| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Орел в фотографиях orel-story.ru форум / Орел в фотографиях /  
 

Аэрофотосъёмка Орла от времён ВОВ до спутниковых снимков XXI века

 
 
Страница  Страница 1 из 13:  1  2  3  4  5  ...  10  11  12  13  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 29 Дек 2010 01:25 | Поправил: Kireev 
Мы уже когда-то вели речь о этой съёмке. Но тогда тот сайт был не удобен, там требовалась специальная программа для просмотра.
Сейчас эти снимки доступны без всяких доп. програм. Да и плюс появилась возможность выбирать нажимая кнопки что мы хотим увидеть:
"карта" - просто современная карта местности
"ВОВ" - аэрофотосъёмка
"спутник" - нажав, можно увидеть современный спутниковый снимок с максимально точной привязкой к аэрофотосъёмке ВОВ.
Итак господа, жмём ссылку, ведём курсор от Москвы вниз до Орла и наслаждаемся (хотя картина там не из приятных) видом остатков строений города Орла. Может и обсудим чего. Меня там много заинтересовало.

http://wwii.sasgis.ru/fullmap/

Часами мог виртуально бродить по улочкам разрушенного города. Некоторые силуэты угадываются, а где-то удивляюсь, как всё изменилось. В целом планировка улиц в центральной части осталась прежней, но некоторые улицы, причём довольно широкие, просто сейчас не существуют, застроены. Мысленно представляю, что сейчас на их месте, можно ли угадать их в дворовых проездах. А бывает так, что улица исчезла, а некоторые старые дома по расположению ещё повторяют её контур. Но таких мало.
Тут и ж/д техникум, взорванный лишь частично и район кинотеатра "Родина", конечно район станции Орёл. Советский район, где так много изменилось с тех пор. Южные районы города, по которым сейчас так мало фотографий и информации.
Сравнивая Спутник и аэросъемку обратил внимание, что мелкие детали местности хорошо сохранились до наших дней в районах ж/д техникума, Монастырки, Курских улиц и Семинарки. Ж/д район виден особенно чётко. Особенно отметил два места: аэродром, где некоторые современные постройки и дорожки полностью соответствуют старым снимкам (очень интересно сравнивать) и район плодово-ягодных полей Ботаники, где сохранились тонкие древесные посадки, овраги и дорожки.

Как жителя южного района города очень заинтересовала интересная деталь на старом снимке. Это выделяющаяся дугообразная линия, которая начинается в районе современного ж/д переезда на Маслозаводском пер. Линия сначала идёт вдоль ж/д Орёл-брянск потом плавно начинает удаляться. Проходит в районе современных баз на Автовокзальной, ГИБДД, школы №16, пересекает Комсомольскую точно в районе современного перекрёстка с Авиационной и уходит дальше по трассе современной Авиационной в сторону аэродрома и заводов. Кончается вроде уже ближе к Карачевскому шоссе. Мне очень кажется что это ж/д ветка, но я никогда не слышал о ней и не видел на картах. А ведь переезд на Комсомольской, трамвай который туда уже дотянули к тем годам. В его подробной истории переезд не отразился. Но на ж/д ветку очень похоже. Ведь и сейчас от станции Кромской, через переезд на Маслозаводском так-же отходит подъездной путь. И так же начинает удаляться. Но вот заканчивается он не доходя до Автовокзальной на базе Орёлхолод (перед ГИБДД). Долго жмал на кнопки меняя картинки спутник / ВОВ, точно привязался к местности и оказалось, что эта мифическая ветка и вовсе проходила в районе Комсомольской, точно на месте моего дома. Теперь задался идеей найти хоть какие-то сведения о ней.

А как всё точно бомбили! Все мосты. Ещё поразило колличество воронок на территории аэродрома и то как искромсали станцию Орёл. Ведь такой известный факт, что при вторжении германских войск, они первым делом бомбили аэродромы и наши войска просто-напросто не могли поднимать самолёты в воздух для отпора их атак. Всё сходится.

Автор Sergius
Участник 
#2 | Дата: 29 Дек 2010 01:45 
Супер! Наложили на современную карту, теперь можно с точностью найти месторасположения различных объектов.

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 29 Дек 2010 02:10 
Погрешность там есть, но совсем чуть-чуть и порой незаметна.

Автор PanzerT35
Участник 
#4 | Дата: 29 Дек 2010 14:36 | Поправил: PanzerT35 
Цитирую: «...Гитлеровцы от Кромской железнодорожной платформы на Брянском пути провели к аэродрому ветку. По этой ветке они подавали составы с авиабомбами, снарядами и другими грузами. На разгрузочной площадке аэродрома составы освобождались от грузов».
Источник: Мартынов М. М. ФРОНТ В ТЫЛУ. – 2-е изд. исправл. и доп. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1981. – 256 с., ил. ( на стр.62.)

Автор Sergius
Участник 
#5 | Дата: 29 Дек 2010 15:56 | Поправил: Sergius 
Странно, что никаких следов от этой ветки не осталось. Хотя если побродить по бывшей Кромской грузовой платформе то наверно можно что то найти, я видел там массу заброшенных и отрезанных путей. Кстати разделение путей происходит на Кромской товарной станции, а затем ветка проходит через Кромскую платформу.
Андрюх, станцию искромсали наши, а не гитлеровцы. На немцев она до последнего работала. Аэродром сильно исковеркан..но это снимки сняты в 1943 году, а известно, что немцы использовали аэродром под свои нужды, для чего клали железные настилы, которые потом находили при строительстве асфальтобетонной ВПП, вполне возможно, что и там тоже следы от советской дальней авиации. Воронки выглядят свежими. Вот мосты да..это работа гитлеровцев.

Покровский собор получается стоял вплотную в дороге, значит идя в универмаг мы частично идем по фундаменту храма..

Автор Kireev

Модератор 
#6 | Дата: 29 Дек 2010 22:16 | Поправил: Kireev 
PanzerT35
Воо, спасибо! Весомое доказательство в подтверждению к аэросъёмке. Значит это точно ж/д ветка.

«По следам немецкой ветки и Кромская платформа»

Тогда ещё пригородная Кромская платформа существовала в районе нынешнего Маслозаводского переулка в довоенное время. В то время ещё не было станций Цон и Кромской, а линия Орёл – Брянск тогда была двухпутной. Был на этом остановочном пункте небольшой перрон и маленькое деревянное здание вокзальчика, выполненное в характерном стиле ж/д деревянных построек того времени.
После революции, вокруг платформы, территория начинает застраиваться промышленными предприятиями и базами. И все эти заведения в старых справочниках указываются с адресом например: «Маслозавод» - Кромская платформа (без номера дома). Появился главный проезд к этим заводам с ж/д переездам, который позже стал называться «улица Кромская платформа (сейчас это Маслозаводской переулок). В послевоенное время число предприятий в том районе начало резко рости и все они опять же имели этот адрес. Так там сложился целый район предприятий и баз имеющих адрес просто «Кромская платформа». А со строительством после войны с двух сторон от платформы новых станций «Кромская» и «Цон» старый остановочный пункт со временем упразднили. Сохранилось только название промышленного района. Железнодорожный узел там образовывал множество подъездных путей, что по сути являлось товарной станцией. Современная станция «Кромская» расположена чуть дальше к центру города.
Впоследствии в районе начинают образовываться новые проезды: Маслозаводской, Пищевой, Кромской, Автовокзальная улица. И ближе к перестроечному времени большинство тех многочисленных предприятий закрепились за этими проездами. За ними они числятся и сейчас.
Но спасает историческое название «Кромская платформа» от полного забвения небольшая старая продуктовая база (РАЙПО «Единство») в глубине Автовокзальной улицы, которая единственная каким-то чудом сохранила адрес: «Кромская платформа, 12а». Это её нынешний юридический адрес.

Сама ветка, как писал выше, сейчас чётко идёт от переезда на Маслозаводском по трассе старой немецкой ветки и заканчивается на базе «Орёлхолод». Далее на пути следования в аэродрому я ничего не находил, хоть и живу в том районе и по всей её трассе в детстве гуляли множество раз, включая и район Авиационной ул. в сторону аэропорта. Хотя вот тот район интересен, там сейчас много складов, баз, предприятий. Зная о ветке надо там ближайшим летом погулять побольше.


На базе «Единство» бываю давно и часто. Ветка проходила через неё транзитом: от станции на «Орёлхолод». После 2005 на «Орёлхолод» перестали подавать составы. А в 2010 обнаружил что ветку начали разбирать в сторону Маслозаводского. На Единстве теперь о ней напоминают рельсы оставшиеся на месте маленького переезда и насколько вагонов-рефрижераторов используемых там как холодильники.
Разобрать ветку в сторону аэродрома могли не позже конца 50-х годов. В это время начали застраивать кирпичными пятиэтажками район вокруг школы №16. Хотя это только предположение.
А недавно на базе «Единсово» (та которая имеет адрес «Кромская платформа») нашёл небольшой заборчик состоящий из маленьких рельс узкоколейки. Длинный рельс состоит из двух кусков соединённых типовой накладкой. Долго пытался найти на них клеймо о дате производстве, но надписи сильно закрашены и заржавели. Но это дало повод полагать, что ветка изначально при немцах была узкоколейной и уже после войны для баз её перешили на широкую колею. Одно большое против. Если бы ветка была узкоколейной, немцам потребовалась бы большая работа по постоянной перегрузки грузов из составов разной колеи. Что очень и очень не выгодно. Тем более в суматошное военное время.


Ветка заходит на базу «Орёлхолод» и заканчивается тупиком. Разобрана в 2010 году.


От ворот базы Орёлхолод в сторону станции ветка проходит по базе «Единство» и далее в сторону станции. В 2010 здесь разобрана.


На пути к станции. Справа за кадром в нескольких десятков метров линия Орёл-Брянск. Сейчас ветка ещё идёт за спиной метров на 10 в сторону баз, а далее полностью разобрана.


Такая вот история. А ведь всё давно давно забыто.

Автор Kireev

Модератор 
#7 | Дата: 29 Дек 2010 22:37 
Sergius
Хотя наверное да. Немцы при первых бомбёжках разрушили город не так сильно. А при оккупации города пытались восстановить большую часть благ цивилизации. Об этом писали некоторые книги. Я ещё по детству помню, что нечто похожее на углубления в земле мы видели когда гуляли там по территории в 90-х. Но и предположить не могли, что это воронки авиабомб.

Автор xalimon

Участник 
#8 | Дата: 30 Дек 2010 00:24 | Поправил: xalimon 
kireev
Насчет станции Орел.
Оккупанты ее не тронули,это наши Соколы, перед наступлением 1943 года,насколько я помню в июне ,ее гокнули.Эскадрилия дальней авиации(имена летчиков известны)разбомбили важный узел-ж/д станцию Орел в пух и прах.. Использовались бомбы ,запрещенные конвенцией -1000(насчет веса ,я кажется, перестраховался 5000 тысяч килограмм).
Задание было выполнено-узел разрушен.
По словам очевидцев,город содрогался от взрывных волн...На виду остались скрученные рельсы, а вагоны были разбросаны по сторонам.

Автор LyHa

Участник 
#9 | Дата: 30 Дек 2010 00:55 
В это же время бомбили и станцую Семинарская, окончательно разрушив ее старый вокзал. По словам родственников, налет был такой сильный, что все местные прятались в семинарских оврагах, а вернувшись обнаружили разбитую станцию, дома.

Автор Sergius
Участник 
#10 | Дата: 31 Дек 2010 21:53 
Зачем бывший Елецкий вокзал то было бомбить..он же тупиковый был, а в другую сторону мост.
Kireev а ты имеешь ввиду товарную или пассажирскую Кромскую? Они в разное время построены были?

Автор Володя_95 4
Участник 
#11 | Дата: 1 Янв 2011 21:46 
Использовались бомбы ,запрещенные конвенцией -1000(насчет веса ,я кажется, перестраховался 5000 тысяч килограмм).
Про опытные 5 тонки читал ТМ вроде 70 х годов, бомбили ими, сбросили на станцию вроде пару штук. Однако это не самые большие бомбы второй мировой. Союзники на базу флота в Киле бросали и 10 тонки. Завалили вроде линкор у причала . Немцы его потом частично разобрали, остатки использовали после войны для строительства пирса.
Восточнее орла у немцев стояла какая то необычная прожекторная установка, единственная в своем роде. Пока наши летчики её не завалили несли очень большие потери. Бомбёжки станции как транспортного узла конечно были оправданны, на всю группу армий через Орёл шло снабжение...

Автор Sergius
Участник 
#12 | Дата: 1 Янв 2011 23:25 | Поправил: Sergius 
Но здание обязательно надо было разрушать? Все таки памятник архитектуры или ради пары десятков немцев ничего не жалко было? ФАБ-5000 за всю войну было всего 13 штук использовано. Единственный бомбардировщик, который мог дотащить эту дуру ПЕ-8 с открытыми створками бомболюка летел. В Орле все железные дороги разбомбить не составляло труда.

Автор Kireev

Модератор 
#13 | Дата: 2 Янв 2011 01:16 | Поправил: Kireev 
Тут конечно официальной информации маловато. Но пассажирская Кромская платформа там открылась ещё до революции и изначально путевого развития не имела. Хотя в начале 20 века уже могли начать прокладывать подъездные пути к заводам. И Кромская платформа уже стала по сути товарной станцией. Если есть стрелки и подъездные пути, то это уже означает - станция. Хотя до войны, то место всегда называли "Кромской платформой", а термин "станция", "полустанция", "полустанок" я не встречал. Сам перрон, как я писал выше, находился в районе Маслозаводского пер.
Нынешняя товарная станция "Кромская" построена уже после войны чуть в другом месте и именно от неё сейчас идут все подъездные пути той промзоны. Границы нынешней станции определены входными светофорами: у ж/д моста на Оке и возле Карачевского переулка.

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 2 Янв 2011 01:38 
«Рейхстаг».
Ещё в том районе интересует уже давно упомянутая тема с зданием именуемом в народе «Рейхстагом». А именно очень хочется узнать его год постройки, так как стоит оно там в одиночестве выделяясь среди панельных «хрущёвок»-пятиэтажек. Да ещё и сильно выпирает вперёд за красную линию улицы, явно как более ранняя постройка. Информация о дате его постройки была совершенно разная. Кто говорил что оно довоенное и там якобы был штаб ПВО когда вся территория занимаемая сейчас «хрущёвками», относилась ещё к территории аэродрома. Были версии, что это послевоенная «сталинка». Сейчас здание используется не под жильё, но по планировке очень на него похоже. Ещё запомнилось из детства, что в одном из двух входов-подъездов там были почтовые ящики.
И вот на аэрофотосъёмке вижу на Комсомольской в этом районе какое-то строения. Оно явно высокое (по сравнению с остальными тогда), так как отбрасывает приличную тень. Стоит оно на месте нынешнего «рейхстага» (Комсомольская, 320). Вон ж/д ветка из предыдущего обсуждения пересекает Комсомольскую (сейчас в районе Авиационной улицы), а рядом оно. Наложил два снимка: современный и старый с точным соблюдением масштаба и на обоих здания совпали в одной точке.
Откуда ещё такое «псевдоним» у него. Тоже загадка.

Автор Володя_95 4
Участник 
#15 | Дата: 2 Янв 2011 11:03 
Kireev
"Рейхстаг здание довоенной постройки. Год не запомнил, хотя где то видел. Там была то ли гостиница военных толи какой то штаб. На фото видно именно его.

Страница  Страница 1 из 13:  1  2  3  4  5  ...  10  11  12  13  Дальше » 
Орел в фотографиях orel-story.ru форум / Орел в фотографиях /
 Аэрофотосъёмка Орла от времён ВОВ до спутниковых снимков XXI века

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [14 Ноя 2018 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх