klavdiy Эта статья? Автор не указан.
Ну да. Только почему-то корреспонденты Орловского информбюро не удосужились указать автора. Вот она же, чуть в изменённом виде, в газете того же года.
___ Щепная площадь. ___ Торговля на площади сначала была связана с мелкой токарной и деревянной работой. Впоследствии торговали чем угодно: от продуктов питания до скота, одеждой, обувью. В середине 50-х годов прошлого века на Щепной было построено здание для торговли мясом и молоком, белый дом с крыльцом и портиком. Сюда по воскресным дням приходили женщины с кубанами молока, творогом и сметаной из близлежащих деревень. Но торговля продуктами не прижилась и народ пошёл на молочный рынок, который в 1966 году стал крытым и благоустроенным. Функция у торговой площади осталась одна - барахолка. И народ валом валил в это "святое" место. В выходные дни остановки трамвая в Соляном переулке и автобусной у магазина "Чайка" были переполнены, а продуктовый магазин "На трикотажке", как его называли в народе, за два дня перевыполнял месячный план. Барахолка собиралась очень рано. Даже зимой в морозные дни, ещё в темноте, часов в шесть-семь, уже стекались первые продавцы. От всех близлежащих магазинов растаскивались ящики: деревянные и особо ценившиеся металлические - от молока и кефира. Из ящиков оборудовались торговые места на земле. Были и специальные стеллажи, но их постоянно не хватало. Торговали чем угодно, но новыми товарами официально торговать было нельзя. Конечно, их продавали, но, если представители властей в лице доблестной милиции видели, что торгуют новым, они могли и задержать, и составить протокол, и наложить административное взыскание, - словом, помотать нервы основательно. Мой друг рассказал мне такую историю: его сосед, вернувшись из мест не столь отдалённых, на заработанные честным трудом деньги купил жене в подарок модные тогда сапоги-чулки. Жене они не подошли, и на другой день наш герой встал в ряд с другими торговцами на барахолке. Его эпопея закончилась быстро и печально: подошли два сержанта милиции и увели его в администрацию рынка. Впоследствии он рассказывал, что сапоги обошлись ему в тройную сумму. Старожилы обычно говорили новичкам, пытавшимся продавать новую обувь: "Ты подошвы оземь потри, чтобы создать впечатление того, что обувь ношена". На барахолке можно было купить всё: обувь, одежду, выделанные нутриевые и кроличьи шкуры. Кстати, в правом дальнем углу, в деревянном ларьке принимали сырые шкуры: и кроличьи, и телячьи и овечьи, Здесь собирались поговорить о том о сем любители-кролиководы. 8 основном, это были старики, родившиеся задолго до войны. Они всегда возмущались низкими закупочными ценами на кроличьи шкуры и передразнивали приемщика, который слегка заикался. Они говорили друг другу при встрече: "Ну, что, опять р-у-б двадцать?" - такова была основная цена за вполне приличную кроличью шкуру. Здесь можно было найти и армейские валенки, и даже настоящий сторожевой тулуп с номером воинской части. Продавали инструмент: столярный и слесарный, метчики и сверла, стамески и долота, топоры и молотки, радиодетали и прочую мелочь. Барахолка была не только торговым местом, но и клубом одновременно. Здесь назначали встречи, здесь собирались люди, которые знали друг друга еще в довоенные времена. Некоторые из стариков родились еще в конце XIX века. Они помнили дореволюционную Щепную площадь. Причем, их рассказы отличались свежестью восприятия и прекрасной осведомленностью. Они называли фамилии знаменитых орловских купцов, хозяев и владельцев магазинов и лавок, поставщиков овса и сена, продавцов скобяного товара: петель, гвоздей, скоб, серпов и кос. Они рассказывали о НЭПе, постоянно подчеркивая то, что после введения НЭПа в стране, где ничего невозможно было купить, вдруг, как по мановению волшебной палочки, все появилось. После двух часов дня барахолка расходилась, оставив после себя груды мусора и огромное количество ящиков. На рубеже 50-х — 60-х годов справа от входа был построен пивной зал или бар и площадь получила новое название. Любители выпить стали называть ее ласково "Щепухой" и даже "Перцовой", так как кроме пива в баре продавали еще и перцовку на разлив. В народе говорили: "Ну что, на Щепную или на кольцо?" "Кольцо" было за городским садом, у трамвайного кольца, но чаще шли на Щепную. Сюда шли рабочие с заводов, студенты, офицеры и прапорщики конвойного полка, квартировавшего в Соляном переулке. Особо много народа было в дни получек и авансов на заводах и вечером, уже после восьми часов, когда пивная закрывалась, они еще долго стояли на остановках трамвая и автобуса и не хотели расставаться. Щепная площадь в эти годы стала необыкновенно популярной и любимой в народе. Даже скульптурную группу героев-комсомольцев, выполненную московским скульптором Бургановым, в народе прозвали "Двое вышли со Щепной". Обычно утром приходила цистерна на семь тысяч литров, ее подавали к окну подвала, и шел слив пива, во время которого завсегдатай коротали время во дворе. Потом пивная открывалась, но так как долгие годы кран был один, то и очередь была постоянной, сидячих мест не было. Часто возникали споры, ссоры, а порой и драки. Со временем открыли второй зал, но очереди не убавились - в это время выпить разливного пива больше было негде. Летом достоявшиеся счастливцы брали кружки с пенящимся пивом и, выйдя во двор, усаживались на землю. Тут же ставили и кружки и были вполне счастливы. Когда люди, приезжавшие из заграницы, говорили, что в немецких барах по 40 и больше сортов пива, на них смотрели, как на людей, у которых "не все дома". У нас был один сорт, да и то не всегда, и до него еще нужно было достояться. Закуска была самой простой: бутерброды, селедка, иногда креветки. На протяжении многих лет баром заведовал Зосим (Зосима) Аронович Якубсон — человек, в Орле известный необычайно. Часто вместо того, чтобы сказать: "Пойдем попьем пивка", говорили: "Пойдем к Зосиму". Хотя его давно уже нет в живых, он и теперь памятен многим орловцам. С начала перестройки, когда появились первые "челноки" и на барахолке стало возможно торговать новыми вещами, площадь уже не могла вместить всех желающих. Торговля по выходным дням расширялась до бесконечности. Сначала торговцы стали выходить на Садово-Пушкарную вплоть до остановки трамвая, лотом до сквера на Комсомольской площади и дальше, почти до магазина "Чайка". Стояли прямо на земле, подстелив бумагу или пленку. Очередь занимали в три-четыре часа утра. Некоторые местные жители приспособились занимать очередь в нескольких местах, а потом продавать любителям понежиться в постели в воскресные дни. На рубеже 90-х годов на площади построили большой мрачный дом из красного кирпича, нарушив и так уже разрушенный архитектурный баланс, и убрали торговлю на Центральный рынок. К 2000 году на Щепной площади построили крытый рынок со стеклянным верхом — чистый, сухой и прекрасный. Там теперь можно купить все, что душе угодно - ибо наступило изобилие, о котором так часто говорили наши вожди. ____________________________________ Леонид Потапов, "Поколение", 2004 г. |