| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Обряды и обычаи старины. Орловская и Тульская губерния

 
Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#1 | Дата: 24 Янв 2018 21:18 
У меня репринт 1989г 100 тыс тираж

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#2 | Дата: 24 Янв 2018 22:42 | Поправил: Зюзинъ из Долов 
КРЕЩЕНИЕ КУКУШЕК
Суеверный обычай крестить кукушек существует в Орловской, Тульской и в других местах. Оно состоит в том, что в роще, избранные кум и кума надевают крестик на живую кукушку, или на травку того же имени (что а трава такая ? В.Д.), кладут их (кого,-ИХ?) на разостланный ковёр, садятся вокруг него, меняются крестами своими, целуются и с прочими подругами(с какими прочими и кто именно целуется?), едят яичницу и поют песни. Некоторые предполагают, что суеверный обычай крещения кукушек есть ни что иное, как крещение русалок. Но более точное понятие об этом обряде и начало его потеряны.

ПОМИНОВАНИЕ САМОУБИЙЦЕ
В Тульской губернии во вторник на русальной недели (русальная неделя -8-ая по Пасхе, а также ночь под Ивана Купалу - 2 июня,русалки делаются опасными для человека. В некоторых селениях Воронежской губернии в это время для смягчения злобы русалок развешивают им по лесам холсты на рубашки) крестьяне поминают утопленников и удавленников ; родственники последних за упокой душ их разбивают на их могилах красные яйца, призывая при этом обряде русалок, которым оставляют в жертву часть блинов, принесённых для поминовения.
В России, как и в Европе, канун Троицына дня называют "Пасхою усопших".

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#3 | Дата: 24 Янв 2018 22:47 
КАРАУЛЕНИЕ СОЛНЦА, ОБЛУПА
В Туле в Петров день гуляние (ночное) называется Облупою. Тульские поселяне ещё с вечера отправляются в поле "караулить солнце", убеждённые тем, что солнце в это время играет, также, как и в Светлое Воскресение. Это убеждение разделяют и в Ярославской губернии

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#4 | Дата: 24 Янв 2018 23:03 
КАМНЕПОЧТЕНИЕ
В Одоевском уезде, Тульской губернии, находятся два камня,- Баш и Башиха (или Баши), которых чествуют жители около Петрова дня. Баш и Башиха находятся в селе Башеве в верстах 25 от Одоева, а саженях в 50 от церкви, близ дороги на пахотном поле. Место, где находятся эти камни, имеет довольно значительную возвышенность. Фигура этих камней обыкновенная, неправильно квадратная и небольших размеров. Между собою они лежат параллельно, на расстоянии один от другого не более 1,5 аршин. Тамошние жители утверждают, что Баш и Башиха были люди, мужчина и женщина : по мнению одних, муж и жена, по другим кум и кума, или Бог и Божиха. Также почитают Баша за татарского сановника, который с женой крестился, благочестиво жил и умер на этом месте. Два камня с востока приплыли Окою и Упою, и сами пришли лечь на могилу Башей (Баш и башка слово монгольское и означает голову, начало. Это титул начальника).
О начале превращения их известно только то, что они, как герои своего века, повздорили между собою и Башиха за непокорность своему Башу, получила удар сапогом. От этого удара, говорят, видна была долгое время ступня, а прежде и гвозди каблука.
Есть также на Башихе рубцы, о происхождении которых думают различно. То говорят, что что Баш убил Башиху шашкою, а по другим сказаниям, что будто бы какой-то помещик из любопытства узнать породу камней, рубил их топором. Следствием такой попытки было, сказывают, бесплодие того поля, на котором стоят эти памятники, ослепление помещика и смерть его после продолжительной болезни. Рассказывают, что от ударов этого помещика на камне появились красные пятна.

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#5 | Дата: 24 Янв 2018 23:21 
Народ убеждён, что в Башах ,кроме мстительности за обиду, замечают и чудодейственную силу тех, которые к ним прибегают за помощью, и потому в летнее время, около Петрова дня,народ стекается в село толпами, сперва служит молебен Божьей Матери-Умилению, а потом ходят кланяться камням, как бы на могилы усопших родственников.
После сего обряда у камней Башей оставляют вещи, деньги, волну(шерсть), холст и прочее, что потом собирает ктутор(церковный староста), и это жертвование поступает в церковь.
Некто из жителей Одоева пожелал на этом месте построить церковь, и камни эти положили в основание храма.Но таковые покушения строителя сопровождались будто бы чудом.т.е. когда эти камни подвезены были на место храма, по мнению других,- когда хотели определить величину их и открыть сторону, находящуюся в земле,то тони по мере усилия подрыть их, осаживались вниз и старались остаться сокрытыми. Впрочем всех этих чудесных рассказов никто утверждать не берётся. всякий, напротив, рассказывая что-нибудь, известное ему, готов поверить всему, что говорят другие о них, лишь бы в рассказе было что-нибудь новое, дивное.
Рассказывали, что будто бы Баши многим в сновидениях открывают повеление искать их помощи. так например, когда в одном доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеление поклоняться означенным камням, взять из-под них земли; то овцы перестанут умирать, что по исполнении предписанного оправдалось на деле.
Где берут землю, образовалась большая яма. Земля эта ещё полезна для размножения скота и от порчи по народному убеждению. Осколки от Бошей почитаются врачеством от зубной боли.
Рассказывают про одного крестьянина, который будучи пьяным, надругался над Башами, за что был наказан отнятием рук и ног, и не прежде получил исцеление, как раскланявшись с Башами.
Всего вернее предположить, что камни эти - остаток татарского времени и скорее всего напоминают памятники, смысл которых утрачен.

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#6 | Дата: 4 Июл 2018 22:57 
В книге " Русские в своих пословицах" И. Снегирёва 1832г в 3-й книжке на стр. 43 есть такие сведения -
- В хлебородных губерниях Росии, Тульской, Орловской и других, преимущество земледелия выражается народною присказкаю, какую можно назвать , подобно другим, здесь приведённым, распространённою пословицей : Звал ячмень пшеничку : пойдём туда, где золото родится, мы там будем с тобою водиться. Пшеничка сказала : У тебя ,ячмень, длинен ус, да ум короток ; зачем нам с золотом водиться, оно к нам и само привалится.
Не будет пахоты - говорит старая пословица,- не будет и бархатника.

Автор vasilievich
Участник 
#7 | Дата: 5 Июл 2018 01:06 
КАРАУЛЕНИЕ СОЛНЦА
Остался, преимущественно, только в деревнях. В том виде, как существовал лет 10-15 назад, когда в дату Х стоимость парковки на платных стоянках возрастала многократно, а количество машин возле домов стремилось к нулю, уже не сохранился.
Когда описываешь содержание данного обычая людям из других регионов, они невольно крутят пальцев у виска.

Автор Зюзинъ из Долов
Участник 
#8 | Дата: 5 Июл 2018 12:56 
Какая связь между стоимостью парковки и обычаем ??

Автор vasilievich
Участник 
#9 | Дата: 5 Июл 2018 13:09 | Поправил: vasilievich 
Зюзинъ из Долов
Солнцекакрул, в понимании молодого поколения, предполагал не только карауление, но также и активные действия в отношении тех, кто "солнце" караулил плохо, либо не предпринимал необходимых мер для его охраны и защиты.
Какая связь между стоимостью парковки и обычаем ??
По количеству заявлений от собственников в милицию после даты X об умышленном уничтожении/повреждении имущества, хулиганстве, неправомерном завладении автомобилем без цели хищения.

Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Обряды и обычаи старины. Орловская и Тульская губерния

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 4
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [14 Ноя 2018 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх