| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

"Синий камень" возле Судбищ, Думчинские мегалиты и др камни

 
 
Страница  Страница 1 из 3:  1  2  3  Дальше »

Автор Витязь

Участник 
#1 | Дата: 20 Июн 2014 15:19 | Поправил: Витязь 
Похожие темы:
Природа Орловского края
*****************

Синий камень — это огромный валун, находящийся в Новодеревеньковском районе Орловской области к северу то села Дарищи в урочище Ольховец (Альховец).
Камень лежит на заболоченном берегу ручья Ольховец, у подножия Лысой Горы.
kamni_1

«Синим» его назвали из-за растущих на нем мхов и лишайников.
С Синим камнем связано несколько преданий:
По одному из преданий, в 1555 году, во время знаменитой Судбищенской битвы между семитысячным русским отрядом воеводы Ивана Шереметьева и шестидесятитысячным войском крымского хана Давлет-Гирея с небес спустился сам Господь, и стоя на Синем камне, ободрял русских воинов.

От стоп Господа на вершине камня осталось углубление. Собирающаяся в нем дождевая вода издавна считается целебной, а сам Синий камень — священным.
kamni_2
Другое предание — о несметных сокровищах, якобы таящихся под камнем. Народное поверье гласит: «Кто сможет поднять Синий камень, тот клад найдет и счастлив будет». Но таких пока не нашлось.

Автор Kochedik
Участник 
#2 | Дата: 20 Июн 2014 20:00 
Наверное, в каждой области есть свой "Синий камень".

Автор Витязь

Участник 
#3 | Дата: 23 Июн 2014 11:43 
Наверное, в каждой области есть свой "Синий камень".

Не, только там, где раньше жили финские племена, в частности меря... У них существовал культ "синих камней" - их использовали в качестве алтаря. Взять например знаменитый Синь-камень на Плещеевом озере. В районе Судбищ тоже раньше жили меряне, потом они были вытеснены на восток и частично ассимилированы славянами-вятичями.

Автор xalimon

Участник 
#4 | Дата: 24 Июн 2014 10:45 | Поправил: xalimon 
Витязь
Да, интересно.В Судьбище мне указывали на другое месторасположение.
http://maps.yandex.ru/-/CVrfYAY8
Ага, так это рядом(от Ваших координат).Я, в прошлом году, его так и не нашёл...
Там на повороте Крест стоит, от него двигался в сторону Старогольское, по лощине.Ведать не дошёл)))...или не заметил.

Автор Витязь

Участник 
#5 | Дата: 24 Июн 2014 12:24 
Кусок межовки 1790 года.
Здесь ручей называется Альховец.

kamni_3
http://img-fotki.yandex.ru/

Автор Витязь

Участник 
#6 | Дата: 27 Июн 2014 13:17 
На землях древних балтов и финнов в восточной Европе на сакральных камнях часто встречаются «чашки» или «следы» – искусственные или естественные углубления, в которых после дождей или во время таяния снега собирается вода. Такая вода в народной традиции считается целебной. Есть поверье, что если напоить или просто натереть такой водой человека или скотину, то они избавится от болезней.

Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области
kamni_4
http://merjanin.livejournal.com/

Автор Витязь

Участник 
#7 | Дата: 3 Июл 2014 13:52 
Почитание углублений в виде "следов" и "чаш", часто встречающихся на "синих" камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. По мнению В.А. Бурова, проводившего аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов, в частности, манси о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой, углубления на почитаемых камнях – это вход в пещеру матери-горы; сам же валун олицетворяет вместилище душ членов определенного рода.
Большая часть сакральных валунов мерян носит название «Синий Камень». Финская исследовательница А. Альквист, затрагивавшая данный вопрос в контексте изучения культовых камней, предполагала, что название «синий» в данном случае связано с именем финского верховного божества грозы Ukko-Umal, имевшем прозвище «Sinivitta» («Синяя накидка»). Этот персонаж финской мифологии часто представлялся в «костюме синего цвета».

Автор vasses

Участник 
#8 | Дата: 3 Июл 2014 15:17 | Поправил: vasses 
В начале 90-х сам лично видел неподъемный камень в поле не далеко от дер. Агеевка. Любопытная особенность, на уплощенной боковой стороне, имелся отпечаток, напоминающий отпечаток ступни древнего человека, величиной в полторы-две ступни современного человека: пятка, сильно отогнутый польшой палец, щиколотка, и четыре едва различимых следа от остальных пальцев. Камень не ракушечник, но и не гранит, серого цвета.

Автор Витязь

Участник 
#9 | Дата: 3 Июл 2014 16:37 
Наверное сланец... Любопытно... Наверное тоже культовый мерянский.

Автор vg_klishina
Участник 
#10 | Дата: 8 Июл 2014 21:56 
Прочла в "Записках русского путешественника, А.Глаголева, с 1823 по 1827 год" (Санкт-Петербург, 1837 год):

В числе народных басен есть много и таких, которые заключают в себе смесь языческих поверий с Христианскою религиею. Например, об одной группе камней, на берегу Красивой Мечи, в упомянутом выше селе Козьем, сохраняется в народе сказка, совершенно сходная с Греческим мифом о превращении Ниобы и детей её; и именно, будто бы когда-то в Троицын день целый хоровод во время пляски превращен был ударом грома в камни. Главный камень этой группы, теперь уже испорченный временем, имел некоторое сходство с всадником на коне, чтò, вероятно, и было поводом к басне.
Уверяют, что в некоторых местах Тульской Губернии, в лесах при камнях, совершаются народом доселе обряды, похожие на языческое жертвоприношение. Желательно, чтобы они описаны были теми лицами, которые имеют случай собрать об них подробные сведения. Не нужно напоминать, сколько могут быть важны сии сведения в археологическом отношении.
Тульская губерния вообще, кажется, не богата древними письменными памятниками, и в особенности южные уездные города её, как вновь населенные и доселе ещё называемые степными.


А поклонение камням только в финно-угорской традиции, или в языческих культах других этносов
также имеет место быть?

Автор Aleksey
Участник 
#11 | Дата: 8 Июл 2014 23:01 
Я был у того самого синего камня... Вот фото на местности:
http://album.foto.ru/photos/or/134367/3633564.jpg

Автор vg_klishina
Участник 
#12 | Дата: 9 Июл 2014 07:37 | Поправил: vg_klishina 
vg_klishina
А поклонение камням только в финно-угорской традиции, или в языческих культах других этносов
также имеет место быть?

Следы языческих времен
http://www.bibliotekar.ru/yaz.htm

Культ камня
http://melma.ru/ethnic/celts/mythology/165-kult-ka mnya.html

Живые камни
http://www.chernetskaya.ru/blog/222

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения
Глава VI. СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ: ЭПИФАНИЙ, ЗНАКИ И ФОРМЫ
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bo goslov/eliade/06.php

Инна Беленькая: Происхождение мифо-религиозных представлений о камнях в контексте культурогенеза
http://club.berkovich-zametki.com/?p=10673

Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово.
http://merjamaa.ru/publ/svjatyni/poezdka_na_kultov yj_merjanskij_kamen_iz_sela_nejolovo/17-1-0-39

(Это я "сама спрашиваю, сама отвечаю", ну как "сам п'ю, сам гуляю, сам собі я наливаю" :))

Автор Витязь

Участник 
#13 | Дата: 9 Июл 2014 08:56 | Поправил: Витязь 
Камням поклоняются и поклонялись многие народы. Взять например священную для мусульман Каабу или Табан-Хурган и бурят. Но их в этой местности не было. А меряне или другое близкородственное финское племя - да.
Да и "след" на Судбищенском камне точь в точь как на Веледниковском...

Вот еще Синий камень-следовик - на Чертовом Городище под Козельском. И здесь водица из дырки на камне считается целебной...
kamni_5
http://img-fotki.yandex.ru/

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа А. Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Синий камень в низине у деревни Скоморохово
Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
Синий камень у дороги близ села Романово
Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь

Автор Витязь

Участник 
#14 | Дата: 22 Июл 2014 08:04 | Поправил: Витязь 
Вот, еще сделал подборку о Синих камнях Подмосковья

Змеиный камень.
kamni_6

Адрес: Московская обл., Егорьевский р-н, дер. Сабанино, 1,5 км на запад.
Координаты: 55°27'32"N 39°26'11"E

Крупный, сложно ограненный валун лежащий в Шатурских лесах широко известен как Змеиный камень. Вокруг него множество легенд и небылиц, а количество посетителей и просителей с каждым годом все больше. По основной версии это алтарный камень древнего святилища фино-угорских племен (в некоторых источниках полян). Святилище было посвящено древнему змеиному богу по имени "Ур"- от сюда и название "Шатур"/"Шатура". После победы христианства на окрестных землях, святилище не было уничтожено и забыто, а лишь немного "перепрофилировано". Неподалеку была построена небольшая часовня и выкопан источник. Оба объекта, составлявшие с Змеиным камнем единый комплекс, до наших дней не дожили. По другой версии, Змеиным камень стали величать благодаря тому, что с одного бока у него имеется множество волнообразных бровок, похожих на следы змей. Камню приносят небольшие жертвы, привязывают на соседних деревьях ленточки и многие искренне верят что Змеиный камень исполняет желания.

Старковский Синь-камень
kamni_7

Адрес: Московская обл., Щелковский р-н, д. Старки, 2 км на север или д. Беседы 3 км на запад
Координаты: 56°4'39"N 38°23'30"E

Один из мегалитов обнаруженный и описанных И.Д. Маланиным. Представляет из себя достаточно крупную гранитную плиту, размерами 2,5 x 2 x 0,5 м. Камень был перенесен сюда ледником и в последствии поставленный людьми, видимо не без помощи техники, вертикально на одну из своих граней. Это самый крупный камень древнего языческого комплекса. Вокруг разбросаны камни-следовики поменьше. Предположительно камню поклонялись еще финно-угорские племена до появления христианства. Как сообщает Маланин, опрошенные им старожилы свидетельствуют, что к камню еще в начале прошлого века обращались за лечением и с просьбами относительно устроения личной жизни.

Шутов камень (Киндяковский камень).
kamni_8

Адрес: Московская обл., Дмитровский р-н, дер. Киндяково, 400 м на восток
Координаты: 56°19'30"N 37°11'22"E

Шутов или Киндяковский камень – одна из почитавшихся в языческую пору святынь, связанная с Велесом или Мокошью. Камень (с виду — серый кварцит) является мегалитом, аналогичным Синь-Камню на Плещеевом озере, Конь-Камню на реке Красивой Мече
С принятием христианства вера в его чудодейственные свойства не исчезла, и наши предки многие века обращались к нему за помощью. Известный русский историк Василий Никитич Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, описывает весьма загадочный эпизод в истории северо-востока Руси: «Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы».
Особым, магическим является и местоположение камня у слияния трёх водных потоков, по одному из которых – реке Кимерше – он якобы и приплыл. Воду из них следовало смешать, вылить на камень и собрать внизу. Она становилась целебной, но, как верили местные жители, приносившие сюда больных детей, если болезнь смертельна – вода, напротив, ускорит летальный исход. В том, как надо использовать воду – как внутреннее или как наружное лекарство – мнения расходятся. Кто-то вовсе предпочитает просто прикоснуться к камню или оставить ему какой-либо предмет одежды, монетку или ленточку.
Пример камня наглядно иллюстрирует сложность отношений новой православной веры и старого язычества. Лес, в котором лежит некогда священный камень, теперь называется шутовым, то есть чёртовым, бесовским. С другой стороны, легенда о плывущем по реке камне была воспринята христианством и превратилась в рассказ о приплывшем в Дмитров чудотворном кресте, долгое время хранившемся в Успенском соборе. В конце XIX камень освятил, а дорогу к нему обустроил местный священник. Так что теперь при виде креста рядом с языческой святыней не удивляйтесь.
Со временем слава камня постепенно сходила на нет. Уже в XIX веке его почитание сохранилось лишь в соседних деревнях, а в эпоху торжества диалектического материализма про него и вовсе забыли. Лишь в 1980 году на камень вновь обратил внимание Ю.М. Золотов (Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше // Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981). Сейчас Шутов камень вновь начинает обрастать легендами, особенно после того, как ему была посвящена телепередача из цикла «Искатели». Его пытаются отождествить с одним из девяти осколков легендарного Алатырь-камня, которые были размещены в крепостях вокруг Москвы и служили её магической защитой. Адаму Олеарию приписывают упоминание о том, что будто бы к такому осколку, лежащему в Дмитрове, перед стоянием на Угре (1480) ходил с войском Иван III (причём у самого Олеария эту легенду найти не удалось).
Шутов камень будто бы ещё в XIII веке был особо значим, из-за чего к нему ходили проводить мирные переговоры враждующие князья. В Дмитрове действительно прошёл ряд княжеских съездов. А в 1282, в ходе продолжительной и кровопролитной междуусобной войны за Переяславль сыновей Александра Невского, возле Дмитрова сошлись объединённая армия Новгорода, Святослава Ярославича Тверского, Даниила Александровича Московского и набранное в Переяславле войско Дмитрия Александровича. Простояв друг против друга несколько дней, они заключили мир и разошлись. Правда, уже в 1284 против Дмитрия привёл татарские полки его брат Андрей, и тот сбежал за военной помощью к хану Ногаю. Да и какую роль в действительности сыграл камень в этих событиях, сейчас знает лишь он сам.

Гусь-камень (Конь-камень, Голова Коня) в Коломенском
kamni_9

Адрес: Москва, Музей-заповедник Коломенское
Координаты: 55°39′45.50″N, 37°39′40.16″E;

Один из двух огромных валунов (второй - Девин-камень), находящихся в Голосовом (Волосовом, Велесовом) овраге Музея-заповедника "Коломенское". По православной легенде эти валуны образовались в результате схватки Георгия Победоносца со Змием, который разодрал брюхо коня. Внутренности коня выпали и окаменели - так образовался Девий камень, а голова коня превратилась в Конь-камень.
Овраг расположен рядом с древними поселениями, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима. Во время раскопок в Коломенском, нашли надгробные плиты с надписями на старославянском и латинском языках, а так же оружие и доспехи римских легионеров.
Камень имеет необычную Г-образную форму. На поверхности расположена лишь небольшая часть камня, основой массив скрыт под землей.
Происхождене каменной глыбы точно не известно. По одной версии, принесло сюда ледником, по другой - это останки разрушенного языческого святилища Дьяковского городища, находившегося в древние времена на территории Коломенского.
С давних лет считается, что Гусь-камень обладает чудодейственной силой, даруя мужчинам силу и удачу.
В 90 годы ХХ века в Голосовом овраге проходили научные эксперименты, которые частично подтвердили необычность этого камней. Замеры электромагнитных полей показали, что излучение, исходящее от него превышает норму в десятки раз.

Велесов камень ("Око Велеса", "Веледниковский Синий камень" и т.д.)
kamni_10

Адрес: Московская обл., Истринский р-н, пос. Веледниково, 700 м на восток
Координаты: 55°47'58"N 37°80'27"E

Крупный валун лежащий в лесу всего в 15 км от МКАД. Камень найден И.Д. Маланиным и описан им в статье "Материалы разведки Синих камней Подмосковья". Примерно в двух с половиной километрах от камня находится древнее городище Дьяковской культуры "Дятлова Поляна".
Предполагается что святилище в центре которого находился мегалит было посвящено богу Велесу - покровителю скотоводов и торговцев. Водой которая образовывалась в углублениях камня древние язычники натирали скот, что должно было уберечь их от болезней и нападения хищников. Велесу приносили "бескровные" жертвы в виде злаков, молока и хлеба, и к тем кому он благоволи приходило богатство. Камень под своим весом почти полностью ушел в заболоченную почву, но и оставшаяся, видимая часть очень впечатляет - размер три метра на полтора!

Вышгородский Синий камень
kamni_11

Адрес: Московская область, Дмитровский район, примерно в двух километрах восточнее села Ильинское
Координаты: 56°15'44"N 37°37'48"E

Камень находится на северном берегу реки Яхрома, у подножия отрога Клинско-Дмитровской гряды, известного под названием Баран-Гора или Бараний Лоб.
Ранее на вершине Баран-Горы находился исчезнувший древнерусский город Вышгород-на-Яхроме, второй по значению в Дмитровском княжестве и один из самых богатых в Северо-Восточной Руси. Еще раньше здесь было древнее городище Дьяковской культуры.
Камень издавна считается обладающим целительными свойствами и еще в середине прошлого века люди приходили сюда, чтобы избавится от болезней.

Автор vg_klishina
Участник 
#15 | Дата: 27 Июл 2014 10:19 | Поправил: vg_klishina 
Платов А.В., «Мегалиты Русской равнины», М.: Вече, 2009 г.
Книга посвящена интереснейшей еще и малоразработанной теме - священным Камням Центральной и Северо-Западной России. Элементы древних святилищ, астрономические сооружения, объекты, почитавшиеся нашими предками, они являлись некогда неотъемлемой частью традиционной культуры, ныне забытой и хранящей множество тайн.
читать можно здесь http://coollib.com/b/140885

А здесь
http://www.maydyk.com/2011/06/blog-post_14.html
рассказ об автомобильном походе по живописным просторам Тульской области к древним мегалитическим сооружениям с фотографиями, ссылками на геокешерские описания, видео.

Мегалиты русской равнины 1
http://www.youtube.com/watch?v=zPG9ICDpsNI
Мегалиты русской равнины 2
http://www.youtube.com/watch?v=E87aBKMmWDA

Александр Левин, "Каменный календарь", эссе, входит в антологию «Остров пурпурной ящерицы» (1984)
читать здесь: http://royallib.ru/read/levin_aleksandr/kamenniy_k alendar.html#0

Александр Левин, "Камень-обсерватория", очерк, входит в антологию «Фантастика, 86» (1986)
читать здесь: http://royallib.ru/read/levin_aleksandr/kamen_obse rvatoriya.html#0

Вот еще в Тульской области
Древнеславянское святилище Роженицы на Каменном поле вблизи н.п. Остриково и Черкассы Каменского района Тульской области
http://my.mail.ru/community/majdanisty/photo/285
http://my.mail.ru/community/majdanisty/6DD27D10782 01877.html
http://my.mail.ru/community/majdanisty/5076FFE05E8 68DF1.html

А вот это в Орловской:
Русские сородичи румынских тровантов на территории
Колпнянского района Орловской области в деревне Андреевка и ее окрестностях
http://angreal.info/post219412797/
если я правильно понимаю, то это где-то здесь:
http://orelrodnik.ru/rodnik/7/rodnik-7.html

У святого источника "Каменец", который находится в селе Верхососенье Покровского района между г. Малоархангельск и с. Покровское, - тоже чудо-камни: http://orelrodnik.ru/rodnik/47/rodnik-47.html

В Новодеревеньковском районе недалеко от деревни Голяевка лежал камень с изображением коня (в народе говорят, что этот памятник коню воеводы Шереметьева И. В.). Здесь же возникла деревня, которая называлась Конь-камень. Этой деревни уже нет, она являлась одной из "неперспективных" в 60-х годах 20-го столетия.
- информация с сайта http://adminnovod.57ru.ru/index.php?text=history& mun_usl

КАМНИ-СЛЕДОВИКИ В ДУМЧИНСКОМ ЛЕСУ (Орловская обл., Мценский р-н, к западу от пос. Думчино)
http://oso.forum24.ru/?1-1-40-00000013-000-0-0-132 6214761

Кстати, о думчинских (и не только) камнях на форуме уже писали в другой (сильнокучерявоспрятанной, как по мне) ветке:
orel-story.ru / Книга жалоб и предложений / Мистические места с необъяснимыми явлениями в Орловской области (стр.3-5)
https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vt hread&forum=6&topic=820&page=3
********************
Кто-нибудь может подсказать, где можно прочесть, что вятичи поклонялись камням? Или это как бы само-собой подразумевается, потому как язычники?
И: известны ли кому-нибудь свидетельства о поклонении камням конкретно в наших местах (имею в виду границы современной Орловской области) в 18-19-ом веках?

Страница  Страница 1 из 3:  1  2  3  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 "Синий камень" возле Судбищ, Думчинские мегалиты и др камни

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх