| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /  
 

Генеральные планы городов Орловщины

 
 
Страница  Страница 1 из 3:  1  2  3  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 17 Июл 2014 02:07 | Поправил: Kireev 
Решил на отдельной странице рассмотреть такую вот тему. Материала немножко собралось и постепенно оформим. Почему именно Орловщины? Ну может быть в дальнейшем коснёмся и городов бывших когда-то в составе Орловской губернии.

А в первую очередь хотелось бы собрать тут даты и авторов всех генеральных планов города Орла. И уже после, посмотреть, что там можно найти по области.
Так как не проводил каких-то специальных глубоких поисков в соответствующих учреждениях, боюсь что-то упустить, хоть и буду надеяться на полноту рассказа и дополнения форумчан.

Итак Орёл. Конечно же стоит немного коснуться вопроса, каким наш город был до того, как начал застраиваться систематически, по регулярным планам. Как велась его застройка? Ну не придираясь к точным терминам и подробностям можно сказать, что — хаотично.
Город начинал расти от сегодняшнего центра. Образовывались первые районы застройки в самом его центре (жилые, торговые, казённые учреждения и т.д.). От центра в разные стороны расходились дороги, которые шли в другие города: на Москву — нынешняя Московская улица; на Новосиль — Пушкинская (ранее Новосильская) улица; на Курск — 1-я Курская улица; на Кромы — Комсомольская и Автовокзальная улицы (до постройки современного шоссе на Кромы); на Брянск — Карачевская улица; на Болхов — Ленинская (ранее Болховская) и Горького улицы.
При составлении первого регулярного (генерального) плана застройки города все эти направления были учтены. Главные дороги оставались практически в тех же местах, только конечно выпрямлялись и устанавливались определённой ширины.
Конечно нельзя не упомянуть и то, каким город был до работ по регулярному планированию. Посмотрим на уникальный документ — карту города, до его застройки по регулярному плану. Она была составлена специально, в ходе подготовки предстоящих больших работ.
Уже в наше время эта карта печаталась в разной литературе и так же приведу её несколько версий
(1) (2) (3)

Описание города того времени можно найти в различной краеведческой литературе. Например, почитав труды Гавриила Пясецкого или путешественные записки Василия Зуева. Вкратце можно подытожить, что: улицы в городе были кривые, очень узкие. До такой степени, что на некоторых с трудом могли разъехаться две телеги. А коли не разъезжались, то порой доходило до драк от того, что никто не желал пятиться назад. Усугубляло обстановку и самовольно возведённые заборы, захламление проезжей части скарбом обывателей стоящих домов. На окраинах улицах царила непролазная грязь. Тут же бегали свиньи, разрывая и без того плохую дорогу. Часть улиц была вымощена камнем. Дома - деревянные. Освещения почти не было.

___Регулярный (генеральный) план застройки города, 1779 года.___
Разработан в: Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы.
Авторы: Руководитель архитектурно-планировочных работ И. Лем.(4)
Утверждён: 16 ноября 1779 года.
(5) (6)

Дабы читатель более наглядно представил себе, в каких границах современного города располагнался город тогдашний, то попробуем описать его. Если посмотреть на современную карту и наложить на неё план застройки 1779 года, то он спокойно уместится в границы улиц: Садово-Пушкарная — Орлик — Октябрьская — Ока — Грузовая — Культурный пер. — ж /д на Брянск — Ока — Песковская улица. И можно заметить, что вся та сетка улиц первого регулярного плана по большей части сохранилась до настоящего времени. Ох, а прошло-то уже столько лет...
Ну, наверное, кто лучше архитектора прокомментирует нам такой документ, как — генеральный план. Обратимся с книгам С.И. Фёдорова:
« ... Перед разработкой проекта перепланировки Орла в период генерального межевания 1778 г. был составлен «План города Орла с поселенными при нем слободами». Этот план охваты­вает не только центр города, но и все прилегающие к нему сло­боды и посады, т. е. почти всю современную территорию города. На плотной шероховатой бумаге в характерной для того време­ни графической манере нанесены черной тушью и акварелью ос­новные улицы, направление которых было сохранено в дальней­шем. Это говорит о том, что составители нового плана исходили из реальных условий реконструкции исторически сложившейся планировки города.
В 1779 г. 16 ноября был утвержден первый в истории горо­да регулярный план Орла. Новый план делил город на три час­ти, из которых в каждой была своя площадь, оставленная сво­бодной от застройки: Воздвиженская — в районе современного кинотеатра «Родина», Кромская — теперь Комсомольская и уже несуществующая Полесская. Ранее почти необжитая нагорная часть города на левом берегу Оки была предназначена под за­стройку. Регулярный план Орла устанавливал широкие и пря­мые улицы и регулировал каменное строительство.
В центральных кварталах предписывалось строить только' каменные здания, а в кварталах с деревянной застройкой дома обязательно должны были возводиться на каменных фундамен­тах. Составители плана хорошо учли живописное расположение Орла у слияния Оки и Орлика и подчеркнули эту особенность города двумя радиально расходящимися от его центра веерами \лиц, которые дальше сочетались с элементами прямоугольной планировки. Такие композиционные приемы в выявлении обще­ственных центров использовались также в почти одновременно разработанных и утвержденных регулярных планах Ярославля (1778 г.), Ростова (1779 г.), Костромы (1781 г.), Курска (1782 г.) и других городов. Они ни в какой мере не снижали архитектурно-художественного совершенства и своеобразия их планировки и застройки и могут служить историческими приме­рами, сохраняющими свою актуальность и в наши дни.
Новый общественный центр с обширной площадью намечал­ся на высоком левом берегу Оки, но развития он в то время не получил, так как был значительно удален от основных дорог и сложившейся застройки.
Исторический центр города сохранился, но его главная пло­щадь образовалась за пределами старой крепости. Принци­пиально изменился и характер застройки общегородского цент­ра. Если раньше главное место в городе занимало его укреплен­ное ядро-крепость, то на смену ему пришла центральная пло­щадь. Она стала средоточием всех общественных интересов на­селения. Некоторые из зданий, формировавших площадь, сохра­нились до нашего времени, правда, изменив свой внешний вид и назначение.
Недавно автором обнаружены старинные рисунки и чертежи центральной площади в Орле, изображающие «Вид вновь строя­щегося Орловского городового Магистрата на Кромской улице». В архитектуре Магистрата (позже он стал называться Думой) можно сразу узнать черты современного драматического театра им. И. С. Тургенева [ныне театр Свободное пространство - Kireev]. На первом плане изображена восьмиколон­ная полуротонда ионического ордера, перекрытая куполом со слуховыми окнами и коротким шпилем. Вместо существующей теперь сценической коробки позади Магистрата видно здание Главного Народного училища, построенное в 1796 г. Справа от этих зданий на рисунке показаны жилые дома и лавки по б. Гостиной улице. Вдали возвышается колокольня церкви Михаи­ла Архангела — памятника архитектуры, сохранившегося и сейчас. Так как известно, что здание Магистрата было построено спустя 3—4 года после окончания строительства Главного На­родного училища, то можно заключить, что на рисунке изобра­жена центральная площадь Орла примерно 1799—1800 гг. и старейшие архитектурные памятники Орла, сохранившие свои основные первоначальные формы до наших дней.
«План губернскому городу Орлу» 1779 г. был опубликован в «Книге чертежей и рисунков» Полного собрания законов Рос­сийской империи в 1839 г. С оригинала плана были сняты мно­гочисленные копии различной точности и художественного каче­ства, послужившие основой для планов города XIX в. ...»
« ... Значительно более наглядное изменение исторически сло­жившегося центра города произошло в Орле.
Причинами этого явился рост города, обусловленный эконо­мическим и культурным развитием и увеличением численности населения. Старый центр Орла на стрелке между Окой и Орли­ком был территориально мал и не отвечал потребностям города. Поэтому еще в начале XIX в. центр административно-обще­ственной жизни Орла переместился в новую, нагорную, часть го­рода, расположенную на высоких берегах Оки и Орлика. В ре­гулярном плане 1779 г. на высоком левом берегу Оки была за­проектирована обширная площадь (около 7,5 га), окруженная с трех сторон административно-общественными зданиями и зе­ленью городского сада, а с четвертой — раскрытая во внешнее пространство. Эта малозастроенная и живописная территория представляла много удобств населению и открывала большие возможности для строительства. Еще в конце XVIII в. здесь бы­ли выстроены дома губернатора и вице-губернатора, кафедраль­ный собор, театр, здания дворянского собрания, купе­ческого клуба, присутственных мест и др.
>>>

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 17 Июл 2014 02:09 
>>>
Провинциальные города рубежа XVIII и XIX вв.; какими они были? Лучше всего об этом рассказывают очевидцы в своих за­писках и рисунках, которые позволяют с документальной точ­ностью восстановить то, что порою уже исчезло с лица города и могло бы остаться неизвестным грядущим поколениям. Среди многих интересных находок такого рода автор должен указать на редкую акварель крупного русского художника Максима Во­робьева, изобразившего центр Орла в начале XIX в.
Известно, что М. Н. Воробьев (1787—1855 гг.) вместе со сво­им учителем, профессором живописи Ф. Алексеевым в течение многих лет выполнял работу «...по снятию различных видов...» городов России, в числе которых были Петербург, Москва, Во­ронеж, Орел и др. ...» (7)

(1) "Века над Окой", 1998г., с. 136.
(2) С.И. Фёдоров "Орёл", 1969г., с. 24.
(3) В.М. Неделин "Орёл изначальный", 2001г., с. 202.
(4) С.И. Фёдоров «Архитектурные образы Орловщины», 1982г., с. 112.
(5) "Орёл из века в век", 2003г., с. 47.
(6) С.И. Фёдоров "Центры городов Орла, Курска и Белгорода - комплексные памятники истории и культуры", 1975г., с. 149.
(7) С.И. Фёдоров "Центры городов Орла, Курска и Белгорода - комплексные памятники истории и культуры", 1975г., с. 33-35, 48.

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 20 Июл 2014 01:24 | Поправил: Kireev 
___Генеральный план застройки города, 1938 года.___
Разработан в: "Ленгипрогор".
Авторы: архитекторы А.М. Суборов, В.П. Яковлев; профессор В.А. Витман.
Утверждён: 23 ноября 1938 года.(1)


Перед нами - город, которого нет. И не потому, что он куда-то исчез или так сильно изменился, а просто потому, что - и не было.
Вот так, спустя 160 лет после утверждения правого в истории города генерального плана застройки, был разработан новый, второй по счёту, план застройки города.
Этому предшествовало то, что в 1937 году городу вернули статус областного центра (коим он не был последние несколько лет) в вновь образованной Орловской области. И сразу же жители города заметили перемены. Революционные годы нанесли инфраструктуре значительный ущерб, от которого Орёл оправлялся очень медленно. А с обретением статуса областного центра в город начали поступать значительные денежные вливания (которые до этого в больших объёмах отправлялись на развитие коммунального хозяйства Курска). Асфальтируются первые улицы, на них появляются первые светофоры, улучшается городское освещение и строится новая городская АТС. Впервые за 40 лет обновляется трамвай. Начинают строится 3-4 этажные жилые дома ("сталинки"). Во многом чувствуется, что город ждут значительные преобразования и перестройки. Но, дальнейшие военные события полностью перечёркивают все эти планы и разрушают только-только построенное. Генеральный план остаётся не реализованным.
Взгляните на схему. Очертания города можно узнать, разве что в центре Заводского и Советского районах, Железнодорожный район. Очень значительные изменения предусматривались по окраинам нынешнего Советского района.
Но, меж тем, в городе планировались значительные работы со сносом старого жилого фонда. С историческими памятниками вряд ли бы считались, если бы те мешали планам строительства. Так, допустим, к сносу предполагались здания городского магистрата и гимназии - старейшие здания города, дошедшие до наших дней.
Как бы то ни было - уникальная схема с городом будущего сохранилась. К сожалению, камерное тусклое освещения музейных помещений и отсутствие под рукой штатива не позволило сделать чёткую фотокопию.

И немного описания из литературы. В краеведческой литературе есть интереснейшие материалы о том, как город готовился к большим переменам... Ещё не подозревая, какими ужасными они окажутся...
>>>

Автор Kireev

Модератор 
#4 | Дата: 20 Июл 2014 01:49 | Поправил: Kireev 
>>>
глава из книги
Будущее Орла ясно и определенно. 1938 год войдёт в его историю, как год, в который была начата его коренная реконструкция. В последующие годы этой реконструкции он станет совершенно неузнаваемым. Значительно увеличится его территория, появятся новые улицы и площади с новыми многоэтажными красивыми домами, парки и сады, транспортные магистрали, мосты через реки, промышленные и коммунальные предприятия, культурные и бытовые учреждения.
Территория города будет расширяться, главным образом, за счет освоения нагорной части по левым берегам Оки и Орлика. Эта часть города увеличится в радиусе до 15 километров и станет центром его культурной и административной жизни. Здесь будут воздвигнуты огромное монументальное здание—Дома Советов, новый театр, гостиница, Дом Красной армии, Дом печати, большие жилые дома, школы. Заново отстроится Ленинская улица. На месте старых тесных домов появятся новые — четырех, пяти и шестиэтажные. Улица и примыкающий к ней Ленинский мост через Орлик будут расширены. В юго-западной части, в районе, так называемого, «Дворянского гнезда» возникнет прекрасно оборудованный парк культуры и отдыха со стадионом и различными увеселительными и спортивными сооружениями.
С площади имени Карла Маркса снесут здание быв. городской думы и индустриального техникума. Она станет вдвое просторнее и свяжет три главных уличных магистрали — Московскую, Ленинскую и Комсомольскую.
Большая транспортная магистраль разгрузит центр от все возрастающего движения. Она пройдет вокруг центра широким, так называемым, зеленым кольцом с улицы Горького через Орлик по новому мосту на 2 Пушкарную, отсюда на 3 Посадскую, затем пересечет улицу Сакко и Ванцетти и Комсомольскую, выйдет через улицу Карла Либкнехта к Оке, по новому мосту через Оку пройдет на Рабочую, пересечет Курские улицы, по Старой Московской снова выйдет к Оке в районе заводов им. Медведева и №5, по второму новому мосту выйдет на улицу 8 Марта, а отсюда— снова на улицу Горького. Это кольцо будет представлять собой красивую замкнутую улицу шириной в 80 метров, застроенную 4 и 5 этажными домами, богато озелененную.
Новый трамвай будет ежедневно перевозить по зеленому кольцу десятки тысяч пассажиров.
Большая плотина через Оку на много обогатит город водой. Она поднимет уровень Оки и Орлика в районе города почти на два метра. В далекие времена Ока была судоходной рекой, и когда-то Орел имел свои пристани, у причалов которых останавливались пароходы [про пароходы автор немного преувеличил - Kireev]. В недалеком будущем снова встретит первые пароходы, пришедшие с низовья Оки., Проблема судоходства в верховьи Оки будет положительно разрешена после окончания грандиозного гидросооружения в районе Калуги.
Все основные работы по реконструкции города будут осуществлены в самое ближайшее время, уже в 1939 году в городе будут построены семь многоэтажных жилых домов, в общей сложности на 584 квартиры. Начнется строительство театра драмы и кинотеатра, сооружение нового моста через Оку для транспортной магистрали, постройка большой плотины. Полностью будут заасфальтированы Ленинская, Московская и Комсомольская и частично Октябрьская. Тургеневская, улица Горького н Покровского. Начнутся планировка и озеленение площади будущего парка культуры и отдыха.
Можно с твердой уверенностью сказать, что в третьей пятилетке Орел примет облик достойный цветущего, подлинно социалистического города.
Город родился в глухой древности. Он пережил уже несколько веков, памятных великими бедствиями и гонениями. Его разоряли татарские орды, польские банды, громили царские опричники, давили железной пятой самодержцы, дворяне, капиталисты, чиновники, купцы. Его жизнь в прошлом была худосочна, немощна и бедна. Только советская власть помогла ему отряхнуть с себя все старое, гнетущее, мешающее расти
и развиваться, только в наши дни в великую ленинско-сталинскую эпоху, началась его полнокровная, цветущая молодость.(2)

глава из книги
... В середине 30-х годов начались градостроительные работы в Центрально-Черноземной области, в которую входил тогда г. Орел.
В 1937 г. из нескольких районов Курской, Воронежской и Западной областей была образована Орловская область. Это создало благоприятные условия для развития промышленности, городского хозяйства, жилищного и культурного строительства в областном центре, которым стал город Орел.
Возникла необходимость введения планового начала в городскую застройку, которая производилась по исторически сложившейся в конце XVIII в. сетке кварталов. С этой целью были проведены изыскательские, проектно-планировочные и технико-экономические работы и в 1938—1939 гг. составлена генеральная схема планировки г. Орла.
Этот важный градостроительный документ имел большое значение потому, что после регулярного плана 1779 г. он был первым в истории Орла проектом, определявшим перспективное развитие города.
Население Орла в 1937 г. составляло 120 тыс. человек. По генеральной схеме планировки на первую очередь строительства (к концу третьей пятилетки) рост населения намечался до 170 тыс., а па весь проектный срок — около 25 лет — до 270 тыс. человек. В то время Орел занимал территорию в 1811 га; проектом же отводилось для перспективных нужд города 5545 га.
Генеральная схема планировки г. Орла предусматривала организацию нового общегородского центра на высоком левом берегу р. Оки, так как уже тогда стало очевидным, что старый центр, находившийся на месте теперешней Театральной площади, не отвечает требованиям быстрорастущего города.
Выбор места для новой центральной площади был произведен с учетом ее расположения в регулярном плане 1779 г., проектная сетка которого в основном сохранялась, и, кроме того, обосновывался возможностью реконструкции площади, называющейся теперь сквером им. Гуртьева.
До 1917 г. здесь был плац для строевых учений Орловского кадетского корпуса. В советское время этот квартал между двумя улицами также использовался для военных занятий, теперь на этом месте сквер и выстроены новые здания. Часть площади, выходившая к ул. Горького, была занята зданием Петропавловского собора, разрушенного немецко-фашистскими захватчиками, на месте которого построена областная библиотека им. Н.К. Крупской.
Новая площадь имела конфигурацию огромного вытянутого прямоугольника (180x415 м) с небольшим уклоном поверхности в сторону р. Оки.
Главной архитектурной доминантой нового центрального района в проекте являлся Дом Советов, расположенный в наиболее возвышенной части города, хорошо обозреваемый с площади и имевший выразительный объем здания.
Существующие еще и сейчас вековые деревья, окружавшие собор и военный плац, предлагалось сохранить по границам площади, оставив свободное пространство только перед главным фасадом Дома Советов.
Для проектов реконструкции городов и их общественных центров периода 30-х годов были характерны попытки некоторых архитекторов заменить крупные культовые сооружения прошлого зданиями нового типа и назначения. Эти попытки нельзя считать удачными, если в результате оказались поврежденными или безвозвратно погибли ценные памятники русской архитектуры.
В структуре общегородского центра Орла по проекту 1939 г. имелись особенности, характерные для проектов того времени: построение архитектурно-планировочных композиций по осям симметрии, раскрытие видовых перспектив на главные здания, сплошная периметральная застройка площадей и кварталов.
В соответствии с этим планировка и застройка центральной площади Орла была подчинена строгой оси симметрии, которая проходила по направлению входной аллеи городского парка и заканчивалась у реки. Эта замкнутая композиция не имела органической связи с окружающим ее пространством И группой меньших ансамблей, в которые входили такие общественные сооружения, как оперный театр, библиотека, музей, Дом техники и др. Все они существовали в проекте сами по себе, и разобщенность их особенно подчеркивали направления основных транспортных связей с правыми берегами рек Оки и Орлика, по ул. Ленина, через Пролетарскую гору и новый мост к ул. Дзержинского.
Таким образом, кроме неоправданно больших размеров центральная площадь в Орле имела недостаточно удобную связь с окружающими ее районами.
Проект предусматривал развитие города, по уже определившейся радиально-кольцевой системе. В природных условиях Орла проблема движения городского транспорта вызывала много затруднений. Намечалось сооружение большой кольцевой транспортной магистрали, которая должна была в полосе зелени шириной 80 м обойти весь центральный район города и принять движение с выходящих на нее улиц. Недостатком этого предложения было то, что строительство такой магистрали требовало огромных затрат на снос существующей застройки и инженерные мероприятия, но при этом городской центр все же не получал хорошей связи с периферийными районами.
Несмотря на отмеченные недостатки, генеральная схема планировки г. Орла 1939 г. представляла собой значительное явление как проект перестройки города, составленный впервые после регулярного плана Орла, выполненного в конце XVIII столетия. Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. помешала осуществлению первого проекта перестройки Орла, созданного при Советской власти.
Проектные материалы генеральной схемы планировки г. Орла в течение многих лет считались безвозвратно утраченными во время войны 1941 — 1945 гг., но недавно автор данной книги обнаружил часть из них и передал на вечное хранение в Государственный архив Орловской области как редкие градостроительные документы истории Орла советского периода. Некоторые чертежи и материалы по инженерной геологии и геодезической съемке этого проекта представляют большую ценность и сейчас, так как могут быть использованы при дорогостоящих работах по инженерной подготовке городских территорий.(3)

(1) С.И. Фёдоров «Архитектурные образы Орловщины», 1982г., с. 112.
(2) С. Беляков "Орёл", 1939г., с. 125-128.
(3) С.И. Фёдоров "Орёл", 1969г., с. 60-64.

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 29 Июл 2014 02:26 
Фото к предыдущему комментарию о генплане 1939 года. Центральная часть города.

Автор kvito

Участник 
#6 | Дата: 29 Июл 2014 03:44 
Kireev
К сожалению, камерное тусклое освещения музейных помещений и отсутствие под рукой штатива не позволило сделать чёткую фотокопию.

В моём случае тусклое освещение и отсутствие штатива компенсировалось чуть более продвинутым фотиком. Будь фотик ещё круче или свет ярче, не думаю, что можно было бы вытянуть из представленной в музейном альбоме фотокопии намного более чёткое изображение.



Оказывается традиция традиция доверять разработку градостроительных проектов иногородним организациям, которые совершенно не знают Орла, зародилась очень давно. Не удивительно, что ни один из прежних и нынешних проектов не реализованы.

Автор vasses

Участник 
#7 | Дата: 29 Июл 2014 08:38 
На аллейке возле Южного рынка напротив магазина Рыболов заложен геодезический маркер ЛЕНГИПРОГОР. Наверняка такие есть еще по городу.

Автор Kireev

Модератор 
#8 | Дата: 30 Июл 2014 02:14 | Поправил: Kireev 
kvito, спасибо! Предчувствовал, что у Вас могут быть более лучшие фотки из музея. Помогайте ими, если что.
Ну а ниже - рассказ об ещё одном не реализованном генплане.
vasses, ленинградцы нас не одно десятилетие строили.

Автор Kireev

Модератор 
#9 | Дата: 30 Июл 2014 02:30 | Поправил: Kireev 
___Планы застройки города, 1944 - 1947 годы.___

Панорама центральной площади города Орла.
Разработан в: "Гипрогор".
Авторы: архитектор В.П. Микучанис.
Составлен: 1944 год.

Генеральный план застройки города Орла.
Разработан в: "Гипрогор" (совместно с эвакуированным из Ленинграда в Москву институтом "Ленгипрогор").
Авторы: архитектор В.А.Гайкович (часть работ по проектированию в Орле - совместно с Н.В. Кашкадамовой).
Утверждён: 22 июня 1945 года.

Детальный проект центральной площади.
Разработан в: "Государственные архитектурные мастерские".
Авторы: профессор В.Г. Гельфрейх; архитекторы: В.А. Гайкович, Ю.В. Щуко.
Утверждён: 1946г.

Детальный проект городского центра.
Разработан в: "Государственные архитектурные мастерские".
Авторы: профессор В.Г. Гельфрейх; архитекторы: В.А. Гайкович, Ю.В. Щуко.
Утверждён: 1947г.

Итак, осуществить большую перестройку города по предвоенному генеральному плану не удалось из-за начавшейся войны.
После неё застраивать город по этому довоенному плану уже не стали. Сменилась экономическая ситуация в стране, промышленность и т.д.
Война ещё не была окончена, а проектными институтами Москвы и Ленинграда начали разрабатываться проекты восстановления крупных разрушенных городов. Орёл был одним и первых таких городов, для которого, в кратчайшие сроки был разработан и утверждён новый генеральный план. Уникальные фотографии тех проектов имеются в краеведческой литературе и мы увидим их ниже.
А перестроить город намечалось не слабее идей предвоенного плана. И особенно — центральную его часть. Стрелка, сквер Танкистов, улица Ленина, площадь Победы (Ленина) — предполагались к самым масштабным переменам.
Лично у меня большое восхищение вызывает проект площади Победы. И одновременно чувство досады, что он не был реализован. По архитектуре площадь должна была выглядеть в едином стиле (а не как сейчас). В основном, это были новые, 4-5 этажные здания в стиле «сталинского» ампира. Красивый и выразительный Дом советов — авторская работа(!), а не типовой проект, повторенный в десятках других городов страны, который мы видим сегодня. Напротив Дома советов — высокая, доминирующая над центральной частью города, стела (шпиль), знаменующая Победу. По бокам от стелы - широкие гранитные лестница, спускающиеся к реке и видовой площадке. Не один архитектор отмечал такую идею раскрытия видовой панорамы с центральной площади — очень удачным замыслом. Но вместо этого перспектива на реку была застроена непримечательными жилыми и административными зданиями. В довершение ко всему утвердили проект и конечно построили — типовое здание театра в минималистическом стиле 1970-х годов (многими отмечаемое, как ужасно не красивое и чуждое на площади).
Вот так, можно сказать во второй раз, планировали планировали да ничего толком не реализовали. Теперь, правда, не война помешала.
От принятия этого генплана и до борьбы с архитектурными излишествами оставалось примерно 10 лет. Не много крупных зданий в Орле успели построить. А те что построили и до наших дней являются украшением центральной части города. Если внимательно посмотреть на фотографии проектов, то мы сможем увидеть, что из всего намеченного комплекса площади Победы успели (чудо, но успели) построить здание — Главпочтамта. Оно хорошо видно на фотографиях. Вот в таком едином стиле зданий и должна была выглядеть наша центральная площадь.

Собственно, ниже те самые виды — города, которого нет. Спасибо товарищу Фёдорову , за то, что когда-то опубликовал их в одной из книг и передал в ГАОО и краеведческий музей.
На одном из планов центра легко угадывается контур здания бывшего Кадетского корпуса. Его загадочную послевоенную судьбу мы уже ранее обсуждали.



^панорама 1944г.

>>>

Автор Kireev

Модератор 
#10 | Дата: 30 Июл 2014 02:51 | Поправил: Kireev 
>>>
И строки из литературы от одних из самых известных архитекторов послевоенного Орла.

«... Разрушенному городу как можно скорее нужна была принципиальная схема решения генерального плана, так как работы по восстановлению Орла на­чались буквально на следующий день после его осво­бождения. «Ленгипрогор» провел большую работу, затратил много сил, чтобы ускорить разработку та­кого градостроительного документа. Месяцами в весь­ма неприспособленных помещениях работали и жили проектировщики во главе с автором проекта генпла­на Гайковичем и ведущим архитектором Кашкадамовой Ниной Васильевной. А результатом такой сла­женной творческой деятельности была схема прин­ципиального решения, во всех инстанциях согласо­ванная уже к концу 1944 года, что позволило не всле­пую вести работу по застройке города, но с учетом перспективы его развития.
В июне 1945 года генеральный план города, разра­ботанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР. Это был первый генплан, утвержденный правительством по городам республики, которые подверглись разруше­ниям немецкими оккупантами. Следует сказать,что заложенную в этом первом послевоенном генплане горо­да идею трех площадей, исключительно интересную в градостроительном отношении, пока полностью не уда­лось провести в жизнь. Организация центральной пло­щади в Советском районе на самом высоком месте го­рода дала возможность создать запоминающийся и ин­тересный облик центра. Вести работы по восстановлению приходилось в исключительно тяжелых услови­ях. Не было людей, не было материалов, транспорта и особенно леса, которого требовалось большое количе­ство, а чтобы заполучить его, нужны были колоссаль­ные усилия. Каждая доска ценилась буквально на вес золота. Для заготовки направлялись бригады на дли­тельное время в лес во главе с ответственными работ­никами горкома, горисполкома. В подвозке бревен использовалась проложенная немцами узкоколейка в Болховский район, которую они не успели уничтожить. Главный инженер горкомхоза Бирюков, специалист, демобилизованный из армии на восстановительные ра­боты, был занят по 12—14 часов в сутки и в основном занимался вопросом заготовки леса. Он не знал ника­ких выходных дней. Так в те годы работали все. Засе­дания горисполкома, любые совещания проходили толь­ко поздними вечерами и нередко заканчивались под утро. Поздно вечером, ночью, возвращаясь домой, шли по центру улицы, потому что идти вдоль разрушенных фасадов зданий было небезопасно из-за хулиганства, а также падения кирпичей с разрушенных стен.
Дрова, уголь, керосин, жилье, питание, одежда — вот с этими жизненными вопросами беспрерывно обра­щались в горисполком жители, а еще нужно было ре­шать глобальные задачи по восстановлению разрушен­ных объектов, которые и решались на вечерних и ноч­ных заседаниях.
Очень тяжелое положение было с электростанцией, которой в городе не было. Питание электроэнергией велось за счет паровоза, часто остававшегося без топ­лива. Перерывы в электроэнергии были беспрестанные. Работали и жили при коптилках и керосиновых лам­пах, которые нигде не продавались.
Главными объектами строительства первых лет после освобождения были промышленные объекты, электро­станция, относительно меньше подвергшиеся разрушению небольшие двухэтажные дома, возведение деревянного моста через Орлик на продолжении Ле­нинской улицы, реконструкция и восстановление быв­шего Дома учителя по Ленинской улице под драмтеатр и интенсивная разборка завалов. ...»
________________________________
Б.В. Антипов, «Из прошлого», 2002г.

глава из другой книги
Восстановление г. Орла.
Далеко на западе еще шла война, советские войска добивали врага на его территории, а на всей освобож­денной русской земле уже начались работы по восстановлению разрушенных фашистскими оккупантами го­родов, сел и деревень.
Со светлого, счастливого дня освобождения г. Орла открылась новая страница его многовековой летописи.
Местный архитектор-поэт взволнованно писал о род­ном Орле:
«...город не умер, он жил в улыбке
Ребенка с цветами в руках,
И в радостном первом голосе скрипки,
В надежных и крепких словах:
«Поднимем город родной из развалин!»
Буквы в метр высотой
Шагали по рваным стенам вокзала,
В город входили со мной...
» [И.А. Иванов]
Победоносное окончание войны с фашистской Гер­манией вселило в советских людей еще больший патрио­тический подъем, который помогал им преодолевать трудности восстановительного периода. Население ак­тивно участвовало во всех мероприятиях по налажива­нию нормальной жизни в городе.
Коммунистическая партия и советское правительст­во, учитывая огромное значение быстрейшего возрож­дения городов, разрушенных врагом, в ноябре 1945 г. приняли постановление о восстановлении 15 крупней­ших и старейших русских городов: Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пско­ва, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. На это были ассигнованы необходимые средства и выделены строительные материалы. Этим государственным актом большой исторической значимости были созданы условия для скорейшего восстановления и реконструк­ции советских городов.
После первоочередных работ по налаживанию город­ского хозяйства и созданию удовлетворительных условий жизни населения освобожденных от врага городов встал вопрос о разработке для них генеральных планов. Эту большую и сложную работу необходимо было вы­полнить в кратчайший срок, так как без проекта, без твердой градостроительной дисциплины невозможно было бы правильно решить многосторонние вопросы капитального восстановления, реконструкции и нового строительства.
В новом генеральном плане г. Орла учитывались: исторический опыт проектирования и застройки многих русских городов; особенности рельефа местности, транс­портных связей, экономики, перспектив развития про­мышленности; рост населения и много других факторов, играющих важную роль в формировании сложного го­родского организма. Веками складывающееся лицо города, его архитек­турные памятники, природные условия, ликвидация разрушений, принесенных войной, и перспективы роста отразились в плане восстановления и дальнейшего раз­вития г. Орла.
В одном случае была необходима решительная ломка его исторически сложившейся планировки, если она вступала в противоречие с современными требова­ниями жизни и не представляла художественной и исто­рической ценности. В другом случае в генплане бережно сохранялся ценный исторически сложившийся архитектурный ан­самбль города, и в него вводились новые современные элементы, гармонирующие с памятниками архитектуры. Академик А. Щусев говорил о том, что важнейшей чер­той советского послевоенного градостроительства явля­ется стремление не только восстановить в кратчайшие сроки разрушенные города, но одновременно реконст­руировать их, бережно сохраняя в процессе реконструк­ции ценное художественное наследие, лучшие историче­ски сложившиеся черты планировки города. Одновре­менно решительно устраняются дефекты прежней пла­нировки и застройки. Именно с таких позиций рассмат­ривали архитекторы работу по восстановлению и рекон­струкции старейшего русского города.
Составление генерального плана г. Орла было нача­то Государственным институтом по проектированию го­родов еще во время Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.
Использовать в этой работе проект 1939 г. не представилось возможным, так как Орел был варварски разрушен оккупантами, в ходе войны совершенно изме­нились условия экономики строительства, создавался новый тип застройки, возникли новые расчетные нормы жилой площади, перспективы развития промышленности и роста населения.
Во время войны погибли довоенные ценные матери­алы по геодезической съемке города, технической инвен­таризации строений, многие проекты. Все это требовало по-новому оценить возможности развития города и ко­ренного пересмотра проектных предложений 1939 г.
В новом генеральном плане г. Орла исходным мо­ментом была необходимость максимального сохранения исторически сложившейся планировочной сетки улиц и кварталов, но в отдельных узловых пунктах плана намечалась значительная реконструкция сохранившейся застройки. Такая реконструкция нужна была для созда­ния архитектурно-выразительного центра города и его районных площадей — перед театром им. И.С. Турге­нева, перед железнодорожным вокзалом и около скве­ра на Комсомольской улице, где теперь Педагогический институт.

Проект нового центра г. Орла был выполнен в 1946 г. проф. В.Г. Гельфрейхом и архитекторами В.А. Гайковичем и Ю.В. Щуко. В нем развита архитек­турно-планировочная идея, заложенная в ранее утвержденном генеральном плане, согласно которой создава­лась взаимно связанная группа нескольких площадей и магистралей города. В нее входили Сквер танкистов, площадь перед драматическим театром им. И.С. Тур­генева и вновь создаваемая центральная площадь им. В.И. Ленина. Их соединяли ул. Ленина, маги­страль из двух улиц — Комсомольской и Московской, вновь прокладываемая улица между Новой площадью и Сквером танкистов. Таким образом, была задума­на сильно развитая планировочная система, в которую активно включались водные магистрали — реки Ока и Орлик.
В сочетании с запроектированными новыми мостами, озелененными и благоустроенными набережными все это представляло собой очень интересную и живопис­ную архитектурную композицию.
Треугольник площадей и магистралей охватывал ис­торический центр г. Орла на стрелке между этими реками. Однако новая общегородская административно-об­щественная площадь была вынесена на высокий левый берег р. Оки, откуда живописно раскрывался архитек­турный ансамбль. Проект центра намечал к сносу всю сохранившуюся после войны застройку в квартале между Пролетар­ской горой и Пролетарским переулком. Здесь были за­проектированы гранитные террасы и широкие лестницы, спускающиеся к р. Оке, а наверху, посередине площади перед Домом Советов — высокая колонна Победы, кото­рая видна почти со всех точек города.
>>>

Автор Kireev

Модератор 
#11 | Дата: 30 Июл 2014 02:52 
>>>
Кроме архитектурно-художественных достоинств это­го проекта в нем имелись и значительные недостатки. Прежде всего в проекте было мало уделено внимания экономике строительства, поэтому генплан и разрабо­танный на его основе проект центра г. Орла не позволи­ли осуществить намечавшиеся градостроительные пре­образования.
В составлении градостроительных документов почти совсем не участвовали местные архитекторы.
Заочная разработка проекта обычно вызывает не только большую потерю времени, но иногда не приносит и желаемых результатов из-за того, что иногородние проектировщики мало знакомы с местными условиями. Все это составило сумму причин, затормозивших фор­мирование нового общегородского центра.
В период 1950—1953 гг. было разработано несколько проектов Дома Советов для г. Орла. Из них наиболее интересны последний вариант проекта акад. архитекту­ры А.И. Гегелло, который близок к осуществленному, а также проект, разработанный проф. А.А. Зубиным, архитекторами А.С. Муравьевым и С.С. Ожеговым. Характеризуя определенный этап развития советской архитектуры, эти проекты, как и весь проект городского центра, представляет интерес для изучения истории ре­конструкции советских городов. Генеральный план 1945 г., проекты центра города и крупных администра­тивных зданий, выполненные известными мастерами советской архитектуры, сыграли важнейшую роль на первом послевоенном этапе восстановления и реконст­рукции Орла.
_____________________
С.И. Фёдоров, "Орёл", 1969г.


«... К глубокому сожалению, этот проект не был при­нят по тем же причинам, что и предложение раскрыть площадь Победы в сторону Оки. Город лишился воз­можности получить необыкновенно живописный, худо­жественно выразительный архитектурный ансамбль центральной прибрежной площади, равной которой едва ли можно было бы найти.
Прошло много лет, и в 1961 году в Орле был вы­строен Дом Советов по проекту, повторно применен­ному в городах Белгороде, Липецке, Пензе, Новгороде, Балашове, Арзамасе, Смоленске, Шахтах...
Как и в Орле, центральные площади этих городов оказались решенными по одной и той же симметрич­но-осевой планировочной схеме с островным располо­жением Дома Советов, памятником перед ним и периметральной застройкой. Широкое применение на рубеже 50 - 60 годов таких шаблонных приёмов планировки и застройки центральных площадей дало в итоге ничтожную экономию на проектировании, но лишило общественные центры многих городов периферии архитектурно-художественной выразительности. ...»
__________________________________________
С.И. Фёдоров «Очерки архитектуры Орла», 1991г.

Фотографии проектов и видов города из книг: С.И. Фёдорова, Б.В. Антипова и фондов краеведческого музея.

Автор Kireev

Модератор 
#12 | Дата: 10 Авг 2014 02:08 | Поправил: Kireev 
Хотел перейти на следующую дату, но нашлось ещё немного интересного материала по послевоенному генплану.

___"Генеральный план строительства Орла."___
Разрушенный немецко-фашистскими оккупантами старинный русский город Орел быстро возрождается. Благодаря огромной помощи Коммунистической партии и Советского правительства за последние годы в Орле восстановлено и построено более 1.300 жилых домов обшей площадью 120 тысяч квадратных метров, пятнадцать школ, одиннадцать больничных зданий; драматический театр и четыре кинотеатра; пять клубов, и Домов культуры. Тридцать тысяч квадратных метров улиц и тротуаров покрыто асфальтом, на улицах города посажено 50 тысяч деревьев.
В настоящее время в городе работают все предприятия, которые были разрушены оккупантами, причем многие предприятия расширены и оснащены современной отечественной техникой.
Сделано немало. Но в ближайшие годы предстоит выполнить еще больший объем работ, намеченных генеральным планом строительства и восстановления г. Орла. Генеральный план составлен Ленинградским отделением института проектирования городов под руководством архитектора В.А. Гайковича, а проект центральной части города разработан действительным членом Академии архитектуры лауреатом Сталинской премии профессором В.Г. Гельфрейхом совместно с архитекторами Ю.В. Щуко и В.А. Гайковичем.
Серьезным недостатком довоенного плана являлось отсутствие четко выраженного центра города, который не был архитектурно связан с отдельными районами. По новому генеральному плану центральная городская площадь намечена на месте разрушенных кварталов в Советском районе — при пересечении улицы Ленина с улицей М. Горького. С этой площади открывается живописный вид на реку Оку и заречные районы города. Организуемые районные площади — одна в Железнодорожном районе у сквера Танкистов и другая — в Заводском районе у здания драматического театра имени И.С. Тургенева, — композиционно свяжутся с главной площадью.
Главная площадь — площадь Победы — будет оформлена жилыми и общественными зданиями: Домом связи на углу улиц М. Горького и Ленина, комплексом жилых домов, расположенных на углу улиц Пионерской и М. Горького и Домом Советов, который займет центральное место на площади между улицами Ленина и Пионерской.
Здание Дома Советов будет четырехэтажным с приподнятой центральной частью, которая завершается шпилем. Над проектом Дома Советов работает действительный член Академии архитектуры СССР академик А.И. Гегелло. В текущем году техническая документация должна быть закончена и в 1953 году начнется строительство этого здания.
Со стороны реки площадь застраиваться не будет, все мелкие здания, находящиеся сейчас на склоне Пролетарской горы, подлежат сносу, а здание облисполкома передвинется в новый жилой квартал по Пролетарскому переулку.
Освобожденная от зданий территория будет озеленена и явится продолжением городского сада. Отсюда к берегу Оки будут проложены широкие лестницы с площадками - террасами. На площади предусматривается сооружение памятника в честь Орловско-Курской битвы.
Застройка площади Ленина в Заводском районе в настоящее время близка к завершению. Коробку бывшего здания горисполкома со стороны площади намечено использовать под здание финансово-кредитного техникума, а со стороны переулка и набережной реки Орлик — под здание Дома Союзов. Эту площадь украшает памятник В.И. Ленина, сооруженный по проекту скульптора лауреата Сталинской премии академика Н.В. Томского.
В Железнодорожном районе площадь будет оформлена четырехэтажным зданием гостиницы, Домом книги, расположенным по улице Сталина напротив, гостиницы, и жилыми домами. Центральное место на этой площади занимает сквер Танкистов, где установлена скульптура Танкиста (скульптор — М.Ф. Листопад).
Помимо этих основных площадей в городе будет создан ряд отдельных жилых и общественных центров на пересечениях главных улиц города. В частности, в Советском районе организуется площадь им. Гуртьева, на которой по проекту лауреата Сталинской премии скульптора Е.В. Вучетича будет сооружен памятник генералу Гуртьеву, погибшему в боях за г. Орел. Против городского сада в ближайшее время начнется сооружение здания областной библиотеки с хранилищем на 600 тысяч томов.
Большое место в генеральном плане города занимает озеленение. Под зеленые общественные насаждения будут использованы все сохранившиеся сады и скверы. Кроме того создаются новые зеленые массивы по берегам рек Оки и Орлика. К западу от центра города, в районе «Дворянского гнезда» проектируется устройство Центрального парка культуры и отдыха. Здесь намечается строительство городского стадиона и Дворца физкультурников со всеми необходимыми спортивными площадками.
До войны в Орле преобладала двухэтажная застройка в центральной части и одноэтажная — на второстепенных улицах и окраинах. По новому генеральному плану главные площади и улицы, как, например, улицы Сталина, Комсомольская, Ленина, М. Горького, Салтыкова-Щедрина, 7 Ноября и ряд других будут застроены домами в 3, 4 и 5 этажей.
Против завода «Текмаш» с улицы Сталина будет проложена на Привокзальную площадь новая улица, застроенная с одной стороны. Противоположная сторона не застраивается а представляет собой зеленый массив который намечено создать у здания клуба железнодорожников.
Реконструируется и улица Ленина. Все двухэтажные здания здесь надстраиваются на один-два этажа и объединятся в более крупные жилые массивы. При составлении генерального плана было пересмотрено размещение промышленных предприятий. Ряд предприятий, как, например, обувная фабрика, мясокомбинат и пивоваренный завод переносятся в специальные запроектированные промышленные районы.
Через реки Оку и Орлик будет проложено - несколько Мостов. Развернутся большие работы по обвалованию берегов, что обеспечит от затопления кварталы, расположенные вдоль рек. Ручей Ленивец на всем своем протяжении будет заключен в трубу, а вдоль него пройдет широкая улица.
Всё работы по осуществлению генерального плана рассчитаны на 25-лётний срок. Первоочередные работы по реконструкций и строительству города будут произведены в течение 7—10 лёт.
Через двенадцать лет Орел будет отмечать свое четырехсотлетие. К этому сроку в основном должно бить закончено - выполнение генерального плана. Мы можем с уверенностью сказать, что к этой дате Орел станет одним из красивых и благоустроенных городов страны.
Орловчане, как и все советские люди, воодушевленные решениями XIX съезда Коммунистической партии, исторический речью товарища И.В. Сталина, будут и впредь самоотверженно трудиться, чтобы сделать свой город еще лучше и краше, чтобы внести свой вклад в борьбу за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана.
__________________________________________________ ______________
Б. Антипов. Главный архитектор города Орла. "Орловская правда", 1952 год.


____________
1954 год.


____________________
Из коллекции С.И. Фёдорова.

Автор Kireev

Модератор 
#13 | Дата: 19 Авг 2014 01:51 | Поправил: Kireev 
___Проект планировки города, 1958 год.___
Разработан в: "Ленгипрогор".
Авторы: архитекторы А.М. Суборов, В.А. Гайкович.
Утверждён: 12 ноября 1958 года.

В дальнейшем вышел ещё целый рад планировок, касающийся отдельных городских районов и объектов. Всего с 58 по 67 годы вышло порядка двадцати основных проектов. Остановлюсь лишь на двух из них

Проект планировки жилого района Сталепрокатного завода
Разработан в: "Орёлгражданпроект".
Авторы: архитекторы К.Г Силабрам, Г.Т. Ракитин.
Утверждён: 1962 год.

Проект детальной планировки центра города Орла
Разработан в: "Ленгипрогор".
Авторы: архитекторы В.А Гайкович, З.И. Костко, Р.И. Хамецкий.
Утверждён: 22 сентября 1964 года.

Вот так. Можно сказать, предыдущего генплана, который, к слову, толком и не был реализован — хватило на десяток лет. Менялось руководство страны, менялись экономические и идеологические требования к строительству. И вот, уже те картинки, с заново отстроенным после войны городом, — остаются в прошлом. Введён тот известный пресловутый закон о борьбе с архитектурными излишествами в строительстве, начата разработка первых типовых панельных домов, рекомендованных для застройки в городах страны. И, конечно, тот послевоенный план уже было реализовать — не реально. Нужен был новый, соответствующий новым требованиям, основным из которых было — строить много, а не красиво. Одновременно с этим появляется и ещё один приоритет — больше внимания уделять застройки городских окраин и пустырей. Так в Орле появляются новые кварталы, застроенные одинаковыми, невзрачными кирпичными и панельными пятиэтажками, но в тоже время резко улучшающие сложную жилищную ситуацию в городе. Основные кварталы подобной застройки:
район сквера Гартьева (квартал 5 и 5а);
район строящихся б-цы им. Семашко и тубдиспансера (кварталы 290 и 291)
Комсомольская и улица МОПРа (кварталы 200, 201, 202)
Комсомольская, Комсомольский и Карачевский переулки (кварталы 203, 204, 205)
Комсомольская ближе к Карачевскому шоссе (кварталы 207, 208)
Комсомольская за шоссе чётная сторона (квартал 210)
в конце Комсомольской улицы нечётная сторона, у пер. Дарвина (квартал 258);
в конце Комсомольской улицы чётная сторона (кварталы 907 и 908)
улица Металлургов по обе стороны (микрорайоны 1 и 2).

И по традиции — немного из литературы и прессы. На этот раз из газет тех лет.

___Таким он будет___
Восстановление разрушенного войной Орла можно считать полностью законченным. Наступил период перехода от реконструкции отдельных центральных ансамблей к принципиально новым преобразованиям всей городской архитектурно - планировочной структуры,
«Большое значение, — говорится в Программе КПСС, — приобретают градостроительство, архитектура и планировка для создания благоустроенных, удобных, экономичных в строительстве и эксплуатации городов, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей».
Эти условия для населения таких старых городов, как Орел, создаются тем быстрее, чем успешнее и скорее происходит комплексная реконструкция исторически сложившихся планировки и застройки.
Утвержденный правительством генеральный план Орла предусматривает крупное жилищное строительство в основном на свободных территориях, а также выборочное строительство в существующих кварталах. Примерами первого может служить уже начатая застройка микрорайона № 1 по Московскому шоссе около Медведевского леса. Ко второму случаю относятся кварталы №№ 5, 5-а, 165, 258. Много новых благоустроенных квартир получили орловцы в этих жилых массивах. Еще больше будет квартир в проектируемых под реконструкцию и уже строящихся кварталах №№ 200, 201, 207, 290, 907 и других. На месте обширных огородов и ветхих одноэтажных домишек появились пятиэтажные многоквартирные дома, детские и лечебные учреждения, школы, магазины. В каждом случае реконструкции существующих жилых кварталов тщательно изучаются все преимущества и недостатки намечаемого строительства, определяется необходимость первоочередного и перспективного сноса строений.
Отечественная и зарубежная градостроительная практика показывает, что в некоторых случаях реконструкция существующей морально и физически устаревшей застройки экономически выгоднее освоения новых территорий за городом. Ведь последние требуют огромных расходов на прокладку всех видов инженерных сетей. дорог и усложняют транспортные связи удаленных районов с центром. Однако наибольшие трудности возникают при комплексной реконструкции общегородского центра с его чрезмерной переуплотненностью застройки и напряженностью транспортного и пешеходного движения на относительно небольшой территории. Центральные кварталы почти всех старых городов, как правило, прорезаны многочисленными улицами, переулками и проездами. При взгляде на городской план бросается в глаза резкое уменьшение размеров кварталов и сгущение сетки улиц от периферии к центру.
Это обусловлено веками складывавшимися композиционными приемами в планировке и застройке городов, когда центростремительные направления дорог, а затем улиц, определяли всю структуру городского плана. В наше, время архитекторы озабочены решением противоположной проблемы — направить транспортные магистрали в обход центра, по возможности за городскую черту. Ликвидация сквозного движения через центр и укрупнение кварталов, расчистка хаотической старой застройки и замена ее, где это допустимо, новой, прокладка инженерных сетей и создание здоровых условий для жизни и быта людей, — вот главные задачи, стоящие перед градостроителями при комплексной реконструкции городского центра.
Сейчас Ленинградский институт проектирования городов разрабатывает детальный проект планировки и застройки всего центра нашего города. В ближайшее время горисполком поручит Орловскому облпроекту проектирование комплексной реконструкции первых центральных кварталов, расположенных по улице Ленина и Володарскому переулку.
Некоторое представление о характере намечаемой застройки этих кварталов дает публикуемый сегодня фотоснимок макета. Сейчас мы продолжаем упорные поиски новых решений планировки и композиции застройки этих ответственнейших мест общегородского центра. Разумеется, это лишь поисковая, исследовательская часть той огромной творческой работы, которую предстоит выполнить коллективу орловских градостроителей. Горисполком и архитектурно - художественный совет города уже дважды рассматривали многочисленные варианты размещения жилых домов башенного типа, выполненные в процессе этих поисков нового, и считают наиболее подходящими для строительства следующие пункты города. Это квартал № 36 на правом берегу р. Орлика, угол улицы 7-го Ноября около нового здания типографии «Труд», предмостная часть правого берега р. Оки около нового универмага и швейной фабрики, в квартале № 207 на углу Комсомольской улицы и Карачевского шоссе и в новом микрорайоне сталепрокатного завода при въезде в Орел со стороны Москвы. Не исключены и другие варианты.
Недавно Госстрой РСФСР рассмотрел публикуемый макет и эскизные проекты реконструкции общегородского центра и разрешил нам строительство двух зданий повышенной этажности в квартале № 36. Что же представляют собой эти здания, как их принято называть, дома башенного типа? В нашем случае это здания в девять этажей, имеющие лифты и мусоропроводы, с квартирами, оборудованными всеми современными сантехническими устройствами, с удобными и светлыми комнатами хороших пропорций и балконами. Проект такого дома разработан Московским гипрогором и предусматривает применение прогрессивных строительных материалов и инструкций. Сметная стоимость одного квадратного метра жилой площади по данным проектного задания составит 106 рублей.
Проект позволяет применять мередиональную и широтную ориентацию дома, и очень удобен еще и тем, что, как и все дома башенного типа, занимает не очень большую площадь застройки.
Имеются варианты проектов с встроенными в первом этаже магазинами или кафе. В этом случае делается небольшая пристройка со стеклянными витринами. В отделке наружных стен могут быть использованы устойчивые красители и новые облицовочные материалы.
Опыт и техника орловских строительных организаций вполне обеспечат сооружение подобных зданий, поэтому высказываемые иногда сомнения в целесообразности их сооружения лишены оснований.
Во всех случаях жилые дома башенного типа позволяют создавать интересные архитектурно - выразительные композиции, открывающие неограниченные возможности в преобразовании облика всего города.

__________________________________________________ ___
С.И. Фёдоров (главный архитектор города Орла). 1963г.

>>>

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 19 Авг 2014 01:53 | Поправил: Kireev 
>>>
___Проект получает путёвку в жизнь.___
Орел, как один из старейших русских городов, имеет исторически сложившийся центр, который должен быть реконструирован с учетом роста населения и совершенствования всех видов его обслуживания, внедрения новых приемов планировки и застройки, обеспечивающих здоровые и удобные условия жизни, перспективы развития городского транспорта.
Эти вопросы нашли отражение в проекте детальной планировки общегородского центра Орла, разработанном по заданию горисполкома Ленинградским государственным институтом проектирования городов и утвержденном на днях исполкомом Орловского областного промышленного Совета депутатов трудящихся. Публикуемый здесь фотоснимок макета центрального района Орла дает читателю представление об этой большой и сложной работе.
Проектируемая территория занимает около 220 гектаров и охватывает весь исторически сложившийся центр города, часть Советского, Железнодорожного и Заводского районов и берега рек Оки и Орлика у их слияния. Общегородской центр Орла составляет три главные зоны: административная, включающая центральную площадь имени В.И. Ленина (на макете вверху слева), культурно-просветительная с Театральной площадью (в нижней части макета) и торгово-деловая со сквером Танкистов и расположенной северо-западнее его новой площадью (правая часть макета).
Подобное разделение зон произведено на основе существующих общественных зданий: Дома Советов, драматического театра имени И.С. Тургенева и центрального универмага. Таким образом, общественный центр каждого городского административного района органически входит в общегородской центр, составляя единое целое.
Кроме того, архитектурно-планировочное единство центрального ансамбля города подчеркивается тем, что все три зоны открываются в сторону рек Оки и Орлика, на берегах которых создается крупный зеленый массив и система пешеходных связей, представляющая в плане огромный треугольник, отчетливо видимый на фотоснимке. Такое решение позволяет наилучшим образом использовать живописные природные условия места.
Существенную часть проекта составляют предложения по реорганизации движения городского транспорта. Смысл их заключается в выводе транспортных потоков за пределы городского центра. Как известно, освобождение центра города от сквозного транспортного движения является одной из главных проблем современного градостроительства. Улицы и площади Орла, возникшие еще в XVIII веке, уже сейчас не отвечают возрастающим потребностям городского движения. Расчеты показывают, что развитие всех видов городского транспорта и увеличивающийся транзит требуют неотложного упорядочения движения. В общегородском масштабе большое значение будут иметь проектируемый обводной участок автодороги Москва— Симферополь и уже начавшееся строительство внутригородской кольцевой магистрали с новыми мостами на Оке и Орлике. Однако эти мероприятия не устраняют высокую транспортную нагрузку улиц в центре Орла. Поэтому в проекте предлагается изолировать пешеходное движение от транспортного; обеспечить безопасность и удобство передвижения для населения и вместе с тем повысить скорости движения пассажирского транспорта. С этой целью намечается освободить улицу Ленина от всех видов транспорта и превратить в удобную, хорошо озелененную пешеходную артерию центра города, на которой разместятся основные учреждения, обслуживающие население.
В проекте предлагается проложить параллельно улице Ленина новую магистраль исключительно для движения пассажирского транспорта. Она должна пройти в основном через свободные внутриквартальные пространства и влиться в Полесский переулок и улицы Октябрьскую, Пионерскую и частично имени Горького (севернее библиотеки). Участок этой новой магистрали с автостоянками, расположенными в 100 метрах от улицы Ленина, хорошо виден в левой части фотоснимка макета. Это предложение обосновано в проекте точными расчетами ожидаемой транспортной нагрузки и пропускной способности магистралей центра и отвечает нормативным требованиям. Осуществление его отнесено к концу проектного срока — около 1980 года.
На левой стороне фотоснимка макета центра видна часть жилого микрорайона, который намечено создать на базе существующих кварталов на территории к западу от новой магистрали. Этот микрорайон, выходящий к левому берегу Орлика, будет единственным крупным жилым массивом в пределах центрального района. Предполагается, что существующие жилые здания на улице Ленина и в некоторых других пунктах центра постепенно преобразуются в будущие жилые дома гостиничного типа. Ожидается, что к 1980 году население общегородского центра не будет превышать 16 тысяч человек при норме жилья в 9 кв. метров на человека. В этом расчете учитывается естественная убыль жилого фонда и использование высвобождающихся и резервных земельных участков центра под строительство только общественных зданий, сооружений и увеличение площади зеленых насаждений.
К числу первоочередных объектов строительства отнесены новый драмтеатр на 1.200 мест (напротив Дома Советов), театр Ленинского комсомола и ТЮЗ (на базе существующего драмтеатра), башенные дома в 9—12 этажей гостиничного типа (отдельные группы их видны в средней части фотоснимка), кинотеатр хроники (в комплексе с существующим кинотеатром «Октябрь»), Дворец счастья, проектный институт, кафе-ресторан, крытый рынок и другие учреждения обслуживания. На стрелке между Окой и Орликом предлагается соорудить памятник-обелиск 400-летия Орла. Зеленый массив существующего городского парка, как зону отдыха, намечается реконструировать с расширением в северо-восточном направлении.
Крупнейшим сооружением первой очереди явится благоустройство набережных рек Оки и Орлика в комплексе со строящимся мостом и проектируемой плотиной в устье Орлика. Обвалование берегов рек, устройство лестничных сходов, пирсов и других сооружений надежно защитит прибрежные территории от затопления паводковыми водами, создаст условия для организации движения речного трамвая и явится ценным вкладом в благоустройство города. Должны быть хорошо оборудованы пляжи и спортивные трибуны водных станций.
На более отдаленную перспективу запроектированы два здания многоэтажных гостиниц, цирк (верхняя правая часть фотоснимка), планетарий (купол его виден на правом берегу реки Оки), кооперированный комплекс клубов и домов творческих организаций, выставочный зал и многое другое, что невозможно перечислить и описать в газетной статье.
С завершением проекта общегородского центра Орла мы получили программу комплексной реконструкции одного из самых ответственных мест города. Проект выражает смелые и прогрессивные градостроительные идеи, хотя некоторые его разделы еще нуждаются в дальнейшей углубленной проработке. Это естественно. Рассмотренный нами проектный материал есть лишь заявка на будущее. После выполнения эскиза застройки центра города не­обходимо приступить к раз­работке проекта застройки в первую очередь в береговой полосе и в центрах каждой зоны. Очевидно, целесообраз­но сохранить некоторые бу­дущие строительные пло­щадки в резерве, не спешить застраивать их во что бы то ни стало сейчас.
Многовековой градостро­ительный опыт учит, что ре­зервирование ответственных городских территорий слу­жит мощным фактором со­здания полноценной застрой­ки. Общеизвестно, что город нельзя запроектировать в со­вершенно законченном ви­де. Орел — растущий город, скоро он превратится в современный центр промышленности и культуры. Поэтому на каждом этапе его развития могут появляться новые элементы планировки и застройки.
В заключение хотелось бы отметить, что в этом году исполняется двадцать лет работы проектировщиков-строителей по восстановлению и послевоенной реконструкции Орла. В 1944 году, когда еще шла Великая Отечественная война, автор генерального плана Орла архитектор Владимир Альбертович Гайкович приступил к проекту реконструкции города. С тех пор руководимый им коллектив архитекторов проектной мастерской «Леигипрогора» сделал много полезного для преобразования нашего города.
Проект общегородского центра Орла, являющийся итогом этой плодотворно работы, получает путевку в жизнь.

_____________________________________________
С.И. Фёдоров (главный архитектор города Орла), 09.1964г.

К сожалению, схемы планировки целого города нет. Вот только так, фрагментами.

Автор Kireev

Модератор 
#15 | Дата: 23 Сен 2014 02:35 
___Генеральный план города, 1970 год.___
Разработан в: "Ленгипрогор".
Авторы: авторский коллектив
Утверждён: 6 января 1970 года.

Как видим, 12 лет прошло с момента утверждения предыдущего генерального плана, рассчитанного, между прочим, на срок в 20 - 25 лет. Так скоро разрабатывать новый генплан было несколько причин: тут и изменение экономической ситуации в стране и пересмотр строительных норм и требований. Но, пожалуй, одной из самых веских причин была - переход к новым методам застройки городов, к поточному типовому методу строительства. Проектные институты переходят к разработке принципиально новых схем развития городов. В самих этих городах начинают возводится домостроительные комбинаты, заводы ДСК, ЖБИ и т.п., а на улицах городов появляются первые панельные многоэтажные дома. Увеличивается тенденция к выносу нового строительства на окраины города, не застроенные места. Почти в каждом крупном городе появляются свои районы - "черёмушки". Конечно старые "сталинские" генеральные планы застройки городов уже никак не могли соответствовать новым требованиям застройки.
К сожалению, картографического и схематического материала по этому генеральному плану у меня практически нет, как нет и полной основной схему застройки города. Восполнить этот пробел постараюсь рядом весьма интересных статей, рассказывающих о том, каким видели наш город тогдашние архитекторы. Некоторые проекты были очень амбициозны и поражающие своими масштабами. И, конечно, опять приходится осознавать, что строить гигантские планы умели и тогда, а вот до реализации доходило чуть ли не в половину раз меньше.
Итак, обратимся к газетам тех лет. Не переключайтесь, будет интересно.

В первой статье мы увидим, каким видели архитекторы город Орёл в период 1970 — 2000 годы.

___"Завтрашний день Орла".___
Представь себя, читатель, жителем Орла в 2000-м году! Город почти с полмиллионным населением раскинулся на площади более ше­сти тысяч гектаров. Широкие улицы, кварталы совре­менных домов, многие из которых 12 — 14 — 18-этажные, новые мосты, подземные пешеходные переходы, много зелени. И ни одной дымящейся трубы. Дышится легко. На берегах Оки и Орлика пляжи, вокруг города — лесной пояс. Удобный скоростной городской транспорт быстро доставит вас в любую :зону отдыха, на любой завод.
Таким будет Орел через 20-25 лет, генеральный план застройки которого утвержден Советом Министров РСФСР.
На днях шестая сессия городского Совета обсудила ход выполнения этого плана. Докладчик зам. председателя горисполкома В.И. Бабкин сообщил депутатам, что уже сейчас сносятся ветхие здания на Володарском переулке. На их месте создается новая площадь, а рядом в скором времени строители приступят к возведению красивого Дворца культуры на 1.200 мест. Напротив него между улицей Сакко и Ванцетти и правым берегом Орлика решено разбить сквер. Соору­жается мост через реку Орлик, который освободит улицу Ленина от всех видов транспорта. На правом берегу Оки в недалеком будущем распахнут двери 192-квартирный девятиэтажный и че­тырнадцатиэтажный дома. В этом районе в дальнейшем возникнет комплекс зданий торгового и бытового назна­чения, центром которого явится Дом быта.
Генеральным планом в го­роде предусматриваются че­тыре района: Советский, За­водской, Железнодорожный . и Сталепрокатный. Каждый из них будет отличаться сво­ей архитектурно-планировоч­ной структурой, иметь обще­ственный центр, зону отдыха.
Большой объем работ намечен в Железнодорожном районе. Здесь, помимо много­численных зданий, предстоит разбить парк, ограниченный улицами Герцена, Советской, Дзержинского со спортивны­ми залами, площадками, летним кинотеатром, аттракционами. Новые парки будут со­зданы в Заводском районе и около жилгородка сталепрокатного завода. А за городом в живописных местах наме­чается построить оздорови­тельные комплексы.
В следующем году начнется реконструкция Ленинской улицы. Большинство зданий будет надстроено. В первых этажах домов разместятся магазины, кафе, предприятия бытового обслуживания. На месте ветхого здания, выхо­дящего на площадь Ленина, решено построить шестиэтажный филиал гостиницы «Россия».
Интересный ансамбль со­здается на Пролетарской горе. Справа и слева от строящегося театра появятся параллельные бульвары, кото­рые свяжут площадь Ленина с прибрежным парком. Здание горисполкома подлежит реконструкции. Пе­ред его фасадом создается аванплощадь. Вдоль левого берега Орлика намечено по­строить три 12-этажных жи­лых дома. На углу Почтово­го и Пролетарского переул­ков разместится 18-этажное здание гостиницы.
Быстрый рост населения Орла требует вести ускорен­ными темпами жилищное строительство. Сейчас жилой фонд города составляет 1,5 млн кв. метров. Генеральный план предусматривает дове­сти его до 4,2 млн. кв. мет­ров, что позволит обеспечить жильем в среднем до 12 кв. метров на человека.
В ближайшее десятилетие застройка будет вестись в свободной части города и за счет сноса ветхих зданий. Намечается закончить рекон­струкцию улиц Московской, Комсомольской, Пушкинской и Розы Люксембург. Там поднимутся новые современ­ные дома. В 1971 году реше­но возвести шесть 12-этаж­ных домов, а в 1972—семь. Они разместятся, главным об­разом, на улицах 7-Ноября и Розы Люксембург. В даль­нейшем несколько много­этажных зданий появится на улицах Горького и Черкас­ской, а также на правом бе­регу Оки. Интенсивно будет вестись строительство жилья в районе сталепрокатного за­вода и по Московскому шос­се до Медведевского леса. С будущего года прекратится строительство невыразитель­ных панельных домов. Их ме­сто займут здания новых серий, в которых значитель­но удобнее жить.
Широко намечено вести школьное, культурно-бытовое строительство. В Орле будет в два с лишним раза боль­ше, чем сейчас, общеоб­разовательных школ, пред­приятий общественного пита­ния, бытового обслуживания, поликлиник.
Быстрое развитие получит транспорт. На главных маги­стралях — Московской и Комсомольской улицах — ре­шено сделать подземные пе­шеходные переходы и раз­водки движения транспорта на разных уровнях.
В центре города создается малая кольцевая магистраль, которая пройдет по улицам Лескова, Розы Люксембург, Рабочему переулку, Первой Курской, Герцена, по мосту через Оку и улице Погранич­ной. Кроме того, появится большая кольцевая магист­раль, связывающая Совет­ский район с Лужками. Прокуровкой, микрорайоном сталепрокатного завода. В 1973 году должно быть за­кончено строительство объ­ездной автомобильной дороги протяженностью 26,5 кило­метра. .
С будущего года начнется строительство троллейбусной линии в Советском районе, маршрут которой пройдет по улице 1-й Посадской, мосту через Орлик, улицам Турге­нева, Лескова, Медицинской, Приборостроительной, Ок­тябрьской. В 1972 году пре­дусматривается продолже­ние троллейбусного движе­ния по Комсомольской ули­це, до автовокзала.
Дальнейшее развитие по­лучит трамвайный транспорт. Будут реконструироваться существующие линии, проло­жены новые, обновлен и улучшен подвижной состав. Намечено построить скорост­ную трамвайную линию, свя­зывающую сталепрокатный завод с Советским и Завод­ским районами. Изучается вопрос использования речно­го трамвая для перевозки на­селения, в зоны отдыха.
Городу ежегодно наносит большой ущерб наводнение. Нынешней весной, например, были затоплены свыше 1.400 жилых зданий и несколько предприятий. В связи с этим предстоит значительная рабо­та по сооружению набереж­ной, защитных дамб, дренаж­ных осушительных систем, плотин на реках Рыбница и Цон для регулирования сто­ка вод.
Отмечая большую проде­ланную работу по строитель­ству и благоустройству Орла, депутаты вместе с тем гово­рили с крупных недостатках в градостроительстве.
— Многие здания, особен­но из силикатного кирпи­ча, — сказал директор инсти­тута «Орелгипрогорсельстрой» В.А. Бунин, — имеют невзрачный вид. Можно ли улучшить их отделку? Опыт липецких строителей дает по­ложительный ответ на этот вопрос. Там дома выглядят нарядными и веселыми. До­стигается это за счет так на­зываемого декоративного спо­соба кладки наружных стен. Сделана попытка ввести эту кладку и у нас. Но работы были выполнены небрежно, без- соблюдения технических правил, в результате дома получились серыми, хуже, чем при обычной кладке.
Начальник областного от­дела по делам строительства и архитектуры Б.В. Антипов с тревогой говорил о том, что с каждым годом уменьшается количество сдаваемых домов с оценкой «хорошо». В ряде мест на низком уровне реша­ется художественное оформ­ление строений. Тов. Анти­пов ставит вопрос о том, что городу нужен главный ху­дожник.
Первый секретарь горкома КПСС А.П. Иванов подверг резкой критике проектные институты за низкий уровень проектирования, а строитель­ные организации — за мед­ленное расширение, базы до­мостроения.
С интересом было выслу­шано выступление депутата П.В. Казанцева, который го­ворил о проблемах благо­устройства города, о расши­рении в нем зеленого строи­тельства.
В прениях выступили так-же первый секретарь Завод­ского райкома КПСС. А.С. Хохлов, главный инженер управления «Орелстрой» Я.3. Каган, главный архитектор города Г.Т. Ракитин.
По обсужденному вопросу сессия приняла решение.


________________________________________
Н. Сафроненков, фото Б. Галкин; «Орловская правда», 04.1970г.

Страница  Страница 1 из 3:  1  2  3  Дальше » 
Краеведение orel-story.ru форум / Краеведение /
 Генеральные планы городов Орловщины

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [14 Ноя 2018 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх