Не так давно в разговоре с жителем посёлка Кулики, что близ Лаврово, упомянули мы вкратце и деревню Голохвастово. Коренной житель тех мест сразу вспомнил о необычном говоре тамошних обитателей. Посетовал конечно, что в деревне осталось совсем не много народу и что старых, тех самых коренных людей с таинственным диалектом, там практически не осталось. Немного жалею теперь, что тема про это деревню прошла на ходу и не догадался тогда расспросить человека подробнее. Но сразу вспомнил старую газетную статью, которую конечно нашёл и опубликую её здесь. Будут на память хоть какие-то сведения. А может в будущем кто-нибудь и расскажет тут более подробно о этой деревушке. статья из газеты
___Диких людей пригрели под Орлом.___ - Котер, гомыру бусать будешь? - обратился пожилой скотник к одному из наших ребят, помешивая в кастрюльке нехитрое варево. - Нет, Максимыч. Мы сегодня домой едем. Там бусать будем и каряк наврить, - ответил Володька. Работали мы по ремонту животноводческих ферм в колхозе имени Жданова Орловского района, в деревне Голохвостово. Обычно, когда ремонт предстоял крупный, оставались с ночевкой. Но сегодня уезжали домой: справились за один день. Володька работал в этой организации давно. Бывал в этой деревне много раз, и его здесь уже многие хорошо знали. Я же попал впервые. Деревня эта внешне ничем не отличалась от тысяч таких же русских деревень: те же дома, такие же люди. Однако это лишь внешнее сходство. Вначале мне показалось, что разговор между Володькой и скотником не что иное, как блатной жаргон. Но поразмыслив и сравнив эти две фразы с небогатым познанием арго, понял, что это что-то другое. По дороге домой я обратился к Володьке с просьбой объяснить, на каком это наречии он общался с Максимычем. - А-а, да ты же ничего не знаешь, - улыбнувшись, начал он объяснять мне. - Деревня эта особая. Ты обратил внимание, какие люди здесь несловоохотливые? Так вот, деревня эта появилась во времена войны России со Швецией. На территории теперешней Финляндии наши войска в глухих болотах и лесах набрели на дикое племя. О существовании этого племени не знали даже шведы, владевшие тогда территорией Финляндии. Долго бились наши и иноземные переводчики, пытаясь понять, на каком языке говорят эти люди, но так и не смогли. Даже сами финны не понимали. В это время с инспекторской проверкой посетил наши войска граф Меньшиков. Ему и попали на глаза эти полудикие люди, промышлявшие в основном собирательством и отчасти охотой, насколько позволяли им деревянные копья и стрелы с костяными наконечниками. Меньшикову это показалось забавным. Он приказал их доставить в Санкт-Петербург. Но люди были настолько дикими, что толку от них не было никакого. Натешившись, граф продал это племя орловскому барину. Барин перевёз их в наши края. Жить в домах они наотрез отказались. Вырыли себе землянки на том месте, где сегодня эта деревня. Богу они верили своему. Наряжали разными лоскутками деревья и молились. Барин попался добрый и принуждать их к нашей вере особо не хотел. Да и работящие они оказались люди. Трудились от темна до темна. Правда, жили замкнуто и с соседями не дружили. Язык свой берегли в тайне вплоть до семидесятых годов XX века. Молодежь из деревни тоже старались не отпускать. Но потом потихоньку эти традиции стали нарушаться. Однако язык свой сохранили до наших дней. Уже в семидесятых к ним приезжали языковеды, но так и не смогли определить, что это за наречие такое. Письменности у них не было. В прошлый раз мы работали у них на фермах недели три. Жили на квартире у хозяев. Они при нас разговаривают, а мы, как бараны, на них смотрим и ничего не понимаем. Теперь многие слова из русского языка позаимствовали, так что, если поразмыслить и понаблюдать, уже можно понять кое-что. Да и молодежь начала рассказывать, что означает то или иное слово. Раньше не разрешалось. Вот так я узнал, что совсем рядом с городом, всего лишь в тридцати километрах, есть деревня-легенда Голохвостово. - Ну а что он тебе сказал? - полюбопытствовал у Володьки. - Если дословно, - пояснил он, -то следующее: «Мужик, похлебку есть будешь?» Я ответил: «Домой едем, там и похлебку есть будем, и жен своих «любить». Вот и вся премудрость. __________________________________________________ Виктор Певцов (нар. корр), "Орловский меридиан", 1999 год. |