Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"Художница Антонина Софронова1892 – 1966 «Под голубыми небесами
Готова мысль игрою стать
И мир обеими руками,
Как чашу пенную принять». Эти строки, как ни странно, принадлежат вовсе не поэту, а художнику, точнее – художнице, чье наследие составило более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям, чьи лучшие картины находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской Галерее, но чье имя до недавнего времени предпочитали не упоминать из-за того, что направление, в котором она работала, не укладывалось в рамки классической живописи.
Родилась будущая художница в селе Дросково (ныне – Покровского района) в семье земского врача, человека разностороннего и талантливого, переняла от него многие способности: писала стихи, занималась музыкой, но закончила – и блестяще, с золотой медалью – женское коммерческое училище в Киеве.
После этого все же выбрала тропу художественного творчества и, уехав в Москву, училась в студии живописи и рисования И.И. Машкова, тогда же впервые приняла участие в одной из выставок «Бубнового валета»,
В тяжелые годы гражданской войны Антонина Федоровна Софронова, пережив смерть матери, спасаясь от голода, холода и эпидемий, возвращается с маленькой дочерью в родное Дросково, где живет более года, преподавая рисование в местной школе, успевая заниматься творчеством: пишет пейзажи, делает записи в дневник.
В 1921 году Софронова переехала в Москву, где, за исключением периода эвакуации во время войны, прожила всю оставшуюся жизнь. Здесь она участвовала первое время в выставках, а потом, когда власти перестали ее замечать, зарабатывала себе на хлеб ретушированием фотографий – и продолжала рисовать – для себя, для души, для будущего.
Она умерла в 1966 году, забытая как художница, однако сейчас ее имя возвращается из небытия – благодаря усилиям ее дочери, Ирины Андреевны Евстафьевой, и ее мужа – тоже художников. Вышла в Москве, в серии «Художники русского авангарда», книга почти в 600 страниц, посвященная ей, целый зал в Орловском музее изобразительных искусств отведен под ее картины, на доме в Орле, где она жила, помещена теперь мемориальная табличка, организуются ее персональные выставки.
На ее родине имя Антонины Софроновой присвоено Дросковской сельской библиотеке, отметившей несколько лет назад свое 100-летие.
И на почетном месте в этой библиотеке книга – «Антонина Софронова» - с предисловием ее дочери.
Ирина Андреевна Евстафьева хотела сама подарить книгу – но не успела, умерла. Но ее пожелание было выполнено ее мужем, зятем Антонины Федоровны Софроновой – Сергеем Ивановичем.
Это благодаря им, Евстафьевым, имя русской художницы Антонины Софроновой, одной из зачинателей русского авангарда, вернулось к истинным ценителям искусства.