ПРЕСС-РЕЛИЗ
Выставка
Портрет в России. ХХ век(живопись, графика, скульптура из фондов музея)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств (г. Орел, ул. Октябрьская, 29)
Открытие: 4 августа в 15:00
На выставке «Портрет в России. ХХ век» из фондов музея представлено 90 произведений живописи, графики и скульптуры известных и малоизвестных художников, которые рассказывают об особенностях развития портретного жанра в русском изобразительном искусстве ХХ века.
На ней представлены портреты, созданные в первое десятилетие ХХ века. Это время возникновения новых выставочных объединений и группировок. Портрет «Лиза в голубой шали».1909, Р.Р. Фалька дань увлечения художника символизмом. «Портрет Мака», 1910 написан художницей Н.С. Гончаровой в манере «неопримитивизма»
Продолжают реалистические традиции в портрете, входившие в «Союз русских художников» А.Е. Архипов «Цветочница»,1917 и С.В. Малютин «Автопортрет»,1918, «Амазонка»,1920, ученик А.Е. Архипова Луппов С.В. «У колодца»,1918.
В объединение художников группа «13» входили А.Д. Древин «Портрет Н.А.Удальцовой»,1935, А.Ф. Софронова «Автопортрет,1920
В 1920-1930 годы формируются новые формы портрета-типа. Героический портрет представлен работами художника-земляка Н.И. Струнникова - это «Портрет партизана Вадима», 1927 и «Портрет Марии Поповой», 1930, Подвиги Марии Поповой во время Гражданской войны легли в основу создания образа героини популярного фильма «Чапаев» Анки-пулеметчицы.
Символом времени считалась тема «молодость страны Советов» и тип «новой женщины, передающий оптимизм общества. К собирательному общественно - социальному типажу можно отнести жанровый портрет Ф.В. Сычкова «Подружки», 1930, «Девушка в красной косынке,1939, В.И. Леванидова, «У околицы», 1950 К.П. Фролова.
«Портрет профессора Саркизова - Серазини»,1935 Н.И. Струнникова представляет новый тип ученого Страны Советов.
«Портрет французского рабочего»,1928-1929 написан во Франции, куда художника направили в командировку совершенствоваться после окончания ВХУТЕМАСа.
Особое место в экспозиции выставки занимают работы нашей землячки - художницы А.Ф. Софроновой. В этом году ей исполняется 125 лет со дня рождения.
Эпоха 1960-х годов меняла мировосприятие, миропонимание и мировоззрение в искусстве. Это было связано с крахом идейно художественного движения 1930-1950-х годов. Многие художники стремятся отойти как можно дальше от помпезности, монументальности, блеска и света соцреалистических фасадов. В изобразительном искусстве преобладают гражданские мотивы, наполненные публицистичностью. Самое значительное течение 1960-х годов – «суровый стиль». В изображении появляются новые типажи рабочего, колхозника, интеллигента. Для художников этого стиля характерны гиперболизация и намеренная огрубление формы, аскетичность колорита. На выставке представлены портреты художников, работавшие в этом стиле: П.П. Оссовский «Словацкая девушка», 1960-е годы, «Автопортрет», 1986, А.Ю. Никич-Криличевский «Автопортрет»,1969 , Э.Г. Броговский «Горновой Михаил Первов»,1972. Редкий образец «сурового стиля» - тема культа личности представлена произведениями В.Е. Попкова «Чекист».1963 и «Мужчина в черной гимнастерке», 1969.
Парадные портреты Д.А. Налбандяна, В.П. Ефанова, А.И. Лактионова экспонирующиеся на выставке, продолжают идеологическую линию официального искусства прежних десятилетий.
В 1970-1980-е годы в искусстве доминирует тяготение к камерности, глубокому и психологизму. На выставке широко представлены портреты деятелей культуры и искусства. Они выполнены художниками А.Н. Яр-Кравченко, М.П. Труфановым, Ю.Д. Михайловым. Внутренний мир этих людей наиболее близок и понятен художникам.
Ю.А. Межирову наиболее близки в портрете темы балета и музыки.
Особое внимание на выставке привлекает монументальный «Портрет Е.А. Лебедева, народного артиста СССР в роли Холстомера», 1982 пермского художника Е.Н. Широкова.
Графический портрет в творчестве художников 1910-1920-х годов является естественным продолжением глубинных связей с реалистическими традициями русской живописи. «Портрет Чугунова», 1915 написан художником-реалистом Ф.И. Рербергом, который играл заметную роль в художественном мире Москвы.
Работы А.Е. Архипова «Цветочница»,1917 и «Амазонка»,1920 С.В. Малютина выполненные в технике пастели, отличаются высокой культурой реалистического видения, присущей русской художественной школе.
Автопортрет В.А. Шестакова – нашего земляка был создан в Орле, помимо автобиографических черт он несет в себе черты свойственные целому поколению. Это новый образ художника, рожденный революцией.
Пастельные портреты Зинаиды Серебряковой «Портрет крестьянина»,1926 и «Рабочий»,1930 из ее серии «люди из народа» написаны в Британии.