| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Кулачные бои и другие увеселения прошлого

 
Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 13 Июл 2013 03:44 | Поправил: Kireev 
Похожие темы:
Лихие 90-е
*****************

Попытался вписать сей факт прошлого в одну из существующих тем, но всё что-то не подходило.
Создам отдельную тему. Ну тем более, на память приходит несколько источников, где со временем можно зачерпнуть материал для написания сюда.

А побудила поднять эту страницу прошлого глава одной небольшой брошюры. Собственно, перепечатаю её полностью. В дальнейшем добавлю информацию о кулачных боях, найденную ещё где-нибудь.

___Кулачные бои на Орловщине___

Со школьных лет знакома нам поэма Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лучший опричник царя Кирибеевич не пил при нем вина сладского заморского, закручинился. Иван Васильевич спрашивает своего слугу: «Да об чем бы тебе молодцу кручиниться? Не истерся ли твой парчевый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленая? Или конь захромал худо кованый? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, на Москве-реке, сын купеческий?».
Оказалось, что полюбил Кирибеевич купеческую дочь Алену Дмитриевну. Да вот незадача: красавица в церкви божией перевенчана, с молодым купцом по закону христианскому! Ослепленный любовью Кирибеевич решил добиться у купеческой дочери ответного чувства с помощью силы. Муж ее, молодой купец Калашников, выслушав слова жены: «Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание!» — собирает братьев и говорит им: «Уж как завтра будет кулачный бой на Москва-реке при самом царе, и я выду тогда на опричника, буду на смерть биться, до последних сил...». Когда Калашников ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча и тот упал замертво, то царь приказал за убийство опричника «вольной волею» казнить купца...

Когда в 1972 году после окончания Орловского госпединститута мы с женою выбрали для работы Кромской район, то многие отсоветывали: «Не боитесь ли ехать к цуканам, к кулачникам на расправу?!» Кроме того, добавляли, что и по ночам там еще стреляют и дома жгут друг у друга каждую неделю. И поэтому дома строят совсем рядом. Шесть лет мы жили и работали в селе Гнилец, ныне Троснянского района, и должны сказать, что не слышали выстрелов, не видели пожаров. Местные говорили, что после войны в селе находили снаряды, автоматы, но потом все это сдавалось. Никто из учащихся ни разу не обмолвился о кулачках.; Хотя как учитель много раз читал им поэму М. Лермонтова.
Поэтому твердо усвоил одно: все эти байки о воинственности местного населения остались где-то далеко в прошлом. Естественно, случались драки, но они происходили не только в Кромском районе.
Через десять лет вновь попал в Кромской район, но уже в должности собкора. То ли зацикленность на весенне-осенне-полевые работы, фермы, навоз и т. п., то ли по другим причинам, но только летом 1995 года услышал о том, что последние кулачные бои в районе проходили всего 15—20 лет назад! Конечно, не сразу поверил этому, поскольку знал, что легенды «обманывают» людей. Поэтому много раз проверял услышанное. Учителя Кутафинской средней школы, жители села Кутафино и деревни Колки уверяли, что совсем недавно кулачные бои происходили на лугу, как ехать на деревню Красная Роща. Ученик 6-го класса А. Шевляков так написал на вопрос «Что я знаю о кулачках?» «Кулачки начинались с праздника Троицы и продолжались каждое воскресенье до нового праздника. На кулачки приходили из окрестных деревень Кромского района Кутафино, Красная Роща, приезжали люди из Орла и Кром, из сел Чувардино, Крупышино Дмитровского района. Сначала начинали драться ребята, потом старше, а в самом конце дрались старики. Дрались и на мосту. Если один человек падал с моста в реку, то другой спрыгивал, и кулачки продолжались в воде.
Взрослые добавляют следующее. Начинались кулачные бои как бы исподволь, как только появлялись первые проталины. То одна группа, то другая приходили на луг и «нехотя чесали» свои кулаки на теле других. Шутки, смех, прибаутки. С каждым разом, по субботам и воскресеньям, таких групп становилось все больше и больше. Дружеские потасовки длились не одну-три минуты, а больше. И, наконец, в июне, когда были закончены полевые работы и появлялись более-менее свободные дни до покоса, кулачные бои становились самыми жаркими. Существовали определенные правила. Действительно, начинали бой самые малые, потом — старше. Если кто-то падал, то его не били. Не били и тех, кто поднимал руку вверх. В момент боя зорко следили за теми, кто нарушал правила. После кулачек шел разбор поединка, причем делали это совместно сразу две враждующий стороны. Строго наказывались те, кто бил исподтишка, ниже пояса. Нельзя было махать кулаками из стороны в сторону. За удар в висок и был казнен купец Калашников, за то, что нарушил правило. Например, житель Кром А. И. Батов вспоминает, что обе «стенки» во время кулачного боя в селе Муханово Троснянского района погнались за ним, поскольку он позволил себе ударить противника в бок.
Жил в селе Кутафино богатырь Тимофей Тимофеевич. Как только начинались бои, то его закрывали в подвал. Однажды это сделать не смогли. Богатырь вышел на луг, ударил противника, да так, что тот сразу же, как
опричник молодой, застонал слегка,
закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег...
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Если купца Калашникова казнили, то Тимофея Тимофеевича даже не судили. Не за что: кулачный боя был неподсуден. Внук богатыря, А. Н. Щекин, зав. отделом кадров управления сельского хозяйства Кромского района тоже атлетического сложения, в свою очередь уточняет:
— Тимофей Тимофеевич был очень набожным человеком и поэтому никогда участия в кулачных боях не принимал. Но однажды все же не вытерпел... А кулак у него действительно был в два моих! Больше об убийствах на кулачках мне не приходилось слышать. Конечно, ссадины, кровь были. Матери волновались, как бы чего не случилось с их детьми!
Учитель Нижне-Федотовской школы Н. И. Гостенков так описывал кулачные бои, происходившие в их крае. «В самом центре леса Ивановское урочище, на перекрестке нескольких дорог находится большая поляна, которая получила название Балкон... Первые бои весной в лесу проходили на Вознесенье после обеда (до обеда крестьяне шли с иконами в поле и просили Всевышнего послать хороший урожай), а затем продолжались на Троицу и заканчивались на Загвины. Помещик выставлял бочонок казенки (водки). Это-был приз победившей стороне в кулачном бою»...
Учительница Шаховской школы Е. Н. Дербасова рассказала, что в деревне Голубица кулачки проводились в последние дни Масленицы. Играли гармонисты, лошади были разукрашены лентами. Кулачки проводились на горе Гордюшке(!). Е. Н. Дербасова точно указывает время, когда прошел последний кулачный бой: 1967 год.
Начальник производства Кромского комбикормового завода А. Н. Кузнеченков недавно сказал, что в их селе Торохово кулачные бои проходили всего пять лет назад! Что же помешало сохраниться кулачкам и до сего дня?! Прежде всего уход в большом количестве сельских жителей в города, рождение в крестьянских семьях одного-двух детей, а не семь—десять, как раньше. Наступление милиции, разорение последних церквей и ликвидация обычаев старины, пьянство, приведшее к тому, что кулачные бои превращались в простое мордобитие.
Кстати, в числе «страшных» поклонников кулачных боев был в 60—70-е годы известный председатель сосковского колхоза «Луч революции» А. Н. Артюхов. Он просто до слез переживал, если его ребята бежали с поля боя. Тут же покупал на свои деньги ящик водки (так утверждают свидетели), подбадривал битых, и те вновь шли на кутафинский луг. (Колхозы имени Карла Маркса Кромского и «Луч революции» Сосковского района — соседи). Бывало, что в день кулачки проходили в три этапа, пока не наступала ночь. Говоря словами Е. Н. Дербасовой, можно заметить: жаль, что нет теперь прошлого веселья, общения, которого так не хватает сейчас! (1996)
_____________________________________
В.К.Петухов, А.И.Абакумов, В.И.Агошков: "Кромы - ровесник Москвы" с.45-47, 1997г.

Автор aviatechnic

Участник 
#2 | Дата: 20 Июл 2013 23:55 
В статье упоминается Чувардино Дмитровского района. Мой тесть Николай Сергеевич 1937 г.р. как раз из этого села. Рассказывал что был активным участником этих кулачных боёв. До сих пор по телевизору его любимые передачи - бокс и бои смешанных боевых искусств MMA (Mixed Martial Arts).

Автор MURAS

Участник 
#3 | Дата: 21 Июл 2013 21:10 | Поправил: MURAS 
В Орле, раньше, также "Кулачки" проходили. На масленицу, на Оке, где нынче Герценский мост, сходились "Монастырка" и "Привокзалка". Раздевались по пояс(видимо, что бы было видно , что никто, ничего в рукаве не припрятал) и начиналось ледовое побоище. Упавших не били. Ногами-категорически запрещалось. Бились до первой крови, т.е. те кому разбили "сопатку" в кровь, могли выйти из драки и это не считалось трусостью или позором. Но как правило, большинство, билось до "последнего".
Мне это рассказывал мой учитель по труду Зверев(имя -отчество подзабыл, но вспомню)Такое было до войны. Были ли бои после войны- не знаю.
В 70-х были уже другие бои, когда сходились район на район(например "Ботаника" с "Карачевкой") и в ход шли уже цепи, колы, кастеты и прочее оружее, включая обрезы.

Автор Kireev

Модератор 
#4 | Дата: 22 Июл 2013 01:12 | Поправил: Kireev 
aviatechnic
Мой тесть Николай Сергеевич 1937 г.р. как раз из этого села. Рассказывал что был активным участником этих кулачных боёв.

Понимаю, что довольно хлопотно, но очень хотелось бы узнать подробностей, воспоминаний в виде небольшого рассказа тут.

MURAS
В 70-х были уже другие бои, когда сходились район на район(например "Ботаника" с "Карачевкой") и в ход шли уже цепи, колы, кастеты и прочее оружие, включая обрезы.

Нуу... С 70-х это продолжалось ещё как минимум лет 20-ть. О жестокой межрайонной вражде выкладывал довольно большую статью из газеты, датированную 1990 годом. Да и самому, хоть напрямую участвовать не приходилось, но несколько раз доводилось очень близко приближаться к этой теме. Причём не по своему желанию и было очень страшно. Собирались на пустырях, в закоулках и промзонах - в отдалении от общественных мест, дабы не так быстро вызывали милицию.
Уходить это начало в самом конце 1990-х годов.

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 23 Июл 2013 02:14 | Поправил: Kireev 
___О народных гуляньях прошлого___
"...
Таковы были наряды и уборы орловской аристократии, в которых она любила щеголять особенно в дни народных праздников и общественного увеселения, каковы — Троицын и Петров день. На Троицын день народное гулянье происходило в монастырской роще, где теперь стоят казармы и ничем не занятая площадь. Сюда из города выходил всякий, молодой и старый, кроме тех, кому нужно было остаться в доме. Пришедши в рощу, тут, кто был постарее, тот старался пристроиться в родственный и близкий кружок; скоро расстилали на траве настольники, ставили на них караваи, пили вино и пиво и заводили громкие песни. А кто помоложе, — молодцы и девки с бабами, какие еще не устарели, — те артелями ходили по роще, заводили хороводы, пели и скакали. Для бедных и чернорабочих тут же, в лесу, устраивалось до пяти временных кабаков, а в каждом кабаке вместо рюмок и стаканов приготовлялось до 500 плошек; простодушные весельчаки быстро разбирают эти плошки, наполняют их вином и пивом, заводят свои кружки, «поют, хохочут и ногами топочут; а комедианы в ином месте комедии на веревках и на разных штуках представляют».

На Петров день народное гулянье устраивалось возле верхней мельницы. Тут, кроме шалашей с фруктами, были и качели двух родов — веревчатые и круговые; гулянье продолжалось два дня. И вообще все летние двунадесятые праздники были временем народного веселья. Местом для этого служили еще площади — Воздвиженская, Крестительская и что пред корпусом присутственных мест; необходимыми принадлежностями увеселения были шатры с фруктами, качели и балаганы кукольных комедий. На первый день пасхи народ любил собираться на Воздвиженской площади. Здесь особенным развлечением служили кулачные бои. Бойцы обыкновенно собирались в две противоположные группы и располагались так, чтобы вступать в бой улица с улицей или по частям города. Готовность к бою выражалась шумом и свистом в двух противных лагерях. Противники старались поражать друг друга в живот, грудь, лицо и т. под. Иногда бои бывали очень упорны и ожесточенны, так что некоторые падали замертво, а иных уносили с места побоища увечными и впредь к бою неспособными. Кто дольше других простоит на месте, больше сразит противников и, конечно, сам перенесет большее число ударов, тот был героем дня и заслуживал в городе наибольшее уважение. Слава его переходила и на ту улицу, где он жил. Несмотря на то, что кулачные бои были запрещаемы правительством, они продолжали существовать в Орле до шестидесятых годов настоящего столетия [19 в.]. Народ любит вспоминать о них, как об одном из лучших своих увеселений в былое время, и доселе указывает на главных бойцов, которые переживают еще шестой десяток... Кроме того, на Пасху происходили еще общественные гулянья у церкви св. Николы на песках и у Никиты на Богдановке, только без кулачных боев. Мы не упомянули еще о масляной. Это время было одним из шумных и оживленных развлечений. Теперь, еще недели за две, начнут, бывало, собираться шайки гуляк и составляют обозы. Около саней сделают вроде занавесок из рогож; запрягут тройку лошадей и садятся человек по 10 и по 15 песенников — кататься по городу. Тут крик и песий во все горло, а иные еще и с тарелками. Случалось, что где-либо в улице обоз наедет на обоз; тогда пассажиры спешиваются и начинается рукопашная. К ним присоединяются новые гуляки — кто за кого, а другие спешат оповестить соседей, что там-то, мол, идет уже потеха; и схватка принимает характер любимых кулачных боев. Здесь, как в прямых кулачных боях, бывали свои герои; таков был мещанин Сергей Сергеевич Пирожков, современник учреждения в Орле губернии. Он слыл за таких силачей, которым подавай целую улицу... И выезжал он о масляной обозом не как другие: телега у него была лучшая, обвешанная вместо рогож голубою тафтой, а грядки и правила, оглобли и шлеи все были обернуты разноцветными бумажками, на головах же лошадей бывали хохлы наподобие золотых. Да и молодцов-то песенников набиралось к нему в обоз не меньше 15, все с тарелками, и на шляпах у всех широкие ленты. Против обоза Пирожкова почтительно разъезжался и обоз самих Коробковых. А Василий Федорович Чепурин хотя и за первого силача во всем городе слыл, но не был им ровня по состоянию. Другое дело — Степан Окулов был: сила-то у него беспримерная и состояния он хорошего был, а работники у него подобраны молодец к молодцу, ребята удалые... Сердце у него было жалостливое; и уж если захочет, то никого не выдаст в обиду. Его боялось и само начальство... За тож и честь-то ему была какая!
..."
____________________________
Гавриил Пясецкий "Исторические очерки города Орла", 1874г. (переиздана в 1993г.).

Автор Kireev

Модератор 
#6 | Дата: 29 Июл 2013 02:50 
___Кулачные бои___
Кулачные бои издавна существуют в Малоархангельске, и до настоящего времени они процветают в полном смысле этого слова. Так, в подгородных слободах бои происходили в течение всей зимы, а в особенности усиленно бились по воскресеньям великого поста на так называемом «Петровском лугу» слободы Покровской. В боях участвовали много и городских жителей, заметны были даже в пальто и шляпах.
__________________________________________________ __
"Орловская правда", 2003г. Газеты 1903 года читал Владимир Власов

Автор Stolnik
Участник 
#7 | Дата: 10 Авг 2014 19:52 
В Монастырской слободе и около железнодорожного моста на реке Оке каждый праздник происходят отчаянные кулачные бои; особенно сильны они в Монастырской слободе, где для молодых парней не участвовать в этих боях считается даже позорным. Разумеется, это дикое удовольствие не обходится без неприятных и даже опасных последствий, так как, исключая повреждений на лице, часто наносятся удары в бок и в грудь, которые, разумеется, бесследно для здоровья не проходят. Взрослые занимаются этим диким удовольствием по праздникам, а дети и подростки, как не занятые работой, и в будни после обеда. (Орловская Жизнь, №30). http://starosti.ru/article.php?id=35826

Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Кулачные бои и другие увеселения прошлого

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гостей - 4
Форумчан - 2 [ andymackey, Kireev ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх