Дарья недавно опубликовала две очень интересные статьи. Меня тема этого персонажа прошлого из городского парка интересовала очень давно, но в краеведческой литературе и воспоминаниях старожилов проскакивала лишь краткая информация. Мол, лев был, дети его очень любили и фотографировали его часто. Практически и всё. Даша же попробовала собрать более подробные сведения о истории появления этого льва в парке, о его дальнейшей судьбе. Рассказ в двух частях.
___ Дом со львами. ___
Львиные фигуры были распространены в искусстве почти всех стран и континентов. Многие государства изображают царя зверей на своих гербах и флагах. В геральдике лев обозначает благоразумие, твердость и стойкость. В Россию мода на львов пришла в XVIII веке из Европы, где скульптуры этого животного любили устанавливать в городах, дворцах и парках. Начиная со своего основания, бесспорным лидером по количеству львов в нашей стране был Петербург. В эпоху классицизма статуи львов, поставленные симметрично по бокам от входов, украшали не только дворцы знати, но и гражданские и общественные здания Северной столицы. Среди них были лежащие, мирно спящие львы, оскаленные, держащие лапу на шаре или просто стоящие на выпрямленных напряженных лапах. Были также распространены барельефные маски с кольцами в зубах на воротах или дверях.
Орел никогда не чуждался столичной моды. Но вот со львами у него как-то не задалось. В городе XIX века различных изображений львов от скульптур до лепных рельефов и дверных ручек было совсем не много. Видимо, поэтому единственное здание, вход в которое украшали фигурки львов, было известно на весь город. Оно стояло некогда на улице Борисоглебской (ныне Салтыкова-Щедрина). У этого здания длинная и запутанная история. Неизвестны точная дата его строительства, архитектор и первые владельцы (если таковые были). Достоверно мы знаем лишь то, что в начале ХХ века им владел известный орловский помещик, краевед и лесовод Валерий Николаевич Лясковский.
Это было высокое, двухэтажное (не считая цокольного этажа), каменное здание со строгими, но элегантными лепными обрамлениями окон и изящной чугунной балюстрадой на крыше и козырьком на витых столбиках у лестницы парадного входа. Под козырьком, по бокам от входной двери, стояли две небольшие металлические фигурки львов. Они словно смотрели друг на друга, слегка повернув свои гривастые головы один вправо, другой влево. Неизвестно, появились ли эти фигурки одновременно со строительством дома или были добавлены позже, но, безусловно, это была дань столичной моде, один из способов показать – у нас не хуже, чем в Петербурге. И, надо сказать, львы произвели впечатление на город. Именуемый в официальных документах «дом Лясковского» в историю Орла вошел как «дом со львами». Дому этому и его стражам-львам на своем веку довелось повидать многое и многих. Их скользящие вдоль парадной лестницы строгие взгляды встречали многих именитых гостей В.Н. Лясковского. Были среди них и особы императорских кровей. В 1909-11 годах в «доме со львами» проживал брат императора Николая II великий князь Михаил Александрович. С тех пор в некоторых документах дом именовали не иначе как «Дворец великого князя Михаила Романова». После великого князя в здании некоторое время жил последний губернский предводитель дворянства князь А.Б. Куракин.
Как ни странно, фотографий этого во всех смыслах примечательного здания мне удалось найти крайне мало. И лишь на одном снимке, вероятно уже 1920-х годов, видны главный вход и едва заметные львиные фигурки по бокам от него. В те годы жизнь «дома со львами» уже шла иначе, чем прежде. Он стал первым советским историко-художественным музеем, куда свозили предметы искусства и старины из разграбленных усадеб. И у его неразлучных стражников-львов тоже начиналась другая жизнь. Им предстоял во всех смыслах долгий путь.
Неизвестно, когда именно львов решили убрать от бывшего «дома Лясковского». Но уже в середине 1930-х они встречали гостей на новом месте, – у входа в городской драматический театр. Тогда он располагался в бывшем здании городового магистрата (ныне там театр «Свободное пространство» на площади К. Маркса). Там, у театра, львы встретили и благополучно пережили войну. На одном из снимков города времен немецкой оккупации хорошо виден один из львов у театральной ротонды. И это первая фотография, где знаменитую скульптуру можно более-менее разглядеть. Всматриваясь в нее, я обратила внимание на одну забавную деталь – при установке на новом месте львов перепутали. И получилось, что они не смотрят друг на друга и на посетителей как прежде у «дома Лясковского», а словно презрительно отворачиваются от театральной лестницы, давая понять, что местная публика им не по вкусу.
>>> |