| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /  
 

По Московской: от центра до места, где стояли Московские ворота

 
 
Страница  Страница 1 из 4:  1  2  3  4  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 5 Фев 2012 03:58 | Поправил: Kireev 
Похожие темы:
Красный мост
Привокзалка, как район.
*
Покровская, Советская - какими были эти улицы
Курские улицы. Краеведческий десант
Улицы Орла
Прогулки по городу прошлого века с комментариями и воспоминаниями
История заводов: им. Медведева, №5 и №9 на Московской улице
*****************

Просто замечательный рассказ попался на днях в газете! Как редко приходится читать такие статьи-воспоминания и как непередаваемо они всегда радуют! Переносимся на несколько минут в послевоенный Орёл!:

«ТРАМБУЛЬ» НА СТАРОЙ УЛИЦЕ.

Орёл послевоенный. А если точнее — 1950-й год. Мне 10 лет и я с жадным любопытством предпринимаю ближние и дальние экспедиции в незнакомые мне улицы и переулки. Веселят первые цветы в палисадниках и выглядывающие из-за заборов кисти сирени на Прядильной; умиротворяют сидящие на лавочках у своих домов старики и старушки на улица Пугачёва; удивляет запутанный лабиринт Культурного, Прядильного, Медведевского переулков, оглашаемых собачьей какофонией. Настораживает безлюдье и угрюмое молчаливость Новосильских; вызывает грустную усмешку неряшливая непосредственность Пересыханки, 2-й и 4-й Курских улиц, где жильцы, приоткрыв калитку, выплёскивают прямо на дорогу вёдра помоев. Вынуждает ретироваться и как можно быстрее уносить ноги враждебная настроенность обитателей 5-Курской и Грузовой. Приятно возбуждает и как магнит притягивают многолюдье, оживлённая суета постоянная толчея улицы Сталина (Московской) в районе сквера Танкистов. На этом месте я мог часами топтаться в толпе, глазеть на диковинные (по моим тогдашним меркам) богатства, выставленные в витринах в общем-то незамысловатых магазинчиков.

На месте нынешнего ЦУМа возвышались величественные руины разрушенного в войну храма, огромный внутренний объем которого являл собой своеобразный гигантский лобаз с многочисленными лотками и ларьками, торгующими пивом, газировкой, мороженным; перед Новым годом здесь обычно продавали ёлку. Ближе к мосту всё пространство тоже было занято торговлей палатками с фруктами, пирожками, галантереей, игрушками.
Почему-то запомнился зелёный фотопавильон с декорацией внутри, изображающей якро-синее море с белым кораблём. Над павильоном висел огромный плакат: улыбающийся мужик с сигаретой в зубах зазывал немудрёным стишком: «На сигареты я не сетую, сам курю — и вам советую».
В улицу Сталинскую под острым углом вливалась Пушкинская; вершину клина венчал крупный белый бюст А. С. Пушкина., обращённый к Оке. Он покоился на невысоком постаменте, прилепленным к аляповатому кирпичному строению, выполняющему функции диспетчерской трамвайной службы и одного из многих в городе павильонов ожидания транспорта. Здесь до открытия движения по восстановленному в июле 1950 года Красному мосту начинался и заканчивался трамвайный маршрут «Сквер Танкистов — Железнодорожный вокзал».
О трамвае, как пацаны его называли - «тромбуле», стоит сказать особо. Это было одно из острых, щекочущих нервы увлечений, помогавших познанию города. Скрывать его приходилось по вполне понятным причинам: из-за отсутствия денег на проезд пользоваться приходилось подножками и «колбасой» (в просторечии так называли выступавшую сзади трубу). Конечно, это категорически запрещалось родными и вызывало гневный реакцию у кондукторов, вагоновожатых и милиционеров. Тем не менее, улучив момент, когда трамвай (а был он в то время одновагонным) начинал движенье, мы, безбилетники, облепляли подножки, оседлывали трубу и катили до следующей остановки. Как только трамвай замедлял ход, мы соскакивали, рассыпаясь в стороны, и при очередном отправлении вагона процедуру повторяли.
По протяженности трамвайные остановки были очень короткие: от сквера Танкистов до железнодорожного вокзала их насчитывалось около восьми. Первая находилась в конце сквера, против сегодняшнего музучилища; вторая — против поликлиники; третья — на углу скверика при пересечении с Трамвайным переулком, как раз у нынешнего кафе-бистро и т.д.
Каждый отрезок пути от одной остановки до другой имел для меня уйму примечательного, хоть краям коснувшегося моей судьбы. Вот протянувшиеся на целую остановку сквер Танкистов. Занимал он тогда территорию на треть больше сегодняшней, имел гораздо густой зелёный наряд. В сквер я приходил как на праздник; без преувеличения служил он местом всепоколенского общения — детвора шумно играла в догонялки, носилась по аллеям на велосипедах; никогда не пустовали многочисленные скамьи, занятые пожилыми и молодыми; кто читал, кто рукодельничал, кто играл в принесённые с собой шахматы или что-то обсуждал с собеседниками, а кто и просто наслаждался ничегонеделанием...
Должен признать, что несмотря на малолетство, уже тогда чувствовал необъяснимое несоответствие. Вроде бы сквер — своеобразный воинский мемориал. (Почти в самом конце братская могила, на которой установлен памятный знак; танкетка за кладбищенской оградой; от неё, вдоль всей центральной аллеи слева и справа высятся стелы и обелиски, установленные на захоронения солдат, погибших при освобождении Орла; середину сквера венчает скорбная фигура танкиста с венком). И вдруг вот этот мирской шум, гам...
Следующий отрезок пути до поликлиники был самым неприятным. Проезжую часть до предела сужали строительные леса возводимых зданий гостиницы «Орёл» и Дома книги. Теснота стояла невообразимая. Хаотичный поток пешеходов беспрерывно хлюпал по чудовищной грязи весной и осенью; чертыхаясь месил снежную кашу зимой. Довершала все беды чрезвычайно принципиальная женщина-милиционер, безжалостно расправлявшаяся с подобными мне нарушителями, доставляя под конвоем к родителям с вытекающими отсюда не весёлыми последствиями.
Третья остановка ассоциировалась с обширным двором между поликлиникой и двухэтажным зданием пединститута (сегодня владения «Зенит Бизнес банка»). В глубину, перпендикулярно улицы вдоль массивной кирпичной стены тянулись склады; в одном из них продавали сахар, муку, крупы и около него ежедневно гомонили длинные очереди. Много раз я с тётушкой простаивал в них долгие часы (часто подмечал, как за наведение порядка брался огромного роста милиционер в белой гимнастёрке, в перекрещенными на груди и спине ремнями. Через некоторое время отоварившись, наблюдатель куда-то бесследно исчезал. Осталось в памяти, как он грубо волтузил какую-то женщину, вроде бы пытавшуюся прошмыгнуть без очереди, жестоко, не разбирая куда, пинал её сапогами).
С улицы здание пединститута было окружено высокой оградой из толстых металлических прутьев, и через неё, лукаво усмехаясь, смотрели на прохожих сидящие на скамье, окрашенной в жёлтый ядовитый цвет гипсовые Ленин и Сталин. Через некоторое время одного из вождей отольют в металле во весь рост и водрузят неподалёку на высоком постаменте. На противоположной стороне от института, по диагонали, у входа в сквер, жителей города будет встречать монументальная фигура Иосифа Сталина в шинели и знаменитой фуражке на голове. С правой стороны от памятника простирался обширный пустырь, на нём только приступали к рытью котлованов под фундаменты сегодняшних пятиэтажек. Трое пацанов, играя на этой стройке, отыскали не разорвавшийся снаряд и стали в нём ковыряться... Мощным взрывом одного уложило сразу, другому покалечило руки, а из гранитного сталинского постамента осколками вырвало огромный кусок.
Следующие две остановки до завода Медведева запечатлелись в памяти керосиновой лавкой, размещавшейся в каменной одноэтажке на пересечении с улицей Герцена. Однажды, купив керосин и получив сдачу в один рубль двадцать копеек, я по забывчивости оставил свёрнутые в фунтик деньги на каком-то ящике. Спохватившись через два часа, и вернувшись в лавку, обнаружил пропажу на том же месте в целости и сохранности...
Кинотеатр «Родина» - где коллективно просматривали мы фильмы «Белеет парус одинокий», «Тимур и его команда» и полукриминально проникали в зал на будоражащего мальчишеские умы и сердца «Тарзана»...
На противоположной стороне улицы тянулся предлинный белый каменный забор, закрывавший руины производственных корпусов завода им. Медведева. Мы ходили купаться на Оку через пустынную его территорию представлявшую страшную декорацию: свечами высились бетонные столбы, бывшие когда-то опорами цеховых перекрытий; насколько хватало глаза, сиротливо чернели бесформенные остовы каких-то строений. Из груд битого кирпича торчали скрученные в дуги и спирали рельсы и металлические полосы...
Маршрут до таксомоторного парка несколько позднее - «Детского мира» вызывал противоречивые чувства. С грустью и болью за город воспринималась необустроенность участка, где сходились улицы Сталина, Грузовая и Старо-Московская. Вытекавший с Железнодорожной улицы на Грузовую ручей Ленивец, напоминавший небольшую речушку, затапливал это место, в результате чего весной и осенью, часто и летом после дождей, здесь постоянно стояла необъятных размеров лужа. Через несколько лет мы, семиклассники школы №30, примем участие в благоустройстве этого района и посадим вдоль ручья сквер под названием «Юность».
>>>

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 5 Фев 2012 04:00 | Поправил: Kireev 
>>>
Дальше по маршруту слева проплывали могучие липы и тополя густой красивой аллеи на бульваре Трубникова, а справа открывалась панорама грандиозной стройки сразу нескольких жилых домов сталинской серии на месте снесённых ветхих домишек.
На подъезде к предпоследней остановке, заводу «Текмаш», приходилось напрягаться и быть готовым ко всяким неожиданностям. Это место пользовалось дурной репутацией и у пассажиров и у кондукторов с вагоновожатыми, особенно в вечернее время. Агрессивный нрав обитателей переулков Нагорного, Фабричного, Первомайской и других окрестных улиц проявлялся в остановке трамвая путём отжима дуги токосъёмника, закладки на рельсы пистонов, медных трубок начинённых смесью, соскобленной со спичечных головок, и других взрывных самоделок. В порядке вещей были грубость, драки, воровство.
И, наконец, последняя остановка — железнодорожный вокзал. Трамвай заезжал на Привокзальную площадь, подходил вплотную к строящемуся зданию Дворца культуры железнодорожников, совершал левый поворот по огромной дуге и заканчивал свой маршрут у деревянного навеса-павильона стоявшего в районе сегодняшних пятиэтажных жилых домов. Брал новых пассажиров и, развернувшись на 90 градусов, отправлялся в обратный путь.
1950-й год знаменателен для Орла введением в строй комплекса сооружений железнодорожного вокзала; сама же территория, прилегающая к нему, разочаровывала невыразительностью и необустроенностью; она, кажется, в то время не была даже асфальтирована. Вся она использовалась под торговлю; частники продавали здесь продукцию со своих личных подворий — птицу, овощи, фруктовые саженцы; предлагали поддержанные вещи.
Гладя на убогость это площади и многих других улиц города, с трудом верилось в их коренное преобразование в обозримом будущем. И тем не менее преображение произошло.
_____________________________
Леонид Паноянов, Орловский вестник, 2000г.

Предчувствуя, что на этот раз попалась очень интересная статья, я, погрузившись в пустой трамвай, устроился на сидении, обогреваемом откуда-то снизу печкой и не дожидаясь прихода домой погрузился в прочтение копии этой самой статьи. Как доехал до дома, честно не заметил. Мысли перенеслись в Орёл пятидесятилетней давности. Потом, я несколько раз ставил себе на место героя рассказа, вспоминал свои любимые детские путешествия на трамваях, сначала не по Орлу, а потом и по нему самому. Как всё тогда было по-детски интересно и здорово. Подумал и о том, что вот уже почти 30(!) лет езжу в одних и тех же, по моделе, вагонах. А они не вечны, и как же их будет не хватать в будущем... Вспомнил, что ровно 10 лет назад взял и ручкой в большой общей тетради описал точно такой же рассказ, как и держал в руках. Я постарался запечатлеть, всё что видел из окон вагона в 2002 году на каждом из маршрутов. 10 лет прошло, Ох-ё. А как же недавно это было и сколько уже успело изменится за эти годы.
Может, если бы мы чаще читали в современных газетах такие вот рассказы, то и лучше бы знали прошлое своего города. Да и просто 10 минут такого приятного позитива. Да куда-там. У них теперь в почёте «Интриги, скандалы, расследования». И так почти везде, почти всегда...

Автор Elena
Участник 
#3 | Дата: 5 Фев 2012 12:12 
Kireev
Да! Отличччно! Спасибо! Всем будет интересно!

У Паноянова Леонида Захаровича в 2003 году вышла книга "Орловские силуэты". Она есть в библиотеке Бунина. Всё, что касается мемуарной части написано прекрасно!

Леонид Захарович - старый краевед, экскурсовод и очень хороший человек, что немаловажно для того, кто пишет воспоминания. Его уважаемая супруга - родная сестра Дмитрия Блынского.

Kireev
Это я, искренне благодаря Вас, говорю, что у Паноянова и кроме статьи о трамвае в книге есть прелестные зарисовки о городском парке, о плавании по Оке и подобные вещи. ПолУчите большое удовольствие, их читая! ))))

Автор Pavel

Участник 
#4 | Дата: 5 Фев 2012 17:22 
Kireev
Вот спасибо!
Сразу отметил для себя два интересных момента:
Третья остановка ассоциировалась с обширным двором между поликлиникой и двухэтажным зданием пединститута (сегодня владения «Зенит Бизнес банка»).
С улицы здание пединститута было окружено высокой оградой из толстых металлических прутьев
Это к вопросу о фотографии с пединститутом. Получается из разрушенного здания на Салтыкова-Щедрина пединститут переехал сначала на ул. Московскую, а затем уже в новое здание на Комсомольской площади.

И второй момент:
Здесь до открытия движения по восстановленному в июле 1950 года Красному мосту начинался и заканчивался трамвайный маршрут «Сквер Танкистов — Железнодорожный вокзал».
Был у нас некоторое время назад разговор о том, что мосты восстановили сразу же и пустили трамваи. Помню я еще отстаивал версию, что некоторое время трамваи ходили только по Ж/д району. Получается, так и было и до 50го года трамвая в других районах города не было.

Автор Elena
Участник 
#5 | Дата: 5 Фев 2012 17:29 
Pavel
. Получается из разрушенного здания на Салтыкова-Щедрина пединститут переехал сначала на ул. Московскую, а затем уже в новое здание на Комсомольской площади.
Да конечно же!!!

И там, в этом старом здании, такие интересные педагоги вели занятия! Марью Покровскую хотя бы взять, историка средних веков!

А около нового здания пединститута вначале тоже ставили ограду, хорошую, красивую. ) Но быстро сняли.

Автор Kireev

Модератор 
#6 | Дата: 6 Фев 2012 00:58 | Поправил: Kireev 
Elena, Pavel
Конечно пожалуйста! Жаль только, что такие рассказы, попадая в газеты, после выбрасываются или ложатся в хранилище, где, если они не попали в картотеку, шанс найти их - просто случайность. Вот и хочется каждый найденный отрывок найти, вытащить из забытья и запечатлеть для всех. Вот только перепечатывать немножко сложно.
А фамилия этого человека, почему-то, показалась не знакомой. Но обязательно постараюсь прочитать книгу с его воспоминаниями.
А о трамвае. Думаю автор пишет именно о закрытии движения на момент ремонта моста. Сразу после войны построили временный деревянный, а теперь возводили капитальный мост. Вот трамвай там долго и не ходил. Достоверно трамвай пустили в 1945 году. Сначала от вокзала до Володарского переулка, а чуть позже продлили да Монастырки. В 1949 году открыли маршрут №2 до Кирпичного завода:
№1 Вокзал - ул.Горького
№2 Вокзал - Кирпичный завод
Это кое-какие данные из музея ТТУ. Там же, действительно, упоминают, что на время ремонта моста движение по нему прекращалось и трамвайная сеть разбивалась на следующие маршруты: Вокзал-сквер Танкистов; и отдельно на другом берегу: Володарский - Кирпичный завод; Володарский - ул. Горького.
Трудно сказать, почему автору вспомнился именно период, когда был закрыт мост и как там обстояли дела по факту. Тут приходится судить только по написанному.
А ведь и правда. Такой же человек как и мы с вами - обитатели сайта. Человек, даже через 50 лет способный в таких подробностях описать местность! И в 10 и в 20 лет он не просто ехал в трамвае с безразличным, замученным работой и жизненными хлопотами лицом, а он жил вместе с городом.
Спросите сейчас у кого-нибудь, где стоял совсем не долго в 90-х памятник Есенину на Комсомольской, мимо которого проезжали тысячи людей в день или что было на месте гостиницы Салют. Да, уверяю, некоторый процент жителей города уверенно скажет, что Гринн построили на совершенно пустом месте :)

Автор Pavel

Участник 
#7 | Дата: 7 Фев 2012 09:28 
Kireev
Тогда получается, что два моста временно сделали деревянными? И пустили по ним многотонные трамваи с людьми?
А когда сеть разбивалась на районы, то трамваи ночевали и ремонтировались прямо под открытым небом? А разворачивались как? Или всего пара штук каталась туда-сюда?
Вот сколько вопросов...))

Автор Kireev

Модератор 
#8 | Дата: 9 Фев 2012 02:36 
Pavel
По мостам - верно. Оба были временные деревянные. Тут на сайте или ещё где-то попадалось фото временного деревянного Красного моста с рельсами. По-мимо этих двух ещё были мостики через Ленивец и через овраг у кольца в Монастырке. Что до веса вагонов? Хм. Наверное мостики крепкие были. И ж/д мосты бывают деревянные. Такой «антиквариат» в Питере даже успел шагнуть в 21 век! http://transphoto.ru/photo/265317/

По работе трамвая тогда вышел отдельный приказ горисполкома в несколько пунктов. Среди которых были: 1. О организации временного небольшого парка на Щепной площади. Вероятно в виде пары тупиков с канавами. 3. Организовать временный оборот вагонов вокруг драмтеатра (Свободное пространство). По-видимому была уложена кривая прямо перед главным входом. Так вагоны и разворачивались.
Постарался ответить на все :)
В 1999, когда Красный ремонтировали капитально, "четвёрка" тоже работала самостоятельно. У вокзала в тупичке тогда и устроили смотровую канаву сделав мини-депо.

Автор Kireev

Модератор 
#9 | Дата: 11 Фев 2012 01:53 
Elena
Спасибо ещё раз за наводку по книге Паноянова. Видел в бунинке. Она весьма небольшая. Как-нибудь засяду там почитать. Есть в ней и глава о улице Сталина. Как в этой газетной статье, только побольше (в газете её урезали чуть). Попробую в издательстве по-узнавать, но думаю купить уже не реально.

Автор Elena
Участник 
#10 | Дата: 11 Фев 2012 13:41 
Kireev
Опрошенные старожилы ответили на вопрос по поводу трамвайных рельсов.

Ни перед театром, ни за ним никакого разъезда не было. "Со стороны банка был просто тупик. Два трамвая были сцеплены так, что кабины водителя находились в «голове» и в «хвосте» сцепки, поэтому трамваю не надо было разворачиваться".
Старые фотографии не приводят также никаких "временных оборотом". Если решение и было принято, как Вы говорите, в дело его не привели.

По деревянным мостам трамваи не ходили. Никто не вспомнил спуска с Ленинской на деревянный мост и не представлял себе, каким бы он мог быть, этот спуск.

На мосту проводились бесконечные работы по его постройке. Тарапунька и Штепсель шутили:
- Какая самая длинная река в СССР?
Вопрос задавали на "Огоньке".
Граждане отвечали всерьез.
Штепсель сказал:
- Это река Орлик в Орле!
А Тарапунька добавил:
- Река 2 метра, мост 2 километра.
И про стройку, что очень длинна по времени.

Мост через Ленивец был каменным. Сам Ленивец в 60-е годы частично уже уходил в трубу, и шоссе на Московской в этом месте выглядело совершенно обычным образом.

Автор Pavel

Участник 
#11 | Дата: 11 Фев 2012 17:25 
Elena
из разговоров со старожилами я слышал точно такую же информацию, какую Вы только что изложили. Что до постройки капитальных мостов трамвай ходил только в ж/д районе, где было депо для ремонта и ночной стоянки.
Да и представить себе провоз людей в многотонной машине через деревянный мост я не мог.
НО! Не доверять информации из ТТУ, полученной Андреем Киреевым и другими любителями транспорта у меня нет оснований также.
Плюс еще вот это фото, выложенное недавно на сайт:

Рельсы то есть...
Одним словом я в замешательстве. С одной стороны логика и здравый смысл, а также воспоминания очевидцев говорят, что не могло быть движения по мостам. А с другой стороны есть фото и информация в музее ТТУ.
Может быть рельсы положили, провели тестовый пуск, поняли, что риск велик и отказались от дальнейшего использования?
У меня только такой компромиссный вариант вырисовывается.

Автор Elena
Участник 
#12 | Дата: 11 Фев 2012 18:37 | Поправил: Elena 
Pavel
А какого года эта фотография?

Как-то сомнительно, что перед нами деревянный мост. Это было бы очень странно! Деревянный был в створе от банковской школы на другой берег Орлика пока новый достраивался.

А пока он достраивался, а это очень долго было, деревянный временный, да с рельсами там не ставился!

Pavel
Это было бы нерационально - ставить деревянный мост с рельсами да с такими мелизмами.

Pavel
Посмотрела внимательней. Да ну! Мост высоководный, дома внизу. Кто такое будет вытворять, чтобы потом разобрать?? Просто покрытие поверхности м.б. еще деревянное. И то вопрос.

Автор Elena
Участник 
#13 | Дата: 11 Фев 2012 20:16 
И кстати про музеи. Музей ж/д посещала без всяких ритуалов. Попросила, и пустили. Музей интересный, прекрасный музей. Хоть бы материал не выкинули. Да про музей про этот уже писала когда-то.

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 12 Фев 2012 03:16 | Поправил: Kireev 
Elena, Pavel
Тема немножко не для этой странички, но раз уж обсуждаем...
Ещё несколько доводов "ЗА".

Фото с временным Красным мостом (выше) датировано 11.1943г. Архив РГАКФД.
Мост действительно высоководный и дома внизу. Дамбы-то ведь остались прежние! Упал в воду только взорванный пролёт моста. Есть же фотографии взорванных пролётов, а дамбы и даже центральная опора Красного моста уцелели. А тут на старые высокие дамбы навели временный мост, который тоже стал высоким. Так же постуцпили с мостом через Орлик. Мосты и каменные подъезды к ним (дамбы) остались на своих местах(!). Сделались временными только пролёты между старыми дамбами. И не факт, что пролёты были деревянными. На фото мы видим (вроде как видим) лишь деревянное покрытие проезжей части.

О открытии движения по маршруту «Вокзал — Володарский переулок» писала Орловская правда от 21 ноября 1943 года. Сам газету пока не читал, но есть цитата статьи о открытии движения и ссылка на неё. После возведения временного Ленинского моста линию продлят до Монастырки. Ну и как писал выше, в 1949 году открыли второй маршрут от вокзала до кирпичного завода. Линию строили долго и событие было значимым. Цитат по этому событию нет, но думаю поискать в газетах проблем не будет (если что найдётся — напишу).

Соглашусь с тем, что постановление о движении вагонов в Заводском районе могли не выполнить дословно, а действительно — оставили там пару поездов сцепленных «задницами». Это было сделать в разы проще.
Ещё такой момент, что в 1943-1948 трамвай очень часто останавливался на какое-то время из-за нехватки электроэнаргии или ремонта линий. Может и с мостами проблемы возникали.
Как-то так :)

Автор Kireev

Модератор 
#15 | Дата: 12 Фев 2012 03:38 
По фото (вдруг кто не сориентировался).
Мы видим Красный мост. Вид в сторону вокзала. Справа дома на месте нынешнего трансагенства, а слева здание бывшей гимназии Аблецовой и Байковской.

Страница  Страница 1 из 4:  1  2  3  4  Дальше » 
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /
 По Московской: от центра до места, где стояли Московские ворота

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх