Очень емкое и любопытное интервью с Гендиректором группы S7
http://www.kommersant.ru/doc/3293005Проливает свет на ряд моментов.
1 В принципе если бесплатно дать землю где угодно - то авиакомпания туда придет. Тут даже неважно Орел или Усть Зажопинск любой.
Но. После наладки инфраструктуры - аэропорты начинают выкручивать руки авиакомпаниям. Тарифы вверх вверх и вверх идут
2 Момент
Законодательство. Тот же Векселберг предлагает снизить НДС/ либо вообще его исключить на внутренние рейсы минующие Москву - что явилось бы драйвером роста новых трасс.
======================================
Наряду с Толмачево вы планируете развиваться в Петербурге, для этого есть возможности?
— Аэропорт Пулково очень открыт для работы с авиакомпаниями, надо отдать должное его менеджменту. В Петербург мы летаем уже достаточно много — на московском направлении 11 раз в день. Поэтому для нас логично углублять сотрудничество. В рамках постановления 1242 о предоставлении субсидий на региональные воздушные перевозки будем летать по нескольким направлениям — в Брянск, Калугу, Ярославль.
— S7 впервые начала участвовать в этой программе. На ваш взгляд, ее условия привлекательны?
— Это очень правильная поддержка. Но есть проблема: программа сфокусирована на том, чтобы дать авиакомпании стартовый стимул «раскатки» определенного направления. Но после того как пассажиропоток начинает расти, субсидирование прекращается, и предполагается, что авиакомпания должна самостоятельно продолжать полеты. Но авиакомпании с прекращением финансирования очень часто уходят. Наша задача как раз состоит в том, чтобы постараться сохранить эти маршруты и после завершения периода финансирования.
— А региональные или межрегиональные полеты прибыльны без учета субсидий?
— На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Сейчас 75% полетов идут через Москву. Но с точки зрения пассажира полет через Москву не всегда зло. Если взять трансферную перевозку через Москву, то у нас больше возможностей ей управлять: у авиакомпании два сегмента полета, и один из них может быть незагруженным. Соответственно, мы можем его фактически отдать за минимальную стоимость и заработать на следующем. Мы можем предложить услугу и увидеть, насколько она востребована.
Насильно сформировать поток мы не можем, не можем заставить человека лететь. Конечно, цена влияет на выбор пассажира. Но в целом ситуация такая, что все определяет спрос. Скорее всего, между пунктом А и Б одного региона не будет три раза в день летать самолет. Москва — это возможность, мы стараемся не противопоставлять Москву и регионы, а стараемся ее дополнять, предоставить человеку выбор. Например, S7 летает из Новосибирска на юг — в Краснодар и Сочи. И такой же полет можно выполнить через Москву, то есть возникают разные комбинации.
— Недавно прозвучало предложение главы «Реновы» Виктора Вексельберга о снижении НДС на внутренних рейсах, минующих Москву. Это перераспределит пассажиропоток?
— Предлагаемая инициатива направлена на снижение конечной стоимости билета для потребителя, так или иначе это стимулирует спрос. Вопрос, получится ли кардинально изменить соотношение 75/25. Главное, не допустить при этом повышения НДС на рейсах через Москву — а такие предложения уже есть,— тогда подорожает полет через столицу. В этом случае общий эффект и для аэропортов, и для пассажиров будет отрицателен, потоки в Москву и через Москву в любом случае значительная часть рынка. Кроме того, в транспортной отрасли мы конкурируем не только между авиакомпаниями, но и с железными дорогами.