Работнова Ирина Павловна. Женская одежда Ново-Деревеньковского района Орловской области. Сб. трудов НИИХП//Сб. тр. НИИХП. Вып. 1. М., 1962. С. 79-83
Летом 1956 г. Научно-исследовательским институтом художественной промышленности была организована экспедиция в Тульскую и Орловскую области для сбора материала по русскому народному искусству. В д.Крутиловка Ново-Деревеньковского района Орловской области участники экспедиции обнаружили очень интересный вид женской народной одежды, которая, имея ряд общих черт с однодворческой одеждой, описанной в трудах Н.И.Лебедевой и Н.П.Гринковой (см. Н.И.Лебедева. Материалы по народному костюму Рязанской губернии, Рязань, 1929; Н.П.Гринкова. Женская одежда в однодворческих селах Задонского и Землянского районов Воронежской области. Журн. «Советская этнография», 1937, № 1), отличается большим своеобразием. В колхозе им.Чапаева (куда входит деревня Крутиловка) организован самодеятельный хор, который использует этот яркий, красочный костюм для выступления. (Цветная фотография с изображением участниц хора Ново-Деревеньковского района была напечатана в журнале «Культурно-массовая работа», 1955, № 10). Население деревни, называющее себя «казаками», в прошлом было государственными крестьянами, не знавшими крепостного права. Женская одежда, бытовавшая в д.Крутиловка, относится к южновеликорусскому поневнвому типу народной одежды. Она состоит из рубахи, поневы, пояса, двух передников, надеваемых один на другой, украшения из лент на грудь, «задовых» лент и очень сложного головного убора. Обувь к этому костюму сейчас надевают современную, а раньше носили чулки в полтора метра длиной, образующие при надевании густые сборки, и сафьяновые «ходоки», украшенные пистонами и блестками. Рубаха с прямыми поликами, широкими рукавами, отложным воротником и целым, без подставки, станом имеет длину до пят и надевается с напуском (рис.1). Рубахи с отложными воротниками бытовали также у однодворцев б.Тульской, Воронежской, Рязанской, Тамбовской и Курской губерний, но рубахи «казаков» д.Крутиловка отличаются от них особым двухслойным рукавом. На обычные белые холщевые рукава, заканчивающиеся у кисти сборками, скрепленными обшивкой, нашиты сверху вторые – прямые, цветные. Перевязанные лентой у локтя, они образуют широкую и пышную оборку. Эти внешние, прямые цветные рукава назывались, по словам колхозницы Л.С.Наумовой, «вошвами», а нижние холщевые служили для того, «чтобы руки не были голые, когда поднимешь». Цветные рукава сшиты по длине из двух полотнищ: наружного, сделанного из кумача (пунса), расшитого гарусом, и внутреннего из ализаринового красного («граничного») ситца с цветочным узором. Кумачовое полотнище рукава, начинающееся у ворота, больше чем наполовину покрыто вышивкой крестом. Узор из фигур гребенчатых ромбов расположен в шахматном порядке. В каждую фигуру вписана другая фигура таких же очертаний, но меньшего размера, а в нее – фигурка из четырех соединенных вместе маленьких ромбиков. Сплошной узор заканчивается ниже локтя полосой ромбических мотивов с ровными краями. На конце рукава помещена вышивка счетной гладью, называемой по местному «настил» с узором, составленным также из ромбических фигур, чередующихся с косыми крестами (узор, называемый здесь «в девять глазочков») и подузорником из мотивов треугольных очертаний. Ниже полосы, выполненной счетной гладью, пришиты узкие шелковые ленты: зеленая, малиновая, оранжевая и красная. Подол белого холщевого стана рубахи украшен так же, как и конец рукава, только после вышивки по «пунсу» более широкая. Наибольшее сходство с орнаментом, покрывающим верхнюю часть рукавов рубахи из д.Крутиловка, можно найти в узорах на рукавах рубах, приобретенных в 1902-1904 г. в с.Вышняя Залегощь Новосильского уезда бывш. Тульской губ. и в с.Козловка Коротоякского уезда бывш. Воронежской губ., выставленных в экспозиционных залах Государственного музея этнографии народов СССР. (Государственный музей этнографии народов СССР (в дальнейшем: ГМЭ народов СССР), инв. № 424-321 и 160). Но на рукавах этих рубах сплошные ромбические узоры вытканы одним красным цветом, а на рассматриваемой нами рубахе, несколько более поздней по происхождению, вышитый узор распестрен по кумачу лимонным, черным, голубым, зеленым, темно-лиловым, малиновым, он перекликается с веселым рисунком ситца, с разноцветной вышивкой на концах рукавов и остальным многокрасочным оформлением одежды. Круглая понева с синей хлопчатобумажной прошвой сшита из трех полотнищ темно-синей шерстяной ткани в редкую клетку, образованную красными, белыми и зеленоватыми нитями. По подолу понева отделана широкой полосой кумача с нашитыми на нее лентами, выложенными зигзагом и позументом. Способ подтыкания поневы совершенно аналогичен тому, который показан на фотографии крестьянки из с.Вышняя Залегощь Новосильского уезда, приведенной Н.М.Могилянским в статье «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций». (Н.М.Могилянский. Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций, Материалы по этнографии России, т. I, СПБ, 1910, стр.5). Поясом служит очень широкая, похожая на полотенце «подпояска» из малинового кашемира со сшитыми вместе концами, украшенными разноцветными шелковыми лентами, покрывающими сзади всю верхнюю часть поневы. Из двух передников, входящих в описываемый комплекс женского костюма, нижний – «хвартук», который повызывается на талии, сшит из кумача и отделан оборкой из «господских» лент (лент с цветочным вытканным узором фабричной выработки). Второй передник – «завеска» - надевается поверх груди. Он сделан из малинового кашемира и также украшен по подолу разноцветными шелковыми лентами. Гладкие и узорные шелковые ленты различных цветов в этом костюме не только служат для отделки разных предметов одежды, но и применяются как самостоятельный вид украшения. На спину надеваются «задовые» ленты, на грудь – украшение из лент, называемое «подушное», на плечи спускаются сделанные из лент и отороченные мишурной бахромой «пукли». Сложный головной убор также в значительной степени состоит из лент. Носящий название «сороки», он сходен с южновеликорусскими сороками в целом ряде составных частей и своим общим силуэтом напоминает дугообразные нижегородские кокошники (рис.2). Головной убор, считая «пукли», которые также в него входят, состоит из одиннадцати частей. Перечислим их: кичка – шапочка из холста с невысоким, жестко простеганным валиком в ее верхней части; досточка – дощечка, обшитая кумачом, с прикрепленной к ней золотошвейной пластинкой и широкой оборкой из лент, окаймляющей лицо по бокам; пушки из гусиного пера под лентами досточки; пукли; позатылень бисерный; шапка – кумачовый чехол с золотошвейным очельем и бисерной поднизью; задовые ленты (еще одни, кроме тех, которые надеваются на спину); цветы – стоячее высокое украшение из бумажных цветов на проволоке; опушина – полоса, сшитая из многих рядов сплиссерованных узких шелковых лент. Из опушин, которых надевается от одной до трех штук, образуется широкий гребень головного убора, опирающийся на цветы; косицы («косисы») из селезневых перышек. Надеваются на лоб поверх шапки; чуб из мишурных лент, который повязывается поверх косиц. Когда этот убор водружен на голову, то далеко не все его богато украшенные части видны зрителю. Не видно золотого шитья ни на досточке, ни на шапке, задовые ленты полностью закрывают позатылень. Головные уборы с гребнем из плиссерованных лент известны были в ряде уездов бывш. Тульской, Орловской и Воронежской губерний. Таков, например, головной убор, входящий в уже упомянутый комплекс женского костюма из Новосильского уезда, находящийся в Государственном музее этнографии народов СССР, или «кищонка», описанная Н.П.Гринковой в статье об одежде днодворцев Задонского и Землянского районов Воронежской области. Головной убор д.Крутиловка несколько отличается по составу образующих его частей и их форме. Описанную выше женскую одежду в д.Крутиловка надевали раньше по праздникам после замужества в течение десяти лет. Девичьей одежды сейчас в д.Крутиловка не сохранилось. По рассказам пожилых колхозниц девушки носи прежде красные домотканые полосатые юбки с украшениями на подоле, цветные подпояски, «хвартуки» из алого кашемира, голову повязывали платками «узел выше лба, а на платки цепляли ленты». В праздничной женской одежде д.Крутиловка, полной аналогии которой мы не находим ни в описании этнографов, ни в музейных коллекциях, своеобразно сочетаются древние и новые элементы. Интересно отметить, что в названиях отдельных частей комплекса этого костюма мы встречаем неизвестные и нигде в XIX – начале XX вв. не употребляемые термины: «вошвы», уводящие нас в далекую допетровскую Русь, и «пукли» - слово, происходящее, несомненно, от дворянских буклей и, возможно, проникшее в крестьянскую среду еще в начале XVIII в. Обычай украшать одежду большим количеством шелковых «господских» лент возник, вероятно, не ранее XIX в. Еще более позднее происхождение имеет многокрасочная расцветка узоров на рукавах рубахи. Последнее предположение можно сделать на основании изучения изменений, происходивших на рубеже XIX – начала XX в. в характере украшения русской народной одежды в целом ряде областей: прежние одноцветные узоры на одежде заменяются более яркими и полихромными. Но если в некоторых местностях это стремление к многоцветности приводило подчас к излишней, назойливой пестроте, то описанная нами женская одежда из д.Крутиловка отличается исключительнойо гармонией яркого и насыщенного колорита. Она является одним из самых поздних, но замечательных по своим декоративным достоинствам памятников народного творчества в области украшения крестьянской одежды и представляет большой интерес как для этнографов, так и для художников. |