Журналистский очерк "Электричка".
статья из газетыВ светлом, теплом вагоне скоростного электропоезда было по-домашнему уютно. За окнами в предутренней ночи, промелькнули огни городской окраины. До столицы было еще целых четыре часа езды. В покое чуть раскачивающегося салона, в мягком удобном кресле, помаленьку забылось напряжение утренней суеты сборов в дорогу.
Соседи по вагонному столику — Семеновы Елена и Юрий, работники орловской фирмы "Олимп" (занимаются отделкой зданий и квартир). Едут в столицу в командировку. "На автомобиле добираться утомительно", — говорит Юрий. "Да и по Москве гонять машину—себе в убыток. Если едешь один или вдвоем, без тяжелых поклаж, выгодней и удобней железная дорога".
В экспрессе они впервые. Удачно, по их мнению, время отправления из Орла — 7 часов 12 минут. К этому времени можно спокойно добраться до вокзала общественным транспортом из любой точки города. Да и в столице деловая жизнь набирает обороты как раз к моменту прибытия электрички.
Мимо кресла, по широкому проходу, покрытому тщательно вычищенной ковровой дорожкой, промчался детский гоночный автомобильчик. А вот и сам маленький автогонщик.
Олежке четыре годика. Когда мы подружились, он рассказал, что едет с мамой и папой в Москву, в больницу. Потом я его сфотографировал. Мальчугану очень понравилась вспышка фотоаппарата, пришлось повторить фото еще раз. Минут через десять, забыв про дядю с фотоаппаратом, Олежка уже катал автомобильчики еще с одним маленьким пассажиром, шестилетним Ванечкой.
Ваня вместе с родителями и двумя братишками (всей семьей) гостили у дяди в Железногорске. Теперь отпуск кончается и они возвращаются домой. Было видно, что и одиннадцатилетнему Егору тоже хочется поиграть в автомобильчики. Но — возраст!
А вот Илюше не до игрушек. Он хотел кушать и бесцеремонно об этом заявлял. Ему можно покричать на весь вагон, потому что за четыре месяца с момента рождения еще не научился вести себя тихо в общественном месте.
Проводница Наташа, молодая и эффектная, как аэрофлотовская стюардесса, в красивой, ладно сидящей на ней фирменной одежде, разложила по столикам свежие газеты. На этой улыбчивой и приветливой девушке отдыхал глаз. Вдвоем с подругой Ирой, проводницей из соседнего вагона, рассказывали они мне, как из-за безденежья были вынуждены уйти из школы. Педагоги по образованию, живут в Серпухове, на скоростной электричке с самого первого ее рейса. Работа очень нравится, хотя иметь дело со взрослыми так же хлопотно, как и с детьми.
Пока мы беседовали, на нескольких сразу экранах телевизоров начался фильм про океан, акул и пылкую тропическую любовь. Потом, уже на подъезде к Москве, его сменит веселый отечественный детектив "Гений".
Как-то незаметно доехали до первой и единственной остановки экспресса — города Мценска. Дальше, набирая ход, электропоезд выходил на финишную прямую.
За окнами быстро проплыл назад перрон небольшой станции. Тарусская. Местечко, любимое Паустовским, летом соловьиная столица. Сейчас деревья голые, лишь изредка промелькнете ветвях черная охапка птичьего гнезда. Кое-где видны небольшие рощицы — сосны корабельные, ровные, как спички, голые снизу, с ветвистыми кронами.
Въехали в низину, заснеженные озерца на заливных лугах. Это русло нашей родной Оки. На горизонте — дымящие трубы Серпухова. Промелькнули стальные фермы железнодорожного моста. Ока в средней своей части чиста ото льда. И необычно полноводна для глаза орловца. На замерзших ее кромках черными точками — любители зимней рыбной ловли. Нипочем им ни крепчающий мороз, ни опасно подмытый лед.
Наступило время перекусить. Бар — в соседнем вагоне. Любителям хорошенько выпить там скучно: кроме баночек джин-тоника ничего хмелящего. И курящим в этом поезде сложно. Единственное место, где можно второпях выкурить сигарету, — туалет. Такие строгости приняты из соображений пожарной безопасности. На большой скорости пожары в вагонах скоротечны, как горение сигнальной ракеты. Их последствия ужасны.
Соседом у стойки бара оказался капитан транспортной милиции. Едет в Москву в командировку, одним днем — туда и обатно. Рассказал, как первые рейсы экспресса сопровождали работники транспортной милиции. Больше всего хлопот было с подгулявшими пассажирами на обратном пути. Люди выезжают из столицы в конце дня, частенько крепко выпившими. Бывало, что и опаздывали к отходу. "Знаете, как в шутливой поговорке: поезд — это цирк на колесах. Он уехал, а на перроне остались одни клоуны", — с улыбкой рассказывал капитан. Теперь у электропоезда собственная охрана.
Старший охраны, майор отряда специального назначения Валерий Константинович Семин, рассказывает, что по прибытии в Москву ему и двум его коллегам предстоит серьезная работа. В электропоезде много ценностей. Одних только телевизоров да видеомагнитофонов десятка два-три. Дежурят охранники по два часа, свободные от дежурства отдыхают в гостинице.
Полномочия охранников значительно расширены. Теперь не успевший вовремя купить билет при наличии свободного места сможет оформить свою поездку в самом вагоне. Для этого у охранников поезда имеются соответствующие бланки проездных документов. Кроме того, им приданы функции работников транспортной милиции. Иными словами, разбушевавшегося, выпившего лишку гуляку есть кому урезонить.
После Серпухова колёсный перестук сменился, скорость заметно упала: многочисленные разъезды и стрелки, перроны московских пригородных получтанков.
Одно место за нашим вагонным столиком некоторое время пустовало. Его хозяйка - контролёр Тамара Ивановна - вместе со своим напарником Андреем Николаевичем проверяла наличие у пассажиров билетов. На мой вопрос, сколько "зайцев" было выловлено, улыбнувшись, ответила: "Всё в порядке, нет ни нарушений, ни самих нарушителей". Удивительно, но Тамара Ивановна, как и проводницы, в прошлом тоже педагог с высшим образованием.
Заметно поубавилось на российских железнодорожных линиях и пассажиров, и суеты на вокзалах. Не самые подходящие сегодня времена для путешествий. Обострилась и борьба за клиента. У Орловских железнодорожников к традиционному конкуренту - мягкому междугороднему автобусу недавно добавился ещё и авиарейс "Орёл-Москва". Пассажир от этой конкуренции только выигрывает. Само появление скоростного электропоезда и есть нормальная реакция ориентированного на потребителя производителя услуг. Пока железнодорожники выигрывают борьбу за пассажира. ПАТП-3 было вынуждено осенью повысить цены на автобусные междугородние рейсы. Железнодорожные же тарифы не изменились. И комфортность орловского электропоезда - на очень приличном уровне. Все из тех, с кем мне пришлось беседовать по дороге в Москву и обратно, не сказали бранного слова об экспрессе. А как известно, если к спортсмену нет замечаний, ему выставляется высший балл. Хватило бы только сил коллективу орловского скоростного электропоезда удержать эту высокую оценку самого главного своего судьи - пассажира.
______________________
Николай Куликов. 01.2000г.