| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Правдивый фоторепортаж о том, как мы героически спасли нашу Орловщину от ужасного конца света 2012 г

 
 
Страница  Страница 2 из 2:  « Назад  1  2

Автор FSHL
Участник 
#16 | Дата: 10 Фев 2012 12:17 
Спасибо, Cyrano! Отличный репортаж! В 70-е, будучи школьником тоже забирался на колокольню. Кстати тогдашний "хранитель времени" рассказывал, что во время войны снарядом было повреждено анкерное храповое колесо. И после войны его возили в Москву, наплавляли два зубца. Их хорошо видно на Вашем фото. Сейчас живу далеко от Болхова, хотя иногда приезжаю.

Автор Kireev

Модератор 
#17 | Дата: 24 Июн 2012 02:48 | Поправил: Kireev 
БОЛХОВСКАЯ ЧАСОЗВОНЯ

В 60-ти километрах к северу от Орла на меридиане 36° восточной долготы от Гринвича расположен исторический город Болхов. Он возник в глубине минувших столетий как один из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Древней Руси от нападений внешних врагов.
У его стен защитники русской земли вели жестокие битвы с ордами кочевников, с польской шляхтой, белогвардейцами, фашистскими оккупантами... Только летописи да старинные планы, рисунки и наше воображение позволяют представить картину древнего Болхова с несколькими десятками златоглавых церквей и соборов, мощными крепостными башнями, стенами и валами.
Укрепленный центр города на высоком зеленом берегу полноводной Нугри, вероятно, отличался большой архитектурно-художественной выразительностью. Его живописный архитектурный силуэт создавался многочисленными колокольнями и куполами соборов и церквей и башнями крепостных стен. Первоначально все эти архитектурные сооружения были построены из дерева — основного строительного материала в то давнее время, но уже в середине XIX века в Болхове имелось 18 кирпичных церквей.
Неумолимое время, пожары, войны и бездумное людское самоуправство и невежество явились причиной утрат многих памятников зодчества. Но и сейчас небольшой районный город Болхов, расположенный вдали от железных дорог, сохранил следы своей древней самобытной красоты. И не случайно он включен Госстроем РСФСР и Министерством культуры РСФСР в число 115 древних русских городов, имеющих особую историко-культурную значимость.
Среди его памятников зодчества ведущая градостроительная роль принадлежит зданию Спасо-Преображенского собора.
Еще с дальних подъездов к Волхову можно определить, где находится его исторический центр, который четко фиксируется высоким золотым шпилем собора. Более 140 лет эта архитектурная доминанта служит ориентиром в пространстве и времени для жителей и гостей города, привлекая внимание своими выразительными архитектурными формами и звучным боем башенных часов. Это болховская часозвоня. Полузабытое древнерусское слово часозвоня дошло до нас из XV столетия в скупой строке Лицевого летописного свода, сообщающей, что «...в лето 6912 (1404 год. — С. Ф.)... князь Василий... поставил на своем дворе...» в Московском Кремле часозвоню — башню с боевыми часами.
Часы на колокольне Спасо-Преображенского собора называют болховскими курантами. Но французское слово «куранты» означает «башенные часы с музыкой». А болховские колокольные часы — без музыки.
Стрелки трех больших циферблатов колокольни в любую погоду с удивительной точностью отсчитывают часы и минуты, а старинный колокол часозвони мерно отбивает удары, широко разносящиеся по округе.
Большой интерес представляет история проектирования и строительства этого здания.
Как свидетельствуют документы, строительство его началось в 1841 и окончилось в 1851 году. Время строительства здания давало повод к безответственным рассуждениям некоторых «ценителей» прошлого не считать его памятником и не затрачивать средств на его реставрацию. Насколько неосновательны такие суждения, показывает первое же знакомство с архитектурно-планировочными особенностями здания. В известной мере неуверенность в атрибуции памятника вызнала путаница сведений об его авторе, о проекте и о строителях здания. Они были противоречивыми и нуждались в уточнениях. В публикациях В. Р. Апухтина (1902), в Исторических описаниях... (1905), в брошюре Т. Успенского (1913) и в других дореволюционных изданиях, а также в книге болховского журналиста А. Е. Венедиктова (1982) указывается точное время строительства собора, а в качестве составителей проекта называются болховский купец О. Акулов, некий Петр Малахов, начертивший план здания, и рядчик-каменщик; Терентий Петров.
Судя по источникам, вероятно, эти люди хотя и не были авторами проекта, но имели прямое отношение к его строительству, а теперь выявлены и новые имена мастеров, создавших столь значительное сооружение на болховской земле.

В апреле 1972 года автор этих строк производил обследование Спасо-Преображенского собора перед архитектурной реставрацией его фасада. С секретарем Болховского райкома КПСС И. В. Баланичевым мы осмотрели помещения 1-го и 2-го этажей здания и пришли к твердому убеждению о необходимости использовать его в современных целях для нужд культуры и просвещения. О громадности здания свидетельствуют старинные документы, в которых говорится, что собор вмещал до 4500 человек.
В архитектурно-планировочном решении здания отчетливо выражены характерные особенности культового строительства переходного периода, между поздним русским классицизмом и поисками новых художественно-образных форм середины XIX века. Без всякого сомнения, здание представляет огромную архитектурно-художественную ценность как памятник зодчества той эпохи и как капитальнейшее сооружение, которое может и должно быть активно использовано в нашей современной жизни. Поэтому общество охраны памятников вносит немалые средства на реставрацию фасадов здания. Уже сделаны и первые проектные предложения по приспособлению его для новых функций. И нужно немного дополнительных затрат, чтобы город получил замечательное учреждение культуры. Если взяться за это дело коллективно (а это болховчане. отлично сделали, например, при сооружении Кривцовского мемориала), то памятник архитектуры — старый собор обретет новую жизнь, получит новое социальное содержание.
При обследовании здания колокольню нам показывал активный член Общества охраны памятников Г. Г. Новиков, починивший башенные часы и заботливо ухаживавший за ними. В разговоре с этим человеком выяснилось, что во время Великой Отечественной войны мы воевали почти на одном участке Западного фронта в саперных войсках. И вот прошло много лет, и двух старых саперов свел вместе общий интерес и любовь к памятникам архитектуры Родины. Увы! Сейчас уже нет на свете этого ветерана-умельца. Но память о нем я храню. В любую погоду, превозмогая фронтовые недуги, инвалид Великой Отечественной войны Г. Г. Новиков взбирался по узкой винтовой лестнице на колокольню, заводил часы и следил за их точным ходом. Он показал нам единственный уцелевший колокол, отбивающий часы и минуты; на нем указами, что он отлит в 1786 году, а вес его «25 пудов 36 дюймов». Болховский умелец сказал, что будто бы над часами, под самим шпилем колокольни имеется какая-то неразборчивая надпись.
Ну разве можно было не посмотреть на нее! Хотя потребовалось немало усилий, но, конечно, мы забрались на полусгнившие доски настила под основанием шпиля и увидели стягивающие его толстые железные тяжи. На одном из них немецкий снаряд оставил свой рваный след, но еще крепко держат самобытную конструкцию железные связи, откованные 160 лет назад русскими кузнецами. Они оставили на них нестираемый временем автограф — большую, вырубленную зубилом надпись. С трудом расчистив ее, мы прочли эту своеобразную справку:
«Сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль при протоерею при Петру Максимову иждивением Церковного старосты Осипа Акулова мастер города Мценска Сергей Паньшин мой товарищ мастер города Волхова Матвей Смолкотов мценский подмастер Василий Паншин болховский подмастерье Иван Давыдов».
Так вот как, оказывается, было! Каркас высокого железного шпиля был заготовлен заранее и смонтирован на огромной высоте уже после завершения всех каменных работ. Это еще один примечательный факт русской строительной практики, встречавшейся в истории строительства и других крупных сооружений нашей Родины.

Автор Kireev

Модератор 
#18 | Дата: 24 Июн 2012 02:49 | Поправил: Kireev 
Но кто же автор проекта всего здания? Долгие поиски помогли установить и его имя.
Много лет назад в солнечных Гаграх на берегу Черного Моря киевский архитектор С. А. Анфимов рассказал мне, что его прадед строил собор в Болхове.
Я вспомнил об этом разговоре, когда после обследования болховского собора приступил к систематическим поискам еro проекта. Прежде всего было послано письмо в Киев, откуда вскоре пришло интереснейшее сообщение. С любезного разрешения доцента Киевского инженерно-строительного института архитектора Сергея Александровича Анфимова привожу строки из его письма.
«Мои предки по матери, — пишет С. А. Анфимов, — из г. Болхова и г. Орла... Строительством Спасо-Преображенского собора занимался мой прадед, архитектор Попов-Данилов Афанасий Матвеевич. Это могло быть в начале XIX века. Он был не только строителем этого собора, но и автором интерьера, автором внутреннего убранства, «врат» со все резьбой, украшений драгоценными камнями и т. д. У Афанасия Матвеевича сын Константин Афанасьевич (1820—1889) архитектор, также занимался строительством храмов... Все, что я Вам лишу, это совершенно достоверно. Другими доку< ментальными данными никто не располагает потому, что дом Константина Афанасьевича в г. Болхове в семидесятых годах прошлого века сгорел со всем имуществом и, конечно, с архвом и картинами... Вообще-то говоря, вместе со мной исчезнет память о работах наших предков... поскольку они были так специфичны».

Вот какие интересные сведения сообщил мне правнук болховского зодчего А. Попова-Данилова. Мы знаем множество примеров из истории искусства и литературы, когда подобные свидетельства современников являлись значительный вкладом в научно-исследовательскую работу и помогают устранять белые пятна в познании прошлого и настоящего.
Потом удалось выявить еще одно имя — попечителя строительства собора болховчанина Филиппа Григорьевича Шестакова (о его портрете я написал в очерке о старинных портретах).
Однако я продолжал поиски самого проекта и, наконец нашел в Ленинграде чертежи болховского Спасо-Преображенского собора.
Они состоят из плана, разреза и фасада, на каждом из которых сохранились одинаковые надписи: «Рассмотрен одобрен по журналу Совета путей сообщения и публичных зданий от 12 июня 1842 года № 1013. Чертил В. Михаила сверял коллежский секретарь Чирухин».
Чертежи находятся в крайне плачевном состоянии. Beрнее сказать, они почти погибли, представляя обрывки покрытой пятнами старинной бумаги, которая сохранилась лишь благодаря умелой реставрации. К счастью, уцелел приведённый выше текст и части изображения собора.
Но и в таком виде они представляют ценный исторический: источник, и поэтому фотокопии их подарены мною государственному архиву Орловской области и Орловскому областному управлению культуры.
Кроме этих чертежей, в ЦГИАЛ хранится также переписка, датированная 1842 годом, по поводу рассмотрения проекта болховского собора известными петербургскими архитекторами Шарлеманем и Руска.
Итак, первый этап исследования закончен. Теперь интересно было бы обнаружить в самом Болхове еще какие-либо Следы архитектурно-строительной деятельности зодчих Афанасия Матвеевича и Константина Афанасьевича Поповых-Даниловых.
Представляется, что для этого есть основания и пути поисков можно четко определить. В этом прежде всего может помочь население и, разумеется, специалисты.
«Закон об охране и использовании памятников истории и культуры», а также соответствующие статьи Конституции СССР обязывают всех нас бережно хранить культурное наследие Отечества и использовать его в современных целях. Поэтому на основании тщательного изучения литературных источников, многочисленных фотоснимков, обмерных чертежей и архивных находок, а также личного обследования Спасо-Преображенского собора в натуре мною было разработано в общественном порядке проектное предложение по использованию здания в современных целях культуры. Все капитальные конструкции собора полностью сохраняются. Новые помещения создаются из трансформируемых перегородок, которые легко могут быть устранены, если собору будут возвращены его первоначальные функции.
Прежде всего обветшавший памятник архитектуры должен быть хорошо отреставрирован.
Весь первый этаж здания предлагается использовать под краеведческий музей, а во втором этаже разместить киноконцертный и лекционный залы, читальню, выставочный зал и нее районные отделения культуры, которые в настоящее время разбросаны по городу и ютятся в крайне неблагоустроенных помещениях.
Спору нет, приспособление здания для новых целей потребует времени и средств, но зато Болхов получит в прекрасно восстановленном памятнике архитектуры первоклассный центр культуры всего района. Это проектное предложение было рассмотрено и одобрено в соответствующих местных органах, а также в Центральном совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Но дальше слов и бумаг дело не пошло.
Большое значение собора и других памятников зодчества Болхова учтено в генплане города. Он разработан применительно к условиям проекта пригородной зоны Орла и комплексной схемы районной планировки Орловской области. В основу генплана положена исторически сложившаяся планировочная сетка. Территория города разделяется на перспективный срок на три функциональные зоны: промышленную, селитебную и ландшафтно-заповедную. Центр города запроектирован в середине селитебной зоны, где он складывался в течение нескольких столетий. В нем, как в фокусе, сходятся планировочно-композиционные оси и видовые перспективы, связывающие центр с основными памятниками истории и культуры.
Высотной доминантой сохраняется величественный Спасо-Преображенский собор с его знаменитой часозвоней.
В непосредственной близости от него расположены ценнейшие памятники зодчества, среди которых выделяется церковь Троицы (1708), которую называют каменной сказкой Болхова. По преданию, в древней церкви, стоявшей на этом месте, венчался царь Иван Грозный.
Большое значение приобретут специальные туристские маршруты к памятникам боевой славы, расположенным в городе и вокруг него. Это незабываемые следы героических свершений советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.
Из них особое значение имеет Кривцовский мемориальный ансамбль под Болховом — один из самых крупных памятников минувшей войны на северном фасе знаменитой Орловско-Курской дуги.
В генплане Болхова тщательно разработаны вопросы гармонического сочетания древности и боевой славы, историко-революционных и литературных мест, сооружений наших дней.
Комплексный характер работ по возрождению памятников, созданию музейно-заповедной зоны, строительству новых зданий, инженерных сетей и благоустройству превратит древний Болхов в один из интереснейших объектов на туристских маршрутах Орловщины.
Справедливо называемый младшим братом Суздаля, город-памятник Болхов уже сейчас привлекает внимание архитекторов и художников, поэтов и историков, всех, кто любит и ценит наше культурное наследие.
___________________________
С. И. Фёдоров «По следам легенд и утрат»; Орёл, 1993г.

А они куранты, куранты... Уважаемый admin, придумайте что-нибудь с названием данной странички.

Автор Elena
Участник 
#19 | Дата: 1 Июл 2012 17:12 
Cyrano
Так уж и спасли! Да в Орловской-то области конец света уж начался! Думаете, например, что сегодня 1 июля? И футбольный финал назначен также на 1-е число? Как бы не так.
Орловская газета "Комфорт ТВ" (телефон отдела рекламы 78-02-18, эл. почта rek@reklavaorel/ru)) не согласна.

Страница  Страница 2 из 2:  « Назад  1  2 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Правдивый фоторепортаж о том, как мы героически спасли нашу Орловщину от ужасного конца света 2012 г

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх