1847 года корпус посетил Николай I, который выразил благодарность директору за образцовый порядок, который тот создал в корпусе с первых месяцев его существования. Первый выпуск корпуса состоялся в 1849 г. 35 выпускников были направлены для окончания военного образования в Дворянский полк, который они успешно окончили и получив офицерские звания были направлены в войска. В сентябре 1850 Орловский корпус вновь посетил Император. Учебное заведение заслужило высочайшую оценку лучшего из российских кадетских корпусов
Выпускник ОБКК полковник К.Н. Дмитриев описал в своих воспоминаниях подробности визита в корпус в 1850 г. Николая I: «Император произвел смотр корпусу и резервным войскам. Отпустив войска, Государь приказал развернуть посреди площади кадетский батальон. Делали ружейные приемы; два раза нас похвалили. Потом по команде: «Батальон вперед» – батальон двинулся и Государь по приближении батальона проследовал рядом со знаменными рядами, наблюдая за равнением. Затем батальон повернули, прошли шагов 200 и услышали громкое «славно». Батальон был перестроен в боевой порядок и Государь лично приказывал, какие делать эволюции. Государь лично обошел весь строй и остался очень доволен подготовкой кадет». (Греков, с. 42-43)
Е.А. Милоданович о существовавшей структуре в годы его обучения как в военной гимназии так и в корпусе писал: «В каждом классе было по два отделения, которые вел особый воспитатель. Некоторые из них были штатскими, носившими особую форму: длинные черные сюртуки с золотыми плетеными погонами. Все классы были распределены по трем «возрастам»: 1-й и 2-ой классы, плюс 2-ое отделение 3-го, составляли 1-й возраст. 1-ое отделение 3-го класса с 4-м и 5-м классом – 2-ой (средний), 6-й и 7-й класс входили в 3-й старший возраст».
Распорядок дня в годы пребывания там Милодановича был следующим:
Подъем 6.00
Производился по сигналу трубой, или барабаном. Сигнал подавался на площадке лестницы между 3-м и 4-м этажами, под большими круглыми часами. Затем в каждой спальне дежурный дядька звонил в звонок. Встававшие воспитанники отправлялись сначала в «чистилку» почистить сапоги и платье, а затем – в «умывалку»:
Молитва, завтрак 6.45
Подавался новый сигнал, «сбор» – воспитанники выстраивались в своих коридорах на молитву, после которой дежурный по «возрасту», военный воспитатель, отводил всех в общую столовую. Там были накрыты белыми скатертями столы, на которых стояли кружки с буквами «ОБВГ» (с 1864 по 1882 гг. Орловская Бахтина военная гимназия), замененными в 1881-82 году буквами «ОБКК» и большие медные чайники с чаем, который разливался по кружкам старшим за столом. К чаю каждый получал так называемую французскую булку, размером в 3-х-копеечную монету. Эти булки выпекались в корпусе. После чая, воспитанники отводились строем в классные коридоры.
Приготовление уроков 7.15
Уроки 8.00
Уроки продолжались один час с 10-минутными переменами. До второго завтрака было три урока,
Большая перемена, второй завтрак 11.30 – 12.30
Второй завтрак большей частью состоял из котлеты, положенной на кусок хлеба, и разносился на блюдах по классам. Иногда давали пироги с мясом или капустой.
Уроки 12.30 – 15.00
Строевые занятия, гимнастика, танцы, 15.00 – 16.00
Обед 16.00
В столовую отводили строем. Перед обедом и после него кадеты пели молитву. На обед было всегда два блюда, по воскресеньям и праздникам – три (на третье был обыкновенно слоеный пирог с вареньем, посыпанный мелким сахаром. В царские дни давали еще по пакету карамели).
Свободное время 16.30 – 18.00
Кадеты гуляли на своих плацах, а некоторые брали уроки музыки.
Приготовление уроков 18.00 – 20.00
Вечерний чай 20.00
Вечером давали чай с булкой. В старшем возрасте во время вечерних занятий давали прямо в классах по куску хлеба.
Как отмечает Милоданович: «Вообще, можно сказать, кормили нас хорошо. Однако, в одном из классов среднего возраста был однажды «котлетный бунт»: кто-то, будто бы, нашел в котлете червяка. Расследование показало, что это было плодом воображения кадета и в наказание за это его отделение перестало на некоторое время получать к завтраку котлету и кадеты должны были удовлетворять голод только хлебом. По праздникам и воскресениям в 10 часов утра и накануне их в 6 часов вечера кадет приводили строем в корпусную церковь. Директор всегда присутствовал и стоял в церкви с правой стороны, возле знамени.
Курить в корпусе не разрешалось, но в старших классах смотрели на это снисходительно. В среднем возрасте тоже было довольно много курящих и вот, попав в него и считая себя уже «почти взрослыми» некоторые мои товарищи тоже стали курить. Иметь деньги на руках кадетам не позволялось. Все, что кадеты привозили из дома и получали от родителей по почте, они обязаны были сдавать на хранение воспитателю, который в особой тетради вел личный счет поступлений и расходов каждого воспитанника. Но в воскресенье и праздничные дни на них можно было покупать сладости, что выполнял соответствующий «дядька». Выдача денег для покупок производилась из расчета 30 копеек на человека за один раз.
В кадетском корпусе действовал воспитательный комитет, в который входили директор, командир батальона, инспектор классов, младший штаб-офицер, полицмейстер, в качестве наблюдателей в его работе могли принимать участие помощник инспектора классов, ротные командиры, наставники. По окончании учебного года лучшим кадетам директор корпуса вручал книги, принадлежности для черчения и рисования. Ежегодно, в день престольного праздника корпуса 8-го ноября (день святого Михаила), лучшим по успехам кадетам выдавались в награду книги с похвальными листами. В этот день после богослужения в корпусной церкви все классы вводились в конференц-зал, украшенный большими, во весь рост, портретами Императоров, и выстраивались лицом к портрету царствующего Императора. На возвышении, стоял длинный стол, покрытый красным сукном с золотыми кистями, на котором лежали книги и похвальные листы. За столом сидел в центре Владыка, а возле него директор корпуса, инспектор классов и почетные гости. В зале присутствовали родители и родственники кадет, и оркестр 144-го пехотного Каширского полка. Торжество начиналось гимном, после которого зал оглашался долгим «ура». Затем инспектор классов вызывал по списку награждаемых кадет (по классам). Каждый из них подходил к столу под звуки «туша», делал поклон сидевшим за столом, получал книгу и похвальный лист и возвращался на свое место. В этот день был традиционный обед: гусь с тушеной капустой и мочеными яблоками. Вечером был бал, охотно посещавшийся местной публикой. Были всегда на нем и воспитанницы старших классов женского института. Кадет младших классов отправляли спать раньше – старшие оставались до конца бала.
Имена лучших выпускников выбивались на мраморных досках, расположенных в актовом зале, имена погибших выпускников заносились на черные мраморные доски в церкви кадетского корпуса.
На Рождественские праздники кадет распускали 20-22 декабря, в зависимости от того, на какое число приходилось воскресенье. Возвращались кадеты в корпус 7-8 января. На Пасху увольняли обыкновенно в Страстную среду до Фомина воскресения включительно. На Рождественских праздниках в корпусе устраивались вечера и концерты, кадет водили в театр. Начальство старалось развлекать кадет. По царским дням тоже устраивались выходы в театр, балы и концерты.
По свидетельству Милодановича, учась в старших классах, у него появилась возможность даже заработать немного денег на карманные расходы. В 6 классе корпуса, по усиленной просьбе кадета Курносова и его родителей, он занимался с ним математическими предметами. Его отец платил ему 20 рублей в месяц.
Среди преподавателей Милоданович в первую очередь выделяет преподавателя русского языка Дмитрия Ивановича Цветаева, будущего профессора Московского университета, преподавателя математики полковника артиллерии (академика) А.Н. Мацкого. Однажды, в 1-м классе он потянул за ухо непонятливого ученика и на ухе показалась кровь. Тогда он вынул из портсигара клочек папиросной бумаги, залепил ранку и, обернувшись к классу, сказал с добродушною улыбкой: «какие у них некрепкие уши!»
Выпускные экзамены проводились в конференц-зале и обставлялись известной торжественностью. Кадеты были одеты в мундиры. По каждому предмету было по 2-3 экзаменатора, которые сидели за большим столом под портретом Императора. На всех экзаменах за столом сидел директор корпуса и инспектор классов.
В мае 1864 г. корпус был преобразован в военную гимназию. Исполнять данное распоряжение пришлось вновь назначенному директору корпуса генерал-майору Бушену. В корпусе были закрыты специальные классы, готовившие напрямую выпуск офицеров в войска. Воспитанников, окончивших 5-й общий и 1-й специальные классы направили во вновь открывшиеся военные училища в Петербурге – Павловское и Константиновское и в Москве – Александровское. В корпусе должно было остаться только 300 воспитанников. В учебной программе произошло резкое сокращение учебных часов, выделенных на физическую подготовку, усилилось преподавание общеобразовательных дисциплин. Офицеры кадетского корпуса, сохранившие свои должности в военной гимназии, возмущались переменами, утверждая, что здоровье кадет резко ослабло от уменьшения физических нагрузок.