| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /  
 

Первокреститель вятичей - Святой Иоанн Кукша

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор admin

Администратор Муж.
#1 | Дата: 1 Июн 2010 22:23 | Поправил: admin 
Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"

Первокреститель вятичей - Святой Иоанн Кукша

" title="
Существует предание, что этот святой был родом вятич и происходил из княжеской династии. Есть правдоподобная версия его происхождения.
Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать вглубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли их князья - Ходота, его сын и Кордн. Мономах, убив непокорных Ходоту и Кордна, сына Ходота взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи.
При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя навсегда сохранил и в стенах Киево-Печерской обители, где жил он в числе других членов монастырской братии. По одной из версий, новообращенный христианин свое языческое имя сохранил потому, что на языке народа, который вятичи вытеснили из нашего края, "Кукшею" назывался молитвенный дом.
В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Муромского княжеств, но в церковном отношении составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей «светом Христовым».
Миссионеры двинулись в путь весной-летом 1113 года по реке Десне, проповедовали в Брянском уезде, в Карачеве, а достигнув Оки, по реке отправились к Мценску. Проповедь здесь была плодотворной, сопровождалась многочисленными чудесами и вскоре в крае построили первую церковь, названную Введенской (начало строительства пришлось на канун праздника "Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы и Присно Девы Марии").
В этой церкви Кукша поставил образ Святителя Николая, высеченный из дерева в человеческий рост, но "привыкшему к безмолвию пещер", проповеднику необходимо было иметь места или скиты для уединенной молитвы, и одним из таких мест стал колодец в полутора верстах от деревни Карандаково.
Колодец, по преданию, выкопал сам Кукша. Проповеди монаха "возбуждали удивление друзей" и ненависть врагов, которые решились на убийство. Вот что написал составитель "Исторического словаря о Святых": "Озлобленные за сокрушение их идолов, жрецы вятичей подвергли преподобного Кукшу разным истязаниям и отсекли голову".
Так закончилась «многотрудная и преславная» жизнь просветителя нашего Орловского края – Святого равноапостольного священномученика Кукши. Вместе с Кукшей был убит и его ученик Никон.
Узнав о гибели проповедников, киевские монахи прибыли в наш край, нашли тело Кукши и поместили потом его мощи в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где они находятся и поныне.
Христианская проповедь Кукши пустила корни на земле вятичей, но еще три века многие вятичи оставались язычниками, и лишь в 1415 году произошло крещение амчан.
В XIX веке на мценской земле было создано "Братство священномученика Кукши", усилиями которого построен был каменный трапезный храм. Левый придел в нём получил название святого проповедника, а в феврале 1895 года в Мценск доставили икону с частичкой мощей Кукши (икону изготовили по специальному заказу в Киево-Печерской Лавре).
В 1900 году создано было Орловское Церковное Историко-Археологическое общество, которое избрало Кукшу своим небесным покровителем.
В 1913 году в губернии прошли торжества, посвященные 800-летию мученической гибели святого, а в канун праздника популярными стали моления у двух колодцев, связанных с его именем, – "Страдальческого святого" и "Явленного".
Ныне, спустя почти 100 лет, в крае вновь растет интерес к жизни и деятельности первокрестителя вятичей. В дни памяти Кукши – 9 сентября и 11 октября десятки людей приходят к источнику у деревни Карандаково, заново найденному в 1993 году группой студентов исторического факультета Орловского Государственного университета во главе с краеведом Анатолием Мищенко.
Возродилась деятельность Орловского Церковного Историко-Археологического общества, покровителем которого является Кукша. Носит имя Святого детская православная гимназия в Орле.
Возрождено многое и в Мценске из того, что связано с именем Кукши: в частности, в Свято-Троицком храме, где находится туфелька от мощей святого, ежедневно совершаются молебны перед его иконой, а по праздникам – и на Святом источнике, в Карандаково, при большом стечении духовенства и мирян. Готовится Орловщина уже и к открытию храма на этом источнике: его строительство идёт быстрыми темпами.
" title="
Думается, зажженная в конце XIX века свеча памяти "равноапостольного Святого Кукши", просветителя нашего края, уже не погаснет.

Автор Elena
Участник 
#2 | Дата: 2 Июн 2010 19:05 
admin
Ходота, его сын и Кордн. Мономах, убив непокорных Ходоту и Кордна, сына Ходота взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи.
Ссылку на автора хотелось бы.

Автор apolinkin
Участник 
#3 | Дата: 2 Июн 2010 21:56 
Еlena

Как только выйдет на форуме вся глава - обязательно опубликую список использованной литературы и источников, хотя, в общем-то, я старался писать не научные, а популярные биографии героев. Одно точно - своих фактов я не придумывал.
До связи и новых сообщений

Автор Elena
Участник 
#4 | Дата: 2 Июн 2010 22:16 
apolinkin
Понимаю, но всё же, всё же, всё же.
Народ же как! Если даже популярные биографии, то всё равно он должен быть уверен, что это правда, или как-то оговаривать это.
Я знаю Ваши источники, и потому - не принимайте сказанное на свой счет.
Вы волнуетесь, потому что Вы - доброкачественный автор. Это здорово.
Но всё равно. Тут есть нюансы, которые нужно проговаривать на мой взгляд более отчетливо.
Что-нибудь более внятно: есть версия, существует легенда, проч. Вы извините, но - Вы знаете, как я Вас глубоко уважаю.

Автор Cyrano

Участник 
#5 | Дата: 3 Июн 2010 17:58 
admin
В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Муромского княжеств, но в церковном отношении составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским
Интересно, а знали ли вятичи, что они управлялись со стороны епископом Черниговским? Не много ли брал на себя Святитель Феоктист? Вот, ведь, и Король Польский Владислав Четвертый Ваза аж до 1635 года считал себя Царем Русским Владиславом Первым и Великим Князем Литовским Владиславом Вторым. Но, как говорится, сколько ни говори "халва"...
Миссионеры двинулись в путь весной-летом 1113 года по реке Десне, проповедовали в Брянском уезде, в Карачеве, а достигнув Оки, по реке отправились к Мценску.
Город Мценск впервые упомянут в летописях в 1146 году. Следует ли понимать, что целых 33 года Кукша вел подрывную работу против гордых верований моих независимых предков, ратуя за христианство, которое, к тому же, являлась религией киевских захватчиков, не раз вторгавшихся в пределы вятичских земель, причем вятичские жрецы, которых представители РПЦ МП рисуют исключительно кровожадными варварами, таким образом, 33 года терпели пропаганду иноверцев-перебежчиков.
Христианская проповедь Кукши пустила корни на земле вятичей, но еще три века многие вятичи оставались язычниками, и лишь в 1415 году произошло крещение амчан.
По моим представлениям (я могу ошибаться, но ряд иследователей считает, что слово "вятичи", как самоназвание живого этноса исчезло примерно к 1200 году), Польская Украина, включавшая Верхнее Поочье, в 1415 году входила в состав Великого Княяяжества Литовского, Русского и Жемайтского, причем литовские князья достаточно толерантно относились к языческим верованиям моих предков. Посему процедура крещения мецнян мне представляется покрытой туманом. Может быть, Вы просветите меня на этот счет...
...Кстати, ходят слухи, что орловские иерархи неоднократно обращались к вышестоящим органам с пожеланием передать на Орловщину труп Святого Кукши. Однако, памятуя о том, что именно вятичи порешили Святого Кукшу, а еще в конце XIX века сектантов, не желавших вступать в титульную религию, на орловщине было больше, нежели представителей титульной религни, первоиерархи неизмено отказывали орловским иерархам в этом деле. Как сейчас обстоит дело с этим вопросом?
Святого равноапостольного священномученика Кукши
Не подскажети ли, когда, кто и где Святого священномученнника Кукшу провозгласил равноапостольным?
Всего доброго,
Cyrano

Автор Литвин

Участник 
#6 | Дата: 3 Июн 2010 19:20 
Да уж, тёмная это история... Как собственно и вся история. Тут уж с какой колокольни смотреть - кому просветитель и невинномученик, а кому - вероотступник и смутьян...

Автор apolinkin
Участник 
#7 | Дата: 3 Июн 2010 20:59 
Cyrano

Знаете, уважаемый Cyrano, я уже Елене написал, что не хотел бы разворачивать дискуссию до окончания публикации всей главы, а то и книги, и не ссылаться на какие-то источники, но уж больно Вы мне симпатичны своим молодым язвительным задором, в котором так и слышится: я вот Вас подковырну, вежливо так, но с глубокой внутренней издёвочкой - куда Вы, мол, лезете (не хочется продолжать известную русскую пословицу)?
Знаете, что-то я не слышал и не видел, чтобы монаха Прокопия, на основе книги которого я и сделал своё видение Кукши, хоть как-то склоняли тогда, в 2000 году, когда на Орловщине впервые после долгого перерыва отмечали День памяти Св.Кукши. Его книгу "Житие и подвиги апостольской проповеди священномученика КУКШИ" благословил Паисий, в ней - солидный список использованной литературы. Отец Прокопий, подписывая мне книгу, благословил будущий мой труд (11.10.2000), можете обратиться к нему с вопросом о равноапостольстве Кукши - получите квалифицированный ответ.
Знаете, иногда не надо ковыряться в глубину, тем более с таким временным промежутком - бесполезно это.
Что касается Мценска, Вы верно заметили - именно первое упоминание в летописях, но легендарное его существование гораздо старше.
А что есть наш рассказ о КУКШЕ? В значительной степени легенда, и не надо требовать именно от этого лица большего, подчеркну, это моё мнение.
А что касается Бунина, то Вы, наверное, правы, говоря о нём как о человеке, но никак о писателе. Я всё ему могу простить за один лишь перевод "Гайаваты" Лонгфелло

Автор Elena
Участник 
#8 | Дата: 3 Июн 2010 21:23 | Поправил: Elena 
apolinkin
Задор Cyrano не принимайте близко к сердцу. Что бы Вы ему не ответили, он всё равно будет царапаться и кусаться. И - за что ж Бунина так. Цитирует Cyrano нечестно, уже ловили его - прямо с цитатами.
Так что то, что он Вам напишет, еще не факт, как он с этими цитатами обойдется, и как передернет все факты.
Я привыкла реагировать на него, как на пыльную бурю. Можно закрыть форточку. :))))
Человек Бунин был вовсе не такой, каким его располосовал г-н Cyrano. Совершенно бескорыстно помогал попавшим в беду нашим эмигрантам, которые бедствовали многие. И так, кстати, всю Нобелевку раздал.

Теперь, возможно, Вы увидите, как Cyrano будет колотить этих эмигрантов, которые под давлением ужасных обстоятельств оказались вне родины.

Автор Cyrano

Участник 
#9 | Дата: 3 Июн 2010 22:37 
apolinkin
я вот Вас подковырну, вежливо так, но с глубокой внутренней издёвочкой -
Дорогой apolinkin, я не хотел бы, чтобы Вы видели в моих словах издёвку. Дело в том, что я вообще достаточно спокойно отношусь к инако-мыслящим, к злопыхательству закрывателей форточек и т.д. Проблемы (мои!) возникают лишь тогда, когда в высказываниях собеседников мне видится какое-либо внутреннее противоречие. Поскольку развитие - это разрешение противоречий, то обнаружение противоречия подсказывают мне, что. может быть. не все в порядке с целостностью моего мировоззрения, что что-то у меня надо пересмотреть. Честно говоря, я так и не научился жить с противоречиями. Они мешают мне спать и есть. Мне кажется, что моя личность рассыпается.
Вот я и выношу мои противоречия людям, причем, в той форме, в которой они стоят передо мной. А люди почему-то думают, что я издеваюсь над ними.
Cyrano

Автор apolinkin
Участник 
#10 | Дата: 3 Июн 2010 22:59 
Cyrano

Принимается, по крайней мере, читать Вас не скушно

Автор Cyrano

Участник 
#11 | Дата: 11 Июн 2010 23:38 | Поправил: Cyrano 
apolinkin
по крайней мере, читать Вас не скушно
Должен заметить, что Вас, земляк, - тоже...
Примерно полгода назад Вы подарили мне две Ваших замечательных книги... Огромное спасибо! Кое-что я попытаюсь со временем уточнить. Впрочем, возможно, Вы об этом ничего не знаете, ибо иои друзья просто попросили у Вас эти книги для того, чтобы подарить их одному хорошему человеку. А это - был я. :-)))
Подарки любят отдарки... Сейчас - полночь, и мне следует как-то попасть домой... Когда я вновь выберусь сюда, я выложу для всеобщего прочетения "Историю Мценского мужского монастыря" издания середины XIX века. Возможно она будет интересна Вам в плане работы над образом Кукши. Ежели Вы с этим изданием знакомы, и Вам оно не представляет интереса, то Ваш подарок, так сказать, в иной форме, пройдя через меня, совсем в другом виде, может быть, окажется интересным другим добрым людям, и круг доброты, хотя бы и в такой крохотной форме, возобновится...
Всего доброго,
Cyrano

Автор apolinkin
Участник 
#12 | Дата: 12 Июн 2010 07:58 
Cyrano

Спасибо, с удовольствием познакомлюсь с этой книгой, поскольку не знал о её существовании.
Всего хорошего и Вам
А.П.

Автор И_А
Участник 
#13 | Дата: 12 Июн 2010 09:14 
apolinkin: "Знаете, иногда не надо ковыряться в глубину, тем более с таким временным промежутком - бесполезно это".

Действительно! Это дело профессионального историка, а не любителя.

Автор apolinkin
Участник 
#14 | Дата: 12 Июн 2010 10:40 
И_А

Началась уже философия - с глубокими выводами

Автор Федор
Участник 
#15 | Дата: 15 Июн 2010 13:44 | Поправил: Федор 
Есть у меня «домик» в Тарусе, где наша семья проводит лето. И иногда с детьми или приятелями ходим в местный краеведческий музей, филиал областного. Продается там много книг местных калужских авторов, даже орловские попадаются, правда, в сборниках.
Они тоже пишут о Кукше. Про первокрестителя там тоже есть, но нет ничего ни про Карандаково, Мценск, Оку или Зушу. А есть Десна, Серена и город Серенск. Но ладно там калужские краеведы, когда они пишут про Бориса Зайцева, умудряются обходится без упоминания Орла. Но вроде и тульский Белев претендовал на то, что в окрестных лесах был обезглавлен проповедник. Да и брянские коллеги могут, наверное, привести множество доводов в свою пользу. Ведь именно в Брянск 1903 г. была доставлена специально написанная икона святого с частицею мощей. В чем было отказано, если я ничего не путаю «Братству священномученика Кукши".

А в описании, наверное, можно было бы упомянуть про памятник «Тысячелетие России» в Новгороде и может быть и про «Мценского Николу», который сейчас находится в Введенском храме Мценска.

Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /
 Первокреститель вятичей - Святой Иоанн Кукша

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх