| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Каменские

 
Автор Витязь

Участник 
#1 | Дата: 17 Авг 2014 19:46 
Приведу два разных мнения о бывших Сабуровских властителях - графах Каменских...
С сайта http://theaterorel.ru/about/history_theatre/kamens kie/

Каменские

Театр сопровождал графа Сергея Каменского (1771-1835 гг.) с юных лет. Ему, воспитаннику Московского кадетского корпуса, исполняется девять лет, когда на русской сцене появляется первая постановка «Разбойников» Шиллера; одиннадцать, когда шумный успех сопутствует премьере «Недоросля» Фонвизина; тринадцать, когда впервые дают «Хвастуна» Княжнина; в семнадцать он аплодирует героям «Ябеды» Капниста.

Театральная жизнь Москвы захватывает его. Граф Сергей (мы позволим себе называть его так) пробует и сам сочинять пьесы, одаренный музыкально, он пишет к ним музыку. Но его отец, фельдмаршал Михаил Федотович, и слышать не хочет о театральных увлечениях своего старшего сына. Сначала пусть послужит. Отец торопится сразу же после выпуска определить его в действующую армию.

Восемнадцатилетним юношей он получил свое первое боевой крещение. Был участником освобождения польских земель от повстанцев Костюшки. Многие годы участвовал в избавлении сербов, румын, болгар от турецкого владычества. Стал главным организатором первых победных сражений с наполеоновскими полчищами в Отечественной войне 1812 года.

Когда эта война закончилась, и победители начали возвращаться домой, вернулся к себе в Сабурово и граф Сергей. За его плечами почти четверть века воинской службы. Кавалер орденов Св. Георгия III и II степени, он отмечен редкими наградами — золотым Пражским крестом и золотым крестом «За отличную храбрость при взятии приступом Базарджика», удостоен ордена Св. Владимира IV степени, Св. Анны I степени с бриллиантовым знаком и Св. Александра Невского. Теперь он мог бы сменить мундир генерала-от-инфантерии на шлафрок помещика. Но сидеть в бездействии было не в его характере. И он решил навсегда распрощаться с богом войны Марсом и стать служителем Мельпомены.

В начале XIX века театральное искусство стихийно охватило помещичьи дома и усадьбы. Оно вносило оживление в размеренную жизнь российской глубинки. Отличительной чертой русского дворянства было хлебосольство и гостеприимство: каждый считал своей обязанностью собирать к себе соседей «хлеб-соль покушать и песенок послушать».

Наряду с многочисленными усадебными театрами в Орловской губернии — князя Салтыкова, графа Головина, княгини Дашковой, в самом Орле действовало семь частных любительских театров (в других губерниях их насчитывалось не более 2-3 в каждой). Театральные затеи были и в семейной традиции Каменских. Однако граф Сергей решает создать общедоступный публичный театр, а не просто забаву, усладу для близких и знакомых. И 26 сентября 1815 г. осуществляет задуманное и приводит в действие все свои резервы на новом «поле сражения» — сценическом. Только за первые девять месяцев театр «... представил к увеселению публики 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и две трагедии....» Спектакли в первый сезон шли почти ежедневно. Впоследствии театр перешел на более размеренный темп — представления давались три раза в неделю.

Отзывы были благоприятными. Орловцы гордились, что у них есть такой театр, привлекавший к себе зрителей не только из ближайших уездов, но и из окрестных губерний. Слава театра докатилась и до столицы. Любопытство было столь велико, что театр был удостоен визита Александра I (1817). Заодно устроили смотр войск, дислоцированных в губернии. Кроме того, Государь нашел время, чтобы увидеться с вдовой покойного фельдмаршала Михаила Федотовича Каменского (матерью графа Сергея), которая в это время гостила у сына в Орле. «.....Нам давали бал, на котором самая почетная особа была графиня Каменская, вдова фельдмаршала», пишет Михайловский-Данилевский («Русская Старина» 1897, № 6, с. 480). Вслед за Государем Орловский театр посетил будущий Император, а в то время Великий князь Николай Павлович (1818г.) — с неизменным устройством смотра военных частей губернии. За ним последовал визит члена Государственного Совета графа А.А. Аракчеева (1819г.), затем — других сановников из Санкт-Петербурга, Москвы и ряда губернских городов России. На спектаклях непременно бывали офицеры полков, размещенных в губернии.

Так с графа Сергея Михайловича Каменского началась славная история орловской сцены. Созданный им первый в Орле профессиональный театр осуществлял невидимую работу по реформированию нравов.

Выполняя свой замысел, Каменский преследовал цель азартно, до одержимости, вкладывая в то, что его увлекало, максимум своих сил и средств. Окружающие считали, что он работает на свою собственную идею, на ее успех. Но плодами этой его работы пользовались все. Сам граф Сергей, казалось, даже желал, чтобы его детище -Театр — помнили дольше, чем его самого.

Будущий историк-театровед не забудет его имя, как бы не было велико расстояние между его временем и нашим....

Граф Николай Каменский, Ветеран Великой Отечественной войны, член Российского Дворянского собрания, автор книги «Девятый век на службе России. Из истории рода графов Каменских», г. Москва.


Лесков "Тупейный художник"
1883

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Каменские

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 2
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 130 [7 Авг 2019 08:29]
Гости - 130 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх