Daria Pavel Про названия. Краеведение - живая, развивающаяся наука. Многие надуманные вещи ныне отвергаются. А на некоторые вопросы ответов пока что (пока что) нет. В числе таких вопросов - переименование Нижних улиц.
Переименование до революции - о, это было целое дело. Никаких "проплатил" там близко быть не могло. Почетный потомственный гражданин Никитин, допустим, в списках таких вот граждан не найден. А тогда что такое он "вытворил", чтобы этой фамилией аж две улицы назвали? Не знаю. Ответ пытаюсь найти. И поиски эти не так просты, как кажется. Никитиных даже на улице не было в то самое время, когда переименование совершилось.
То же по Ильинке. Не было там никакой ни церкви старинной, ни часовни. Не находится! Зато появилось соображение насчет имени в связи с тем, чем занимался, например, этот человек. Но - пока лишь соображение. Думаю, и из книжки это соображение пока уберу - поищу конкретного персонажа в архиве.
То же по Клушиным. Да, наименование улица получила по владельцу крупного земельного участка. Как переулок Струковский, Барановский, Зиновьевский.
В числе Клушиных у нас были губернский прокурор Николай Иваныч, в гости к которому приезжал и подолгу у которого живал известный поэт 18 века и родной брат прокурора Александр Иваныч (1763 - 1804). Из Клушиных был известен также председатель Орловской уголовной палаты Дмитрий Николаич. Но у меня нет данных, что тут жили именно эти Клушины. А купцов с такой фамилией во времена, когда улица еще не стала Покровской, не нашла.
И существует еще масса подобных вопросов! И, в общем, это правильно. Наука, если она настоящая, обязана всё учесть, все легенды и были, но она же должна их перепроверить. Сами знаете. )))))
Daria Теперь про часовню. Уточнила данные по бумажкам из архива. )))) С 1800 года и до - пока неясно до какого, но не позже 1850 часовня стояла на берегу Оки бок о бок со строящейся Успенской единоверческой церковью. С 1843 по 1845 год в Орле шла настоящая война за это место. 40-звенный забор отгораживал часовню от стройки единоверческого храма. Ввысь он уходил настолько мощно, что вызывал беспокойство владыки Смарагда. "Хоть сухим деревом отгородиться", цитирует он слова староверов. Староверам удалось выкупить дом, примыкавший плотную к месту стройки, и РПЦ так и не сумела перекупить его у них. В документе 1877 года сказано о церкви в 75 квартале и о доме купца Суханова вблизи нее. Суханова с его товарищами Смарагд считал "людьми очень сильными".
Речи о часовне в 1877 больше нет. Про австрийцев ничего не знаю, но, может быть, речь шла о "финляндском первостатейном купце Алексее Яковлевиче Белякове", который играл одну из первых ролей у староверов Орла в середине 19 века. Да свой, свой был, просто зарегистрирован был таким образом.
Молельный дом в 44 квартале возник, думаю, что позже разгона часовни у построенной Новоблагословенной церкви. Находился он, это я отвечаю на вчерашний вопрос, потому что ушла от компа, между ул. Васильевской и Компанской, ныне ул. Чапаева, почти на углу, под номером 3.
А часовня на Лутовом кладбище была уже за Орлом. Сама "видела", как в середине 19 века тамошние староверы служили вместе с православной церковью общие службы.
А вообще в середине 19 века в Орле было 3,5 тысячи зарегистрированных староверов.
Это были не сектанты, а свои же православные люди, просто варианта веры до середины 17 века. |