«Татры» — 40 лет на орловских маршрутах». Ровно сорок нет назад наблюдательные орловские прохожие заметили, как с товарной станции Орёл, что в конце улицы Пушкина, по трамвайным рельсам старыми вагонами в сторону депо буксировались совершенно иначе выглядевшие блестящие, пахнущие краской красно-бежевые трамвайные вагоны. Так в нашем городе начинался период эксплуатации чехословацких вагонов серии Т-3 «Татра».
Углубившись в историю трамвайного движения в городе Орле можно отметить, что с 1938 года наш город отдавал предпочтение лишь вагонам советского производства, выпускающимся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Первые отечественные вагоны серии «Х» начали поступать в Орёл в 1938 году и были призваны заменить крайне изношенные старые узкоколейные бельгийские вагоны, которые работали в Орле ещё с момента открытия в нём трамвайного движения. Но этим планам помешала вскоре начавшаяся война.
После войны орловские трамвайщики восстановили большинство повреждённых предвоенных вагонов «Х», а к концу 1940-х в Орёл из столицы поступили вагоны ранее работавшие на московских улицах и уже снятые там с эксплуатации. Лишь с 1952 года в Орёл малыми партиями начали опять поступать новые трамвайные поезда с Усть-Катавского завода.
Отечественные вагоны КТМ-5М3 стали последними представителями вышеупомянутого завода, работавшими на орловских улицах. Поступали они в наш город с 1971 года и проработали в нём всего-навсего чуть более десяти лет. Здесь стоит заметить ,что данные вагоны не отличались качеством сборки и надёжностью. Доходило до того, что некоторые из них уже с завода приходили с браком и не могли эксплуатироваться на маршрутах. Да и работавшие были постоянной головной болью у ремонтников трамвайного депо.
Страшная авария на Грузовой улице ,которую ещё помнит старшее поколение случилась именно с этим вагоном.
В итоге город решает отказаться от отечественного производителя в пользу зарубежного. Начались переговоры с чехославацким вагоностроительным заводом «ЧКД Прага». Тут стоит заметить, что такое смелое решение о скорой полной замене подвижного состава в довольно не большом городе — вызывает неподдельное восхищение. Большинство российских трамвайных систем до сих пор(!) эксплуатируют старые вагоны КТМ-5, от которых Орёл поспешил избавиться в начале 1980-х. Что ему с успехом и удалось сделать!
Вагоны Т-3 начали выпускать на пражском заводе в 1960 году. Оценив новизну и качество новых вагонов их сразу стали заказывать себе крупнейшие советские города: Москва, Киев, Самара, Волгоград, Нижний Новогород, Одесса и другие. А в июне первая партия новых чехословацких вагонов, ещё ведомая буксирами, впервые проехала по орловским улицам. Пока водители проходили стажировку в столице и учились управлять принципиально новой техникой в депо шла наладка и настройка прибывших «Татр». Для этих целей из Праги в орловское депо были откомандированы три опытных мастера, которые в течении месяца выполнили поставленную им задачу.
29 июня 1979 года под управлением лучшего водителя ТТУ Любови Сёминой из ворот депо на обкатку по городу вышел первый трамвайный поезд из двух вагонов с бортовыми номерами 001+002.
В течении июля в депо продолжалась наладка и приёмка остальных вагонов первой партии. Им были присвоены бортовые порядковые номера 001 - 015 (пять поездов и пять одиночных вагонов). Новые вагоны стали работать на долго не действовавшем маршруте №1. «Первого» трамвайного маршрута не было в Орле ещё с 1973 года, когда закрыли линию по улицам Ленина и Горького, по которым он проходил. Новый маршрут пролегал от вокзала до трамвайного кольца у завода Дормаш.
Новые вагоны в отличии от своих предшественников с первых дней эксплуатации показали себя с наилучшей стороны и руководством города было принято решение о дальнейшем сотрудничестве с чехословацким травмайным заводом. Всего с 1979 по 1985 годы в Орёл поступило шесть партий трамвайных вагонов Т-3 «Татра». Их численность в депо достигла 85-единиц, что позволило полностью оказаться от старых отечественных вагонов. Последние из них к этому моменту уже были списаны.
Так в Орле началась и уверенно продолжается «татровая» трамвайная эпоха, длинной вот уже целых 40 лет. Третье поколение орловцев перевозят всё те же — старенькие, но совсем не потерявшие своего вида опрятные красные чехословацкие вагончики.
В России сейчас осталось около 15 городов, эксплуатирующих данные трамвайные вагоны. Не так давно последние из них сняты с эксплуатации в Туле. Несколько ещё работают в Курске. Работают они пока ещё и в одном из столичных трамвайных депо.
За рубежом вагоны Т-3 до сих массово растпространены в городах Украины и Латвии, Чехии и Германии. Но география их распространения по миру настолько обширна, что привычные орловцам вагоны можно повстречать и на улицах Пхеньяна, Загреба, Софии, Братиславы.
Татры в Пхеньяне, Праге (фото из интернета), Москве и Волгограде.
Несколько вагонов первой партии (как сдвоенных, так и одиночных) работают на улицах нашего города и сейчас. В том числе и трамвайный поезд 001-002, первый вышедший из депо.
Сейчас орловский трамвай переживает крайне сложные времена. Но несмотря на все трудности пока остаётся одним из символов нашего города, неотъемлемым атрибутом городского пространства. Чистый и опрятный он по прежнему исправно перевозит горожан, а старенькие аутентичные чехословацкие «Татры» уже начинают привлекать москвичей, где некогда этот самый массовый столичный трамвайный вагон уже практически покинул московские улицы.
Наверное стоило бы провести поезду 001-002 восстановительный ремонт и привести его к изначальному виду: добавить недостающие сидения и светильники, прикрепить в салон и кабину все первоначальные бирки и таблички; подобрать красно-бежевую окраску. Всё это можно найти и сделать силами работников депо. Попробовать организовать в нём фотовыставку, посвящённую истории орловского трамвая, проводить в нём экскурсии. Энтузиасты среди горожан с удовольствием помогли бы этому делу.
Уверен, что в будущем именно этот поезд будет достоин занять место на постаменте, как - памятник орловскому трамваю.
Известный орловский журналист Сергей Беляков в своей книге «Орёл», изданной в 1939 году писал такие строки посвящённые орловскому трамваю:
— «Больше сорока лет по узкой колее с отчаянным лязгом и грохотом сновали тесные, залатанные, помятые, неудобные, пережившие все сроки, положенные для их жизни, вагончики. В городе их называли попросту — мышеловками».
И действительно, сорок три года отработали на орловских маршрутах самые стойкие маленькие бельгийские вагончики. Окажется ли чехословацкая техника надёжнее и долговечнее? Поживём увидим.
________________
Киреев Андрей