| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Дорожные заметки о наследии поликарповского завода № 51

 
Автор Cyrano

Участник 
#1 | Дата: 14 Май 2015 01:56 | Поправил: Cyrano 
В мае 1944 г. Государственный Комитет обороны принял решение о строительстве реактивного самолета под руководством главного конструктора Н.Н.Поликарпова на базе завода N 51.
К июлю 1944 г. прототип был готов. Это – его реактивный истребитель-перехватчик «Малютка».
30 июля Н.Н.Поликарпов умер от рака желудка, и проект был закрыт.
В сентябре из польских болот соколы Берии выцарапали самолет-снаряд ФАУ-1.
Через несколько недель еще один неразорвавшийся ФАУ-1 был подарен Сталину Черчиллем.
Приказом Народного Комиссара Авиационной Промышленности от 19 сентября 1944 г. ведущему в СССР по части реактивного самолетостроения коллективу поликарповского завода №51 было поручено создать первый отечественный аналог крылатой ракеты ФАУ-1.
19 октября 1944 г. главным конструктором завода № 51 назначается ученик Н.Н.Поликарпова В.Н. Челомей.
В соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны от 18 января 1945 г. заводу № 51 было поручено спроектировать и построить по типу ФАУ-1 самолет-снаряд и совместно с Летно-исследовательским институтом провести его испытания в феврале—апреле 1945 г. Советскому аналогу ФАУ-1 был присвоен индекс 10Х.
В 1948 г. по результатам летных испытаний ракета 10Х была рекомендована к принятию на вооружение.
Впрочем, идея об использовании крылатых ракет в то время была несвоевременной.
19 декабря 1952 г. вышло постановление Совмина СССР за № 533—271, где говорилось: «Обязать МАП до 1 марта 1953 г. ОКБ-51 с его опытным заводом передать в систему ОКБ-155 (Микояну) по состоянию на 1 марта 1953 г. для усиления работ по заказам 3 Главного управления при СМ СССР».
Таким образом, завод N 51 Поликарпова до своего включения в систему Микояна стал пионером по разработке и производству советских крылатых ракет.
Одновременно, работа над советской версией управляемой баллистической ракеты дальнего дествия ФАУ-2 велась по другому направлению.
Согласно п.17 постановления Совета Министров СССР № 1017—419 от 13 мая 1946 г. «Считать первоочередными задачами следующие работы по реактивной технике в Германии:
а) полное восстановление технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты ФАУ-2…»
…Впервые слово «Городомля» я услыхал в 1984 г. у входа в штольню Тюрингии, во время командировки в концлагерь Дора-Миттельбау, где в 1945 – 1947 гг. располагался институт НИИ-88 «Нордхаузен», главным инженером которого был С.П.Королев, и где над советской версией проекта А-4 (ФАУ-2) работали пленные гитлеровские ученые…

Осташковский плес озера Селигер. Снимок от стен Николы на Рожке в Заречье. Слева вдали - остров Хачин. Справа вдали - Городомля. Между Хачином и Городомлей - пролив. На его горизонте, в дымке, маячит берег Нило-Столобенской пустыни.

На 1946 г. и начало 1947 г. руководством НИИ-88 был составлен тематический план работы немецких специалистов института «Нордхаузен», включавший консультации по выпуску русского комплекта документации по А-4, составление схем исследовательских лабораторий А-4 и зенитных управляемых ракет, исследование вопросов, связанных с форсированием двигателя А-4, разработку проекта двигателя с тягой 100 т, подготовку к сборке ракет из немецких деталей, укомплектованных в институте «Нордхаузен».
В 4 часа утра 13 октября 1946 г. ученых погрузили на машины и отправили в СССР на остров Городомля, в помещения Гефсиманского скита Нило-Столобенской пустыни, именованные первым отделом НИИ-88.

Селигер. Осташковский плес. Остров Столобенский. Нило-Столобенская пустынь. Мои попытки расспросить тт. попов и монахов о том, как добраться до Гефсиманского скита, странным образом, наткнулись на полное непонимание до того вполне общительных и добродушных собеседников.

Постановлением Совмина от 25 ноября 1950 г. баллистическая ракета Р-1 под индексом ГАУ 8А11 была принята на вооружение. Ракета имела ряд прогрессивных технологических решений. Немцы, в частности, предложили для топлива и окислителя использовался один несущий бак, разделенный на две емкости промежуточным днищем. Впрочем, возглавивший дальнейшие работы начальник третьего отдела С.П.Королев не воспользовался этим решением. Кроме того, немцы придумали отделение боеголовки без всякого механизма, за счет различия аэродинамических сил, причем надежности на корпусе включались две тормозящие твердотопливные ракеты. Они заменили гидравлические рулевые машинки пневматическими, максимально уменьшили количество электроприборов, разъемов и кабелей на борту своей ракеты и .др.
Осенью 1950 г. на уровне Политбюро было принято решение закрыть немецкий филиал НИИ-88 на острове Городомля, а всех немецких специалистов отправить в новосозданную ГДР.
В декабре 1951 г. из Гефсиманского скита была отправлена первая очередь, в июне 1952 г. — вторая, и в ноябре 1953 г. в ГДР ушел последний эшелон.
А между тем, идея создания крылатых ракет, потихоньку пробивали дорогу.
9 июня 1954 г. вышел приказ Министерства авиационной промышленности о создании специальной конструкторской группы СКГ п/я 010 под руководством В.Н.Челомея в корпусах завода № 500.
Преемник Н.Н.Поликарпова начал разработку крылатых ракет П-5, П-6, П-7, П-35, С-5 уже с учетом накопленного опыта создания советского аналога баллистических ракет ФАУ-2..
Таким образом, авиационное наследие Н.Н.Поликарпова после его смерти получило дальнейшее развитие на путях интеграции достигнутых собственно Н.Н.Поликарповым модульных методик проектирования авиационной техники и немецкого опыта создания крылатых ракет, а также автоматических систем управляемых баллистических ракет дальнего действия.
Дополняйте, поправляйте. Это - всего лишь мое умонастроение, возникшее на двухпалубном теплоходе, идущем по плесам между остовами Селигера.
Всего доброго,
Cyrano

Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Дорожные заметки о наследии поликарповского завода № 51

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 2
Участники - 1 [ Dinn ]
Максимум когда-либо в эфире: 364 [Вчера 07:50]
Гости - 364 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх