"ЖИЛИ – БЫЛИ... Невыдуманная история"
Найти настоящего друга, с которым можно идти по жизни плечом к плечу, поровну разделяя печали и радости, не просто и в юные годы. Тем ценнее товарищ, обретенный уже в зрелом возрасте.
Герою нашего повествования в этом плане, можно сказать, очень повезло. Когда в конце 80-х гг. прошлого века пришла пора уходить на покой, и будущее уже казалось не сулило ничего, кроме горького одиночества, у него появился приятель. Из простых, деревенских, переехал на постоянку в Колпну из Покровского района и поселился рядом.
Общий язык соседи-пенсионеры нашли быстро, как и темы для бесед, хотя прежде даже не были знакомы. Да и чему тут удивляться? Считай всю жизнь занимались одним делом - грузы всевозможные возили. Намотали на спидометры сотни тысяч километров по асфальтовым шоссе и разбитым грунтовкам, повидали несчетное количество городов да сёл, полно народу всякого-разного узнали. Не раз случалось и в передряги попадать, но из них с честью выходили. Потому и историям наших путешественников конца и края не было. Так и коротали они вместе отпущенный срок за неспешными разговорами, чуть приправленными крепким водительским юморком.
Молодежь станет рядышком и слушает стариковские байки, дружно смеясь над веселыми дорожными приключениями, но чаще, притихнув, почтительно внимала мудрым наставникам.
Следует признать, они по праву считались мастерами своего дела. Не один железнодорожный состав потребуется, чтобы перевезти то количество грузов, которое наши товарищи доставили в колхозы и совхозы, на заводы и фабрики. У покровского, правда, тоннаж был поменьше, зато стаж куда весомее, потому и прозвали его острословы Полуторкой.
Наш землячок в сравнении с ним - настоящий силач, да еще и по возрасту моложе. Большой, сильный, такому поперек дороги лучше не становиться. Руководство автопредприятия всегда его на самые ответственные участки направляло. Случись срочный дальний рейс, кого послать? Пусть этот наш здоровяк – Камаз, едет - принимал решение директор, зная, что тот никогда не подведет.
По заслугам и почет: друзья-шоферы из уважения к дедушкам иначе как «наши памятники» их не называли. Да и все колпнянцы относились к ветеранам с любовью и почтением. Они стали для них символами безвозвратно минувшей эпохи, когда в районе шли масштабные стройки, кипела работа на больших и малых предприятиях, деревни были полны народом, а фермы – поголовьем животных, когда хозяйствами и организациями за свой счет возводились школы, детские сады, дома культуры и целые улицы жилых домов...
Их родное Колпнянское АТП тогда гремело на всю область, да что там – на всю страну! Здесь была самая современная техника, передовая ремонтная база, созданы комфортные условия для работы и отдыха и, главное, здесь работали замечательные, талантливые люди. Разве можно это забыть? Ведь столько труда вложило то поколение в процветание малой родины, мечтая, что дети и внуки станут жить в мире и достатке по добру и совести.
Местная власть ценила заслуженных старичков, поддерживала, как могла. То народ навести порядок пришлет, то деньжат на содержание выделит. Так бы и жили по соседству друзья-ветераны еще долгие годы, не случись беда.
То роковое мартовское утро Полуторка не забудет никогда. Он видел, как вызывающе, не прячась, на глазах у всего поселка расправлялись с его верным другом. Хотел закричать, да не мог, пытался броситься на помощь, остановить варваров, да не получилось. Ведь Полуторка был всего лишь старым, потрепанным жизнью... маленьким грузовичком.
Рабочие споро резали Камаз на части и грузили в кузов машины, чтобы отвезти в пункт приема металла. Прибыв из соседнего региона, они даже не представляли, что своими руками уничтожают не просто автомобиль, а местную легенду. Чего не скажешь о собственнике земельного участка, где все происходило, ведь он родился, вырос и жил в Колпне.
– Это моя территория, и все, что находится на ней, принадлежит мне. И Камаз на постаменте не памятник, а убогая декорация, не имеющая никакой культурной ценности! – посчитал он, превращая машину в груду металлолома.
Будь Полуторка человеком, соскочил бы с постамента, подошел к этим молодым ребятам и объяснил, что на свете есть вещи, которые нельзя мерить деньгами. А люди отличаются от машин и животных не только наличием разума, но и души. Интересно, услышали бы они его? Что бы ответили?
А может старый грузовичок, глядя с высоты своих лет на происходящее вокруг, подумал так: «Как хорошо, что я не человек!».
***
Порезанный КамАЗ в тот злополучный день был изъят сотрудниками полиции для проведения проверки и помещен на временное хранении на территорию колпнянского отдела внутренних дел.
Дальнейшая судьба полуторки могла бы тоже сложиться подобным образом. Да только хозяин торгового центра, на земле которого она находилась, относился к машине, именно как к памятнику, которым дорожат его земляки. Поэтому поддержал предложение районной власти, снять осиротевший грузовик с постамента, отреставрировать и перенести на новое место.
На кольцевой транспортной развязке, примыкающей к большому мосту через реку Сосну, сейчас делается специальная площадка. Ко Дню Победы здесь и будет установлен герой фронтовых дорог - ГАЗ–АА, называемый в народе «полуторка».
Если вам, дорогие читатели, придется проезжать мимо, посигнальте автомобилю - ветерану, пусть он знает, как много среди колпнянцев тех, кто не забывает добро и чтит свое прошлое. _____________________________________________________ Олег Бушля, газета "За изобилие" (Колпна), 24.04.2020 г. |