| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Орловский речной флот (теплоходы и др.)

 
 
Страница  Страница 1 из 7:  1  2  3  4  5  6  7  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 2 Май 2010 02:30 | Поправил: Kireev 
"ОРЛОВСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ"
На нашей красавице Оке снова появились прогулочные теплоходы. Чувствую что не так долго им осталось, уж очень они у нас старые. И как не грустно констатировать, но рано или поздно Ока в нашем городе снова потеряет судоходство (не беру в расчёт лодки и катера). И поэтому так хочется оставить воспоминания о них в истории. Собраны материалы многочисленных старых газетных статей, музея ТТУ, справочников и личные воспоминания.
Краткая история орловских теплоходов.
Идея сделать Оку в нашем городе вновь судоходной принадлежала известному в те годы в Орле человеку, заместителю председателя горисполкома Альберту Петровичу Иванову и начальнику горкомхоза Г. И. Державину. Первыми капитанами ведущими теплоход в наш город стали Г. И. Филин и В. С. Сипчалов.
Первый теплоход серии Москвич «М-21» был передан из Москвы в Орёл в 1971 году. Интересно, что из Москвы в Орёл теплоход плыл своим ходом. Сначала из Москвы его отогнали в Калугу, где он ждал весеннего подъёма воды. И вот при весеннем разливе реки, сразу как сошёл лёд, он своим ходом поплыл на Орёл. Капитаны сильно рисковали, ведь Ока от Калуги в верх по течению в сторону Орла была не судоходной. На пути пришлось разбирать все низководные мостики. За одни сутки пройти маршрут не успели, так как теплоход в районе Мценска натыкался на мели. К обеду следующего дня наконец-то доплыли до Орла. И уже 5 мая 1971 после 62-летнего перерыва на весенне-осенний период река Ока в Орле снова стала судоходной. Первый и единственный маршрут был таков: «Городской ПКиО – парк Ботаника». Стоимость проезда в одну сторону была 20 коп.
На реке Оке в районе Половецкой улицы был сооружён затон для стоянки и ремонта теплоходов и хоз. постройки для работников.
В 1970-х годах в Орёл прибыли ещё 4 теплохода «Москвич» и парк речных трамвайчиков стал состоять и 5 теплоходов «Москвич»:
М-21; М-184; М-228; М-251; М-267.
Эти теплоходы стали ежедневно работать на линии.
В 1986 году был приобретён ещё один теплоход, но уже другой серии - «Заря».
В начале 1990-х участок теплоходов, переживал тяжёлые времена из-за недофинансирования и резкого снижения объёма перевозок. В те годы был списан один теплоход М-228, остов которого лежал у затона на берегу аж до начала 2000-х годов. Но теплоходы продолжали ходить по Оке в период летней навигации.
1998 год. Теплоходами перевезено окало 60 тыс. человек.
1999 год. Детский билет в один конец стоит 1 рубль, а взрослый 4 рубля. Если плыть туда и обратно то 6 рублей.
В 2003 году проезд стоил 40 рублей.
В 2006 году впервые за 35 лет маршрут теплоходов был сокращён до: «Городской ПКиО - Лужковский мост». Взрослый билет по прежнему стоил 40 рублей. Теперь посадка и высадка пассажиров была только у парка культуры.
В 2008 году стоимость проезда составляла 100 рублей. На инвентаре имелись следующие теплоходы: М-21, М-184, М-251, М-267, «Заря». Из них:
один – свадебный;
один – для коллективных заявок;
один – для организации детских поездок;
два – линейных теплохода.
По заказу теплоходы обслуживают и чартерные рейсы. По договорённости они могут доплыть и до плотины ТЭЦ и в район деревни Гать и, если-бы не низкий мост в том месте, теплоходы могли-бы плавать и дальше в область.
В сезон летней навигации 2009 года особых изменений в работе орловских теплоходов не происходило. Открытие навигации прошло в торжественной обстановке с последующим бесплатным катанием пассажиров по Оке. Наибольший пик пассажиров приходился на июль месяц. Очень много пассажиров каталось на теплоходах в праздничные дни 9 мая и 5 августа. В 2009 году теплоход «Заря» был законсервирован в затоне теплоходов и на линию не выходил.
Открытие 39 навигации в 2010 году прошло 23 апреля. На церемонии присутствовал известный российский капитан Николай Литау. Из-за плохой погоды (утром даже выпал снег) церемония прошла не с таким размахом как в прошлом году.
Речные суда находятся на балансе нашего трамвайно-троллейбусного предприятия. Не знаю, правда или нет, но я слышал, что такое соседство - это единственный подобный пример в мире. Ну или уж в России точно. Будем надеяться, что и в последующие годы, как любят говорить работники ТТП, их «Трамвайно-троллейбусное пароходство» как и прежде будет радовать орловцев замечательными прогулками по водным просторам Оки.
Ещё интересная деталь. Наш теплоход «М-21», первым пришедший в наш город, был первым теплоходом этой довольно крупной серии «Москвичей». И во многих источниках я находил такие сведения, что принимать его в эксплуатацию приезжал сам Иосиф Сталин. В 2009 году этому теплоходу исполнилось 60(!) лет, а он до сих пор радует горожан прогулками по нашим речным просторам. Для сравнения наши автобусы и троллейбусы служат в среднем по 15-20 лет. Трамваи чуть подольше (самому старому линейному вагону сейчас 31 год).
Орловские теплоходы:
1. "М-21" *** год постройки в Москве 1949 *** в Орле с 1971 года;
2. "М-184" *** год постройки в Москве 1955 *** в Орле с 1976 года;0
3. "М-228" *** год постройки в Москве 1956 *** в Орле с 1973 года *** списан в середине 1990-х, утилизирован в 2000-х;
4. "М-251" *** год постройки в Москве 1957 *** в Орле с 1975 года;
5. "М-267" *** год постройки в Москве 1957 *** в Орле с 1973 года;
6. "Заря-118" *** год постройки в Москве 1975 *** в Орле с 1987 года *** утилизирован в 1990-х
7. "Заря-182" *** год постройки в Москве 1975 *** в Орле с 1986 года *** законсервирован с 2009 года.

KireevFoto2954

Автор sergey_sergeew
Участник 
#2 | Дата: 8 Май 2010 21:04 
Кое-что по теплоходам. У сотрудника выставочного зала по ул. Салтыкова-Щедрина,- Д.Назарова,-есть несколько орловских снимков 50-х годов, где на Оке и НА ОРЛИКЕ(!!!) запечатлены кораблики, по-видимому, большие катера с бензиновыми моторами, курсирующие по руслу. Корпус такого катера в "убитом" состоянии мы с двумя местными товарищами, видели в зарослях на беоегу реки Упы в Туле. Судно длиною метров 15-20, с силовой учстановкой посредине, на носу-закрытая палуба, а на корме позади рубки-открытая.
А ещё кто-то говорил, что в теперешнем здании ДСО "ТРУД" находилась лодочная станция...
Просил я у Назарова разрешения переснять фотографии, которые, кстати, снимал НЕ ОН,-а он "уселся на них, как курица на яйцах": "Вот вы все будете на них деньги делать..."(а ещё старше меня...тьфу!)
Так он и не дал...

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 9 Май 2010 00:44 
sergey_sergeew

Тоже слышал что-то подобное. Но более точно знаю, что у станции был прокат лодок и байдарок. О более мощных судах не слышал. Но это довольно интересно!

Автор sergey_sergeew
Участник 
#4 | Дата: 9 Май 2010 13:03 
Kireev
7. "Заря-182" *** год постройки в Москве 1975 *** в Орле с 1986 года *** законсервирован с 2009 года.


-Андрей, "Зари" было ДВЕ! Когда я работал в 1993-95 г. "рукойводителем" фотостудии "Этюд" Дома творчества детей, юношества и девушества Заводского р-на, мы с учениками как-то прогулялись берегом Оки от з-да "Живмаш", до Рабочего городка, выйдя на к/ст "з5-я школа". РазумееТСя, мы проходили и возле места базирования теплоходов. Я запомнил две "Зари": одна-стояла у берега, а вторая( "убитая" и без остекления,- была вытащена на берег рядом со списанным М-228( кстати, он списан не в середине, а в начале 90-х, т.к. к моменту нашего там появления, корпус его уже сильно заржавел).
Пару раз я видел в 90-х "Зарю" на ходу.
Негативы есть-только найти надо...летом поищу.Сейчас некогда.

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 3 Июн 2010 17:58 
sergey_sergeew

Интересная информация о двух теплоходах "Заря". До этого нигде не встречал таких сведений, да и сам не видел. Фотографий их хороших не так уж и много и поэтому сравнить какие-то детали сложно. Хотя и про тот списанный теплоход М-228 никогда не упоминали СМИ в своих статьях об этом виде транспорта. Найти информацию удалось только в более официальных бумагах.

Автор eleyna
Участник 
#6 | Дата: 24 Окт 2010 19:09 | Поправил: eleyna 
Оказывается, Ока (в районе Орла) перестала быть судоходной еще в 1909 году. "К упадку пристани привело и то, что в 1868 г. через Орел была проложена железная дорога. Купцы стали продавать свои барки, а предприимчивые горожане строили из них дома" (Краснощекова С.Д., Филимонова В.К. Краеведческие записки, вып. 8 Из сословной истории Орловской губернии. - Орел: издательство "Вешние воды", 2010. - с. 59) Ничего себе! Интересно, хоть один такой домик сохранился?
"Окончательный вердикт в отношении Орловской пристани городская дума вынесла в июле 1909 года: считаясь с состоянием судоходства по Оке ("сплавлялись 1-2 барки Г.И. Селихова, да и то не каждый год"), а также ввиду того, что судоходная депутация "уже много не функционировала", признать реку несудоходной. Г.И. Селиихову было предложено отправлять барки весной при естественнои подъеме воды". (Там же)
А я думала, что река стала несуходоходной гораздо позже.

Автор xalimon

Участник 
#7 | Дата: 24 Окт 2010 19:37 | Поправил: xalimon 
eleyna
На сколько я понимаю,назвать ее судоходной(Оку) в г. Орле можно с большой натяжкой(имеются ввиду тяжелогруженные баржи) ...Все всегда перевозилось,только в половодье.....Что это за судоходство)))),связанное со спускаемыми плотинами в период двух недель..Одно название!
Ж\Д сообщение естественно положило конец,этому "судоходству"(срок-две недели,плати за спуск запруд,волоки по мелководью...).

Автор Kireev

Модератор 
#8 | Дата: 24 Окт 2010 20:00 | Поправил: Kireev 
С 1971 года (прибытие первого прогулочного теплохода) Ока в черте города снова стала судоходной. Весной каждый год возле центральной спасательной станции проходит церемония открытия сезона навигации. В следующем году этот сезон будет юбилейным - 40-м.

Автор Elena
Участник 
#9 | Дата: 24 Окт 2010 20:36 
xalimon
Вы неправы.

Ока в Орле была главной водной артерией для сплава южнорусского хлеба как минимум с 17 века, особенно после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Воду "запирали" выше города и спускали ее вовсе не только в половодье, а несколько раз за лето.

Пшеницу и местного производства рожь, а также много чего другого доставляли в течение февраля-начала марта гужевым способом, складировали в амбары на правом берегу, затем насыпали в барки и начиналась судоходная кампания.

Массово белый хлеб приходил в Москву из Орла весь 17 и 18 век.

Пристань находилась под контролем правительства.
Судоходная орловская кампания была крупной корпорацией. Волоков по мелководью, о которых Вы пишите, не существовало, когда речь шла об орловской пристани.

Болхов имел отдельную пристань Крутогорье.

Ливны в основном возили хлеб во Мценск.

Крупной пристанью был Дешкин, который Екатерина даже определила как центр уезда. Правда, Дешикинская пристань была "съедена" орловской, болховской и мценской.

Автор Elena
Участник 
#10 | Дата: 24 Окт 2010 20:38 
eleyna
Барки служили 2 года. Затем они разбивались прямо на пристани и продавались. Об избушках из барочного теса пишет Тургенев в "Записках охотника".

Автор Elena
Участник 
#11 | Дата: 24 Окт 2010 20:41 
eleyna
в 1868 году наступила крупная оттепель зимой. В январе Ока неожиданно вскрылась, причем так, что разломала все пристанные сооружения. Их решено было не восстанавливать - нужны были большие затраты.

Потом тут был такой нюанс: многие пристани принадлежали частным лицам. Им было дорого.
Железная дорога в начале также была дорогим удовольствием. Лишь спустя несколько лет ее тарифы снизились, и перевоз хлеба по Ж\д перестал быть убыточным.
Это точные данные.

Автор Elena
Участник 
#12 | Дата: 24 Окт 2010 20:43 
xalimon
Огромное количество пустых барок из района Москвы и Нижнего Новгорода вели в Орел бурлаки. Для их прохода оставляли 10 сажен от берега. Бечевник шел по левому берегу Оки.

Автор xalimon

Участник 
#13 | Дата: 24 Окт 2010 20:59 
kireev
Я понимаю Вашу мысль.Наши речные трамваи -это красиво и они являются "карточкой"Нашего города.
Но,про судоходство лучше промолчать...Т.к наши морячки(теплоходы) не имеют официального статуса(полная самодеятельность) и т.д. И т.п.

Автор xalimon

Участник 
#14 | Дата: 24 Окт 2010 22:33 | Поправил: xalimon 
Elena
Мы расходимся в нюансах...
Я не спорю,что Орел был важным ,в транспортном отношении...тысячи подвод,поступали к нам с юга страны( с зерновыми)
Но ,с точки зрения,судоходства,это скорее "во прики"
Типа-начальная точка,где возможно плыть с трудом...

Автор aviatechnic

Участник 
#15 | Дата: 2 Май 2012 00:49 | Поправил: aviatechnic 
Игорь Иваныч

Тут останки Яка вроде не постили, но были ссылки на уже выложенные фотки.

Нашел у себя фото одного из экземпляров орловского транспорта. Теплоход "Заря"

Teplokhod Teplokhod_1 Teplokhod_2

20 апреля 2007.

Страница  Страница 1 из 7:  1  2  3  4  5  6  7  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Орловский речной флот (теплоходы и др.)

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 364 [8 Апр 2020 07:50]
Гости - 364 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх