| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Кладбища

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор втанке
Участник 
#1 | Дата: 9 Ноя 2013 23:11 
Всегда задавался вопросом, почему на деревенских и сельских кладбищах очень мало можно найти старых могил 18( их найти маловероятно вообще) и 19 веков, о более поздних временах вообще молчу. Например, если взять списки населённых мест, то можно обнаружить, что в конце 19 века население некоторых селений превышало теперешнее в разы, а пойдешь на кладбище, где похоронены предки и на котором наверняка хоронили со всех окружающих селений, которые упоминаются уже в 1615-1645 годах, то найти хотя бы срарые надгробия средины 19 века ещё можно, но более древние следы захоронений просто не сохранились, время их наверняка не пощадило. Создается впечатление, что в 17-19 веках хоронили как-то по другому....а какое ваше мнение ?

Автор пешеход

Участник 
#2 | Дата: 10 Ноя 2013 12:41 
оздается впечатление, что в 17-19 веках хоронили как-то по другому....а какое ваше мнение ?

ясен же, хоронили по индуисткому обычаю-сжигали, а прах сбрасывали в священную Оку....

Вы что найти то хотели? гранитные стеллы по 10 метров?
или стоящие деревянные кресты с 17 века?

Автор vasses

Участник 
#3 | Дата: 10 Ноя 2013 17:48 
Пешеход все верно говорит. Все дело в том что не было тогда гранитных памятников, оград и надгробий, кладбища получались компактными.

Автор klavdiy

Участник 
#4 | Дата: 10 Ноя 2013 18:10 | Поправил: klavdiy 
Крестьяне ведь неграмотные были - наверно, и табличек на могилах не ставили? Вот надгробия с сельского кладбища одного орловского села:

Какого они года - поди разбери.
Еще цитата из "Станционного смотрителя" А.С.Пушкина:
"Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом."

Ну и картина Перова "Старики родители на могиле сына":

Автор втанке
Участник 
#5 | Дата: 10 Ноя 2013 18:34 
Ну это тпонятно, что кресты не сохранились деревянные, наверняка и установить надгробие, которое на фото выше, покрытое мхом, не всем было по карману...на моей родине есть обычай, который уже почти не соблюдают, класть возле креста либо современного памятника камешек от фундамента, на котором стоит дом, в котором жил умерший. Ну а найти холмики на кладбищах селений, которым по 400 лет, практически невозможно, время их не пощадили.

Автор пешеход

Участник 
#6 | Дата: 10 Ноя 2013 19:00 | Поправил: пешеход 
Вот еще пара примеров

Алексей Саврасов "Сельское кладбище в лунную ночь"


Якунчикова-Вебер Мария Васильевна.
«Кладбище зимой»


а вообще, одно из самых ранних надгробий и можно сказать единичное из сохранившихся с 17 века -лежит рядом с петропавловской церковью во Мценске,
Одно из белокаменных надгробий древнего монастыря, сделанное более основательно и с иным узором, возможно, изготавливалось для игумена. В середине XVII века широкое распространение уже получили надгробья с надписями. Одно из них мы также видим около церкви. Из текста узнаём, что «в лето 7164 генваря в 18 день преставился раб божий Иван Стефанов сын Рагозин во иноцех схимник Иов». 7164 год в нашем написании означает 1656.


все остальное, с учетом войны, советской власти и отношения наших людей- из разряда чудес

Автор Daria

Участник 
#7 | Дата: 10 Ноя 2013 20:49 
Ну вот все уже до меня рассказали.
Еще немного добавлю, про то, что и в городах старинных надгробий сохранился мизер. И в основном рубежа веков.
В Орле, 18 века ни одного надгробия не найдете. А они наверняка были.
Воруют, ломают, в земле многое закопано.

Автор qtepoff

Участник 
#8 | Дата: 11 Ноя 2013 20:09 | Поправил: qtepoff 

Автор klavdiy

Участник 
#9 | Дата: 12 Ноя 2013 20:24 
qtepoff
А где комментарии к фотографиям?

Автор втанке
Участник 
#10 | Дата: 12 Ноя 2013 22:25 
Был в Должанском районе, с.Кудиново, там на кладбище на территории, где была Троицкая церковь, от которой осталась куча битого кирпича да 2-3 метра фундаментной стены, сохранился памятник умершему молодому человеку 1815-1842 вроде года, из чёрного гранита, полированный, как будто вчера сделали, правда, слегка покоцан и на боку лежит, но все же...жаль, сфоткать не додумался...

Автор Dionis57
Участник 
#11 | Дата: 12 Ноя 2013 23:05 
Читая начало ветки, как раз сразу вспомнил про древние надгробные камни близ деревни Вендерево, а пролистнул ниже и оказалось их фото уже выложил qtepoff ! Кстати, на памятнике, который на предпоследнем фото, удалось разглядеть цифру «9», стоящую почти в начале строки (скорее всего вторая цифра года от сотворения мира). А известно ли кому что-нибудь об этой местности более подробно?

Автор пешеход

Участник 
#12 | Дата: 12 Ноя 2013 23:53 | Поправил: пешеход 
удалось разглядеть цифру «9», стоящую почти в начале строки (скорее всего вторая цифра года от сотворения мира) 2013= 7521/7522 год от СМ, если вторая 9,то 69***,или 600лет назад, это очень круто.

Автор Kireev

Модератор 
#13 | Дата: 13 Ноя 2013 01:52 | Поправил: Kireev 
qtepoff
Ого, вот это древность. Здорово! А ведь может быть глубоко в траве ещё лежащие плиты скрыты.
Что-то в литературе особо ничего не видно. Есть в одной книге небольшая, с еле читаемым текстом карта: "Археологические памятники Орловской области" (видимо копия с оригинала). Там Вендерево не указано.

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 1 Фев 2014 02:10 | Поправил: Kireev 
Статья из газеты

___Загадка старого кладбища___ (еврейское кладбище в орле)
Рядом с Орловской ТЭЦ на склоне оврага есть старое еврейское кладбище. Уже в конце пятидесятых было оно довольно запущенное, поросшее травой и с покосившимися надгробными крестами. Частные дома спускались по склону почти к могилам. Самый крайний домик-мазанка был практически на территории кладбища. Вокруг него буйно цвела по весне сирень. Жила в этом домике седая, как лунь, старуха. Мы, сорванцы лет по двенадцать-тринадцать с Верхнего Щекотихино, часто ходили туда играть в войну. Про эту бабульку мы сами сочиняли разные небылицы и пугали ими друг друга. Кто-то видел, как она вылетала на метле в трубу, кто-то - как она ходит по кладбищу ночью и т. д. Возле ее избушки росли две яблони-дикарки. Яблоки были не ахти, но мы старались ободрать и их, не столько от голода, сколько из-за детского озорства.
Когда мы заходили в сад (именно заходили, а не залезали, так как изгороди не было), бабулька куда-то исчезала. Мы никогда не слышали себе вслед проклятий и криков. Постепенно обнаглели до того, что стали заходить за яблоками, как к себе домой. Однажды, набегавшись среди могил и крестов, настрелявшись друг в друга, зашли опять. Попугивая сами себя страшилками, по-хозяйски рвали яблоки.
Вдруг стало тихо, как в могиле. Когда я обернулся, в трех шагах от нас стояла аккуратненькая старушка с ореховой палочкой. Нас всех словно парализовало. Надо было бежать, но ноги не повиновались. Дар речи пропал. Никто не видел и не слышал, как и когда она подошла к нам. Наверняка она слышала все, что мы о ней говорили.
- Да рвите вы, рвите. Для вас Бог сей благородный плод растил, - прошамкала она беззубым ртом. - Надо будет, приходите еще. Только не ломайте веточки.
Мы потихоньку начали приходить в себя. А она продолжала:
- Вот только, детки, по кладбищу больше не бегайте. Нехорошо это -мертвых-то тревожить. Вы - детишки, и Бог вас простит, но всякое может случиться.
Любопытство взяло верх над страхом, и мы, все еще не решаясь подойти близко, вызывающе спросили:
- А что может случиться?
- А вот послушайте, что произошло с одним солдатиком на этом кладбище. Было это сразу после войны. Мужики наши домой возвращались. Радости не было конца. Ну собирались друзья старые, выпивали, о своих подвигах рассказывали. Однажды тут по соседству у Кудряхи пили. С добрый десяток воинов собралось. Все один к одному - герои. Все в медалях, у каждого грудь так и сияет.
Засиделись допоздна. Один домой засобирался. Мужики над ним и посмеялись: «Что, мол, аль через кладбище боишься идти?» - «Да я до Праги дошел - ни одной царапины, а тут какое-то кладбище», - в запале начал оправдываться тот. Водка-то в голову ударила. «Да хотите, я сейчас пойду и в любую могилу кол вобью», - горячился он. А дело шло к полуночи. Подзадорили его мужики. Взял он топор, заострил в сенцах первый попавшийся кол и ушел. Мужики подождали его, еще выпили и - забыли. «Домой, видать, подался», - решили они и ближе к утру разошлись.
Только с рассветом наши бабы вой подняли. Сбежался народ. И я пришла. Глядим, а солдатик тот лежит мертвый, одна пола шинели колом к могиле прибита. В руке топор так и остался. Видать, в темноте да спьяну прибил сам себя, а вставать стал - земля не отпускает. Вот оно как бывает. Всю войну человек прошел - ни одной царапины, а тут смерть нашел.
Не знаю, что тогда на нас больше подействовало: то ли рассказ бабульки, то ли исчезнувшие загадочность и таинственность вокруг предполагаемой колдуньи, только ходить мы туда перестали.
_________________________________
Виктор Стрельцов, "Орловский меридиан", 1999г.

Такой ещё бонус конца 70-х, прямо к теме

Автор klavdiy

Участник 
#15 | Дата: 1 Фев 2014 15:45 
Kireev
Спасибо, замечательная история!

Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Кладбища

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 2
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 67 [6 Май 2019 16:21]
Гости - 67 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх