Давно хотел написать на эту тему свои размышления. Нашёлся момент.
Известно, что сразу после начала строительства Микрорайона СПЗ возникли сложности с его транспортным обслуживанием.
Меж тем, постоянно проскакивала информация, что существовал план пуска в Микрорайон СПЗ трамвайной линии. Встречалась статья, где бралось интервью с Первым Секретарём Горкома (вроде бы Удалов что ли), к сожалению реквизиты утеряны. Так вот там заходила речь про транспортное обслуживание Микрорайона и первое лицо клялся, что трамвайную линию в Микрорайон пустят до конца пятилетки (до 1980 года). Иногда упоминалась деталь, что трамвайная линия должна была проходить через силикатный завод и быть скоростной, конечная должна была находится или в Микрорайоне, или у Сталепрокатного завода.
Последний раз трамвайная линия в микрорайон упоминается как план на 12 пятилетку
https://transphoto.ru/photo/480223/?gid=2527Решил поразмыслить, как могла бы проходить такая трасса.
Очевидно, что проект трамвайной линии скорее всего составили сразу в 1960 или 1961 гг. (автобусов в то время было мало и они были маловместительными, пытались правда из них делать прицепы, но дело не пошло
http://orel-transport.ru/photo.php?pid=85608). Возможно и железная дорога рассматривалась в какой-то момент, но ответвлений к микрорайону вроде бы не было и никакой практической реализации ж.д. перевозки не получили. Возможно, что в первое время пока не было микрорайона на завод ездили из города с вокзала пригородными поездами, но такие перевозки не зависели от города, а от МПС. Поэтому трамвайный проект скорее всего был изначально. Более того, по Союзу то время ещё можно отнести к дотроллейбусному (примерно до 1965 года), когда повсеместно строили к крупным заводам только трамвайные линии (например, в 1963 году построили трамвай в Рязани, который связал город с крупной промзоной, в Курске трамваи на Завод Химволокна пошли уже в 1959 году, при том, что он находился в 12 км от пл. Дзержинского). Но построить 11 км трамвайную линию в Микрорайон и к СПЗ в середине 1960-х гг. в Орле оказалось непосильной задачей. Возможные причины такие: в 1950-е гг. уже было утверждено место под размещение нового трамвайного депо (на ипподроме у Крестительского кладбища) и началось его строительство, а решение о размещении в Орле СПЗ приняли не ранее 1959 гг, год на привязку и проектирование, для строительства предприятия в течении семилетки 1959-1965 гг.
https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=710 Совершенно очевидно, что такое решение принималось в Москве вообще без учёта действовавшего в то время Генерального плана г. Орла 1945 года, поскольку последний не предусматривал в принципе никакого строительства в Платоновском сельсовете, ни промышленного, ни жилищного, ибо последний был сильно отрезан железной дорогой, также как сейчас пос. Куликовский. Представляю себе телеграмму из Москвы на Первого секретаря, а потом звонок в управление Архитектуры: у нас будет завод на 1 млн тонн, через три года начало стройки, ищите площадку минимум 200 Га.... при нём ещё должен быть район на 100 тыс. человек... крутитесь как хотите, свой генплан выкиньте на помойку.
В результате строительство нового трамвайного депо у Крестительского кладбища в противоположной части Орла вошло в явное противоречие с принятым решением о размещении СПЗ, на некоторое время депо даже превратилось в долгострой, но в конце концов всё же было достроено и сдано на первоначально выбранном месте у Крестительского кладбища в феврале 1966 г. (вероятно строилось с конца или даже середины 1950-х гг., так как в итоге был реализован очень старый его типовой проект 1950-х годов под вагоны КТМ-1, производившиеся с 1947 года). По сравнению с этим троллейбусный парк построили очень быстро (1965-1968 гг.) Интересно, что в Курске в это же время в 1965 г. сдали Южное трамвайное депо однотипное Орловскому, а до этого в 1959 г. уже открыли 12 км линию на Завод Химволокна у югу от города. надо сказать очень протяжённую и удалённую линию.
В Орле же в итоге всей этой эпопеи с размещением СПЗ городу необходимо было не просто строить в Платоновский сельсовет трамвайную линию, но и второе депо, вдобавок к только что сданному у Крестительского кладбища. Остаётся сейчас только гадать, почему была выбрана площадка под СПЗ именно в Платоновском сельсовете. Например уже в то время было известно, и чётко запланировано, что Михайловское месторождение будет связано с Орловским ж.д. узлом новой прямой рудовозной линией, входящей через Лужки.
было бы логичнее разместить завод южнее или восточнее Орла, например в районе Гати. Туда было бы без проблем проложить новую трамвайную линию с учётом размещения только что сданного трамвайного депо. Видимо Платоновский сельсовет был выбран из-за расположения ТЭЦ. При размещении на Гати и завода и района пришлось бы строить вторую ТЭЦ..
Но вернёмся к линии. Как же она могла проходить. Изучив этот вопрос, делюсь вот такой догадками по двум вариантам:
1. Вариант №1 ранний. Строительство напрямую. Случайно вычитал, что подъездной путь к заводу Медведева проложили только к 1980-м гг., а к Текмашу к 1977 г.
https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=25&topic=208&page=3 Не означает ли это, что указанный коридор ранее был зарезервирован под скоростную трамвайную линию на СПЗ. В районе Связьрем-22 специально предусмотрено сужение ж.д. полотна (куста путей), под пропуск второго тоннеля под ж.д. и выхода на пер. Артельный. Вероятная трасса строительства прямой линии могла бы выглядеть так:
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A2fe66f79f0e6da8ff653dc6d951eeac5555a37547c83d6dd3fab67c5fb140e22&source=constructorLink2. Вариант №2 поздний (через Октябрьский мост, Карьерную улицу и плотину ТЭЦ, далее по первоначальному коридору). Известно, что плотина ТЭЦ использовалась долгое время для пропуска автотранспорта к Гипсовому комбинату. Закрыли её вероятно в конце 1980-х в результате запуска Раздольного моста с Мясокомбината на Мезенку. Вполне вероятно, что улицу 8 Марта пробивали именно к плотине, чтобы по ней проложить трамвай через Советский район. В итоге мост в 1977 году сдали, а по части зарезервированного коридору в ж.д. районе проложили подъездной путь к Текмашу (позднее к Стекломашу), коридор за ж.д. от Связьрем-22 использовали примерно в это же время для прокладки паропровода и теплотрассы ТЭЦ от Связьрем-22 вплоть до ДК Металлургов.
Какие-то причины не позволили реализовать сразу вариант №1 (до конечной в микрорайоне протяжённость линии составила бы 6,5 км). С одной стороны там могли быть непреодолимые сложности с МПС из-за нового тоннеля, но как минимум до 1975 года коридор в ж.д. районе для трамвайной линии на СПЗ ещё сохраняли.
Жаль, что этот проект так и не был реализован. В современной ситуации трамвайные перевозки на Больницу Боткина вряд ли были бы не востребованы, возможность объехать все пробки использовалась бы по полной населением микрорайона, если учесть что все оно теперь работает не у себя на районе как раньше, а ездит в город.