| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Орловские узкоколейки (УЖД)

 
 
Страница  Страница 3 из 5:  « Назад  1  2  3  4  5  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#31 | Дата: 25 Июл 2011 01:44 | Поправил: Kireev 
Спасибо за статью. Редкий материал. Интересно - какой год? Я всё пытался найти в старых газетах статьи когда эту ветку закрыли, но пока пусто.
Газета, думаю, чуть чуть съюлила написав, что это колхозники построили её, своими силами. Ветка им конечно досталась от немцев. Тут точнее будет сказать - восстановили.

Автор noise

Участник 
#32 | Дата: 26 Июл 2011 21:57 
Спасибо за статью. Редкий материал. Интересно - какой год? Я всё пытался найти в старых газетах статьи когда эту ветку закрыли, но пока пусто.

Газета "Социалистическое замледелие" №52(4152) 28 апреля 1945 года.

Автор noise

Участник 
#33 | Дата: 26 Июл 2011 23:13 
Газета, думаю, чуть чуть съюлила написав, что это колхозники построили её, своими силами. Ветка им конечно досталась от немцев. Тут точнее будет сказать - восстановили.
Это же газета 45 года )))
Попасть на саму станцию очень хочется, но кроме как на автомобиле это не реально. Глушь там дикая.
Идея очень привлекательная. Мне давно хочется попасть в те края. А чем ночевка в палатках плоха? Времени самое то! И костерок и песни и т.д.

Автор Kireev

Модератор 
#34 | Дата: 18 Май 2013 02:55 | Поправил: Kireev 
___«Исчезнувшие линии в ветки. УЖД»___

http://orel-transport.ru/articles.php?gid=186
Много почитать и посмотреть по теме.

Автор Kireev

Модератор 
#35 | Дата: 10 Июн 2016 22:00 | Поправил: Kireev 
А сегодня возле входа в Военно-исторический музей состоялась официальная передача в фонды музея фрагмента колеи бывшей Болховской УЖД. В прошлом году её подняли со дна Оки в районе ст. Оптуха.
Фоторепортаж выложить смогу через день-два, а заодно, может, и подготовить по ней и небольшой рассказ. То есть, сделать полноценный исторический обзор. А то она у нас на сайте постоянно фрагментами в разных темах вспоминается.

Автор Engineer
Участник 
#36 | Дата: 14 Июн 2016 20:20 
Kireev
Только что в новостях на "Первом областном" (начало в 19.30) был сюжет на представленную Вами выше тему. В конце репортажа прозвучала фраза об организации в июле месяце автопробега по местам, где пролегала трасса бывшей Болховской УЖД. Я так понимаю точная дата еще не определена. Думаю, что Вы, как активный участник и организатор подобных мероприятий, можете подсказать, где можно получить подробную информацию о дате и месте сбора. Хотелось бы поучаствовать.
Заранее спасибо.

Автор Kireev

Модератор 
#37 | Дата: 14 Июн 2016 21:42 
Engineer
Да, незадолго до события они выли на маня и попросили помочь им с материалами для оформления небольшого стенда. Так стали контактировать. Ребята - замечательные люди. Ну сейчас может посижу немного за писаниной и хотелось бы написать обо всём подробней.
А пробег да, намечается. Думаю будет интересно, так как направлен он именно на поиски возможных артефактов бывшей УЖД в деревнях и расспросов старожилов деревень, заставших дорогу. Единственное, не знаю, будут ли ребята объявлять какие-то массовые сборы. Оставьте свою почту на всякий случай (или напишите мне какое-нибудь письмецо) для личного сообщения на случай, если они попросят не объявлять открытых массовых сборов.

Автор пешеход

Участник 
#38 | Дата: 14 Июн 2016 22:12 | Поправил: пешеход 
https://youtu.be/GKa6bLxq2aM?t=15m
видео

"а!рука!"(с)

Киреев. а твою нонейм фотку все же использовали?

Автор Kireev

Модератор 
#39 | Дата: 14 Июн 2016 22:30 
пешеход
Оно, спасибо!
Фотку им специально послал, но как раз с пометной, что знатоки немецких фотографий (понимаешь о ком я) подсказали, что это может быть и не болховская ветка. Но так или иначе - для примера она была очень хороша. А то ведь болховской дороги всего лишь две фотографии и есть.

Автор Kireev

Модератор 
#40 | Дата: 14 Июн 2016 23:26 | Поправил: Kireev 
___ Болховская железная дорога. ___

По исследованию истории этой железной дороги в начале 2000-х годов Максимом Шаненковым была проделана большая изыскательная работа, которая позже вылилась в очерк под названием "Забытый Болховский проект", а затем очерк стал и главой книги, посвящённой истории строительства железных дорог в Орловской губернии.
Забытый Болховский проект https://bolhov.3dn.ru/publ/5-1-0-4

Ну, а если вкратце.
Первые проекты постройки железнодорожной линии от города Болхова до соединения с железнодорожной линией Москве - Курск относятся к периоду конца 19 века - в эпоху бурного развития железнодорожной отрасли страны. Тогда дело дошло до выделения денежных средств на изыскания будущей железнодорожной ветки и строительство её в габаритах стандартной широкой колеи.
Проект тогда так и не получил развития и к нему вернулись с перерывом спустя несколько лет. Стоимость изыскательных работ уже была значительно выше. Но и тут далеко не продвинулись.
В начале 1900-х годов министерство путей сообщения (министр путей сообщения П.П. Мельников) решает строить прямую железнодорожную артерию Орёл - Нарва (в другом источнике Орёл - Петроград), протяжённостью 919 вёрст. Узнав о грандиозных планах правительства, болховское земство в очередной раз вспомнило о том, что когда-то — почти тридцать лет назад — задумывалась железнодорожная линия от Болхова до Московско-Курской магистрали. Стало известно и то, что новая дорога пройдёт по территории Болховского уезда.
В феврале 1911 года болховская делегация с полным комплектом документов направилась к руководству страны в Петербург за одобрением проекта. Результатом поездки стало и то, что болховский проект был назначен к рассмотрению в правительстве в качестве первоочередного. Более того, в Петербурге начали всерьёз подумывать о том, чтобы провести орловско-нарвскую линию через Болхов или же несколько западнее его. Задание начать изыскания будущей линии за казённый счёт получили инженеры Васильев, Романовский и Юрковский.
Начавшаяся первая мировая война похоронила планы постройки спрямлённой линии Орёл — Нарва.

По теме здесь можно представить два интересных изображения.
Первое это карта, датированная 1921 годом, на котором показана проектируемая железнодорожная линия от Орла вверх в сторону Болхова. Это та самая - Балтийская магистраль Орёл - Нарва
KireevFoto1397
И немые свидетели эпохи с трассы бывшей железнодорожной стройки. Опоры (быки) недостроенного железнодорожного моста через реку Волхов, Новгородская обл.


Проект постройки железной дороги в Болхов осуществили лишь в 1942 году немцы в годы Великой Отечественной войны.
KireevFoto1398
Строительство моста на трассе УЖД через Оку в районе Оптухи. Фото ранее было на сайте.

К сожалению, немецкие фотографии эксплуатации болховской железной дороги практически отсутствуют. Так например есть безымянное фото на котором мы хотя бы можем посмотреть принцип перевозки по такого вида железным дорогам. Конструкция колеи аналогична Болховской УЖД
KireevFoto1399

После изгнания неприятеля трофейная узкоколейная железная дорога ещё 20 лет успела послужить на нужды советского народного хозяйства. 16 июня — в Москве Совет народных комиссаров РСФСР издаёт распоряжение за номером 1355-р следующего содержания: "Обязать Орловский облисполком передать трофейную узкоколейную (железнодорожную. — М.Ш.) ветку Оптуха — Болхов Орловской области протяжением 60 км (находящуюся в разрушенном и безнадзорном состоянии) в ведение Наркомместтоппрома РСФСР".

Зачем же была нужна эта дорога уже в освобождённой стране? Как указывают источники - после восстановления она была продлена дальше до границы с Калужской областью и до начала обширных лесов. Видимо, подвоз древесины на станцию Оптуха, а оттуда отправка её в то же Орёл, Мценск и т. д. - имели очень большое значение.
О лесовозном прошлом дороги вспоминают и местные жители, старожилы тех мест. Указывают на это и единичные фотографии с дороги
KireevFoto1400
лесовозный вагон, Болховская УЖД, 1957 год. Фото ранее публиковал на сайте aviatechnic.
Маленькие статейки из "Орловской правды", 1950 год.
KireevFoto1401

Что же до второго предназначения железной дороги - доставка угля, то оно выглядит намного неопределённее, нежели лесовозное предназначение дороги. Такие строки можно найти в статьях о шахтах из газеты "Болховские куранты":
... "Эксплуатация открытых на Орловщине угольных месторождений выдвигает много проблем, в частности, транспортировки добытого угля. Ведь от Ленинской шахты только до Болхова около 25 километров. Хороших проезжих дорог здесь почти нет. Правда, имеется ведомственная железная дорога, идущая от станции Оптуха к Ленинскому леспромхозу, расположенному в Болховском районе. Но от леспромхоза до шахты придется прокладывать еще около восьми километров путей. При этом проводить дорожные коммуникации надо в кратчайший срок, а то может получиться, что уголь пойдет, а вывезти его будет нельзя, или из-за высокой стоимости перевозки местное топливо окажется менее дешевым, чем привозное" ...
Дело в том, что даже изыскательные работы по угледобычи в данном районе начались лишь в 1956 году. Строить шахту начали в следующем году. Конец 1958 года. Шахта всё ещё не пущена в эксплуатацию. Вероятно, это сделали в 1959 году.
Неизвестно доподлинно, когда закрыли шахту, но просуществовала она совсем не долго. Или из-за низкого качества угля или по иным причинам разработка месторождения дальше не пошла. Возможно, это была одна из причин закрытия УЖД. Доставку леса к тому времени уже могли наладить автомобильным транспортом.

Вскоре и сама железная дорога была закрыта. У Максима Шаненкова читаем:
... "Узкоколейную железную дорогу Оптуха — Болхов — Ульяновский лесхоз и ветку шахты Ленинская с 20 октября 1963 года ликвидировать без правопреемника". ...

Реконструировал и две схемы всей протяжённости УЖД Оптуха -Болхов - Леспромхоз + ветка на шахты
KireevFoto1402 KireevFoto1403

Автор Kireev

Модератор 
#41 | Дата: 15 Июн 2016 01:04 | Поправил: Kireev 
Лишь по прошествии сорока лет первые серьёзные исследования, касаемые истории данной железной дороги провёл Максим Шаненков, человек на равнодушный к железнодорожной теме Орловщины. В 2004 году им же и были выявлены фрагменты рельсовой колеи, лежащие на дне Оки в районе Оптухи. Других известных на сегодня артефактов умершей железной дороги пока выявлено не было.

50 лет спустя в 2015 году активистами патриотического поискового объединения "Наследие" в районе Оптухи из реки Оки были извлечены фрагменты узкоколейной рельсовой колеи http://istoki.tv/news/city/poiskoviki-podnyali-iz- oki-uzkokoleynuyu-zheleznuyu-dorogu-/
Так, спустя полвека забвения и никому ненужности благодарные потомки возвратили канувшую в Лету (в нашем случае в Оку) маленькую, но такую интересную, историю Орловщины.

О "Наследии" https://youtu.be/r57XqpcaZos

А 10 июня 2016 года состоялась передача одного из фрагментов рельсовой колеи Орловскому Военно-историческому музею.
Сюжет https://youtu.be/zjEren1sHJ4

KireevFoto1404 KireevFoto1405 KireevFoto1406 KireevFoto1407

И конечно они - неравнодушные Орловцы, без которых не смог бы осуществиться данный проект
KireevFoto1408
Николай Машихин и Михаил Ермаков.

Автор Engineer
Участник 
#42 | Дата: 15 Июн 2016 19:50 
Kireev
Я Вас понял. Адрес почты я оставлю ниже. Но прошу Вас не беспокойтесь за меня единственного. Если ребята хотят организовать поездку только своим коллективом, ради Бога, не стоит напрашиваться и напрягать их чужим присутствием. Ну, а если в поездку будут приглашены все желающие, тогда буду благодарен за сообщение о дате и месте сбора. С транспортом проблем нет.
С уважением. Владимир. orel-kip@mail.ru

Автор Kireev

Модератор 
#43 | Дата: 15 Июн 2016 23:55 
Engineer
Сообщу конечно в любом случае. Думаю, пара машин к намечаемому пробегу их никак не напряжёт.

Автор Engineer
Участник 
#44 | Дата: 17 Июн 2016 21:00 

Автор vasses

Участник 
#45 | Дата: 17 Июн 2016 21:18 
Странные шпалы и сам способ крепления к ним, обычно шпалы к узкоколейкам делали из распиленных вдоль бревен.

Страница  Страница 3 из 5:  « Назад  1  2  3  4  5  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Орловские узкоколейки (УЖД)

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх