| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Исторические места Орловщины orel-story.ru форум / Исторические места Орловщины /  
 

Болхов

 
 
Страница  Страница 4 из 9:  « Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  Дальше »

Автор Cyrano

Участник 
#46 | Дата: 26 Янв 2013 20:09 | Поправил: Cyrano 
Братцы, покопайтесь в кубышках, ни за что не поверю, что вот эта стереопара ретро-Болхова является единственным сюжетом на данную тему!

http://savepic.ru/3878829m.jpg
Конечно, стереоэффект не ахти, но это - Болхов глазами болховитина конца XIX-начала XX века с колокольни Николо-Космодемьянской церкви (ныне - точка в ауре над головой Вождя мирового пролетариата, нашего вождя и учителя товарища В.И.Ленина).

http://savepic.ru/3878829m.jpg
Всего доброго,
Cyrano
PS Кто был знаком с фотографом Поповым. Я слышал, что он передал цЕлую коллекцию стерео-пар Орловщины в один из орловских музеев вместе со стерео-бинокуляром. Как это можно найти и посмотреть?

Автор klavdiy

Участник 
#47 | Дата: 27 Янв 2013 17:12 
Ресторан с таким замечательным названием уже упоминался:

Автор Сквоzняк
Участник 
#48 | Дата: 29 Янв 2013 00:39 
Cyrano Хотел вам фреску в здании бухгалтерии ПТК показать, так вот, тогда её мы не увидели.
Была она такой: Альбом "Болхов и Болховский район"


Автор Kireev

Модератор 
#49 | Дата: 30 Янв 2013 00:32 
А в чём "фишка" стерео-картинок? Или их надо смотреть в специальных очках? А так я вижу лишь дрыгающуюся картинку.

Автор aviatechnic

Участник 
#50 | Дата: 30 Янв 2013 01:45 
Не тянет эта картинка на стерео. Точки съёмки обоих снимков практически совпадают. Даже при всём желании из них не вытянешь стерео. А очки нужны для просмотра анаглифных изображений. Это самый простой и распостраненный способ создания стереоизображения. Многие наверное помнят детские журналы в которых у картинок красно-зеленый или красно-синий ореолы.

Автор admin

Администратор Муж.
#51 | Дата: 31 Янв 2013 23:19 
Сквоzняк Хорошо, что Вы выложили эту фреску, хотя то, что это изображение выполнено в технике "al fresco", что в переводе с итальянского означает "по сырой штукатурке", у меня вызывает сомнение. Это скорее выполнено масляными красками. Но не в этом суть.

Cyrano
Кто был знаком с фотографом Поповым. Я слышал, что он передал цЕлую коллекцию стерео-пар Орловщины в один из орловских музеев вместе со стерео-бинокуляром. Как это можно найти и посмотреть?

Смотрел я в этот бинокуляр. Очень интересное и аккуратно сделанное приспособление для просмотра стереоснимков. Разговор у нас шел как раз о том передавать эти раритеты музею или нет и какому именно. Не знаю точно успел ли Олег Николаевич сделать то, что собирался. В каком музее это находится, я не знаю (именно его экземпляр), но недавно видел подобное устройство в краеведческом музее. Похожее, но не такое, какое было у Олега Николаевича.
Думаю, что подобный бинокуляр может быть в любом литературном музее. Штучка была довольно занимательная, модная, фотография, в том числе и стерео, развивалась. Писатели были люди любознательные. Почему бы им и не иметь что-то подобное. Андреев-фотограф - прежде всего.

Автор Cyrano

Участник 
#52 | Дата: 1 Фев 2013 02:58 
Сквоzняк
Хотел вам фреску в здании бухгалтерии ПТК показать,
Премного благодарен!
Cyrano

aviatechnic
Точки съёмки обоих снимков практически совпадают.
Расстояние между глазами человека в сравнении с длиной улицы практически нулевое. Этого достаточно для стерео-восприятия мира. Но дело-то в том, что при аккомодации глаз на различные объекты меняется угол между оптическими осями хрусталиков, тогла как "развал углов" камер при получении двух означенных снимков - одинаков для всей шкалы длин. Поэтому стерео-пары воспринимаются совсем не так, как воспринимается реальный объект. При создании стереопар фотограф должен цметь "играть" системой планов. Наверное, общий вид Болхова - не самый лучший объект для такой игры.
А очки нужны для просмотра анаглифных изображений.
Не, речь идет именно о стереобинокулярах. Цветные картинки снимались с небротщшим "развалом осей" камеры и вставлялись в бинокуляр. Он был нужен для того, чтобы глаза видели изображения пары порознь под разными углами, и каждый - свое, ну, и чтобы еще увелмчить картинку и избавиться от паразитной засветки.
В семидесятые такие картинки, помнится, публиковала "Наука и жизнь". а вместо бинокуряров - просто ставить ребро ладони к носу и закрывать тем самым изображение, предназначенное для одного глаза, от просмотра другим глазом. В "культтоварах" возле шахматного клуба на Ленинской продавались настояшие стерео-бинокуляры с комплектами чоставленных из слайдов стереопар, из которых можно было составить что-то типа "стерео-историй" из десятка кадров, просматриваемых последовательно. У меня был такой "фильм", в котором медведи-альпинисты перебирались через пропасть.
При этом gif-анимация позволяет пытаться получить стереоэффкт наподоьие того, как если бы сы рассматривали обычный вид, очень быстро моргая то одним, то другим глазом. Система "мозги-глаз" имеет задержку в фиксации образа примерно в 0,1 секунды, лежащую в основе эффкта 25-го кадра. Поэтому если моргать достаточно часто, то мозги будут воспринимать два одиночных изображения как одно, составленное из двух.
Gif-анимация заменяет моргание глазами "морганием кадрами".
admin
Смотрел я в этот бинокуляр.
По Орловщине - я видел лишь одну картинку Болхова, три - Орла (плохого качества) и 13 - Ельца.
Любопытно, какие картинки видели Вы.
...Почему-то мне запомнились сушильщицы табачного листа в царской Абхазии и негры в Гарлеме 1861 года, а также война с Японией 1905 г. - очень хорошего качества...
но недавно видел подобное устройство в краеведческом музее.
Любопытно, где это там - на стеллаже, под стеклом, или же надо лезть в запасники...
Всего доброго,
Cyrano

Автор Kireev

Модератор 
#53 | Дата: 3 Фев 2013 02:18 | Поправил: Kireev 
___Болхов, печаль моя... ___
На пустой площади ветер треплет клочья газеты. Курица ошалело выскакивает из-под колес и мечется, взгребая пыль длинными ногами. Позевывает баба на лавочке, мелко-мелко крестя рот, будто смахивая невидимую пыль. Малолюдный базар безнадежно ожидает покупателей.
— Почем огурцы, бабушка?
— Два рубля.
— Дороговато.
— Купи дешевле!
Скрипят петлями ставни, изъеденные жучком. Почему-то не тронул жучок резной наличник. Не по зубам, что ли, изящный деревянный бантик? Потрогать бы... Высоко. А что потрогать? На магазине огромный замок и отбитая вывеска «...со». Наверное, когда-то было «Мясо». Может быть, и вправду было. Рядом костюмы, унылые, как предсмертный час. И банки с неистребимым минтаем.
Полдень. Зной. В городе тихо и сонно. И это не укор ему — лишь впечатление, первое и наверняка не самое главное. Наивно, в самом деле, ожидать, что Болхов живет какой-то возвышенной жизнью. Обыденность — тоже жизнь. Она-то как раз, а не страсти и драмы, лепит нравы, характер и лицо города. А ликом когда-то Болхов был хорош. Он и, сейчас ничего, хотя за семь десятков лет основательно потрепали его социальные бури. Старые, люди умели строить города, умели наводить красоту. В созидании этом нам до них далеко. Мы лишь в разрушении преуспели. Но и то, как ни старались, круша и разоряя, а все-таки кое-что осталось. Недожженные кружева наличника. Или каменная колонна тонкой резьбы. Или неотесанная топором роспись на церкви. Или старый дом невиданной ныне архитектуры. Может, потому и пробивается рукотворная красота, что призвана спасти мир? Или нас — от собственного беспамятства и агрессивного невежества?
— Мальчик, поди сюда. Как называется эта церковь?
— А хрен ее знает.
Юный русич с незамутненными глазами ангела. И с душой, обворованной с младенчества. Бога нет — зачем ему церковь.
«Весь мир насилья мы разрушим...». Разрушим — вместе с талантом безвестного мастера, вместе с тяжкими трудами подмастерьев, вместе с народными копейками, на которых стоял ненавистный мир. Зачем все это юному русичу? Он начнет жизнь с чистого листа. В новом, построенном для него мире бывшая церковь станет складом. Угольным. химикатным, соляным. Вы не знаете, почему новая власть так любит хранить в церквах соль? И почему здесь часто работают пьяные грузчики, кому что матюгнуться в храме, что бросить на алтарь окурок — все едино?
— Дяденька, как называется эта церковь?
— Хрен ее знает, как она прозывалась. Вон ту знаю — Рождества Христова. Но тоже не работает. Вся культура у нас позакрыта, одни танцы остались. Вон там у церкви и танцуем. Как выпьем, конечно.
Эх, жизнь... Возле-соборной церкви болховчане выгуливают невест. В бывшем монастыре — коров. Не бешеное ли молоко у этих буренок, разбивших копытами древние могилы? Где-то здесь, говорят, последний приют прадеда Льва Толстого. Шеншины — старинный русский род — тлеют костями в изуродованных и разворованных склепах Оптиной Пустыни. Тяжелые камни ставили Шеншины в надгробия. Без трактора не упрешь. Это те, что полегче, давно уж по дворам, про запас, на собственную могилку. Стесав, конечно, буквы: «Горячему патриоту, храброму воину, славному защитнику России»...

Все, что не разбито, не разграблено и не растоптано, - в бурьяне. Заросло за шестьдесят годков.
А Никольскую церковь взрывали уже почти что в наши дни в шестьдесят седьмом. Под обещания, что на этом месте будет 100-квартирный дом. Несмотря на светлую перспективу, люди плакали. Может быть, потому, что, отрекшись от старого мира, город не стал богаче?
Скажите, Брокгауз и Эфрон, что здесь было сто лет назад? «Кроме кожевенных здесь есть следующие заводы: салотопенный, 2 мыловаренных, сально-свечной, 2 клеевых, свечно-восковой, паточный, 3 крупорушки, 16 пенькотрепальных, 2 табачных, 17 кирпичных, и 2 экипажных». Экипажи нам ни к чему — чай, не баре! А заводик — один из семнадцати — ой, как пригодился бы. Нету заводика, и мастера уж не те. Кооператоры, надежда наша, лепят кирпичики по сто шестьдесят рублей за тысячу. А на руки получаешь вдвое больше. Половниками.
Так во всем — наполовину мастера, наполовину ревнители, наполовину созидатели. Десять лет строился в Болхове Христорождественский собор. Семнадцать лет — на реставрации. И конца ей не видно. Дом культуры, возведенный в пику «опиуму для народа», — на долгосрочном капитальном ремонте. Музей, закрытый в аккурат к своему семидесятилетию, отделан нынешними мастерами так, что не открываются ни окна, ни двери. Крысы доедают распиханные куда попало старинные рукописи и голландскую живопись. Погнили в подвалах чучела и книги. Лишь орудие времен второй мировой нетленно. Стоит в пустом музейном зале. Как бронепоезд на запасном пути.
Смахивает слезу научный сотрудник Маргарита Гридина: «Я тридцать лет в этом музее. Каждый экспонат руками гладила. Что у нас теперь будет? Одни бумажки?».
Не привыкать. Изучаем же старинную городскую архитектуру по описаниям и открыткам. Изучим и собственную историю, край родной по табличкам в музее. Без экспонатов. Вы расскажете, Маргарита Ивановна, все, что помните. Слава богу, у энтузиастов хорошая память...
Береги, Болхов, хотя бы своих энтузиастов. Они не утратили то, что утратили, а лучше сказать, и не имели многие из нас. Благодарную человеческую связь с прошлым. Энтузиасты не нажили капиталов. В смысле материальных благ. Все больше синяки и шишки. Потому что бьются в одиночку. Мы же вообще не можем просто жить и работать. Вся жизнь — борьба. «Шестнадцать лет был председателем районного общества «Знание». Пробил мемориальные доски Страхову, Апухтину, памятник генералу Лаврову. Это в моем активе». Это — историк и нынешний редактор районной газеты Александр Венедиктов. «Устал. Стало невозможно работать. Что ни пробиваешь — кругом одни недоброжелатели. Будто я для себя».
Не для себя. В том-то вся и штука. Для нас. Для города. Чтобы нe прозябал он в историческом сиротстве. Чтобы была здесь улица Декабристов. Потомки мы их
— или нет? Чтобы возродилось здесь кожевенное производство. Петр Первый ценил болховских мастеров — а нам хоть бы имена узнать. Чтобы символические таблички на храмах «Охраняется государством» охраняли бы то, что осталось. Венедиктов чаще бьется не ради дня сегодняшнего. Может быть, через несколько десятков лет новые люди будут побогаче, по-хозяйственнее, по-памятливей да возьмутся всерьёз за возрождение истории и культуры.
Куда ведёт эта разрытая бульдозером дорога? К храму. Истерзанная печалью и гневом душа смиряется под сводами ухоженной и чистенькой церкви. Алтарщик дед Павел трогает связанные в узел языки колоколов во дворе. Чуть слышный звон. Другого нет. В последний раз колокола в Болхове ревели и плакали в двадцать девятом. Когда летели оземь.
Господи, прости нас грешных!
Фотография не найдена

_________________________________________
Л.Бутузова, фото Л.Тучнин. "Орловская правда". 1990г.

Автору статьи хотелось бы искренне сказать простое человеческое - спасибо!

Автор Сквоzняк
Участник 
#54 | Дата: 3 Фев 2013 14:45 
Товарищи!
Думаю надо как-то ещё раз съездить в Болховский край.
Посетить: Борилово, д.Конезавод(усадьба Телегиных, Конезавод,Молокозавод, посмотреть сам посёлок,и др); Кривцовский мемориал, Спас-Чекряк, Фатнево.
В городе: Краеведческий музей, храм Георгия Победоносца, Пенькозавод, Сырзавод, посмотреть архитектуру города, поснимать панорамы с холмов, осмотреть пару башен, пройтись по подвесным мостам, добраться до святого источника, совершить очередной визит в гостиницу "Болховская Старина"( надо будет заранее созвониться с руководством);также можно посетить местные библиотеки, книжные магазины.

P.S. Желательно ехать в пятницу или субботу.

Автор Kireev

Модератор 
#55 | Дата: 5 Июл 2013 01:10 | Поправил: Kireev 
Болховские жемчужины одной строкой:
KireevFoto862 KireevFoto863 KireevFoto864
KireevFoto865 KireevFoto866 KireevFoto867

Автор AVP
Участник 
#56 | Дата: 13 Июл 2013 22:32 | Поправил: AVP 
Был вчера в Болхове, посмотрел город, интересный. И туристы посещают судя по рассказам работников гостиницы "Болховская старина".До кладбищ не добрался, но надеюсь в будущем, посмотрел музей, приличный для районного центра. Доброжелательный народ...
Может быть посоветуете кого из местных краеведов?

Автор Kireev

Модератор 
#57 | Дата: 17 Июл 2013 01:49 
AVP
Может быть посоветуете кого из местных краеведов?

Александр Венедиктов. Но что-то конкретное сказать не могу.

Автор Kireev

Модератор 
#58 | Дата: 14 Ноя 2013 01:40 
Помню-помню эту историю. В теле и радио СМИ что-то тоже проскакивало. Но самые подробности конечно - у независимых тогда газет.

___Провалимся к чёртовой матери___
Статья из газеты
В апреле этого года, как раз под Пасху, большой любитель спиртного решил заранее отметить первопрестольный праздник. Пришел домой пьяный. Жена, естественно, устроила скандал, собрала детишек в охапку и ушла ночевать к матери. Мужчина лег спать, резонно рассудив, что утро вечера потрезвее. Посреди ночи проснулся от холода. Подняв глаза к потолку, мужик увидел звезды. Оказалось, часть его добротного дома провалилась почти неслышно в неведомую пустоту.
На сегодняшний день в Болхове разрушены пять домов. В город нагрянули сотрудники областного управления по делам ГО и ЧС, представители обладминистрации - посмотреть, как идет процесс. А процесс, действительно, не прекращается. И сейчас, стоя у края обвала, можно увидеть осыпающуюся землю и услышать ее шуршание.
Местная молодежь ходит к обрыву из любопытства. Однако это чувство не настолько сильно, чтобы подойти к самому краю. Есть риск рухнуть вместе с осыпающейся землей прямо в глиняную жижу и утонуть в ней. На дне оползня - классический плывун, зыбучие пески и т. д. Жижа накрывает ржавые ведра, труп кошки. На другом "берегу" оползня - полуразвалившиеся сараи и времянки. Впечатление такое, будто по хибаркам болховчан, как при землетрясении, полоснули гигантским ножом. В одной из времянок сохранилась даже обстановка скромного застолья: на тумбочке стоит пустая бутылка из-под водки, сковородки и стопочки. Нетрудно предугадать, что через несколько дней все это засосет жидкая грязь.
Когда в Болхов приехала комиссия из области, детские саночки в течение пяти минут засосало под землю на глазах у сановитого чиновника. Жители рассказывают, что забрела как-то на дно провала бездомная псина. Порыться в мусоре на этот раз ей не удалось. "Засосало под самый загривок", - рассказывает очевидец. Пока собака жалобно скулила, пьяненький мужичонка расчувствовался и бросился ее спасать. Он, насколько это возможно, осторожно начал спускаться вниз. Однако рухнул вместе с глыбой земли в пучину. Мужчину с трудом спасли приятели. О погибающем псе пришлось забыть.
Сегодня даже вороны не рискуют добывать себе пропитание на дне песчаной реки. А о болховчанах и говорить нечего: несмотря на известное правило - в хозяйстве все сгодится, лезть вниз за досками и брошенным скарбом дураков нет. Ценное топливо - уголь - тоже потихоньку ссыпается вниз из разваливающегося сарайчика.
Пока, к счастью, из болховчан никто не пострадал. Дома проваливаются под землю размеренно, с тихим скрипом, поэтому время покинуть жилища и собрать с собой нехитрый скарб у людей есть. Тем не менее болховчане считают себя пострадавшими. В доме Расторгиных печка уже дала трещину, полы перекосились, а дом отделяет от разрастающегося провала лишь узкая тропинка.
- Днем на глазах "уплыли" дома, - рассказывает бабушка Расторгина. - В войну такого не припомню.
Официальная версия возникновения оползней такова: в то время как крутые склоны болховских холмов нужно было укреплять, болховчане их систематически разрушали (вскапывали огороды, вырубали деревья по склонам и проводили водопроводы). Это стало причиной смещения водоносных слоев почвы. Интересно, что версия не получила научного подтверждения, потому как за время процесса оползней ни один геолог в Болхов носа не показал. За геологические изыскания, говорят, много денег нужно платить, а дефицит районного бюджета составляет 2,5 млн. рублей. К пострадавшим приезжали какие-то самостийные "разведчики", просили 500 рублей. Но зачем платить за "диагноз", если дома уже рухнули в бездну? -рассуждают жители и сами выдвигают различные предположения. Во-первых, виновата газификация, будь она неладна. Газопроводы в Болхове прокладывали без геологоразведчиков, и якобы водоносные пласты были нарушены именно в результате этих работ. Во-вторых, болховчане показывают пальцем на старинную водонапорную башню как на источник их бед. Водопровод в Болхове времен царя Гороха, точнее, Николая II, - проложен еще в 1913 году. Так что очень даже возможно, что старинная башня где-то "подтекает". Еще одна версия, сколь научная, столь и фантастическая: оказывается, платформы, из которых состоит земная кора, проснулись после спячки, продолжавшейся несколько миллиардов лет. К несчастью, именно в том месте, где стоит Болхов. В пользу этой версии говорит то, что не только Болхов начинает проваливаться под землю. Почти правильная дуга оползней охватила север Орловской области и проходит через Мценск, Знаменское, Новосиль и Хомутовский район.
Итак, экономисты и политики, ученые и шарлатаны предсказывают, будто бы Россия скоро провалится в тартарары. Если этот печальный прогноз окажется верным, то начало данного процесса мы наблюдаем в Болхове.
Р. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что областная администрация изыскала средства для проведения геологических изысканий и в данный момент геологи бурят в Болхове семь скважин. Однако свои выводы о том, сколько еще домов провалится под землю, они сделают только к концу июня.
А пока провал продолжает разрастаться. Семья Расторгиных уже покинула свой дом, забрав из него все более-менее ценное.
_______________________________________________
Виталий Хабибулин "Орловский меридиан", 26.05.1999г.

Из обычных (как думаю) карстовых провалов расписать масштабную трагедию на целую газетную страницу. Это надо уметь...

Автор Kireev

Модератор 
#59 | Дата: 5 Фев 2014 01:54 | Поправил: Kireev 
Глава из книги

___Болхов - младший брат Суздаля.___
Город Болхов возник в глубине минувших столетий как один из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Древней Руси от нападений внешних врагов.
По древней болховской земле, по долинам рек Нугри и Оки проходили и боевые дружины Юрия Долгорукого, и орды хана Батыя.
Впервые Болхов упоминается в «Разрядной книге» под 1556 годом, где записано, что «...царь и великий князь из Калуги, и из Воротынска, и ис Козельска, и ис украинных городов болших воевод и людей отпустил, а для малых людей прихода велел быти: в Калуге воеводе князю Ивану Ивановичу Кашину, на Нугри в Болхове князю Василью князь Иванову сыну Кашину. Того же году... на Нугри воевода князь Петр Иванович Татев да князь Юрьи Борятинской» (М., 1966, с. 161).
Последующие годы были тяжелыми для нашей Родины. С запада угрожали Польша, Литва и Швеция, с востока — татары Казанского ханства, с юга — крымские татары.
В 1566 году татары не нападали на русские земли, а с польским королем было заключено перемирие.
Царь Иван Грозный использовал временную передышку в столкновениях с внешними врагами и решил еще лучше укрепить южные границы своего государства, которые он осматривал в 1565—1566 годах. «Сам царь в течение месяца (с 29 апреля по 28 мая) производил объезд Козельска, Белова, Болхова, Алексина и других украйных мест и городов с крымской стороны». В результате этой поездки царя был не только укреплен Болхов, но и основан в 1566 году в 54 верстах к югу новый город-крепость Орел.
Об этом событии повествуют Дополнения к Никоновской летописи за 7074—7075 (1565—1566) годы, дошедшие до нас в Синодальном и Александре - Невском списках: «Того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен бысть город на поли на реке Орлее».
Так появились на древней орловской земле две сильные крепости, вошедшие в глубокоэшелонированную систему обороны государства.
У стен Болхова в жестокой сече звенели русские мечи и татарские сабли, слышалась тяжелая поступь стрелецких полков и топот шляхетской конницы, огонь и дым гражданской и Великой Отечественной войн окутывал город и окружающие села и поля.
Проходили годы, заново отстраивалось все разрушенное войнами, снова колосилась высокая рожь, зеленели леса и травы.
Для того, чтобы представить себе, как интересна и многообразна история Болхова, необходимо хотя бы кратко рассказать о его прошлом, связанном с именами многих исторических личностей.
Одним из первых путешественников, посетивших Болхов в 1654 году, был антиохийский патриарх Макарий родом из Алеппо. Сопровождавший его сын Павел Алеппский оставил дневниковую запись о посещении Болхова.
В ту пору болховская крепость находилась на вершине Красной горы. Ее окружали рубленые стены с башнями и глубокий ров, через который перекидной мост вел к воротам центральной проездной башни. Над крепостными стенами возвышались красивые колокольни и купола шести церквей, а в некотором отдалении от Красной горы был виден древний Оптин мужской монастырь с его кирпичными стенами и величественным пятиглавым Троицким собором.
По древнерусской градостроительной традиции подобные монастыри-крепости сооружались на близких подступах к городу, как это было сделано, например, в Москве, Брянске, Курске, Орле и многих других городах.
Этот монастырь привлек внимание Петра Великого, проезжавшего через Болхов в 1706 году, вероятно, не только как отлично расположенный на высоком холме боевой форпост, но и в связи с желанием царя осмотреть Троицкий собор, построенный в 1668 году по указу его отца царя Алексея Михайловича.
Летопись монастыря хранила запись архимандрита Никодима, в которой сообщалось, что «...во время прошествия Петра Великого и цесаревича Алексея Петровича через город Болхов до Киева, по усмотрению их Величествами того города Болхова многонародного жительства, которого ныне состоит одного купечества до четырех тысяч и более мужского пола душ, да служивых — казачьих, пушкарских, стрелецких и ямских семи слобод, и в городе и в слободах 20-ть приходских церквей».
Описание Болхова и Оптина монастыря имеется и в «Путешествии в святую землю священника Иоанна Лукьянова в 1711 г.», где отмечается, что «град Болхов стоит на... горах красовито», а «...монастырь хорош» («Русский архив», 1863).

Большой интерес представляют дошедшие до нас сведения о работах в Оптине монастыре молодого московского архитектора Василия Алисова, посланного в 1757 году из знаменитой архитектурной школы Д. В. Ухтомского «...для осмотра ветхостей, сочинения планов и сметы на их исправление». Под его наблюдением был произведен ремонт церквей Животворящей Троицы и Рождества Богородицы, сооружена новая глава высокой колокольни, выполнены работы в братских кельях и служебных постройках. Особую ценность представляет составленный В. Алисовым план Оптина монастыря с точным обозначением всех культовых, гражданских и фортификационных сооружений (ЦГАДА, Дела Правительствующего Сената, кн. 7990, лл. 306—319).
В 1765 году по царскому манифесту было начато генеральное межевание, имевшее целью определение границ поземельных владений. В Орловской губернии оно происходило с 1778 до 1796 годы. К этому времени относится наибольшее число ценнейших регулярных планов городов и разнообразных картографических материалов.
Первый в истории Орловщины регулярный план губернскому городу Орлу был конфирмован (утвержден) 16 ноября 1779 года, а затем регулярные планы получили и 12 уездных городов. «План Орловского наместничества городу Болхову» имеет на оригинале утверждающую надпись, обязательную для всех перестраиваемых городов: «На подлинном написано собственною Ея Императорского Величества рукою: Быть посему. Марта 14 дня 1780 года в С.-Петербурге». Этот план Болхова стал важнейшим государственным документом по перестройке города, который приобрел силу закона и должен был выполняться неукоснительно.
Такие природные факторы Болхова, как расположение его исторически сложившегося центра на Красной горе при впадении речек Болховки и Клечетни в полноводную Нугрь, оказали существенное влияние на новую планировку города.
Развитие города пошло к северу от старой крепости и приобрело удлиненно-линейные радиальные очертания с выделением центрального луча, превращенного впоследствии в главную улицу. Все ключевые выигрышные пункты города были живописно застроены церквами, создавая выразительный архитектурно-художественный силуэт города.
Из картографических материалов следует упомянуть «Почтовую карту Орловского и Курского наместничеств», составленную в 80-х годах XVIII века. Карта отличается подробностью и точностью обозначения городов, рек и дорог. На ней имеются две «таблицы расстояний городам», в которых указано число верст, отделяющих Болхов от Орла (54 версты), от Москвы (290), С.-Петербурга (1020) и других городов. Не меньший интерес представляет «Геометрическая карта Орловского наместничества» начала 90-х годов XVIII столетия. На ней еще более точно обозначены города, села и даже деревни. Карта отличается высокой художественностью исполнения. Ее картуш украшен гербом города Орла, где изображена на синем поле белокаменная крепость, над проездной башней которой сидит черный двуглавый орел с золотой короной на голове. Картуш окружен несколько меньшими гербами 12-ти городов Орловского наместничества: Болхова, Ливен, Кром, Лугани, Дешкина, Мценска, Малоархангельска, Ельца, Севска, Карачева, Брянска и Трубчевска.
Герб Болхова имеет в верхней части щита повторение символики герба Орла, а в нижней — зеленое поле.
Каким же был в ту далекую эпоху Болхов? Ответ находим в старинном фолианте, на титульном листе которого напечатано: «Путешественные записки Василия Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году». А ниже значится: «В Санкт-Петербурге, в Императорской Академии Наук 1787 году».
Автор этих интересных записок Василий Федорович Зуев (1754—1794), сын солдата Семеновского полка, ставший членом Российской Академии наук, был известным географом-путешественником, натуралистом и педагогом. Совершая по заданию Академии наук путешествие на юг России, он производил тщательный осмотр, зарисовки и описания всех достопримечательностей местности и городов, встречавшихся у него на пути. При этом он руководствовался анкетой М. В. Ломоносова.
>>>

Автор Kireev

Модератор 
#60 | Дата: 5 Фев 2014 02:00 | Поправил: Kireev 
>>>
Для изучения прошлого Болхова большую ценность представляет следующая запись академика В.Ф. Зуева: «Нарочитой и известной даже в древности город по уделу своему, что был некогда княжеством и произвел князей Болховских, стоит на высоком и неровном месте по левую сторону реки Нугры, впадающей за 15 верст от города в реку Оку. В самом городе присоединяются к Нугре еще две речки — Болховка и Клечетня, все вообще несудоходные. Длиною город будет версты на три, а шириною на полторы. Укрепления в нем нет никакого, кроме однех следов ныне осыпавшегося земляного вала, хотя в древности, сказывают, была и деревянная крепость. Церквей в нем каменных 14 и восемь деревянных; сверх того два монастыря, один женский внутри города заштатный, в коем две каменные церкви с часовою колокольнею, а ограда деревянная... Другой монастырь мужской за городом, на той же реке Нугре с каменною оградою, башнями и железными воротами, в коем также две церкви и колокольня с часами...». Далее В. Зуев писал, что в Болхове 6 каменных и 1770 деревянных дворов, каменных лавок 3, питейных домов 16, жителей более 5370 душ, много плодовых садов, а промыслы кожевенные и юфтяные.
Это наиболее полная справка о состоянии Болхова на рубеже XVIII и XIX веков. В последующие десятилетия город развивался подобно множеству других провинциальных уездных городов, но в 40-х годах XIX века в нем началось строительство грандиозного по тем временам Спасо-Преображенского собора, вмещавшего до 5000 молящихся и до сих пор служащего главной архитектурной доминантой Болхова.
Более 140 лет этот ценный памятник зодчества служит четким ориентиром в пространстве и времени для жителей и гостей города, привлекая внимание своими выразительными архитектурными формами и звучным боем башенных часов.
Как свидетельствуют документы, строительство его началось в 1841 году и окончилось в 1851 году. В течение длительного времени неуверенность краеведов в атрибуции памятника была вызвана путаницей сведений об его авторе, о проекте и о строителях собора.
В апреле 1972 года автор этих строк производил обследование, фотофиксацию, зарисовки и описание Спасо-Преображен-ского собора перед архитектурной реставрацией его фасадов. В архитектурно-планировочном решении здания отчетливо выражены характерные особенности культового строительства переходного периода между поздним русским классицизмом и поисками новых художественно-образных форм середины XIX века. Здание собора кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное, пятикупольное, с высокой колокольней, увенчанной золотым тонким шпилем, под которым находятся башенные часы. Эти часы подарил Болхову местный врач Михаил Петрович Соломко вскоре после освящения собора. Диаметр каждого из трех циферблатов часов — 220 см, длина минутной стрелки — 110 см, а часовой — 70 см. Механизм имеет двухнедельный завод. И вот с середины прошлого века эти часы отсчитывают в любую погоду с удивительной точностью часы и минуты, а старинный колокол мерно отбивает удары, широко разносящиеся по округе.
Иногда эти часы называют курантами. Но французское слово «куранты» означает «часы с музыкой», а болховские часы — без музыки и им более подходит древнее русское название «часозвоня».
От местных старожилов приходилось слышать, что над часами в основании шпиля колокольни будто бы имелась какая-то надпись. Ну разве можно было не посмотреть на нее! Хотя потребовалось немало усилий, но все же удалось забраться на полусгнившие доски настила под основанием шпиля и увидеть стягивающие его толстые железные тяжи. На одном из них немецкий снаряд оставил свой след, но еще крепко держат самобытную конструкцию железные связи, на славу откованные полтораста лет назад русскими кузнецами. Расчистив голубиный помет, вековую пыль и ржавчину, я увидел нестираемый временем автограф этих кузнецов — большую, вырубленную зубилом надпись.
Вот ее точное содержание: «Сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль при протоерею при Петру Максимову иждивением церковного старосты Осипа Акулова мастер города Мценска Сергей Паньшин мой товарищ мастер города Болхова Матвей Смолкотов мценский подмастер Василий Паншин болховский подмастерье Иван Давыдов».
Так вот как, оказывается, было! Каркас высокого железного шпиля был заготовлен заранее и смонтирован на огромной высоте уже после завершения всех каменных работ на колокольне. Это еще один примечательный факт русской архитектурно-строительной практики, встречавшийся в истории строительства и других крупных сооружений нашей Родины.
Но кто же автор проекта всего здания? Долгие поиски помогли установить и его имя.
Много лет назад в солнечных Гаграх на берегу Черного моря киевский архитектор С. А. Анфимов рассказал мне, что его прадед строил собор в Болхове.
Вспомнился этот разговор, когда после обследования болховского собора я приступил к систематическим поискам его проекта. Прежде всего было послано письмо в Киев, откуда вскоре пришло интереснейшее сообщение. С любезного разрешения доцента Киевского инженерно-строительного института архитектора Сергея Александровича Анфимова публикую строки из его письма.
«Мои предки по матери, — пишет С. А. Анфимов, — из г. Болхова и г. Орла... Строительством Спасо-Преображенского собора занимался мой прадед архитектор Попов-Данилов Афанасий Матвеевич. Это могло быть в начале XIX века. Он был не только строителем этого собора, но и автором... интерьера, автором внутреннего убранства, врат со всей резьбой, украшенной драгоценными камнями и т. д. У Афанасия Матвеевича сын Константин Афанасьевич (1820— 1889), архитектор, также занимался строительством храмов... Все, что я Вам пишу, это совершенно достоверно. Другими документальными данными никто не располагает потому, что дом Константина Афанасьевича в г. Болхове в семидесятых годах прошлого века сгорел со всем имуществом и, конечно, с архивом и картинами... Вообще-то говоря, вместе со мной исчезнет память о работах наших предков... поскольку они 6ыли так специфичны» (ГАОО, ф. р-3505, оп. 1, е. х. 14, 72).
Вскоре удалось выявить еще одно имя — попечителя строительства Спасо-Преображенского собора болховчанина Филиппа Григорьевича Шестакова (1783—1848). Сведения о нем мне сообщила, тоже из Киева, его правнучка кандидат физико-математических наук Тамара Серафимовна Шестакова. Она прислала мне фотокопию подлинной рукописи о строительстве собора и фото портрета Ф. Г. Шестакова.
Портрет выполнен неизвестным художником на холсте. Он поражает силой психологической характеристики умудренного жизнью пожилого человека. Его суровое, но красивое лицо с седыми волосами и бородой оживляют выразительные умные глаза, в которых чувствуется какая-то тихая грусть. На груди видна медаль участника Отечественной войны 1812 года.
Но в портрете есть одна деталь, представляющая особый интерес: в нижнем правом углу холста изображен южный фасад строящегося Спасо-Преображенского собора. В орловской истории это первый случай изображения портретируемого на фоне архитектурного памятника. Об этом портрете рассказано в моей книге «По следам легенд и утрат» и там же помещен его фотоснимок.
После смерти Т. С. Шестаковой у меня продолжалась переписка с ее дочерью, тоже математиком, Татьяной Юрьевной Строгановой, которой я посоветовал показать портрет ее предка известному московскому художнику-реставратору С. В. Ямщикову и научным сотрудникам Орловского музея изобразительных искусств. В начале января 1994 года она это сделала. И С. В. Ямщиков, и орловские искусствоведы считают, что портрет несомненно представляет музейную ценность. Об этом сообщили Т. Ю. Строганова, навестившая меня по приезде в Орел, и директор музея изобразительных искусств М. В. Бушуева, решившая приобрести портрет для музея после экспертизы.

А тогда, несколько лет назад, поиски проекта собора продолжались и, наконец, мне посчастливилось найти его в Центральном Государственном историческом архиве Ленинграда. Он состоит из плана, разреза и фасада, на каждом из которых сохранились одинаковые надписи: «Рассмотрен и одобрен по журналу Совета путей сообщения и публичных зданий от 12 июня 1842 года № 1013. Чертил В. Михайлов, сверял коллежский секретарь Чурихин» (ЦГИА, ф. 1488, оп. 3, е. х. 84). В бумагах, приложенных к чертежам, имеются заключения об их рассмотрении в 1842 году известными петербургскими архитекторами Шарлеманем и Руска.
Чертежи находятся в крайне плачевном состоянии, но, к счастью, уцелел приведенный текст. Но и в таком виде они представляют вместе со старинной рукописью и портретом редкий и ценный документ истории города Болхова.
В непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора находится церковь Троицы — великолепный памятник архитектуры рубежа XVII—XVIII веков. Красный кирпич ее стен в сочетании с белокаменными резными деталями создают впечатление необычайной красочности и жизнерадостности. Недаром эту церковь называют каменной сказкой Болхова.
По легенде, дошедшей до нас из XVI века, в древней церкви, стоявшей на месте Троицкой, венчался Иван Грозный.
В пригородной зоне Болхова сооружен Кривцовский мемориал — крупнейший памятник воинской славы на северном фасе знаменитой Орловско-Курской дуги.
Прошлое Болхова связано также с жизнью и деятельностью многих деятелей русской литературы.
Болховские воеводы Ржевские были предками А. С. Пушкина по материнской линии.
Пращур А. С. Пушкина Иван Ржевский родился в 1615 году. Но предки поэта по отцовской линии были тесно связаны с Орловщиной. В 1572 году Евстафий Пушкин был воеводой в Новосиле, а внук его, Петр Пушкин, был воеводой в Мценске в 1648 году. Вспомним, что сам великий поэт писал: «Мой пращур Рача мышцей бранной святому Невскому служил...». Такова связь времен. В1786 году проездом на юг в Болхове побывал Д. П. Фонвизин, оставивший запись об этом в своем дневнике.
На болховской земле находил отдохновение Н. М. Карамзин. Отсюда уезжал в далекую сибирскую ссылку декабрист СИ. Кривцов. В Спасо-Преображенском соборе в 1840 году крестили будущего известного поэта А. Н. Апухтина.
Литературное прошлое Орловщины интересно и обширно. Недаром Орел называют литературной столицей Средней России. Болхов занимает в этой литературной истории после Орла едва ли не первое место, и эта тема заслуживает специального очерка.
>>>

Страница  Страница 4 из 9:  « Назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  Дальше » 
Исторические места Орловщины orel-story.ru форум / Исторические места Орловщины /
 Болхов

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 1 [ andymackey ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх